Напоминание

"Формирование представлений о семье у старших дошкольников"


Автор: Белых Анастасия Николаевна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф.Катанова"
Населённый пункт: Республика Хакассия. город Абакан.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование представлений о семье у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




п р ед ст а в л ен и й

Формирование

б а р ь ер о

в

представлений о

р и су н о к

семье у

б

л а го п р и я тн ы е

старших

о сн о

в е

дошкольников

с

т и р а н

и е

Аннотация: В

д етей

статье

зд е

с

ь

рассматривается

п отр еб н о сть

проблема

кото р ы е

формирования

в

о ш ли

представлений о

сем ья

семье у

тр етью

детей

кр а

й н е

старшего

д о ш кольн и к

о в

дошкольного

ф и г

у р

возраста,

д е

й с

т

в

и й

раскрываются

р од и т

е

л

е

й

механизмы и

ц в

е

т

и к

условия

ч лен о в

этого

в

ы д елен ы

процесса.

п р облем а

Ключевые

члены

слова:

д о ш к

о

л

ь

н

и ко в

семья,

в

р аж д еб н о сти

образ

буд у щ ей

семьи,

м а

л

е

н ь

к

и м

члены

ц вети к

семьи,

вр а

ж д еб н о с

т

ь

дети,

п р а

в

и льн ы е

родители,

с

в

о и х

взаимодействия

си л

а

х

между

су щ е

с

т

в

е

н н о

родителями и

и золи р о в

а

н н ы е

детьми,

п р ео блад аю т

забота.

а

в

т

о р ская

Актуальность

во сп р и яти я

заявленной

м у

ж ч и н а

темы

п р о блем а

продиктована

отсу т

с

т

в

и е

важностью и

м ать

значимостью

л

и ста

проблемы

п ято й

формирования

р азви ти я

представлений о

д о ш к

о

л

ь

н о го

семье у

ф и г

у р

детей

д е

т

е

й

дошкольного

ли б о

возраста.

го с

т

е

в

ы е

Семья –

в

о с

п р и я

т

и я

это

ку кол

фундамент,

р и су н к

е

основание

вы сту п и ли

нормального

о б р аз

развития и

зд есь

полноценной

и с

с

л

е

д о ван и е

жизни

р еали з

о вать

ребенка,

во ш ли

основа

б ы ть

его

д етей

безопасности и

д р

у г

о

м

благополучия. В

отд е

л

ь

н ы х

семье

с

т

р

у кту р ы

ребенок

о

т

с

у тстви е

обретает

с

т

и р ан и е

базисное

во ш ли

доверие к

х

а

р а

к

т

е

р н ы

людям, к

ч а

с

т

е

й

миру,

в

ы звать

уверенность в

в

ы з

в

а

т

ь

своих

н еблаго п р и ятн ы м

силах,

м еж д у

учиться

а

с

с

о ц и и р

у ю т

любить,

со п р яж ен о

понимать,

является

проявлять

р а

с

п олож ен ы

внимание и

ан н о

т

а

ц и я

заботу,

д аж е

быть

во ш ли

полезным и

п о

л

е

з

н ы м

ответственным.

д о ш кольн и ко в

На

р о

д и телям и

современном

у сло в

и я

этапе

с

о вм естн ы х

институт

с

е

м ья

семьи

зн ач и м ы й

оказался в

ли н и я

эпицентре

п р е

о б

л

а

д ан и е

противоречий

о

т

н о ш ен и е

современного

себя

общества.

ли н и я

Происходит

ч етверту ю

деформация

со в

м е

с

т

н ы х

семьи,

оч е

н ь

ее

б

л

а

г

о п р и я

т

н ая

ценностей,

ф о рм

структуры и

р и су н ках

даже

ли б о

форм.

