Автор: Белых Анастасия Николаевна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф.Катанова"
Населённый пункт: Республика Хакассия. город Абакан.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование представлений о семье у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
п р ед ст а в л ен и й
Формирование
б а р ь ер о
в
представлений о
р и су н о к
семье у
б
л а го п р и я тн ы е
старших
о сн о
в е
дошкольников
с
т и р а н
и е
Аннотация: В
д етей
статье
зд е
с
ь
рассматривается
п отр еб н о сть
проблема
кото р ы е
формирования
в
о ш ли
представлений о
сем ья
семье у
тр етью
детей
кр а
й н е
старшего
д о ш кольн и к
о в
дошкольного
ф и г
у р
возраста,
д е
й с
т
в
и й
раскрываются
р од и т
е
л
е
й
механизмы и
ц в
е
т
и к
условия
ч лен о в
этого
в
ы д елен ы
процесса.
п р облем а
Ключевые
члены
слова:
д о ш к
о
л
ь
н
и ко в
семья,
в
р аж д еб н о сти
образ
буд у щ ей
семьи,
м а
л
е
н ь
к
и м
члены
ц вети к
семьи,
вр а
ж д еб н о с
т
ь
дети,
п р а
в
и льн ы е
родители,
с
в
о и х
взаимодействия
си л
а
х
между
су щ е
с
т
в
е
н н о
родителями и
и золи р о в
а
н н ы е
детьми,
п р ео блад аю т
забота.
а
в
т
о р ская
Актуальность
во сп р и яти я
заявленной
м у
ж ч и н а
темы
п р о блем а
продиктована
отсу т
с
т
в
и е
важностью и
м ать
значимостью
л
и ста
проблемы
п ято й
формирования
р азви ти я
представлений о
д о ш к
о
л
ь
н о го
семье у
ф и г
у р
детей
д е
т
е
й
дошкольного
ли б о
возраста.
го с
т
е
в
ы е
Семья –
в
о с
п р и я
т
и я
это
ку кол
фундамент,
р и су н к
е
основание
вы сту п и ли
нормального
о б р аз
развития и
зд есь
полноценной
и с
с
л
е
д о ван и е
жизни
р еали з
о вать
ребенка,
во ш ли
основа
б ы ть
его
д етей
безопасности и
д р
у г
о
м
благополучия. В
отд е
л
ь
н ы х
семье
с
т
р
у кту р ы
ребенок
о
т
с
у тстви е
обретает
с
т
и р ан и е
базисное
во ш ли
доверие к
х
а
р а
к
т
е
р н ы
людям, к
ч а
с
т
е
й
миру,
в
ы звать
уверенность в
в
ы з
в
а
т
ь
своих
н еблаго п р и ятн ы м
силах,
м еж д у
учиться
а
с
с
о ц и и р
у ю т
любить,
со п р яж ен о
понимать,
является
проявлять
р а
с
п олож ен ы
внимание и
ан н о
т
а
ц и я
заботу,
д аж е
быть
во ш ли
полезным и
п о
л
е
з
н ы м
ответственным.
д о ш кольн и ко в
На
р о
д и телям и
современном
у сло в
и я
этапе
с
о вм естн ы х
институт
с
е
м ья
семьи
зн ач и м ы й
оказался в
ли н и я
эпицентре
п р е
о б
л
а
д ан и е
противоречий
о
т
н о ш ен и е
современного
себя
общества.
ли н и я
Происходит
ч етверту ю
деформация
со в
м е
с
т
н ы х
семьи,
оч е
н ь
ее
б
л
а
г
о п р и я
т
н ая
ценностей,
ф о рм
структуры и
р и су н ках
даже
ли б о
форм.
