Напоминание

урок "Атмосферное давление"


Автор: Гусева Елена Валерьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 31
Населённый пункт: город Осинники,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок "Атмосферное давление"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Урок по физике

Тема: « Атмосферное давление »

Выполнил:

Гусева Елена Валерьевна,

учитель физики,

МБОУ «СОШ №31»,

г.Осинники

Осинниковский городской округ, 2019 г

Тема: Атмосферное давление

Класс: 7 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

- Стационарное аудио-видеоинформационное оборудование для показа презентаций;

- учебники по физике (УМК Перышкин А.В. Физика 7 класс : учеб. для 7 кл. основной школы /

А.В. Перышкин [и др.]. – М. : «Дрофа», 2013..);

- приборы для опытов и демонстраций: магдебургские полушария; насос Комовского; меди-

цинский шприц, стакан с водой, лист бумаги, стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой

для взвешивания воздуха; рычажные весы; набор гирь; резиновые присоски.

Цель учителя:

- формировать умение объяснять и определять причины создающие атмосферное давление ,

влияние и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности .

Цель учащихся:

- узнать об атмосферном давлении, научиться применять знания об атмосферном давлении

в практической деятельности.

Планируемые результаты:

1)

Личностные:

- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и

творческих способностей учащихся;

- мотивация образовательной деятельности.

2)

Метапредметные:

- регулятивные УУД

-

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной зада -

чи и находить средства для их устранения;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых

результатов и оценки своей деятельности;

-

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;

- познавательные УУД

-

подбирать

слова,

соподчиненные

ключевому

слову,

определяющие

его

признаки

и

свойства;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее

вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя

причинно-следственный анализ.

- умение делать выводы.

- коммуникативные УУД

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-

представлять

в

устной

или

письменной

форме

развернутый

план

собственной

деятельности;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность

своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с

коммуникативной задачей.

3)

Предметные:

- понимать и

объяснять физическое

явление: атмосферное давление, существование

воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления;

- измерять и рассчитывать : атмосферное давление, вес воздуха.

- объяснять проводимые эксперименты на основе полученных знаний.

Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.

Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа, индивидуальная работа.

Этапы урока:

1.

Организационный момент (самоопределение к деятельности)

2.

Актуализация знаний

3.

Введение нового знания

4.

Воспроизведение нового знания

5.

Первичное закрепление

6.

Тренинг

7.

Рефлексия деятельности на уроке

Ход урока

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы будем говорить о том , что нас окружает, что реально

существует, но является не видимым для нас, и может быть даже чуть-чуть пока непонятным !

Вместе попытаемся во всем этом разобраться!

Тема нашего урока « Атмосферное давление»

Цель урока: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально дока-

зать его наличие; выяснить влияние и применение атмосферного давления в жизни человека и в

живой природе.

2. Актуализация знаний (Проблемное слово учителя)

Если рассматривать воздействие воздуха на человека , то можно сказать , что мы в реаль -

ности не

ощущаем его давление на себе. Вся масса атмосферных слоев, находящихся над

нами , кажется совершенно невесомой! В чем причина отсутствия ощущения веса? Объ -

ясняя это явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, ко -

торое называется атмосферным давлением. Наша Земля окутана невидимым воздушным одея -

лом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров. По гречески воздух – атмос,

шар – сфера, получается – атмосфера.

Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вслед-

ствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние

слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление

всей толщи воздуха.

А как вы думаете, почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли? (Молекулы га -

зов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)

Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2

км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с.

Плотность воздуха уменьшается с высотой.

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла? Лишившись

атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то

испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 С днем и - 150 С ночью.

3. Введение нового знания

Итак, атмосферой называется газовая оболочка, окружающая Землю, а атмосферное

давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все

тела, находящиеся на ней.

Попробуем доказать существование атмосферного давления (Интеллектуальная ловушка )

( Опыт 1) В стеклянный стакан налить воды чуть меньше половины,

затем накрыть этот ста-

кан листиком бумаги и, поддерживая его рукой, перевернуть вверх дном.

Учащимся предлагаем вопрос:

- Что в этом случае является дном?

- Листок бумаги .

- Вода оказывает такое же давление на листок бумаги?

- Да.

Проблемная ситуация:

- Почему же он тогда не падает, находясь под давлением воды?

- Листок находится в равновесии, на него должна действовать сила, которая

направлена снизу вверх. «Как много нам предстоит еще узнать!»

Выясняем, что этой силой является сила давления воздуха.

Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны

одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы по -

верхность воды оставалась совершенно ровной.

4.Воспроизведение нового знания

Для доказательства существования атмосферного давления проведем еще несколько опытов.

В опыте 1 мы определили, что воздух давит на воду, а значит он давит и на все живое на

Земле. Основная масса земной атмосферы находится на высоте не более 10 км от поверхности

Земли. Самая большая плотность воздуха у поверхности Земли, с высотой она уменьшается.

Опытным путем установлено ,что она равна 1,29 кг/м

3

( при t=0

0

С)

Давление воздуха называют атмосферным давлением.

Атмосферное давление обусловлено весом воздуха.

Чтобы понять, что воздух обладает массой и соответственно весом , проведем следую -

щий опыт:

( Опыт2) Возьмем рычажные весы с гирями, стеклянный шар с пробкой и резиновой

трубкой ,откачаем из него насосом Комовского воздух и взвесив шар без воздуха, а затем, запу-

стив в шар воздух с ним , по разности масс, рассчитаем массу воздуха в объеме шара. Далее вы -

числим вес воздуха: P=gm=1,29 кг х 10 Н/кг= 12,9 H

( Опыт 3 ) Погрузить медицинский шприц в стакан с водой и поднять поршень шприца.

Вода будет заполнять полость цилиндра, поднимаясь за поршнем. Почему так происходит?

Ответ: При

подъеме

поршня,

между

ним

и

водой

образуется

безвоздушное

про-

странство,в это пространство под действием атмосферного давления и затягивается вода.

( Опыт 4 ) Опыт с Магдебургскими полушариями.

Попытаемся повторить опыт немецкого физика и инженера Отто фон Герика , который

он демонстрировал в 1654 году .

Нам понадобятся два металлических полушария , соединенных резиновой кольцевой

прокладкой. В одном полушарии имеется кран через который с помощью насоса Комовского мы

откачаем воздух. После чего полушария окажутся плотно прижаты к друг другу, и разъеденить

их будет невозможно до тех пор, пока не открыть кран и не впустить воздух в полость.

Кака обьяснить данный опыт?

Ответ: чем больше выкачивать воздух из полости , тем сильнее прижимались полушария атмо-

сферным давлением снаружи .

5. Первичное закрепление

Для всего живого на земле атмосферное давление имеет большое значение, зная основные ха -

рактеристики земной атмосферы ,можно использовать данное явление на благо человека.

Сейчас мы пронаблюдаем и объясним некоторые из них, с которыми люди встречаются в повсе -

дневной жизни и которые имеют практическое применение. А также рассмотрим атмосферное

давление в живой природе.

Объяснить явление или принцип действия приспособления :

1.

Как удерживаются медицинские банки на спине больного человека.

2.

Как мы пьем?

3.

Прикрепить резиновую присоску к вертикальной поверхности и объяснить, за счет чего

присоска выдерживает нагрузку . Кто из обитателей живой природы используют присоски

4.

Автопоилка для птиц

6. Тренинг

Рассматриваем правильные ответы на 4 вопроса. