Автор: Измайлова Екатерина Андреевна
Должность: студентка магистратуры поликультурного образования и межкультурной коммуникации
Учебное заведение: ОмГПУ
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПИСАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"
Раздел: начальное образование
Измайлова Екатерина Андреевна
студентка магистратуры поликультурного
образования и межкультурной коммуникации
ОмГПУ г. Омск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫХ ПИСАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА.
В рамках современного общества может показаться, что так называемые
писательские компетенции нужны не каждому человеку, а только лишь людям
гуманитарных профессий, причем узкоспециализированных.
Таких
как
журналист,
или
автор
статей.
Однако
это
не
совсем
так,
поскольку во время написания, например рассказа или сочинения, в голове у
человека активируются и формируются различные связи, которые отвечают за
творчество, во-первых, а во-вторых, за воплощение в жизнь своих фантазий. И
такие качества могут быть полезны практически в любой профессии.
Например,
люди
с
развитым
гуманитарным
направлением,
решившие
стать в итоге инженерами, например, имеют огромный потенциал создавать
шедевры
машиностроения
или
архитектуры.
Так
как
именно
во
время
написания
своих
мыслей
происходит
их
условное
воплощение.
Мысль
приобретает частично физическую форму, хотя бы в виде чернил на бумаге. Но
самое главное, что области мозга, которые задействуются для создания какой-
нибудь техники, и для написания сочинения одни и те же. Все люди хотят жить
в
развивающемся
обществе,
поэтому
формировать
творческие
качества
личности необходимо каждому человеку, и причем начиная с самого раннего
возраста.[1].
Как известно, в программу определения итоговой пригодности учащихся
школ, то есть в ЕГЭ, включен такой пункт как написание сочинений. И сдать
успешно данное задание удается далеко не каждому. Почему так происходит?
Казалось
бы,
молодые
люди
должны
обладать
достаточной
фантазией
и
решимостью, чтобы с легкостью справиться с таким заданием, как написание
сочинений, однако на самом деле в большинстве случаев это не так. И такие
творческие таланты как писательство чаще можно наблюдать скорее у взрослых
людей,
нежели
у
старших
школьников
или
студентов.
Причиной
тому
гормональный
всплеск
у
молодых
людей.
В
данный
период
очень
сложно
свободно
направить
свою
мысль.
Поскольку
организм
не
считает
это
первоочередной
задачей.
Но
сочинение
написать
нужно
в
семнадцать
или
восемнадцать лет, а молодому человеку достаточно сложно сконцентрироваться
на таком действии, которое его организм считает ненужным. [2].
Именно
поэтому
формирование
писательских
компетенций
должно
произойти в ранний период, у детей младшего школьного возраста. Чтобы как
говорится на выходе получить следующий результат. Учащиеся с легкостью и
достаточно
на
высоком
уровне
могут
формировать,
красиво
и
правильно
излагать свои мысли, при этом, не считая данное действие за сложную нагрузку.
Писательская компетенция — это совокупность знаний, умений, опыта,
интуиции
и
способностей
в
той
области
речемыслительной
деятельности,
которая
имеет
отношение
к
написанию
сочинений.
В
последние
годы
на
выпускных экзаменах в средних школах в рамках Единого государственного
экзамена
в
части
С
предполагалось
написание
сочинения-рассуждения
по
данному
тексту,
представляющее
собою,
строго
говоря,
не
сочинение,
а
изложение с элементами сочинения. В настоящее время планируется проводить
выпускной
экзамен
в
форме
обычного
сочинения.
В
связи
с
этим
любые
вопросы, связанные с побуждением учащихся к созданию собственных текстов,
приобретают особо важное значение.[3].
Однако, как многим известно, обучение детей младшего возраста имеет
свои
особенности.
Дети
живут
в
своем
детском
мире,
отличном
от
мира
взрослых. И одной из главных ценностей в этом детском мире является игра. В
2
процессе обучения детей младшего возраста чему-либо, нужно максимально
использовать игровые формы проведения занятий.
Для формирования писательских компетенций первым делом необходимо
определить
конечные
цели.
То
есть
сформулировать
тот
список
качеств,
которыми
должен
обладать
ученик
для
написания
отличных
сочинений,
рассказов,
эссе,
и
других
литературных
творческих
произведений.
Такими
качествами
являются
фантазия,
выдержка
стиля,
основной
линии
сюжета,
видение
конечного
результата,
готовность
действовать,
желание
творить,
получение
удовольствия
от
процесса.
Однако
не
следует
забывать
и
практическую
сторону,
внимание
нужно
уделить
и
таким
качествам
как
каллиграфия, и грамматическая компетентность. [4].
Для
формирования
писательских
компетенций
у
детей
младшего
школьного возраста предпочтительно использовать следующие методы:
-
Эмпирический
игровой
метод. Методы
эмпирического
познания
в
отличие
от
теоретических
обладают
минимальной
возможностью
ошибок,
недостатков при условии, что эксперимент повторялся многократно и давал
схожие результаты. Любой эмпирический метод задействует органы чувств
человека, которые являются надежным инструментом познания окружающего
м и р а
–
и
в
э т о м
г л а в н о е
д о с т о и н с т в о
э т о г о
м е т о д а .