д и стан ц и я
Семья
ви д о и зм ен яется
принимает
ф о рм ам и
новые
сем ьи
формы и
п р и зн а
е
т
существенно
р а
с
п олож ен ы
видоизменяется
б о
л
ь
ш е
по
в
с
т
р еч а
ю тся
сравнению с
в
о сп р и я
т
и я
традиционными
о б р етает
формами
п р е
д ставлен и й
которые
ч и с
л
а
были
ф и гу р
приняты
к
р а
й н е
во
ц в
е
т
о
м
времена
в
ы звать
предшествующих
с
о ставляю
т
поколений:
п р о
т
и во р е
ч и й
уменьшается
р а
з
в
и ти я
число
б р аке
семей, в
тела
которых
ц в
е
т
а
мужчина и
в
з
а
и м од ей с
т
в
и е
женщина
яр к
о
состоят в
ан н отац и я
законном
д е
й стви й
браке,
ч лен ы
распространены «
н е
б
л
а
г
о п р и я
т
н ы м
гостевые
д ей с
т
в
и й
браки» –
т
р
у
д н ее
каждый
ц в
е
т
о во й
живет в
к
р ай н е
своем
сем ей н о й
пространстве и
зд есь
встречи
д ей стви й
происходят
п р о ф и л
ь
периодически,
с
о в
р ем ен н о
м
встречаются
у
м ен ьш ается
попытки
гру п п у
реализовать
я
в
л
я
ю тся
различные
вн и м ан и е
варианты
о б р а
з
полигамных
и золи р о ван
отношений.
в
о зр аста
Все
к
а
ч естве
это
м ож ет
негативно
о с
н о ван и е
сказывается
ц в
е
т
о во й
на
отц а
развитии
во сп р и яти я
ожиданий
д о ш кольн и к
ребенка в
с
е
м ье
отношении
а
г
р есси вн ы е
своей
ф и гу р
будущей
п р ер ы ви сты е
семьи,
м у
ж ч и н а
сопряжено с
ш тр и х
о вка
неблагоприятным
тест
эмоциональным
у в
е
р ен н о с
т
ь
фоном
п р ер ы ви сты е
для
п р ео блад аю щ а
я
их
д о ш кольн о го
формирования.
С
к
и н ети ч е
с
к
и й
целью
б
е
р н е
определения
п р о блем а
уровня
р од и телей
сформированности
р о
д и т
е
л
и
представлений о
авто р
семье у
клю ч е
в
ы е
детей
б ы л
и
старшего
кр а
й н е
дошкольного
п р и н и м а
е
т
возраста
сти р а
н и е
организовано
р азви т
и и
диагностическое
м еж д у
исследование в
в
о ш ли
МБДОУ № 277 г.
ц в
е
т
о в
о й
Красноярска. В
ли н и и
качестве
ж и в
е
т
диагностического
сем ьи
инструментария
з
д есь
выступили:
о
т
н о ш ен и
и
проективный
ч у вство
тест «
б ы ть
Кинетический
ж и вет
рисунок
в
з
а
и м од ей с
т
в
и е
семьи» (Р.
себя
Берне, С.
с
о ставляю т
Кауфман);
р асп олож е
н ы
игра «
р асп олож ен ы
Шесть
б ази сн о е
кукол» (Т.И.
н а
л
и ч и е
Пухова);
благо п р и ятн ы е
цветовой
д етьм и
тест «
д етей
Цветик-
у вер ен н о сть
восьмицветик» (С.В.
з
а
ч е
р ки ван и е
Велиева);
ли сте
беседа о
бесед а
семье (
благо п олу ч и я
авторская).
с
п и н о й
На
с
о в
с
е
м
основе
вы явлен о
теста «
п о к
о
л
е
н и й
Кинетический
п р и с
у т
с
т
в
у ю т
рисунок
л
и сте
семьи»
ф у н д ам ен т
были
ч и сла
выделены 5
вр а
ж д еб н о сти
групп
п о н и м ать
детей в
п р о екти вн ы й
зависимости
н еп о
л
н о ц ен н о с
т
и
от
в
о с
п и т
а
н и и
их
з
д есь
восприятия
отсу т
с
т
в
у ю т
своей
н и зки й
семьи (
о
т
ц а
преобладающая
а
с
с
о ц и и р
у ю т
линия
д етей
по
с
е
м ь
и
симптомокомплексам).
В
н о вы е
первую
сло ва
группу «
м о г
у т
Благоприятная
вр а
ж д е
б н о с
т
ь
семейная
сем ье
ситуация»
д етей
в о ш л и
9
( 4 5
% )
п р е
д ставлен и
й
дошкольников. В
д аж е
их
с
т
а
р ш е
г
о
рисунках
п р и с
у т
с
т
в
у ю т
адекватно
со стоят
изображена
благо п р и ятн ы е
семья и
зн а
ч и м ы й
сам
ф о рм ам и
ребенок.
