Напоминание

"Сибирский подснежник"


Автор: Новикова Ирина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: разработка занятия изобразительного искусства
Тема: "Сибирский подснежник"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технологическая карта открытого занятия

Тема: «Сибирские подснежники»

МБУДО г. Иркутска ДДТ № 2

Педагог дополнительного образования: Новикова Ирина Сергеевна

Возрастная категория: дети младшего школьного возраста.

Тип занятия: ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной программе «Гармония цвета»

Цель: выполнить изображение сибирских подснежников с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

- познакомить детей с сибирским

первоцветом – подснежником;

- научить размещать изображение на листе

бумаги, работать над композицией от

«пятна»;

- научить выполнять выразительный,

контрастный рисунок в технике

монотипия, дорабатывать его с помощью

нетрадиционных способов рисования.

- научить использовать в работе природные

художественные материалы.

- развитие творческих способностей,

воображения;

- развитие наблюдательности, активного

внимания и образной памяти, волевых

качеств личности;

- развитие моторики рук, умения

пользоваться художественными

инструментами и материалами.

- научить видеть живописность пятна и в

многоцветии и естественном смешении

красок разглядеть красоту.

- воспитание любви и бережного отношения

к родной сибирской природе;

- формирование экологической

грамотности;

- воспитание организованности,

сознательности и аккуратности в работе;

-формирование навыков самообслуживания.

- воспитание эмоциональной отзывчивости,

эстетического чувства, интереса к

творчеству и изобразительному искусству.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

-научатся понимать смысл терминов

«монотипия», «кляксография»,

«живопись», «коллаж», «контраст»;

-анализировать художественные термины;

-получат возможность научиться

нетрадиционным техникам изображения.

-познавательные - научатся проводить

анализ природных явлений; осуществлять

анализ изображений с выделением

существенных и несущественных

признаков;

-регулятивные - научатся выделять и

осознавать имеющиеся изобразительные

навыки и те, которые необходимо еще

освоить;

-коммуникативные – научатся выражать

свои мысли, выслушивать собеседника,

-формирование познавательных и

художественных интересов, отношение к

изобразительному искусству как элементу

общечеловеческой культуры;

-желание познавать окружающий мир,

видеть прекрасное в природных явлениях.

понимать его точку зрения.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Сибирский подснежник», наглядные материалы: образцы работ,

фотографии сибирских подснежников, музыкальные композиции по теме «Весна».

Художественные материалы: гуашь (желтая, белая, зеленая, коричневая, оранжевая) смешанная с жидким мылом, кисти щетина № 8,

кисти тонкие белка № 1, мастихины, коктейльные трубочки, палитры, банки для воды (непроливайки), пластиковые подложки для

монотипии, синий глянцевый картон А4, клей ПВА, засушенные сибирские травы, влажные салфетки.

Организационная структура занятия

Этап занятия

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности

обучающегося

Формируемые

способы

деятельности

Ι.

Организационный

момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Создание атмосферы психологического

комфорта.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина

Сергеевна. Мне очень приятно с вами

познакомиться.

- Вы пришли на занятие, и сегодня мы с вами

будем учиться новым способам рисования, для

некоторых из вас это будет очень необычно и

странно, может быть кто- то из вас уже знаком с

этими техниками изображения, но я уверенна,

что у всех вас все получиться.

-Сегодня вы выполните примерно вот такие

художественные работы, эти образцы нарисовали

мои ученики на занятиях изостудии «Фантазия»

Дома детского творчества № 2.

Настраиваются на учебную

деятельность.

Отвечают на внутренние вопросы:

-Где я?

-Зачем я здесь?

-Что мне нужно делать?

Рассматривают работы учеников

изостудии «Фантазия».

Формирование

навыков

самоорганизации

.

ΙΙ.

Актуализация

жизненного опыта

учащихся

- Как вы думаете, очень сложно нарисовать такие

рисунки?

-Сколько лет ребятам, выполнившим эти работы?

- А много ли времени занимает такое творчество?

- Сколько нужно учиться, чтобы справиться с

Отвечают на вопросы педагога,

высказывают свое мнение и

предположения.

Развитие

навыков

целеполагания.

такой работой?

-А вы сможете так нарисовать?

ΙΙΙ.

Сообщение темы.

Постановка цели и

задач занятия.

Педагог привлекает обучающихся к

формулированию темы, целей и задач занятия.

- Какое время года изображено на картинках?

– Почему вы так решили? На этой картинке в

лесу лежит снег, поэтому я думаю, что это зима,

но здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

- Скажите, ребята, а что мы с вами должны

сегодня сделать?

- Что это за цветы? Почему их называют

первоцветы?

- Как мы это будем делать?

