Автор: Костерина Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ - "Детский сад № 458" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: Использование ИКТ В ДОУ Тема: Использование ИКТ В ДОУ Раздел: дошкольное образование
Мы живем в мире, сформированном научно-техническим прогрессом. Вещи, которые раньше
приходилось делать руками или с помощью простых инструментов, теперь быстрее и
эффективнее делают машины. Ученые придумали множество вещей — они
обобщенно называются технологиями, — которые облегчают, продлевают и спасают нам
жизнь.
«Мы все — продукт индустриальной революции. Эпохи книг и печатных газет, когда наше
восприятие времени было линейным, а у каждой истории было начало и конец. Теперь мы
живём в мире интернета и цифровых гаджетов, новостной ленты твиттера и обновлений во
«Вконтакте» — в мире, где всё происходит прямо сейчас». Эта цитата из книги философа
Дугласа Рашкоффа, очень точно отображает реальность нашей жизни.
В условиях динамичного развития, информация становится стратегическим ресурсом, таким
же как традиционные материальные и энергетические. Тот, кто владеет информацией,
владеет миром.
Сегодня, практически каждый ребенок с рождения видит вокруг себя различные
технические устройства. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И
ребенок должен быть готов психологически к жизни в таком обществе. Компьютерная
грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного
отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но
и предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию – первому звену
непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен
связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы
должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не
бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.
Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в
сфере образования и науки», - отметил глава государства Д.А. Медведева.
Учитывая современные требования, в детском саду № 461 Орджоникидзевского района в
2013 году была разработана система работы по внедрению в образовательный процесс
информационно-коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности детей
дошкольного возраста. В образовательную среду ДОУ были введены новые
информационные технологии: приобретены 2 детских компьютера Kidsmart с программным
обеспечением для раннего обучения воспитанников, 7 девайсов – электронно-
образовательных комплексов с программой для развития и обучения дошкольников
«Предшкола нового поколения», 2 интерактивные доски с развивающими играми и
интерактивный стол. Все эти приобретения стали частью развивающей среды, фактором
обогащения интеллектуального развития воспитанников, создавая основу для
формирования новых типов мышления.
Все педагоги прошли курсовую подготовку по использованию в образовательной
деятельности ИКТ технологий, а так же по внедрению образовательной программы
дошкольного образования «Предшкола нового поколения» Н.А. Чураковой.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, программа «Предшкола нового поколения»
направлена на повышение социального статуса дошкольного образования; на обеспечение
равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного
образования; на сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Используемые в образовательной деятельности девайсы - электронные устройства
оснащены интерактивными программами по обучению грамоте, математике, а так же АРТ –
студией. Использование таких программ в малых группах позволяет нам развивать
креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, что
способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Создает дополнительную мотивацию при формировании предпосылок к учебной
деятельности. Индивидуальная работа с девайсом увеличивает число ситуаций, которое
ребенок может решить самостоятельно. Таким образом, инновационный комплект
«Предшкола нового поколения» позволяет спроектировать образовательный процесс в ДОУ
в соответствии с целевыми ориентирами преемственности дошкольного и начального
школьного звена.
В течение трех лет экспериментальной деятельности нами разработана,
апробирована и успешно внедряется инновационная модель взаимодействия
воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда по активизации
познавательной и творческой деятельности детей посредством цифровых
образовательных ресурсов. Воспитатели создали банк обучающих
мультимедийных презентаций по всем образовательным областям с учетом
индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, собрана
медиатека компьютерных игр развивающего характера, разработаны памятки
и методические рекомендации для родителей по использованию обучающих
и развивающих компьютерных игр в домашних условиях.
Учитель-логопед использует компьютерные технологии как один из
источников мотивации воспитанников в коррекционной работе. Из-за
неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто
пропадает интерес на занятиях, отсутствует учебная мотивация. В таких
случаях учитель-логопед использует возможности компьютера. Он позволяет
погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать
образовательную деятельность более содержательной, интересной,
привлекательной и по-настоящему современной.
Музыкальный руководитель разработал видеотеку с фильмами для лучшего
усвоения содержания песен, электронную картотеку видеослайдов для
музицирования, музыкальную угадайку, электронную картотеку с
музыкально-ритмическими играми. Все эти разработки сделали музыкальный
материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы,
но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный
руководитель реализует на практике идею индивидуализации обучения детей.
Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд
музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания
музыкальных инструментов. Становятся базой для формирования
музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и
гармоничного развития личности в целом.
Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ дает
возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование,
информационные технологии значительно расширяют возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Возможности использования ИКТ позволяют наиболее полно и успешно
реализовать развитие способностей ребенка, способствуют повышению
качества образовательного процесса, служит развитию познавательной
мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых
компетентностей.