зд е
с
ь
Присутствуют
ш есть
правильные
м атер и
пропорции в
ш тр и хо в
к
а
изображении
сво ей
всех
со с
т
о
я
т
членов
след у ю щ и е
семьи.
н е
б
л
а
г
о п р и я
т
н ы м
Отношение в
я
в
л
я
ю тся
семье
м бд оу
дети
п р ед ставлен и й
воспринимают
во ш л
и
как
м ехан и зм ы
положительные и
отр аж а
ю т
благоприятные.
сем ь
и
На
п я
т
о й
рисунке
а
г
р есси вн ы е
преобладают
и з
о б р аж е
н и е
люди,
вы я
в
л
е
н о
отсутствуют
стар ш е
г
о
изолированные
в
т
о ру ю
члены
п р ави л
ь
н ы е
семьи,
п р о ц есса
показатели
н а
ж и м ом
враждебности,
ц в
е
т
о во й
штриховка.
в
с
е
х
Во
в
о с
п и тан и и
вторую
с
е
б
я
группу «
вы сту п и ли
Тревожность»
м о гу т
вошли 5 (25 %)
ч лен ы
дошкольников.
н аж и м ом
Они
д о ш к
о
л
ь
н и ка
воспринимают
ч у в
с
т
в
о
семейные
встр е
ч и
отношения
г
р
у п п
а
как
с
е
м ьи
тревожные. В
ф о рм
данных
р а
с
с
м а
т
р и вается
рисунках
н еп олн о ц ен н о с
т
и
ярко
д етей
присутствуют
сти р а
н и я
признаки
ассо ц и и ру ю т
тревожности,
н егати в
н о
себя
с
е
м ьи
ребенок
р од и телей
изображает
б р аки
либо
д о ш кольн о го
очень
х
а
р а
к
т
е
р н ы
маленьким,
б р а
к
е
либо
б р аки
совсем
п р и з
н аки
не
коли ч ество
изображает,
с
и туац и я
преобладающими
ч л
е
н о в
являются
н егати вн о
штриховка,
д р
у го й
линии с
н и зки м
сильным
с
о б ствен н ы х
нажимом,
п о н ять
стирания,
себя
темные
и зо б р аж ен и е
цвета,
с
у щ ествен н о
преобладание
м ать
вещей.
В
с
л
е
д у ю щ и е
третью
к
л
ю ч евы е
группа «
о
ч ен ь
Враждебность в
стру к
т
у р ы
семейной
п о к
а
з
а
т
е
л
ь
ситуации»
к
о
т
о р ы е
вошли 3 (15 %)
в
о сьм и ц в
е
т
и к
дошкольников.
го стевы е
Здесь
ц елью
для
о б щ его
рисунков
тр е
в
о
ж н ы е
детей
сем ь
е
характерны
г
р
у п п
у
агрессивные
зави си м о сти
позиции
ку кол
фигур,
с
е
м ьи
зачеркивание
н и зки й
фигур,
о сн о вн ы х
их
о
т
с
у тстви е
деформация,
д ру г
о й
обратный
ж и з
н и
профиль,
у р о вн я
изображение
тр е
в
о
ж н о сть
фигур
ц вето во й
на
и сп ользо в
а
н и и
другом
о
т
с
у т
с
т
в
у ю т
листе
ц вета
или
п р а
в
и льн ы е
на
д еф о р
м ац и я
другой
п р и су тству ю т
стороне
в
е
щ ей
листа.
В
м атер и
четвертую
с
о п р яж е
н о
группу «
сем ей н о й
Конфликтность»
в
т
о ру ю
вошли 2 (10 %)
м еж д у
дошкольника.
сем ье
Они
р азли ч н ы е
рисуют
с
е
м ь
е
либо
о казался
только
п р оявлять
себя,
д о ш кольн и к
о в
либо
и зо б р а
ж ен и и
себя с
т
е
м ы
родителями,
сем ья
но
л
и б о
между
п р и зн ает
ними
м еж д у
большая
стар ш и х
дистанция
б ы ло
или
отн о ш ен и я
наличие
н и зки й
барьеров.
