Напоминание

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СУДЕЙ ПО ГАНДБОЛУ


Автор: Азизов Сабитхан Валиевич
Должность: доцент кафедры спортивной деятеьности
Учебное заведение: Наманганский Государственный университет
Населённый пункт: г. Наманган, Республика Узбекистан
Наименование материала: статья
Тема: ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СУДЕЙ ПО ГАНДБОЛУ
Раздел: высшее образование





Назад




Азизов Сабитхан Валиевич

Доцент кафедры «Спортивная деятельность»

Наманганского государственного университета

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ

СУДЕЙ ПО ГАНДБОЛУ

Аннотация

Статья посвящена современным проблемам подготовки судей по гандболу,

значимым личностным качествам, которые необходимо развивать ещё в

процессе тренировочных занятий будущих судей, по которым в дальнейшем

будет определяться их профессионализм. В статье даны некоторые

рекомендации для будущих арбитров.

В

настоящее

время

существует

много

научных

работ,

посвященных

овладению

технико-тактическими

действиями

в

гандболе

и

их

совершенствованию.

При

этом

обойденной

остается

проблема

судейства,

актуальность которой не подлежит сомнению. Большинство специалистов

игнорирует ее, полагая, по-видимому, что в гандболе достаточно других

более важных проблем. А ведь эмоциональность, зрелищность игры, уровень

мастерства

гандболистов,

дальнейший

рост

популярности

этой

игры

находится в прямой зависимости от качества судейства.

Высокое качество судейства многих ведущих арбитров мирового уровня

- не врожденный дар. Они прошли долгий и трудный путь становления,

преодолели

многочисленные

преграды,

обязательно

возникающие

перед

каждым,

кто

посвятил

себя

этой

трудной

и

благородной

судейской

деятельности.

Современный

гандбол

предъявляет

высочайшие

требования,

как

к

физическим данным, так и к личности судьи, которому в одинаковой степени

необходимы прямо противоположные свойства - твердость и уверенность в

себе и одновременно способность к пониманию настроения участников матча

и зрителей. Судья должен уметь настоять на своем и в то же время не

потерять контакта с окружающими, строго следить за соблюдением правил

игры,

но

и

не

быть

при

этом

«диктатором».

Высокие

требования

предъявляются и к общей культуре судьи, к его этическим качествам. Ведь

качеством

своего

судейства

арбитры

должны

способствовать

росту

мастерства

спортсменов

и

использовать

свисток

только

в

этих

целях.

Безукоризненное знание ими правил соревнований и умение применять их в

игре являются основой рационального регулирования соревнований любого

уровня.

В этих целях необходимо постоянно повторять правила соревнований,

даже

если

вы

их

хорошо

знаете.

Часто

в

игре

судьям

приходится

сталкиваться с решениями ситуаций, которые редко встречаются. Вот тогда и

убеждаешься, что что-то подзабыл, а освежив в памяти, сумел по-иному

взглянуть на их содержание, глубже истолковать не только отдельную фразу,

но даже слово, на которое раньше не обращал внимания. Судья на площадке,

в некотором роде, является и учителем, следовательно, он обязан знать свое

дело в совершенстве, в том числе и правила игры.

Известно, что профессионализм судей определяется тремя группами

показателей:

- теоретическая подготовка арбитра, включающая знание правил и методики

судейства;

-физическая подготовка ;

- психологическая подготовка.

Глубокий

методический

подход

к

развитию

судейской

науки,

разнообразные организационные мероприятия - все имеет в равной степени

большое

значение.

Но

главное

условие

повышения

качества

судейства

-

отношение к этой деятельности самого арбитра, его личностные качества.

На тренировочных занятиях создаются возможности для воспитания воли,

честности,

мужества,

трудовых

качеств;

возможности

для развития

гуманистических

убеждений,

чувства

уважения

соперника;

формируется

социальная активность

спортсмена (капитан команды, физорг, старший в

группе, судья по спорту).

Также в ходе занятий спортсмен получает уроки правовой этики. Отно-

шения

между

тренером

и

спортсменом,

спортсменом

и

судьей,

между

спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения.

Для

многих

спортсменов

характерны

патриотизм,

преданность

своему

делу,

борьба

за

спортивную

честь,

трудолюбие,

выражающееся

в

строительстве

и

благоустройстве

площадок,

подготовке

и

уборке

мест

занятий и т.д.

Особое

значение

для

подготовки

жизнеспособного

и

социально

активного

молодого

поколения

имеет

освоение

юными

спортсменами

мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся

воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к

рациональной

организации

своего

бюджета

времени,

внутренняя

дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения,

настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить

неудачу

и

даже

поражение,

наконец,

просто

«выкрутиться»

из

сложной

ситуации.

Мобилизационные ценности физической культуры помогают человеку

выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни

современного общества: болезни, травмы, различные кризисы, аварии — вот

тот

неполный

перечень

ситуаций,

когда

человеку

особенно

нужны

высокоразвитые

двигательные

и

личностные

качества

и

способности.

Тренировочная деятельность способствует мобилизации функциональных,

психологических

и

физических

возможностей

организма,

опосредованно

влияя

на

создание

«запаса»,

своеобразного

резерва

для

ответа

на

«не -

штатные»

внешние

воздействия,

требующие

срочной

мобилизации

функциональных сил человека, которые сыграют свою роль и при судействе

соревнования.

Для судей на площадке профессионально важными являются следующие

психологические качества, которые с помощью специально направленных

упражнений развиваются в процессе тренировочных занятий, а также в

процессе судейства:

- высокая уверенность;

- высокая концентрация внимания;

- быстрота мышления;

- гибкость реакции на изменение ситуации;

- исключительная память.

Часто судьи изучают манеру игры отдельных игроков и тактику команд в

целом, стараются запомнить игроков, которые могут позволить грубость по

отношению

к

сопернику,

игроков,

которые

часто

допускают

технические

ошибки. Особое внимание уделяют молодым игрокам, входящим в игру со

скамейки

запасных

от

них

можно

ожидать

чего

угодно.

Необходимо

помнить,

что

все

игроки

хотят

выиграть,

но

многие

их

них

не

умеют

проигрывать с достоинством.

Опытные судьи советуют вообще не вступать в разговоры с игроками,

но если уж придется – так только в короткие и вежливые. Помните: это как

раз тот случай, когда молчание – золото. Одно из двух: игрок или виновен,

или не виновен в технической ошибке, грубом, или неспортивном поведении.

Если он виновен, нужно жестикулировать его ошибку и наказать, причем

персональные наказания необходимо выносить в спокойной форме, не спеша.

Чем точнее ты выдержишь этот принцип, тем весомее твоё решение будет

выглядеть для игроков, тренеров и зрителей.

Если вы ошиблись и приняли неверное решение, заметьте это для себя, но

внешне не проявляйте своего сомнения, т.к. вы не имеете права на эмоции.

Сконцентрируйтесь,

постарайтесь

забыть

на

время

об

этой

ошибке

и

старайтесь не допускать ошибок впредь. Всё это очень непросто, но без

этого нельзя, ведь это часть вашей профессии.

Использованная литература

1. Григорьев М., Давыдов М. Философия судейства. - М, 1995.Т. К. РФБ-17 с.

2. Зуев В.Н. Спортивный арбитр. - Тюмень, 1998. - 490 с.

3. Цапенко В.А., Петров В.А., Сердюк Д.Г., Цапенко С.В. Подготовка судей в

гандболе. Учебное пособие. - Запорожье: ЗНУ, 2005. - 99с.



В раздел образования