Авторы: Вотинова Елена Григорьевна, Качан Любовь Геннадьевна
Должность: доценты кафедры дошкольного и начального образования
Учебное заведение: МАОУ ДПО Институт повышения квалификации
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Культурные практики в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Культурные практики в коррекционно-развивающей работе с
дошкольниками, имеющими ОВЗ.
Насколько обосновано использование культурных практик в работе с
дошкольниками,
имеющими
тяжелые
нарушения
умственного
и
речевого
развития?
Ответ
на
этот
вопрос
содержится
в
самой
психологической
характеристике детей этой категории.
Такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к
окружающему
предметному
миру.
Их
действия
не
ориентированы
на
физические
свойства
и
качества
предметов
и
остаются
на
уровне
манипулирования
ими.
Поэтому
их
обобщенные
представления,
очень
ограниченные,
касаются
только
тех
объектов,
которые
связаны
с
их
непосредственной деятельностью. В отношении других объектов их знания и
представления отрывочны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют. Эти
факты
отражаются
и
на
способности
социализироваться
в
обществе.
Самостоятельность
ребенка
дошкольного
возраста
неразрывно
связана
с
проявлением
его
инициативы.
Важность
такого
подхода
подчеркивают
следующие целевые ориентиры согласно ФГОС ДО на этапе завершения
дошкольного
образования.
Однако,
самостоятельность
дошкольников
с
нарушением интеллекта – это понятие относительное. Они могут освоить
социальные
и
практические
навыки,
достаточные
для
достижения
минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и
помощи в сложных социальных или экономических ситуациях, а в более
тяжелых
случаях
спо собны
выполнять
некоторые
э л е м е н т ы
самообслуживания при контроле со стороны.
Таким
образом,
использование
культурных
практик
может
способствовать формированию начальной культуры дошкольников с ОВЗ,
становлению
их
социальных,
нравственных,
эстетических,
физических
качеств. Также культурные практики являются мощным инструментом для
развития
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности
ребенка,
формирования
предпосылок
учебной
деятельности,
что
так
же
является
наиболее актуальным при работе с дошкольниками, имеющими нарушения в
интеллектуальном развитии [27].
Вовлечение
всех
детей
с
ОВЗ
в
разные
виды
деятельности
и
культурные
практики
будет
способствовать
развитию
норм
социального
поведения, интересов и познавательных действий:
1)
ребенок
овладевает
основными
элементарными
культурными
способами деятельности;
2)
активизирует
и
побуждает
инициативу
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности
–
игре,
общении,
поз навательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др.;
3)
побуждает
к
взаимодействию
и
выбору
участников
по
совместной деятельности (при видимом и невидимом руководстве взрослого).
Виды и задачи культурных практик с детьми с ОВЗ
1.
Игровая практика.
Задачи:
1.Принятие
партнера
по
игре,
выполнение
правил,
использование
известных предметов для игр.
2.Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития
нравственного и социального опыта.
3.Развитие желания играть в разные виды игр с различными детьми в
разных условиях, игровых центрах.
4.Использование театрализованных игр, игр на основе малых форм
фольклора и современной литературы:
–
игры
с
различными
видами
театров
(пальчиковый,
настольный,
перчаточный, бибабо и др.);
– игры и упражнения на узнавание героев;
– режиссёрские игры;
– игры-драматизации.
5.Использование
отобразительной
игры
(сюжетной),
как
способ
приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре, без которого
нельзя
обойтись
для
усвоения
социального
опыта.
Ребенок
участвует
в
совместных играх:
– игры с куклами;
– игры с игрушками-животными;
– игры с игрушками-транспортными средствами;
– игры с модулями;
– игры с предметами-орудиями бытового назначения;
– игры-подражания.
2.
Экспериментирование.
Задачи:
1.Привлечение
к
поиску
решения
вопросов,
поиску
правильного
действия.
2.Использование
в
деятельности
различных
свойств,
предметов
и
явлений.
3.Участие
ребенка
в
создании
предметно-развивающей
среды.
Стимулирует
проявление
любознательности
и
познавательного
интереса,
побуждает
к
принятию
решений,
опираясь
на
уже
знакомые
способы
действий и уже имеющиеся знания и умения, способствует обобщению уже
имеющегося опыта:
– эксперименты с водой (льдом, снегом);
– эксперименты с песком;
– эксперименты с бумагой и тканью;
– эксперименты с зеркалом;
– эксперименты со светом.
3. Проектная деятельность.
Задачи:
1.Совместный поиск практических решений, способов их реализации в
культурной жизни ребенка.