д и стан ц и я

Семья

ви д о и зм ен яется

принимает

ф о рм ам и

новые

сем ьи

формы и

п р и зн а

е

т

существенно

р а

с

п олож ен ы

видоизменяется

б о

л

ь

ш е

по

в

с

т

р еч а

ю тся

сравнению с

в

о сп р и я

т

и я

традиционными

о б р етает

формами

п р е

д ставлен и й

которые

ч и с

л

а

были

ф и гу р

приняты

к

р а

й н е

во

ц в

е

т

о

м

времена

в

ы звать

предшествующих

с

о ставляю

т

поколений:

п р о

т

и во р е

ч и й

уменьшается

р а

з

в

и ти я

число

б р аке

семей, в

тела

которых

ц в

е

т

а

мужчина и

в

з

а

и м од ей с

т

в

и е

женщина

яр к

о

состоят в

ан н отац и я

законном

д е

й стви й

браке,

ч лен ы

распространены «

н е

б

л

а

г

о п р и я

т

н ы м

гостевые

д ей с

т

в

и й

браки» –

т

р

у

д н ее

каждый

ц в

е

т

о во й

живет в

к

р ай н е

своем

сем ей н о й

пространстве и

зд есь

встречи

д ей стви й

происходят

п р о ф и л

ь

периодически,

с

о в

р ем ен н о

м

встречаются

у

м ен ьш ается

попытки

гру п п у

реализовать

я

в

л

я

ю тся

различные

вн и м ан и е

варианты

о б р а

з

полигамных

и золи р о ван

отношений.

в

о зр аста

Все

к

а

ч естве

это

м ож ет

негативно

о с

н о ван и е

сказывается

ц в

е

т

о во й

на

отц а

развитии

во сп р и яти я

ожиданий

д о ш кольн и к

ребенка в

с

е

м ье

отношении

а

г

р есси вн ы е

своей

ф и гу р

будущей

п р ер ы ви сты е

семьи,

м у

ж ч и н а

сопряжено с

ш тр и х

о вка

неблагоприятным

тест

эмоциональным

у в

е

р ен н о с

т

ь

фоном

п р ер ы ви сты е

для

п р ео блад аю щ а

я

их

д о ш кольн о го

формирования.

С

к

и н ети ч е

с

к

и й

целью

б

е

р н е

определения

п р о блем а

уровня

р од и телей

сформированности

р о

д и т

е

л

и

представлений о

авто р

семье у

клю ч е

в

ы е

детей

б ы л

и

старшего

кр а

й н е

дошкольного

п р и н и м а

е

т

возраста

сти р а

н и е

организовано

р азви т

и и

диагностическое

м еж д у

исследование в

в

о ш ли

МБДОУ № 277 г.

ц в

е

т

о в

о й

Красноярска. В

ли н и и

качестве

ж и в

е

т

диагностического

сем ьи

инструментария

з

д есь

выступили:

о

т

н о ш ен и

и

проективный

ч у вство

тест «

б ы ть

Кинетический

ж и вет

рисунок

в

з

а

и м од ей с

т

в

и е

семьи» (Р.

себя

Берне, С.

с

о ставляю т

Кауфман);

р асп олож е

н ы

игра «

р асп олож ен ы

Шесть

б ази сн о е

кукол» (Т.И.

н а

л

и ч и е

Пухова);

благо п р и ятн ы е

цветовой

д етьм и

тест «

д етей

Цветик-

у вер ен н о сть

восьмицветик» (С.В.

з

а

ч е

р ки ван и е

Велиева);

ли сте

беседа о

бесед а

семье (

благо п олу ч и я

авторская).

с

п и н о й

На

с

о в

с

е

м

основе

вы явлен о

теста «

п о к

о

л

е

н и й

Кинетический

п р и с

у т

с

т

в

у ю т

рисунок

л

и сте

семьи»

ф у н д ам ен т

были

ч и сла

выделены 5

вр а

ж д еб н о сти

групп

п о н и м ать

детей в

п р о екти вн ы й

зависимости

н еп о

л

н о ц ен н о с

т

и

от

в

о с

п и т

а

н и и

их

з

д есь

восприятия

отсу т

с

т

в

у ю т

своей

н и зки й

семьи (

о

т

ц а

преобладающая

а

с

с

о ц и и р

у ю т

линия

д етей

по

с

е

м ь

и

симптомокомплексам).

В

н о вы е

первую

сло ва

группу «

м о г

у т

Благоприятная

вр а

ж д е

б н о с

т

ь

семейная

сем ье

ситуация»

д етей

в о ш л и

9

( 4 5

% )

п р е

д ставлен и

й

дошкольников. В

д аж е

их

с

т

а

р ш е

г

о

рисунках

п р и с

у т

с

т

в

у ю т

адекватно

со стоят

изображена

благо п р и ятн ы е

семья и

зн а

ч и м ы й

сам

ф о рм ам и

ребенок.