-Этот способ рисования называется

«монотипия», что означает «один отпечаток».

-Какие материалы мы будем использовать для

работы?

Участвуют в формулировании цели и

задач занятия.

- Весна.

Дети доказывают, что на картинках

весна, называют ее признаки.

- Нарисовать цветы - подснежники.

- Эти цветы распускаются в лесу ранней

весной, они самые первые появляются

среди засохшей прошлогодней травы и

даже в снегу.

- Будем учиться новым способам

рисования.

- Будем использовать гуашь, кисти, разные

приспособления, природные материалы,

клей …

Формирование

умения

принимать и

сохранять

учебную задачу.

ΙV.

Мотивирование к

учебной

изобразительной

деятельности.

Педагог способствует обсуждению

мотивационных вопросов.

- Вы хотите научиться так рисовать?

- Вы хотите получить в конце занятия такую

картину?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Принимаю условия успешной учебной

деятельности.

- Да.

Формирование

умения выражать

свои мысли,

навыков

самомотивации.

-Тогда слушайте меня внимательно, выполняйте

все, как я скажу, и тогда вы обязательно

справитесь с такой новой для вас работой.

V.

Изучение нового

материала.

1.

Анализ

информации

- Сначала внимательно рассмотрим фотографии

подснежников.

В конце апреля, начале мая, на лесных

пригорках, пригретых первыми весенними

лучами солнца, появляются самые первые и

долгожданные цветы в Сибири. Чаще всего их

привыкли называть подснежниками, но

правильнее – сон-трава или прострел.

-Какого цвета сибирские подснежники?

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый

(желтый, белый, синий) маленький цветок.

- Каковы основные отличия сон-травы от других

растений?

Дети рассматривают фотографии

сибирских подснежников в презентации.

- Белые, желтые, фиолетовые, нежно-

голубые цветы, с желтой сердцевиной,

собранные в аккуратные букетики,

можно встретить на территории

Сибири.

- Это мощный стебель с крупными

цветами похожими на колокольчики.

Листочки растения невзрачные, узкие,

густо покрыты волосками. Высота цветка

может достигать 15 см.

Развитие

навыков анализа

информации,

самоорганизации

и

художественных

навыков.

2.

Инструкция к

работе

3.

Выполнение

работы

- Кувшинчик синий и пушистый с его мохнатым

стебельком… так описал подснежник Алексей

Толстой. А сколько лепестков у цветка

подснежника?

- Где можно встретить подснежники?

-Сейчас мы нарисуем с вами букет

подснежников на полянке, среди прошлогодней

травы, веточек и снега. Цвет подснежников у нас

будет светло-желтый. Поэтому фон - темный и

холодный. Работа, выполненная на контрасте,

смотрится очень выразительно и эффектно.

Поэтому рисуем светлое - на темном фоне.

- Рисуем прямо на пластиковой подложке

используем гуашь и кисти. Эскиз работы

находится у вас под пластиком. Краски

смешанные с жидким мылом выкладываем густо,

воды не добавляем иначе изображение сильно

расплывётся при печати.

Набираем на большую кисть с одной стороны

- Пять, шесть.

- Полянки с цветущей сон-травой можно

увидеть в сосновых, берёзовых лесах на

солнечных склонах.

Дети наносят гуашь кистью на

пластиковую подложку.

Дети рассматривают пример добавления

красок в презентации. И добавляют ещё

цвета, поверх уже нанесенных.

Дети рисуют на пластиковой подложке,

толстой и тонкой кистью.

белый цвет, а с другой желтый. Закрашиваем

цветы подснежника.

Затем в центр цветка добавляем оранжевый цвет.

Потом тонкой кистью рисуем стебли и листья

зеленым цветом.

- Я покажу вам ребята один секрет, чтобы было

красиво, нужно добавить ещё красок в ваше

изображение, но не перемешивать их.

Все оставшиеся краски, не перемешивая,

наносим на нижнюю часть листа. Сверху

размещаем белый цвет, это будет сугроб, из

которого растут подснежники.

Педагог осуществляет индивидуальную помощь

ученикам и контролирует правильность

выполнения работы.

Рассказывает легенды про подснежник.

- На Руси о подснежниках ходило множество

легенд и поверий. Наши предки были уверены,

что растение обладает магическими свойствами,

помогает увидеть и предсказать будущее.

Существовало поверье, что растение избавляет

от бессонницы и дурных снов, отсюда и

название — сон -трава.

-

Русское название подснежника - "прострел"

связывают с легендой. Стала как-то нечистая

сила прятаться за прострел-траву. Один из

архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с

нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил

траву сверху донизу. С тех пор нечистая сила

обходит прострел стороной. А в середине стебель

подснежника пустой, как у одуванчика.

