Автор: Яковенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 52 “Лукоморье”.
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Тема: Методика солевого закаливания.
Раздел: дошкольное образование
Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Методика солевого закаливания.
Методика солевого закаливания.
Показания: Метод
солевого
закаливания показан
всем
детям
дошкольного
возраста.
Техника: Закаливание проводится
после
дневного
сна
под
наблюдением
воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10%
раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение
2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем
переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при
проведении закаливания
является
то,
что
стопа
должна
быть
предварительно
разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные
дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы
кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение
“игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование,
увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время
сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения
биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5
кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных
затрат
и
времени,
доставляет
удовольствие
детям.
А
самое
главное
обладает
выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных
заболеваний у детей.
Закаливание
Закаливание —
это
комплексная
система
оздоровительных
воздействий,
направленных
на
достижение
устойчивости,
невосприимчивости
организма
к
вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость
может
быть
достигнута
только
в
результате
систематической
тренировки
и
постоянного совершенствования механизмов адаптации.
Что
происходит
в
организме
при закаливании?
Прежде
всего,
тренируются
нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно
природные факторы — солнце, воздух и вода — действуют на сосудистый аппарат
кожи и подкожной клетчатки.
Закаливание может
проводиться
с
помощью
окружающего
воздуха.
В
помещениях для детей его температура не должна превышать 20 (это максимум
для детей
раннего
возраста) и
18 (для
дошкольников
и
школьников).
С
целью
эффективной
тренировки
аппарата
терморегуляции
температуру
воздуха
в
помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне — от 16
до 23. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при
активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух
должен быть прохладным, при спокойных действиях — более теплым. Следует с
самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке,
завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда
должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться
без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных
тканей.
Методы
воздушного
закаливания
просты
и
удобны.
Уже
само
пребывание
ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение.
Под
действием
воздушных
ванн,
потоков
воздуха
повышается
тонус
нервной
системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой,
дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей составляет
постепенное снижение температуры воздуха от + 20 до + 10 с разной длительностью
пребывания детей в облегченной одежде.
С
н е з а п а м я т н ы х
в р е м е н
и з в е с т н о ,
ч т о
х о д ь б а
б о с и к о м
—
замечательное закаливающее
средство.
Установлено,
что
на
поверхности
стопы
имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со
слизистой
оболочкой
дыхательных
путей,
а
также
практически
со
всеми
внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять
это.
Однако,
начиная
такое закаливание,
нужно
соблюдать
определенную
последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по
коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается,
ребенок может бегать босиком и по полу, летом — по траве на лесной поляне или по
песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что
они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как
грибки
могут
проникать
только
во
влажную
и
изнеженную
кожу.
Простое
и
надежное профилактическое средство — после прогулок босиком вымыть ноги с
мылом.
Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных
воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних
условиях эта процедура выглядит следующим образом.
Проснувшись раньше, чем обычно и укрыв ребенка одеялом, мама открывает
фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15 – 14 С. Одновременно в
соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 22. Далее
под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах,
майке (через 2 – 3 недели — без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из
прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5 – 6 минут. Такие контрастные
воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы
температур воздуха в комнатах до 15 – 20. Летом в одной из комнат устраивается
сквозное
проветривание
или
используются
вентиляторы
с
регулируемой
температурой воздушного потока.
Хорошим закаливающим и
общеукрепляющим
средством
могут
быть
—
при
соблюдении
правил
их
выполнения
—
солнечные
ванны,
обладающие
многосторонним
действием
на
организм.
Главное
их
оздоровительное
значение
состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых
солнечных
лучей
погибают,
в
повышении
сопротивляемости
организма
к
простудным
и
другим
болезнетворным
факторам.
Однако
надо
знать,
что
воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя
у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее,
при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще
многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря, возможны ожоги
и даже тепловые и солнечные удары.
Поэтому
первые
солнечные
ванны,
особенно
для
астеничных,
а
также
светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха
+20 и более не должны превышать 7 – 10 минут. Через 3 – 5 дней длительность
процедуры можно увеличить на 8 – 10 минут, а позднее и чередовать пребывание
ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15 – 20 минут.
Полезно принимать солнечные ванны в движении — в подвижных играх или
занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая
шапочка.
Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее
солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно
эффективно воздействие солнечной радиации в горах.
Более
сильным,
чем
воздух, закаливающим средством
является
вода,
теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с
древнейших времен.
Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К
первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым — умывание,
мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей
могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при
постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин, а также полоскание горла
— сначала теплой, затем прохладной водой.
Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть
с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это
надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше
в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до
локтей, затем шею, лицо.
Од н и м
и з
эффе кт и в н ы х
с п о с о б о в закаливания является
контрастное
обливание ног: сначала холодной водой, затем теплой и вновь холодной.
Наиболее
сильным
оздоравливающим
и закаливающим средством
является
купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при
температуре воздуха 25 – 28 и воды не менее 22.
Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют
специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать
можно
с
известной
процедуры
контрастных
ножных
ванн
с
поочередным
погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34 – 36 и 18 – 20).
Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа
такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой водой
в течение 30 – 40 секунд, затем температуру воды снижают на 2 – 3, а время ее
действия сокращают до 15 – 20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и
прохладного душа повторяют 2 – 3 раза. В первых процедурах температуру воды
определяют водным термометром, затем — «на глазок». Через 3 – 4 дня время
обливаний менее теплой водой доводят до 30 – 40 секунд. Через 8 – 10 дней разницу
в температуре воды увеличивают на 3 – 4 градуса и так постепенно в течение 3 – 3,5
месяцев
разницу
в
температуре
горячей
и
прохладной
воды
доводят
до
20
у
дошкольников и 24 — у школьников (т. е. 40 – 42 и 18 – 20). После каждой
процедуры тело вытирают полотенцем.
Имеющийся
опыт
показывает
высокую закаливающую и
оздоровительную
ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста.
Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и
повышая работоспособность.
Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране,
также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры.
Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для их
здоровья? Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью
показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке
как
взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и
младших школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при
первых посещениях. Так, температура в парилке должна быть в пределах 65 для
дошкольников, 75 — для младших школьников. Соответственно время нахождения в
ней — 5 – 7 минут. За одно посещение ребенок может побыть в парной 2 – 3 раза,
чередуя посещение с приемами прохладного (20 – 25 0) душа в течение 20 – 30
секунд.
По
мере
повторения
процедур
температуру
воздуха
в
парилке
можно
увеличить до 80, а время пребывания в ней — до 7 – 8 минут. Дети старшего
школьного возраста могут находиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь
на нижней полке и все же меньше времени, чем они.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями
ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей — в содружестве с медиками и
педагогами
сделать
все
возможное,
чтобы закаливание стало
обязательным
компонентом здорового образа жизни наших детей.