зд е

с

ь

Присутствуют

ш есть

правильные

м атер и

пропорции в

ш тр и хо в

к

а

изображении

сво ей

всех

со с

т

о

я

т

членов

след у ю щ и е

семьи.

н е

б

л

а

г

о п р и я

т

н ы м

Отношение в

я

в

л

я

ю тся

семье

м бд оу

дети

п р ед ставлен и й

воспринимают

во ш л

и

как

м ехан и зм ы

положительные и

отр аж а

ю т

благоприятные.

сем ь

и

На

п я

т

о й

рисунке

а

г

р есси вн ы е

преобладают

и з

о б р аж е

н и е

люди,

вы я

в

л

е

н о

отсутствуют

стар ш е

г

о

изолированные

в

т

о ру ю

члены

п р ави л

ь

н ы е

семьи,

п р о ц есса

показатели

н а

ж и м ом

враждебности,

ц в

е

т

о во й

штриховка.

в

с

е

х

Во

в

о с

п и тан и и

вторую

с

е

б

я

группу «

вы сту п и ли

Тревожность»

м о гу т

вошли 5 (25 %)

ч лен ы

дошкольников.

н аж и м ом

Они

д о ш к

о

л

ь

н и ка

воспринимают

ч у в

с

т

в

о

семейные

встр е

ч и

отношения

г

р

у п п

а

как

с

е

м ьи

тревожные. В

ф о рм

данных

р а

с

с

м а

т

р и вается

рисунках

н еп олн о ц ен н о с

т

и

ярко

д етей

присутствуют

сти р а

н и я

признаки

ассо ц и и ру ю т

тревожности,

н егати в

н о

себя

с

е

м ьи

ребенок

р од и телей

изображает

б р аки

либо

д о ш кольн о го

очень

х

а

р а

к

т

е

р н ы

маленьким,

б р а

к

е

либо

б р аки

совсем

п р и з

н аки

не

коли ч ество

изображает,

с

и туац и я

преобладающими

ч л

е

н о в

являются

н егати вн о

штриховка,

д р

у го й

линии с

н и зки м

сильным

с

о б ствен н ы х

нажимом,

п о н ять

стирания,

себя

темные

и зо б р аж ен и е

цвета,

с

у щ ествен н о

преобладание

м ать

вещей.

В

с

л

е

д у ю щ и е

третью

к

л

ю ч евы е

группа «

о

ч ен ь

Враждебность в

стру к

т

у р ы

семейной

п о к

а

з

а

т

е

л

ь

ситуации»

к

о

т

о р ы е

вошли 3 (15 %)

в

о сьм и ц в

е

т

и к

дошкольников.

го стевы е

Здесь

ц елью

для

о б щ его

рисунков

тр е

в

о

ж н ы е

детей

сем ь

е

характерны

г

р

у п п

у

агрессивные

зави си м о сти

позиции

ку кол

фигур,

с

е

м ьи

зачеркивание

н и зки й

фигур,

о сн о вн ы х

их

о

т

с

у тстви е

деформация,

д ру г

о й

обратный

ж и з

н и

профиль,

у р о вн я

изображение

тр е

в

о

ж н о сть

фигур

ц вето во й

на

и сп ользо в

а

н и и

другом

о

т

с

у т

с

т

в

у ю т

листе

ц вета

или

п р а

в

и льн ы е

на

д еф о р

м ац и я

другой

п р и су тству ю т

стороне

в

е

щ ей

листа.

В

м атер и

четвертую

с

о п р яж е

н о

группу «

сем ей н о й

Конфликтность»

в

т

о ру ю

вошли 2 (10 %)

м еж д у

дошкольника.

сем ье

Они

р азли ч н ы е

рисуют

с

е

м ь

е

либо

о казался

только

п р оявлять

себя,

д о ш кольн и к

о в

либо

и зо б р а

ж ен и и

себя с

т

е

м ы

родителями,

сем ья

но

л

и б о

между

п р и зн ает

ними

м еж д у

большая

стар ш и х

дистанция

б ы ло

или

отн о ш ен и я

наличие

н и зки й

барьеров.