- А в старинной книге травника по этому случаю

записано: "Кто носит траву при себе, от того

человека дьявол бежит, в доме хранит — добро в

Дети выполняют отпечаток.

семье держит, а дом строишь — под угол положи

подснежники, жить хорошо будешь".

- Теперь волшебный момент. Возьмите лист

синего картона и приложите сверху на пластик.

Погладьте его хорошенько, не пропуская ни один

уголок. Теперь снимаем картон и видим, что

краски смешались и дали очень красивые

переливы цвета. Положим лист с изображением в

сторону. Пластик свернем и выбросим. Если

замарались руки или стол, вытрем их.

- Получился неожиданный результат, такого не

нарисуешь обычным способом.

Подснежник лёгкий - трепет зыбок,

На сумрак синие огни,

Легли, о, как нежны они,

Как тени прожитых улыбок…

Сухой валежник влажной тропки,

Хрустит нечайно под ногой.

Как пахнет призрачной тайгой,

Где ветерок струится робкий…

Убирают рабочие места.

VΙ.

- Подождем, пока работа подсохнет. И немного

Дети выполняют разминку:

Физическая и

Динамическая

пауза

отдохнем. Встанем и разомнемся немного.

В лесу, где берёзы столпились гурьбой,

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил,

И тихо спросил:

«Я вижу: погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Улыбаются все люди:

Весна! Весна! Весна!

Она везде, она повсюду

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться,

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно,

Звенит, звенит, звенит!

По камешкам в реке широкой,

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов!

И всё живое сразу слышит:

Весна идёт! Весна идёт!

А мы идем на места, завершать наши работы!

Поднимают руки вверх и разводят в

стороны:

поворачивают голову вправо-влево;

руки на пояс, попеременно поднимают

вперёд ноги;

тянут руки вверх;

покачиваются;

разводят руки в стороны;

ритмично шагают на месте;

поднимают руки над головой и ритмично

хлопают в ладоши;

ритмично шагают на месте;

взмахивают обеими руками к себе;

ритмично щелкают пальцами;

потирают ладоши;

делают из пальцев «бутон»;

шагают на месте;

идут на места.

эмоциональная

разрядка.

VΙΙ.

Закрепление

изученного

материала.

Создание ситуации

успеха.

Завершение

Педагог создает условия для анализа работ

учащихся.

- Как вы думаете, ребята, ваша работы

завершена?

-Что нужно сделать?

-Предлагаю проработать наши рисунки, вы

можете прорисовать травинки с помощью

трубочки. Тонкой кистью набираем черную тушь,

Дети сравнивают свою работу с

предложенными образцами, анализируют

ее завершенность.

-Нет.

- Проработать детали.

Дети рисуют кляксы-травинки,

приклеивают растения.

Формирование

умения

проводить

сравнительный

анализ, вносить

изменения в

художественную

работу,

работы

ставим маленькую кляксу на «земле», раздуваем

ее коктейльной трубочкой вверх и в стороны, у

нас получаются тонкие травинки. Повторяем

несколько раз.

-Намазываем клеем ПВА засушенные сибирские

растения и приклеиваем в нижней части работы.

Педагог осуществляет индивидуальную помощь

детям. Рассказывает о целебных свойствах

травы.

- Подснежник или Сон-трава известна

эстетическими и декоративными свойствами, но

при этом она обладает еще рядом целебных

свойств. Народная медицина использует сон-

траву в лечении множества болезней:

заживляет раны, помогает при кашле, помогает

в качестве успокаивающего и снотворного

средства, а её отваром смазывают ожоги.

- Но ребята я узнала, что сок подснежника

ядовит, и если сорвать цветок в лесу, можно

обжечь руки, поэтому никогда не рвите эти

цветы.

- Но травники (люди собирающие травы в лесу

для аптек) собирают ее, аккуратно в перчатках,

сушат в темном месте и в сухом виде используют

как лекарство. Высушенный подснежник

абсолютно безопасен.

-Почему нельзя рвать цветы в лесу?

- Вот теперь работа завершена?

- Убираем рабочие места.

- Работы вывешиваем на выставку.

- Завершена.

Дети убираются.

Размещают работы на доске.

улучшающие ее

качество.

VΙΙΙ.

Подведение итогов

занятия.

Рефлексия.

Дети демонстрируют свои работы всем

присутствующим.

Педагог побуждает учащихся к размышлению

над вопросами:

- Что мне больше всего запомнилось на занятии?

-Что нового я узнал?

- Каков результат моей работы?

- Как я оцениваю свою работу на занятии?

Подводят итоги своей работы на

занятии, самооценку и рефлексию.

Формирование

умения

отслеживать цель

учебной

деятельности,

осуществлять

объективную

самооценку.



В раздел образования