с
е
б
я
Здесь
ц вето во й
присутствуют
заявлен н о й
такие
р од и т
е
л
е
й
признаки
это го
как
во ш л
и
неадекватная
сем ьи
величина
м етод и к
е
фигур,
п р и су т
с
т
в
у ю т
стирание
н али ч и е
отдельных
заб о
т
а
фигур,
з
а
к
о н н ом
изоляция
г
р
у п п
или
лю д я
м
отсутствие
д е
й стви й
некоторых
с
е
м ей н ы е
членов
уд о влетво р яю щ и й
семьи,
р о
д и телям и
отсутствие
ч а
с
т
и
основных
о
т
н о ш ен и я
частей
сп и н о й
тела у
с
е
м ьи
некоторых
в
и д о и з
м ен яется
фигур.
В
т
а
к
и е
пятой
р ебен о к
группе «
с
о б ствен н ы х
Чувство
н и ж н ей
неполноценности»
сем ь
е
оказался 1 (5 %)
р асп р о стр ан е
н ы
дошкольник. В
р ебен о к
его
о казался
рисунках
п р ео б
л
а
д а
ю щ и м и
преобладают
труд н ее
маленькие
а
к
т
у
а
л
ь
н о сть
фигуры,
д е
й стви я
чаще
в
ы д елен ы
они
ож и д ан и я
расположены в
б а
р ь
е
р о в
нижней
со вм е
с
т
н ы х
части
гру п п у
листа,
себя
линии
д етей
слабые,
ж е
н щ и н а
прерывистые,
со б с
т
в
е
н н ы х
автор
сем ь
и
отсутствует,
заб ота
либо
р ебен ка
стоит
н и зки й
спиной,
д о ш к
о
л
ь
н и ка
либо
оч ен ь
изолирован.
у р о вн я
При
д ру ги х
использовании
р езультаты
методики «
о к
а
з
а
л
с
я
Шесть
п р и с
у тству ю т
кукол»
м бд оу
было
и зо б р а
ж ен и и
выявлено,
р е
б
е
н ка
что
р од и т
е
л
я
м и
количество
н али ч и
е
действий
в
о сп и т
а
н и и
матери,
ц вети к
отца и
д о ш кольн и ко в
их
э
т
а
п е
совместных
р и с
у н о к
действий
з
а
к
о н н о
м
очень
р е
б
е
н о к
мало
ф о рм ам и
по
т
р
у
д н о сти
сравнению с
з
а
ч ер ки в
а
н и е
количеством
ч л
е
н ы
действий
к
р асн ояр с
к
а
других
р од и т
е
л
и
лиц.
м атер и
От
п р а
в
и л
ь
н ы е
общего
и гр а
числа
н и ж н ей
всех
р и с
у н ках
действий
т
р евож н о с
т
ь
действия
ч етверту ю
матери
зач ер ки в
а
н и е
составляют 15%,
м а
т
ь
что
п р ед с
т
а
в
л
е
н и й
является
а
в
т
о р
низким
а
с
с
о ц и и р
у
е
т
с
я
показателем;
р и су н к
а
х
действия
зд есь
отца – 10% –
р и су ю т
низкий
себя
показатель;
п р ео блад а
ю т
совместные
с
е
м ьи
действия
сф о рм и р о ван н о сти
матери и
сти р а
н и я
отца – 5% –
зн ач и м о стью
крайне
п р и су т
с
т
в
у ю т
низкий
эм о ц и о н а
л
ь
н о
показатель.
с
о вр ем ен н ом
Больше
п р о блем ы
половины
со п р яж е
н о
детей (70%)
си туац и я
не
труд н ее
отражают в
т
е
м н ы е
игре в «
ш есть
семью»
кауф м ан
взаимодействий
п р о
д и к
т
о ван
а
между
ч астей
родителями и
и зо б р а
ж ен и е
детьми.
тр ад и ц и о н н ы м и
Дети
ч ащ е
не
д етей
могут
и зо б р а
ж ает
понять
м етод и к
е
состояние
зави с
и м о с
т
и
собственных
в
с
е
х
родителей.
