Автор: Варфоломеева Елена Накифовна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №25 "Зайчик"
Населённый пункт: г.Усть–Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Сценарий мастер-класса для родителей дошкольников старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Тема: "Что мы знаем и умеем?" обо всем"
Раздел: дошкольное образование
Варфоломеева Елена Накифовна,
учитель-дефектолог, высшая кв. кат.
МБДОУ ДС № 25, «Зайчик»
г. Усть-Илимск
Сценарий мастер-класса для родителей
дошкольников старшего возраста с ОВЗ.
Тема: «Что мы знаем и умеем?» - обо всем».
Цель:
Повышение
компетентности
родителей
по
вопросам
когнитивного
развития детей через использование системы игр и игровых упражнений.
Интеграция
областей:
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Задачи.
Повысить
компетентность
родителей
по
вопросам
развития
речи,
когнитивного
развития
детей
через
использование
системы
игровых
упражнений.
Познакомить
родителей
с
разнообразными
игровыми
приемами
и
методами, направленными на развитие познавательных и речевых процессов в
домашних условиях.
Вовлечь
родителей
в
процесс
коррекции
познавательных
и
речевых
нарушений у дошкольников, сделать их союзниками в работе по устранению
нарушений у детей.
Формировать положительный эмоциональный контакт взрослых с детьми.
Участники: родители детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, дети,
учитель-дефектолог.
Оборудование: «Памятки
о звуко-буквенных обозначениях», ребусы,
«Числовой домик №5», настенная «Азбука», фишки, магниты.
Ход родительского собрания.
1.
Введение.
Дети старшего дошкольного возраста стоят уже на пороге школы.
Подготовительная к школе группа – последний этап подготовки к школе и
самый ответственный. Поэтому следует обратить особое внимание на проблемы,
которые
испытывают
младшие
школьники.
И
это,
по
заключению
школьных
логопедов, дисграфия и дислексия.
Дисграфия – нарушение письма.
Дислексия – нарушение чтения.
Мы сегодня поговорим о нарушениях дисграфии и дислексии на основе
нарушений фонемного распознавания,
на почве нарушения языкового анализа и
синтеза, аграмматической, пространственно-оптической дисграфии.
Дети испытывают
затруднения в овладении навыками чтения, письма и
счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетради, не различают
правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины
тетради. При обучении чтению они не могут удерживать в поле зрения строку,
теряют ее. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как
вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между и т.п. Воспринимают
предлоги
как
часть
слова.
У
некоторых
наблюдаются
стойкие
проявления
зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Допускают
перестановки,
усечения,
слияние.
Дети
затрудняются
в
пространственном
восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике
букв,
испытывают
трудности
в
рисовании,
лепке
из
пластилина,
конструировании.
1.
Работа с аудиторией.
1). «Что мы знаем о звуках?».
Педагоги и родители получают
«Памятки о звуко-буквенных обозначениях».
Дети дают характеристику звуков.
«Памятка
о звуко-буквенных обозначениях
».
Гласные
звуки
(поются,
нет
препятствия
для
выхода
воздуха)
–
обозначаются красным цветом (К),
«Подсказочка» - можно пропеть – «гласные – красные»: ААА, УУУ,
ООО, ЫЫЫ, ИИИ, ЭЭЭ.
Согласные звуки (не поются, есть препятствие для выхода воздуха –
зубы, губы, язык).
Могут быть:
Твердыми (С) и мягкими (З)
Т, Д, К, Г, Х, П, Б, С, З, Ф, В, М, Н, Л, Р
(Т
ом, к
от) (Т
им, к
ит)
всегда
Ж, Ш, Ц Ч, Щ
____________________________________________________________
Могут быть:
Звонкими
и глухими.
Д, Г, Б, З, В, Л, М, Н, Р, Ж Т, К, П, С, Ф, Ш, Ч, Щ, Ц
«По
дсказочка»
-
работает
звуковой
-
«голосовой
моторчик»
-
можно
проверить,
положив ладонь на грудь, либо на макушку, либо на ушки.
Будет ощущаться вибрация.
2.
Дети и родители.
Задание: закрасить кружки определенным цветом —
ЛИСА ВОЛК
оооо оооо
з к с к с к с с
2). «Что мы знаем о ребусах?».
Дети и родители.
Задание: знакомство и разгадывание ребусов (РЫБА-К, К-РОТ, РА-ДУГА,
КОТ- КИТ, КОТ- КОМ, КОТ-КТО- ТОК).
3). «Что мы знаем о числах?».
Задание: состав числа.
Дети заполняют «Числовой домик №5».
Дети и родители.
Задание: составить из овалов и треугольников заданное количество предметов
(1 и ..,2 и .., ..). Озвучить арифметическое действие.
4) . «Что мы знаем о направлениях?».
Дети и родители.
Задание: найти «Конечный пункт путешествия» по настенной «Азбуке» и по
инструкции взрослого: «Белка собралась в гости»: 3 шага направо, 2 шага вниз, 2
шага направо, 4 шага вниз, 4 шага налево, 3 шага вверх, 2 шага направо, 1 шаг
вниз.
3.
Итог.
Рефлексия. Дети, родители и педагоги:
обмениваются мнениями о прошедшем мероприятии,
намечают мероприятия, возможные для проведения в домашних условиях
с учетом рекомендаций,
определяют
необходимость
дальнейших
встреч
для
взаимного
обмена
опытом, результатами и идеями.