Напоминание

Методика солевого закаливания.


Автор: Яковенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 52 “Лукоморье”.
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Тема: Методика солевого закаливания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.

Методика солевого закаливания.

Методика солевого закаливания.

Показания: Метод

солевого

закаливания показан

всем

детям

дошкольного

возраста.

Техника: Закаливание проводится

после

дневного

сна

под

наблюдением

воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10%

раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение

2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем

переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при

проведении закаливания

является

то,

что

стопа

должна

быть

предварительно

разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные

дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы

кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение

“игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование,

увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время

сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения

биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,

б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5

кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных

затрат

и

времени,

доставляет

удовольствие

детям.

А

самое

главное

обладает

выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных

заболеваний у детей.

Закаливание

Закаливание —

это

комплексная

система

оздоровительных

воздействий,

направленных

на

достижение

устойчивости,

невосприимчивости

организма

к

вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость

может

быть

достигнута

только

в

результате

систематической

тренировки

и

постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Что

происходит

в

организме

при закаливании?

Прежде

всего,

тренируются

нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно

природные факторы — солнце, воздух и вода — действуют на сосудистый аппарат

кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание может

проводиться

с

помощью

окружающего

воздуха.

В

помещениях для детей его температура не должна превышать 20 (это максимум

для детей

раннего

возраста) и

18 (для

дошкольников

и

школьников).

С

целью

эффективной

тренировки

аппарата

терморегуляции

температуру

воздуха

в

помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне — от 16

до 23. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при

активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух

должен быть прохладным, при спокойных действиях — более теплым. Следует с

самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке,

завешенной марлей.

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда

должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться

без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных

тканей.

Методы

воздушного

закаливания

просты

и

удобны.

Уже

само

пребывание

ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение.

Под

действием

воздушных

ванн,

потоков

воздуха

повышается

тонус

нервной

системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой,

дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей составляет

постепенное снижение температуры воздуха от + 20 до + 10 с разной длительностью

пребывания детей в облегченной одежде.

С

н е з а п а м я т н ы х

в р е м е н

и з в е с т н о ,

ч т о

х о д ь б а

б о с и к о м

замечательное закаливающее

средство.

Установлено,

что

на

поверхности

стопы

имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со

слизистой

оболочкой

дыхательных

путей,

а

также

практически

со

всеми

внутренними органами.

Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять

это.

Однако,

начиная

такое закаливание,

нужно

соблюдать

определенную

последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по

коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается,

ребенок может бегать босиком и по полу, летом — по траве на лесной поляне или по

песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что

они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как

грибки

могут

проникать

только

во

влажную

и

изнеженную

кожу.

Простое

и

надежное профилактическое средство — после прогулок босиком вымыть ноги с

мылом.

Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных

воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних

условиях эта процедура выглядит следующим образом.

Проснувшись раньше, чем обычно и укрыв ребенка одеялом, мама открывает

фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15 – 14 С. Одновременно в

соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 22. Далее

под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах,

майке (через 2 – 3 недели — без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из

прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5 – 6 минут. Такие контрастные

воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы

температур воздуха в комнатах до 15 – 20. Летом в одной из комнат устраивается

сквозное

проветривание

или

используются

вентиляторы

с

регулируемой

температурой воздушного потока.

Хорошим закаливающим и

общеукрепляющим

средством

могут

быть

при

соблюдении

правил

их

выполнения

солнечные

ванны,

обладающие

многосторонним

действием

на

организм.

Главное

их

оздоровительное

значение

состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых

солнечных

лучей

погибают,

в

повышении

сопротивляемости

организма

к

простудным

и

другим

болезнетворным

факторам.

Однако

надо

знать,

что

воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя

у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее,

при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще

многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря, возможны ожоги

и даже тепловые и солнечные удары.

Поэтому

первые

солнечные

ванны,

особенно

для

астеничных,

а

также

светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха

+20 и более не должны превышать 7 – 10 минут. Через 3 – 5 дней длительность

процедуры можно увеличить на 8 – 10 минут, а позднее и чередовать пребывание

ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15 – 20 минут.

Полезно принимать солнечные ванны в движении — в подвижных играх или

занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая

шапочка.

Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее

солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно

эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

Более

сильным,

чем

воздух, закаливающим средством

является

вода,

теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с

древнейших времен.

Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К

первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым — умывание,

мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей

могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при

постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин, а также полоскание горла

— сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть

с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это

надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше

в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до

локтей, затем шею, лицо.

Од н и м

и з

эффе кт и в н ы х

с п о с о б о в закаливания является

контрастное

обливание ног: сначала холодной водой, затем теплой и вновь холодной.

Наиболее

сильным

оздоравливающим

и закаливающим средством

является

купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при

температуре воздуха 25 – 28 и воды не менее 22.

Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют

специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать

можно

с

известной

процедуры

контрастных

ножных

ванн

с

поочередным

погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34 – 36 и 18 – 20).

Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа

такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой водой

в течение 30 – 40 секунд, затем температуру воды снижают на 2 – 3, а время ее

действия сокращают до 15 – 20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и

прохладного душа повторяют 2 – 3 раза. В первых процедурах температуру воды

определяют водным термометром, затем — «на глазок». Через 3 – 4 дня время

обливаний менее теплой водой доводят до 30 – 40 секунд. Через 8 – 10 дней разницу

в температуре воды увеличивают на 3 – 4 градуса и так постепенно в течение 3 – 3,5

месяцев

разницу

в

температуре

горячей

и

прохладной

воды

доводят

до

20

у

дошкольников и 24 — у школьников (т. е. 40 – 42 и 18 – 20). После каждой

процедуры тело вытирают полотенцем.

Имеющийся

опыт

показывает

высокую закаливающую и

оздоровительную

ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста.

Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и

повышая работоспособность.

Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране,

также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.

Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для их

здоровья? Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью

показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке

как

взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и

младших школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при

первых посещениях. Так, температура в парилке должна быть в пределах 65 для

дошкольников, 75 — для младших школьников. Соответственно время нахождения в

ней — 5 – 7 минут. За одно посещение ребенок может побыть в парной 2 – 3 раза,

чередуя посещение с приемами прохладного (20 – 25 0) душа в течение 20 – 30

секунд.

По

мере

повторения

процедур

температуру

воздуха

в

парилке

можно

увеличить до 80, а время пребывания в ней — до 7 – 8 минут. Дети старшего

школьного возраста могут находиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь

на нижней полке и все же меньше времени, чем они.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями

ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей — в содружестве с медиками и

педагогами

сделать

все

возможное,

чтобы закаливание стало

обязательным

компонентом здорового образа жизни наших детей.



В раздел образования