с
о в
м естн ы х
Это
б
е
р н е
может
зд е
с
ь
вызвать
сказы вается
трудности
с
е
м ей н о й
при
во ш л
и
воспитании
вы сту п и ли
такого
п о казатель
ребенка,
со в
м естн ы е
так
ч у в
с
т
в
о
как
д етей
ему
п р е
д ставлен и й
труднее
сем ьи
понять
н екото р ы х
ожидания
п р о ф и ль
своих
с
е
м ьи
собственных
у
д о влетво р я
ю щ и й
родителей,
ф и гу р
их
п р и н и м а
е
т
аффективные
т
а
к
о го
состояния.
р ебен ка
Результаты
п р е
о б
л
а
д аю щ ая
по
а
с
с
о ц и и р
у ю т
методике
п р е
д ставлен и й
цветовой
п р е
д ставлен и й
тест «
в
о сп и тан и и
Цветик-
ч лен о в
восьмицветик»
а
в
т
о р
позволяют
п р ед с
т
а
в
л
е
н и й
сделать
со п р яж е
н о
следующие
м етод и ки
выводы.
ф о рм и р о ван и я
Мать у 8 (40%)
р а
с
с
м атр и вается
детей
гру п п
ассоциируется с
э
п и ц ен т
р е
желтым
и н с
т
и ту т
цветом,
г
р
у п п
е
как
ф и гу р ы
значимый
и н струм е
н тар и я
другой,
п у х
о в
а
удовлетворяющий
ч лен о в
потребность в
п р и су т
с
т
в
у ю т
ласке,
б ы ли
любви,
ж е
л
т
ы м
признании.
ч и сло
Вероятнее
д е
т
и
всего,
ч етверту ю
ребенок
о б р аз
признает
а
с
с
о ц и и р
у
е
т
с
я
авторитет
о б р етает
матери и
у сло в
и я
эмоционально
ли с
т
е
зависим
в
и д о и з
м ен яется
от
м и р
у
нее.
5 (25 %)
с
е
м е
й н о й
дошкольников
у
д о в
л
е
т
в
о р я
ю щ и й
ассоциируют
р азви ти и
мать с
д е
ф о рм ац и я
красным
м уж ч и н а
цветом,
м а
т
ь
что
в
р ем ен а
указывает
н екото р ы х
на
ч астей
активное
с
в
о ей
взаимодействие
ч лен о в
ребенка и матери.
4 (20%) детей маму ассоциируют с серым лепестком, что может характеризовать
мать как человека неэмоционального, угнетающего активность ребенка, самолюбивого,
критичного и придирчивого.
3 (15%) детей выбирают зеленый цвет, что свидетельствует о том, что их связывают
с матерью ощущения удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Отец у 9 (45%) детей ассоциируется с черным цветом, что может указывать на ноты
агрессивности в отношениях. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны,
оскорбления. Данный выбор указывает на конфликт между ребенком и данным лицом.
4 (20%) дошкольников отца воспринимает как синий лепесток, что может говорить
о нежелании конфликта с этим человеком, а также на совместные игры и интересы.
3 (15 %) детей ассоциируют отца с фиолетовым цветом. Данный выбор характерен
для состояния, близкого игнорированию данного лица: «Терплю, потому что нуждаюсь».
Вероятнее
всего,
в
этом
случае
отец
–
безучастный
член
семьи,
не
обладающий
авторитетом.
4 (20%) детей, характеризуя отца, выбирают коричневый лепесток, этот цвет имеет
такие личностные характеристики, как отстраненный член семьи, злой и требовательный,
часто несправедливо наказывающий ребенка.
По данным, полученным из беседы, можно сделать следующие выводы.
На
вопрос
«Что
такое
семья?»
получены
следующие ответы:
для
7
(35%)
дошкольников – это когда «люди вместе живут». Для 6 (30) % детей семья – это «близкие
родственники». Также семья – это «мама и папа», «любовь» (когда все любят).
На вопрос «Зачем человеку семья?» 6 (30%) детей дают ответ «чтобы жить».
Появляются разветвления этого ответа: чтобы «хорошо жить»: так считает 4 (20%) детей,
«чтобы весело было жить»: 3 (15%) детей, «богато жить, для накопления богатств» 2
(10%) детей. Существуют и другие ответы: «не быть одиноким» 2 (10%) дошкольник,
«ухаживать за домом» 1 (5%) ребенок, «помогать друг другу» 2 (10%) детей.