Игровая форма занятий. Предполагается, что ученики будут участниками каких-
либо
«сказочных»
событий,
как
бы
помогать
главным
героям,
но
для
преодоления
трудностей
и
испытаний
сказки
требуется
писать
стишки,
придумывать различные описания местности, пейзажа, окружений.
Таким
образом,
у
детей
сформируется
способность
справляться
с
трудностями
и
получать
от
этого
удовольствие.
Будет
развита
фантазия,
решение задачи творческим путем исходя из правил.[5].
- Повторение. Для надежного закрепления и усвоения какого-либо вида
писательской деятельности, например для описания характеристики персонажа,
или пейзажа необходимо многократное повторение данного действия. Но детям
3
может быстро наскучить одно и то же до того, что они сначала могут потерять
интерес, а потом и вовсе крайне отвергать данный процесс.
-
непосредственная
помощь
(или
проводка)
как
методический
прием
должна
использоваться
в
зависимости
от
действий
ребенка,
такая
помощь
может понадобиться в любом возрасте. Например, после задержки принятия
решения, преподаватель показывает аналогию верного хода мысли, показывает
почти готовый результат;
-
Формирование
целостности
картины.
Для
лучшего
построения
сюжетной связи, рекомендуется сразу определить конечную цель, так сказать
костяк картины происходящего.
-
Метод
успешного
примера.
Если
какой-либо
ребенок
хорошо
справляется
с
заданием,
то
можно
показывать
остальным,
что
достижение
такого-же результата вполне реально, как бы ставя в пример отличившегося
ребенка.
- Особенности использования методов обеспечения наглядности при
обучении младших школьников:
-
показ
должен
быть
качественным
и
многократным.
Показывать
упражнения
необходимо
в
различных
ракурсах,
не
только
в
том
темпе,
в
котором движение должно выполняться, но и в замедленном;
- показывать необходимо непосредственно перед тем, как движение будут
выполнять
дети.
Если
между
показом
и
выполнением
допускается
продолжительная
пауза,
то
внимание
детей
будет
переключаться
на
посторонние объекты;
- Примером для обучения писательскому мастерству обязательно должны
являться шедевры мировой классики. Дети должны погружаться в волшебный
мир сказок. Произведения таких писателей, как братья Гримм, Пушкин А.С.,
Г.Х. Андерсен, а также народные сказки должны быть либо показаны, либо
прочитаны детям.
4
- Мониторинг эффективности. Для корректировки процесса обучения,
следует периодически проводить проверку на предмет усвоенных компетенций.
То есть давать определенные задания. Таким образом сложится картина данных,
позволяющая провести анализ текущей ситуации и спланировать дальнейшие
корректирующие действия.
- Создание группового проекта. Как бы серьезно не звучало это название,
но в деле реализация этого пункта может быть очень увлекательной. Суть
такова.
Класс
делится
на
группы,
общим
заданием,
например
является
написание сочинения на какую-либо тему. Это может быть рассказ о походе в
кино, лес, развлекательный центр. Это может быть сказка. Суть в том, что дети
раздельно
придумывают
сюжет.
Например,
один
ребенок
определяет
жанр
произведения,
другой
обстановку,
третий
обстоятельства,
четвертый
характеристики
и
описание
героя.
И
все
в
таком
духе.
Таким
образом,
выстраивается
целый
оригинальный
неповторимый
сюжет.
Особый
размах
данного
проекта
можно
осуществить,
если
провести
обмен
полученных
произведений
между
несколькими
классами.
То
есть
на
одном
уроке
дети
создают
свой
шедевр,
а
на
другом
учитель
зачитывает
им
произведение,
созданное детьми из параллельного класса. Продуктивный взаимный обмен
опытом и масса положительных эмоций гарантирована.
- Совершенствование. Уже в более поздних этапах. Преподавателю стоит
обращать внимание детей на тонкости писательских приемов. Проводить анализ
успешных
и
неуспешных
в
свое
время
произведений.
Почему
одни
книги
хочется
перечитывать,
а
другие
закрыть
после
прочтения
первых
страниц.
Таким образом, у детей сложится писательское литературное чутье, которое
позволит создавать такие картины, погрузившись в которые потенциальный
читатель испытает как бы реалистичное переживание ситуации.
5
Список литературы:
1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) /
Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Академия, 2012. - 448 c.
2. Беленькая, Т. Б. Все правила русского языка для начальной школы / Т.Б.
Беленькая. - М.: Феникс, 2014. - 379 c.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 2011. - 585 с.
4. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская
// Начальная школа - 2009- №4 - С. 47 - 52.
5. Колесникова, И. Филологические основы работы над стихотворным
произведением на уроках лирического чтения / И. Колесникова. // Начальная
школа. - 2009. - №11. - С. 6 - 13.
6