Автор: Марочкина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа №86"
Населённый пункт: Город Омск
Наименование материала: Урок по рассказу Михаила Зощенко "Беда" в 7 классе.
Тема: Урок литературы
Раздел: среднее образование
Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.
Цели.
Обучающий аспект:
– познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность чтения.
Развивающий аспект:
– развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в
формулировании вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение
в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.
Коррекционный аспект:
– совершенствование слухового и образного восприятия;
– развитие творческого воображения .
Воспитательный аспект:
– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам,
поступкам, образу жизни.
Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.
1.Начинаем
урок
с
повторения
литературоведческих
понятий
ИРОНИЯ,
ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят
значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на
помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в
конце второй части учебника- хрестоматии).
Повторяя
необходимую
для
урока
терминологию,
привлекаем
внимание
учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого
поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют,
как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, ,
смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается.
Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный
жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.
Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и
сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а
сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему
понять, что он поступает неправильно или некрасиво.
Переходим ко второй части урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста
и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.
( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью
по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)
Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?
( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это
право, чтобы первыми напечатать его книги)
А что значит «осаждали в гостинице» ?
( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными
певцами или групп)
О чём это свидетельствовало?
( был очень известным и популярным)
Второй
абзац:
Были
ли
предпосылки
в
семье
мальчика,
чтобы
стать
писателем?
(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….
А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и
детям)
Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего
писателя? Зачем это ему было нужно?
(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)
Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их
особенность? ( зачитывают слова Зощенко)
Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?
( они шли к нему как к доктору за рецептами)
Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный
рецепт писателя для своих читателей?......................
3. Чтение рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы
сильнее подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые
необходимы для его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для
проникновения в творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).
Анализ прочитанного:
Перед
началом
проводим
игру
в
ассоциации
(
этот
приём
уже
знаком
учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).
Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не
задумываясь!
( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем,
классифицируем:
кто-то
называет
слова,
связанные
с
внешними
бедами-
неприятностями
(физическими),
кто-
то
с
внутренними
(морально-
психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)
После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в
название рассказа?
Что же на самом деле произошло с мужиком?
(«прогулял» лошадь)
Действительно
ли
для
мужика
это
была
беда,
трагедия?
Подтвердите
текстом.
( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)
Какой приём помогает понять состояние мужика?
(многоточия)
Зачем они понадобились автору в таком количестве?
(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не
может объяснить себе и другим)
Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить
вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику,
жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё,
что думает.
Почему же ему так обидно и досадно?
Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?
Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность
этого предприятия?
(солому жрал)
Как понимать буквально эти слова?
( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)
Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?
(тех, кто продаёт вино)
А почему не себя?!
В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.
Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?
(иронии)
Но какая это ирония?
(горькая)
Поясните!
(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)
А присутствует ли здесь сатира?
(конечно)
В чём её предназначение, что она обличает?
( привычка всё новое- отпраздновать)
Да,
эта
привычка
,или
лучше
сказать
«Традиция»,
жива
и
сейчас,
к
сожалению.
И,
порою,
желание
«порадоваться»
приобретению
оборачивается
мягко говоря разочарованием.
Итак, мы прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что
мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае
увидел приметы всего общества.
Домашнее задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ,
подумать
над
тем,
какую
проблему
затрагивает
в
нём
автор.(по
выбору
или
рассказы «Баня», «Слабая тара»)