с

е

б

я

Здесь

ц вето во й

присутствуют

заявлен н о й

такие

р од и т

е

л

е

й

признаки

это го

как

во ш л

и

неадекватная

сем ьи

величина

м етод и к

е

фигур,

п р и су т

с

т

в

у ю т

стирание

н али ч и е

отдельных

заб о

т

а

фигур,

з

а

к

о н н ом

изоляция

г

р

у п п

или

лю д я

м

отсутствие

д е

й стви й

некоторых

с

е

м ей н ы е

членов

уд о влетво р яю щ и й

семьи,

р о

д и телям и

отсутствие

ч а

с

т

и

основных

о

т

н о ш ен и я

частей

сп и н о й

тела у

с

е

м ьи

некоторых

в

и д о и з

м ен яется

фигур.

В

т

а

к

и е

пятой

р ебен о к

группе «

с

о б ствен н ы х

Чувство

н и ж н ей

неполноценности»

сем ь

е

оказался 1 (5 %)

р асп р о стр ан е

н ы

дошкольник. В

р ебен о к

его

о казался

рисунках

п р ео б

л

а

д а

ю щ и м и

преобладают

труд н ее

маленькие

а

к

т

у

а

л

ь

н о сть

фигуры,

д е

й стви я

чаще

в

ы д елен ы

они

ож и д ан и я

расположены в

б а

р ь

е

р о в

нижней

со вм е

с

т

н ы х

части

гру п п у

листа,

себя

линии

д етей

слабые,

ж е

н щ и н а

прерывистые,

со б с

т

в

е

н н ы х

автор

сем ь

и

отсутствует,

заб ота

либо

р ебен ка

стоит

н и зки й

спиной,

д о ш к

о

л

ь

н и ка

либо

оч ен ь

изолирован.

у р о вн я

При

д ру ги х

использовании

р езультаты

методики «

о к

а

з

а

л

с

я

Шесть

п р и с

у тству ю т

кукол»

м бд оу

было

и зо б р а

ж ен и и

выявлено,

р е

б

е

н ка

что

р од и т

е

л

я

м и

количество

н али ч и

е

действий

в

о сп и т

а

н и и

матери,

ц вети к

отца и

д о ш кольн и ко в

их

э

т

а

п е

совместных

р и с

у н о к

действий

з

а

к

о н н о

м

очень

р е

б

е

н о к

мало

ф о рм ам и

по

т

р

у

д н о сти

сравнению с

з

а

ч ер ки в

а

н и е

количеством

ч л

е

н ы

действий

к

р асн ояр с

к

а

других

р од и т

е

л

и

лиц.

м атер и

От

п р а

в

и л

ь

н ы е

общего

и гр а

числа

н и ж н ей

всех

р и с

у н ках

действий

т

р евож н о с

т

ь

действия

ч етверту ю

матери

зач ер ки в

а

н и е

составляют 15%,

м а

т

ь

что

п р ед с

т

а

в

л

е

н и й

является

а

в

т

о р

низким

а

с

с

о ц и и р

у

е

т

с

я

показателем;

р и су н к

а

х

действия

зд есь

отца – 10% –

р и су ю т

низкий

себя

показатель;

п р ео блад а

ю т

совместные

с

е

м ьи

действия

сф о рм и р о ван н о сти

матери и

сти р а

н и я

отца – 5% –

зн ач и м о стью

крайне

п р и су т

с

т

в

у ю т

низкий

эм о ц и о н а

л

ь

н о

показатель.

с

о вр ем ен н ом

Больше

п р о блем ы

половины

со п р яж е

н о

детей (70%)

си туац и я

не

труд н ее

отражают в

т

е

м н ы е

игре в «

ш есть

семью»

кауф м ан

взаимодействий

п р о

д и к

т

о ван

а

между

ч астей

родителями и

и зо б р а

ж ен и е

детьми.

тр ад и ц и о н н ы м и

Дети

ч ащ е

не

д етей

могут

и зо б р а

ж ает

понять

м етод и к

е

состояние

зави с

и м о с

т

и

собственных

в

с

е

х

родителей.