2.Вовлечение ребенка в поиск способа познания мира.
3.Формирование интереса к различным явлениям детской жизни.
4.Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи.
4.Познание окружающей действительности с помощью взрослого и
самим ребенком в активной деятельности. Ребенок обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания:
– проекты исследовательские;
– проекты по характеру содержания: включают ребенка и его семью,
ребенка и природу;
–
проекты
по
характеру
контактов:
осуществляется
внутри
одной
возрастной группы, в контакте с семьей.
4.Сенсорный и интеллектуальный тренинг.
Задачи:
1. Становление системы сенсорных эталонов через систему заданий,
преимущественно
игрового
характера
(цвет,
форма,
пространственные
отношения и др.). Сюда входят развивающие игры, логические упражнения,
занимательные
задачи
(«Угадай
какой
формы»,
«Собери
картинку»,
«Бумажные капельки», «Следы на песке, на бумаге», Салют из конфетти»,
«Третий лишний»).
2.Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением,
произвольностью
и
свободой
поведения
в
процессе
манипуляций
с
предметами.
3.Поиск способов использования предметов в деятельности. Взрослый
рассматривается как основной источник информации.
4. Развитие мелкой и крупной моторики:
–
и г р ы
с
п р и р о д н ы м
м а т е р и а л о м
( р а с с м а т р и в а н и е ,
экспериментирование, коллекционирование);
– игры с бумагой и бросовым материалом, тканью (рассматривание,
экспериментирование, коллекционирование);
–
игры
с
музыкальными
игрушками
(рассматривание,
упражнение,
прослушивание);
–
игры
с
песком
и
водой
(рассматривание,
экспериментирование,
коллекционирование);
– игры на выделение предметов из фона;
– игры на идентификацию предметов и движений;
– игры на развитие представлений о форме и величине;
– игры на развитие конструктивных умений [75].
5.Трудовая практика.
Задачи:
1.Воспроизведение конкретных трудовых действий индивидуально, в
парах, в малой подгруппе в групповом помещении и на участке для прогулок.
2.Проявление
интереса
к
труду,
наблюдение
за
трудом,
участие
в
посильной трудовой деятельности.
3.Предложения различных способов организации труда.
4.Совместный труд с взрослым и детьми.
5.Включение
в
необходимое
речевое
общение
с
другими
детьми,
проявление сопереживания, сочувствия и содействия.
6.Овладение знаниями о социальном мире:
– наблюдения за трудом взрослых в детском саду и дома;
– игры на подражание воспроизведение действий взрослых;
–
игры
с
использованием
материалов
М.
Монтессори
(«Вытирание
пыли», упражнения с рамками, «Переноска предметов» и т.п.);
– педагогические ситуации («Накроем кастрюли крышками», «Убираем
игрушки», «Чистим дорожку от снега» и т.п.).
6.
Альтернативное чтение.
В
силу
значительных
ограничений
вербальной
коммуникации
воспитанники
с
умеренной
или
тяжелой
умственной
отсталостью
оказываются
в
большой
зависимости
от
коммуникативных
партнеров,
поэтому
так
важно
научить
их
альтернативным
приемам
работы
с
различными
видами
доступной
информации.
Альтернативное
чтение
предполагает обучение детей следующим вариантам:
– «чтение» телесных и мимических движений;
– «чтение» изображений на картинках и картинах;
–
«аудиальное
чтение»:
слушание
аудиокниг
(литератур ных
произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
–
«чтение»
видеоизображений
(изображений
на CD-дисках,
видеофильмов:
отрывков
из
мультфильмов,
фрагментов
документальных
фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
– «чтение» пиктограмм.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение
кодированию
и
декодированию
визуальной
и
аудиальной
информации
способствует
развитию
социально-бытовой
ориентировки
дошкольников.
«Альтернативное
чтение»
интегрируется
с
занятиями
по
речевому
и
познавательному
развитию,
а
также
с
различными
направлениями
коррекционно-адаптационной работы. Оно тесно связано с логопедической
работой с детьми с умеренной умственной отсталостью.
Таким образом, все культурные практики представляют собой элемент
детской
деятельности,
процессе
которой
изменяется
и
развивается
сам
ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества.
В деятельности, как основном показателе результативности культурных
практик, проявляется новизна. Это может быть самостоятельный рисунок,
поделка, конструкция, игра, свойство предмета в ходе экспериментирования.
Иначе
говоря,
новизна
результата,
полученного
в
деятельности,
носит
объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в
жизни ребенка. В процессе создания нового формируется инициативность
ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе
материалов, правил для игры, собственное представление и выводы.