Напоминание

Урок литературы


Автор: Марочкина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа №86"
Населённый пункт: Город Омск
Наименование материала: Урок по рассказу Михаила Зощенко "Беда" в 7 классе.
Тема: Урок литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

Цели.

Обучающий аспект:

– познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;

– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;

– формировать выразительность чтения.

Развивающий аспект:

– развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в

формулировании вопросов и ответов;

– совершенствование техники чтения;

– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение

в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

Коррекционный аспект:

совершенствование слухового и образного восприятия;

– развитие творческого воображения .

Воспитательный аспект:

– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;

– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам,

поступкам, образу жизни.

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

1.Начинаем

урок

с

повторения

литературоведческих

понятий

ИРОНИЯ,

ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят

значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на

помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в

конце второй части учебника- хрестоматии).

Повторяя

необходимую

для

урока

терминологию,

привлекаем

внимание

учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого

поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют,

как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, ,

смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается.

Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный

жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.

Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и

сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а

сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему

понять, что он поступает неправильно или некрасиво.

Переходим ко второй части урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста

и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.

( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью

по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)

Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?

( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это

право, чтобы первыми напечатать его книги)

А что значит «осаждали в гостинице» ?

( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными

певцами или групп)

О чём это свидетельствовало?

( был очень известным и популярным)

Второй

абзац:

Были

ли

предпосылки

в

семье

мальчика,

чтобы

стать

писателем?

(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….

А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и

детям)

Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего

писателя? Зачем это ему было нужно?

(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)

Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их

особенность? ( зачитывают слова Зощенко)

Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?

( они шли к нему как к доктору за рецептами)

Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный

рецепт писателя для своих читателей?......................

3. Чтение рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы

сильнее подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые

необходимы для его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для

проникновения в творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).

Анализ прочитанного:

Перед

началом

проводим

игру

в

ассоциации

(

этот

приём

уже

знаком

учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).

Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не

задумываясь!

( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем,

классифицируем:

кто-то

называет

слова,

связанные

с

внешними

бедами-

неприятностями

(физическими),

кто-

то

с

внутренними

(морально-

психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)

После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в

название рассказа?

Что же на самом деле произошло с мужиком?

(«прогулял» лошадь)

Действительно

ли

для

мужика

это

была

беда,

трагедия?

Подтвердите

текстом.

( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)

Какой приём помогает понять состояние мужика?

(многоточия)

Зачем они понадобились автору в таком количестве?

(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не

может объяснить себе и другим)

Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить

вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику,

жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё,

что думает.

Почему же ему так обидно и досадно?

Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность

этого предприятия?

(солому жрал)

Как понимать буквально эти слова?

( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)

Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

(тех, кто продаёт вино)

А почему не себя?!

В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?

(иронии)

Но какая это ирония?

(горькая)

Поясните!

(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)

А присутствует ли здесь сатира?

(конечно)

В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

Да,

эта

привычка

,или

лучше

сказать

«Традиция»,

жива

и

сейчас,

к

сожалению.

И,

порою,

желание

«порадоваться»

приобретению

оборачивается

мягко говоря разочарованием.

Итак, мы прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что

мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае

увидел приметы всего общества.

Домашнее задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ,

подумать

над

тем,

какую

проблему

затрагивает

в

нём

автор.(по

выбору

или

рассказы «Баня», «Слабая тара»)



В раздел образования