Автор: Копылова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей " Кризис трех лет"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Кризис трех лет».
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем
ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления
на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и
некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень
важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение
своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить
психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то
решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей
ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до
года - двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется,
поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в
детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается
непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно
длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических,
то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности
личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания
кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое
проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве
говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования
для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И,
наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия,
может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не
произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку
выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это
крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;
капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение
своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности»,
собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты;
замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то
есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен
выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача
родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);
- Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей
по 5 раз в день (у некоторых - до 19 раз);
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как
необходимость.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку
почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что - то внушать ребенку. Это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и
увести.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка,
штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры
заинтересуют и отвлекут.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.