с

о в

м естн ы х

Это

б

е

р н е

может

зд е

с

ь

вызвать

сказы вается

трудности

с

е

м ей н о й

при

во ш л

и

воспитании

вы сту п и ли

такого

п о казатель

ребенка,

со в

м естн ы е

так

ч у в

с

т

в

о

как

д етей

ему

п р е

д ставлен и й

труднее

сем ьи

понять

н екото р ы х

ожидания

п р о ф и ль

своих

с

е

м ьи

собственных

у

д о влетво р я

ю щ и й

родителей,

ф и гу р

их

п р и н и м а

е

т

аффективные

т

а

к

о го

состояния.

р ебен ка

Результаты

п р е

о б

л

а

д аю щ ая

по

а

с

с

о ц и и р

у ю т

методике

п р е

д ставлен и й

цветовой

п р е

д ставлен и й

тест «

в

о сп и тан и и

Цветик-

ч лен о в

восьмицветик»

а

в

т

о р

позволяют

п р ед с

т

а

в

л

е

н и й

сделать

со п р яж е

н о

следующие

м етод и ки

выводы.

ф о рм и р о ван и я

Мать у 8 (40%)

р а

с

с

м атр и вается

детей

гру п п

ассоциируется с

э

п и ц ен т

р е

желтым

и н с

т

и ту т

цветом,

г

р

у п п

е

как

ф и гу р ы

значимый

и н струм е

н тар и я

другой,

п у х

о в

а

удовлетворяющий

ч лен о в

потребность в

п р и су т

с

т

в

у ю т

ласке,

б ы ли

любви,

ж е

л

т

ы м

признании.

ч и сло

Вероятнее

д е

т

и

всего,

ч етверту ю

ребенок

о б р аз

признает

а

с

с

о ц и и р

у

е

т

с

я

авторитет

о б р етает

матери и

у сло в

и я

эмоционально

ли с

т

е

зависим

в

и д о и з

м ен яется

от

м и р

у

нее.

5 (25 %)

с

е

м е

й н о й

дошкольников

у

д о в

л

е

т

в

о р я

ю щ и й

ассоциируют

р азви ти и

мать с

д е

ф о рм ац и я

красным

м уж ч и н а

цветом,

м а

т

ь

что

в

р ем ен а

указывает

н екото р ы х

на

ч астей

активное

с

в

о ей

взаимодействие

ч лен о в

ребенка и матери.

4 (20%) детей маму ассоциируют с серым лепестком, что может характеризовать

мать как человека неэмоционального, угнетающего активность ребенка, самолюбивого,

критичного и придирчивого.

3 (15%) детей выбирают зеленый цвет, что свидетельствует о том, что их связывают

с матерью ощущения удовлетворенности, спокойствия, защиты.

Отец у 9 (45%) детей ассоциируется с черным цветом, что может указывать на ноты

агрессивности в отношениях. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны,

оскорбления. Данный выбор указывает на конфликт между ребенком и данным лицом.

4 (20%) дошкольников отца воспринимает как синий лепесток, что может говорить

о нежелании конфликта с этим человеком, а также на совместные игры и интересы.

3 (15 %) детей ассоциируют отца с фиолетовым цветом. Данный выбор характерен

для состояния, близкого игнорированию данного лица: «Терплю, потому что нуждаюсь».

Вероятнее

всего,

в

этом

случае

отец

безучастный

член

семьи,

не

обладающий

авторитетом.

4 (20%) детей, характеризуя отца, выбирают коричневый лепесток, этот цвет имеет

такие личностные характеристики, как отстраненный член семьи, злой и требовательный,

часто несправедливо наказывающий ребенка.

По данным, полученным из беседы, можно сделать следующие выводы.

На

вопрос

«Что

такое

семья?»

получены

следующие ответы:

для

7

(35%)

дошкольников – это когда «люди вместе живут». Для 6 (30) % детей семья – это «близкие

родственники». Также семья – это «мама и папа», «любовь» (когда все любят).

На вопрос «Зачем человеку семья?» 6 (30%) детей дают ответ «чтобы жить».

Появляются разветвления этого ответа: чтобы «хорошо жить»: так считает 4 (20%) детей,

«чтобы весело было жить»: 3 (15%) детей, «богато жить, для накопления богатств» 2

(10%) детей. Существуют и другие ответы: «не быть одиноким» 2 (10%) дошкольник,

«ухаживать за домом» 1 (5%) ребенок, «помогать друг другу» 2 (10%) детей.

7 (35%) дошкольников отвечают на вопрос «Что делают родители, когда любят

своего ребенка?» следующим образом: «все покупают». 4 (20%) детей считают, что, когда

родители любят своего ребенка, тогда они «ухаживают за детьми». Существуют и другие

варианты ответов: «обнимают ребенка»: 3 (15%) детей, «целуют» 2 (10%) детей, «водят в

детский сад» 1 (5%) ребенок, «жалеют ребенка» 1 (5%) ребенок, «хвалят» 1 (5%) ребенок,

«ласково обращаются с ним» 1 (5%) ребенок.

На

вопрос «Что

делают

дети,

когда

любят

своих

родителей?» 6

(30%)

детей

ответили, что «обнимают родителей». 4 (20%) детей отвечают, что тогда они «целуют

родителей», 4 (20%) – «слушаются», 3 (15%) – «уважают», 3 (15%) – «ласково обращаются

с родителями».

4 (20%) дошкольников отмечают, что когда родители сердятся на ребенка, то они

его наказывают. 7 (35%) детей считают, что тогда родители «ругают их», «ставят в угол»: 3

(15%), «бьют»: 2 (10%), «обижаются» 2 (10%), «ничего не покупают ребенку» 2 (10%).

На вопрос «Что делают дети, когда сердятся на родителей?» получены следующие

ответы: «плачут» 5 (25%), «обижаются» 4 (20%), «уходят в другую комнату» 2 (10%),

«бьют родителей, лезут в драку» 2 (10%), «дуются на них» 2 (10%), «не разговаривают» 2

(10%), «злятся» 2 (10%), «отворачиваются» 1 (5%).

Таким

образом,

в

результате

исследования

в

целом

было

установлено,

что

представления

о

семье

у

старших

дошкольников

неполные,

расплывчатые.

У

детей

отсутствует четкое представление о семье, о том, что такое семья, о семейных ролях,

иерархии семейных отношений, традиция и семейных ценностях. Для дошкольников

семья – это только мама и папа, другие же члены семьи ими не выделяются. Вместе с тем,

для детей семья – это, прежде всего, полная семья. Дети выделяют одну или две функции

семьи.

Семья

рассматривается

с

позиции

удовлетворения

потребностей

и

желаний

ребенка.

Было установлено, что дошкольники обращают внимание на распределение ролей и

обязанностей

между

членами

семьи,

с

легкостью

определяют

бытовые

обязанности

каждого члена семьи. Вместе с тем дети с трудом описывают личностных характеристики

(качества) членов семьи, особенности внешности. У детей есть намерения в отношении

создания собственной семьи в будущем; «очертания» этого намерения нечеткие. Дети с

удовольствием рассуждают о своей будущей семье, о том какая она будет, как они будут

воспитывать своих детей.

В ходе исследования было установлено, что у детей, как правило, отношения

налажены хорошо с каким-либо одним членом семьи, чаще всего с мамой. Для детей мама

является значимым и важным человеком, в то время, как отец воспринимается детьми как

бы в отдалении от своей семьи.

Дошкольники не ощущают стабильности во взаимоотношениях (с кем-то хорошо с

кем-то нет), испытывают неуверенность, психологический дискомфорт. Детей в семье

испытывают чувство одиночества, закрепощенность, часто не идентифицируют себя как

члена семьи. У детей нет четкого представления о традициях семейного досуга, хотя

потребность в этом у дошкольников есть, и они дают положительную оценку совместного

время препровождения.

Полученные

результаты

обусловливают

необходимость

проведения

работы

по

формированию представлений о семье у старших дошкольников.

Список использованной литературы

1.

Градусова, Л.В. Взаимодействие детского сада с семьей в приобщении дошкольников к

семейным традициям этапе / Л.В. Градусова, И.Н. Баталова // Детский сад: теория и

практика. – 2014. – № 12. – С. 84-87.

2.

Загвоздкина, Т.Ю. Изучение образа семьи у дошкольников на основе метода семейной

доски / Т.Ю. Загвоздкина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 2. – С. 63-

66.

3.

Шведовская, А.А. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью

методики

«Семейная

доска» /

А.А.

Шведовская,

Т.Ю.

Загвоздкина

//

Вопросы

психологии. – 2014. – № 2. – С. 117-124.



В раздел образования