Напоминание

Консультация для родителей " Кризис трех лет"


Автор: Копылова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей " Кризис трех лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Кризис трех лет».

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем

ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления

на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и

некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень

важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение

своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить

психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то

решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей

ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы

психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до

года - двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется,

поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в

детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается

непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно

длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических,

то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности

личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания

кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое

проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве

говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования

для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И,

наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия,

может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не

произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы

непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно

ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку

выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это

крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;

капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение

своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности»,

собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты;

замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то

есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен

выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача

родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам (случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);

- Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей

по 5 раз в день (у некоторых - до 19 раз);

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и

капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,

истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими

родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения

родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего

спокойствия.

Что могут сделать родители:

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как

необходимость.

Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку

почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь во время приступа что - то внушать ребенку. Это бесполезно.

Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в

общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и

увести.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка,

штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры

заинтересуют и отвлекут.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет»,

оставайтесь и дальше при этом мнении.



В раздел образования