7 (35%) дошкольников отвечают на вопрос «Что делают родители, когда любят
своего ребенка?» следующим образом: «все покупают». 4 (20%) детей считают, что, когда
родители любят своего ребенка, тогда они «ухаживают за детьми». Существуют и другие
варианты ответов: «обнимают ребенка»: 3 (15%) детей, «целуют» 2 (10%) детей, «водят в
детский сад» 1 (5%) ребенок, «жалеют ребенка» 1 (5%) ребенок, «хвалят» 1 (5%) ребенок,
«ласково обращаются с ним» 1 (5%) ребенок.
На
вопрос «Что
делают
дети,
когда
любят
своих
родителей?» 6
(30%)
детей
ответили, что «обнимают родителей». 4 (20%) детей отвечают, что тогда они «целуют
родителей», 4 (20%) – «слушаются», 3 (15%) – «уважают», 3 (15%) – «ласково обращаются
с родителями».
4 (20%) дошкольников отмечают, что когда родители сердятся на ребенка, то они
его наказывают. 7 (35%) детей считают, что тогда родители «ругают их», «ставят в угол»: 3
(15%), «бьют»: 2 (10%), «обижаются» 2 (10%), «ничего не покупают ребенку» 2 (10%).
На вопрос «Что делают дети, когда сердятся на родителей?» получены следующие
ответы: «плачут» 5 (25%), «обижаются» 4 (20%), «уходят в другую комнату» 2 (10%),
«бьют родителей, лезут в драку» 2 (10%), «дуются на них» 2 (10%), «не разговаривают» 2
(10%), «злятся» 2 (10%), «отворачиваются» 1 (5%).
Таким
образом,
в
результате
исследования
в
целом
было
установлено,
что
представления
о
семье
у
старших
дошкольников
неполные,
расплывчатые.
У
детей
отсутствует четкое представление о семье, о том, что такое семья, о семейных ролях,
иерархии семейных отношений, традиция и семейных ценностях. Для дошкольников
семья – это только мама и папа, другие же члены семьи ими не выделяются. Вместе с тем,
для детей семья – это, прежде всего, полная семья. Дети выделяют одну или две функции
семьи.
Семья
рассматривается
с
позиции
удовлетворения
потребностей
и
желаний
ребенка.
Было установлено, что дошкольники обращают внимание на распределение ролей и
обязанностей
между
членами
семьи,
с
легкостью
определяют
бытовые
обязанности
каждого члена семьи. Вместе с тем дети с трудом описывают личностных характеристики
(качества) членов семьи, особенности внешности. У детей есть намерения в отношении
создания собственной семьи в будущем; «очертания» этого намерения нечеткие. Дети с
удовольствием рассуждают о своей будущей семье, о том какая она будет, как они будут
воспитывать своих детей.
В ходе исследования было установлено, что у детей, как правило, отношения
налажены хорошо с каким-либо одним членом семьи, чаще всего с мамой. Для детей мама
является значимым и важным человеком, в то время, как отец воспринимается детьми как
бы в отдалении от своей семьи.
Дошкольники не ощущают стабильности во взаимоотношениях (с кем-то хорошо с
кем-то нет), испытывают неуверенность, психологический дискомфорт. Детей в семье
испытывают чувство одиночества, закрепощенность, часто не идентифицируют себя как
члена семьи. У детей нет четкого представления о традициях семейного досуга, хотя
потребность в этом у дошкольников есть, и они дают положительную оценку совместного
время препровождения.
Полученные
результаты
обусловливают
необходимость
проведения
работы
по
формированию представлений о семье у старших дошкольников.
Список использованной литературы
1.
Градусова, Л.В. Взаимодействие детского сада с семьей в приобщении дошкольников к
семейным традициям этапе / Л.В. Градусова, И.Н. Баталова // Детский сад: теория и
практика. – 2014. – № 12. – С. 84-87.
2.
Загвоздкина, Т.Ю. Изучение образа семьи у дошкольников на основе метода семейной
доски / Т.Ю. Загвоздкина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 2. – С. 63-
66.
3.
Шведовская, А.А. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью
методики
«Семейная
доска» /
А.А.
Шведовская,
Т.Ю.
Загвоздкина
//
Вопросы
психологии. – 2014. – № 2. – С. 117-124.