Автор: Азизов Сабитхан Валиевич
Должность: доцент кафедры спортивной деятеьности
Учебное заведение: Наманганский Государственный университет
Населённый пункт: г. Наманган, Республика Узбекистан
Наименование материала: статья
Тема: ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СУДЕЙ ПО ГАНДБОЛУ
Раздел: высшее образование
Азизов Сабитхан Валиевич
Доцент кафедры «Спортивная деятельность»
Наманганского государственного университета
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ
СУДЕЙ ПО ГАНДБОЛУ
Аннотация
Статья посвящена современным проблемам подготовки судей по гандболу,
значимым личностным качествам, которые необходимо развивать ещё в
процессе тренировочных занятий будущих судей, по которым в дальнейшем
будет определяться их профессионализм. В статье даны некоторые
рекомендации для будущих арбитров.
В
настоящее
время
существует
много
научных
работ,
посвященных
овладению
технико-тактическими
действиями
в
гандболе
и
их
совершенствованию.
При
этом
обойденной
остается
проблема
судейства,
актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов
игнорирует ее, полагая, по-видимому, что в гандболе достаточно других
более важных проблем. А ведь эмоциональность, зрелищность игры, уровень
мастерства
гандболистов,
дальнейший
рост
популярности
этой
игры
находится в прямой зависимости от качества судейства.
Высокое качество судейства многих ведущих арбитров мирового уровня
- не врожденный дар. Они прошли долгий и трудный путь становления,
преодолели
многочисленные
преграды,
обязательно
возникающие
перед
каждым,
кто
посвятил
себя
этой
трудной
и
благородной
судейской
деятельности.
Современный
гандбол
предъявляет
высочайшие
требования,
как
к
физическим данным, так и к личности судьи, которому в одинаковой степени
необходимы прямо противоположные свойства - твердость и уверенность в
себе и одновременно способность к пониманию настроения участников матча
и зрителей. Судья должен уметь настоять на своем и в то же время не
потерять контакта с окружающими, строго следить за соблюдением правил
игры,
но
и
не
быть
при
этом
«диктатором».
Высокие
требования
предъявляются и к общей культуре судьи, к его этическим качествам. Ведь
качеством
своего
судейства
арбитры
должны
способствовать
росту
мастерства
спортсменов
и
использовать
свисток
только
в
этих
целях.
Безукоризненное знание ими правил соревнований и умение применять их в
игре являются основой рационального регулирования соревнований любого
уровня.
В этих целях необходимо постоянно повторять правила соревнований,
даже
если
вы
их
хорошо
знаете.
Часто
в
игре
судьям
приходится
сталкиваться с решениями ситуаций, которые редко встречаются. Вот тогда и
убеждаешься, что что-то подзабыл, а освежив в памяти, сумел по-иному
взглянуть на их содержание, глубже истолковать не только отдельную фразу,
но даже слово, на которое раньше не обращал внимания. Судья на площадке,
в некотором роде, является и учителем, следовательно, он обязан знать свое
дело в совершенстве, в том числе и правила игры.
Известно, что профессионализм судей определяется тремя группами
показателей:
- теоретическая подготовка арбитра, включающая знание правил и методики
судейства;
-физическая подготовка ;
- психологическая подготовка.
Глубокий
методический
подход
к
развитию
судейской
науки,
разнообразные организационные мероприятия - все имеет в равной степени
большое
значение.
Но
главное
условие
повышения
качества
судейства
-
отношение к этой деятельности самого арбитра, его личностные качества.
На тренировочных занятиях создаются возможности для воспитания воли,
честности,
мужества,
трудовых
качеств;
возможности
для развития
гуманистических
убеждений,
чувства
уважения
соперника;
формируется
социальная активность
спортсмена (капитан команды, физорг, старший в
группе, судья по спорту).
Также в ходе занятий спортсмен получает уроки правовой этики. Отно-
шения
между
тренером
и
спортсменом,
спортсменом
и
судьей,
между
спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения.
Для
многих
спортсменов
характерны
патриотизм,
преданность
своему
делу,
борьба
за
спортивную
честь,
трудолюбие,
выражающееся
в
строительстве
и
благоустройстве
площадок,
подготовке
и
уборке
мест
занятий и т.д.
Особое
значение
для
подготовки
жизнеспособного
и
социально
активного
молодого
поколения
имеет
освоение
юными
спортсменами
мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся
воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к
рациональной
организации
своего
бюджета
времени,
внутренняя
дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения,
настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить
неудачу
и
даже
поражение,
наконец,
просто
«выкрутиться»
из
сложной
ситуации.
Мобилизационные ценности физической культуры помогают человеку
выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни
современного общества: болезни, травмы, различные кризисы, аварии — вот
тот
неполный
перечень
ситуаций,
когда
человеку
особенно
нужны
высокоразвитые
двигательные
и
личностные
качества
и
способности.
Тренировочная деятельность способствует мобилизации функциональных,
психологических
и
физических
возможностей
организма,
опосредованно
влияя
на
создание
«запаса»,
своеобразного
резерва
для
ответа
на
«не -
штатные»
внешние
воздействия,
требующие
срочной
мобилизации
функциональных сил человека, которые сыграют свою роль и при судействе
соревнования.
Для судей на площадке профессионально важными являются следующие
психологические качества, которые с помощью специально направленных
упражнений развиваются в процессе тренировочных занятий, а также в
процессе судейства:
- высокая уверенность;
- высокая концентрация внимания;
- быстрота мышления;
- гибкость реакции на изменение ситуации;
- исключительная память.
Часто судьи изучают манеру игры отдельных игроков и тактику команд в
целом, стараются запомнить игроков, которые могут позволить грубость по
отношению
к
сопернику,
игроков,
которые
часто
допускают
технические
ошибки. Особое внимание уделяют молодым игрокам, входящим в игру со
скамейки
запасных
–
от
них
можно
ожидать
чего
угодно.
Необходимо
помнить,
что
все
игроки
хотят
выиграть,
но
многие
их
них
не
умеют
проигрывать с достоинством.
Опытные судьи советуют вообще не вступать в разговоры с игроками,
но если уж придется – так только в короткие и вежливые. Помните: это как
раз тот случай, когда молчание – золото. Одно из двух: игрок или виновен,
или не виновен в технической ошибке, грубом, или неспортивном поведении.
Если он виновен, нужно жестикулировать его ошибку и наказать, причем
персональные наказания необходимо выносить в спокойной форме, не спеша.
Чем точнее ты выдержишь этот принцип, тем весомее твоё решение будет
выглядеть для игроков, тренеров и зрителей.
Если вы ошиблись и приняли неверное решение, заметьте это для себя, но
внешне не проявляйте своего сомнения, т.к. вы не имеете права на эмоции.
Сконцентрируйтесь,
постарайтесь
забыть
на
время
об
этой
ошибке
и
старайтесь не допускать ошибок впредь. Всё это очень непросто, но без
этого нельзя, ведь это часть вашей профессии.
Использованная литература
1. Григорьев М., Давыдов М. Философия судейства. - М, 1995.Т. К. РФБ-17 с.
2. Зуев В.Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998. - 490 с.
3. Цапенко В.А., Петров В.А., Сердюк Д.Г., Цапенко С.В. Подготовка судей в
гандболе. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2005. - 99с.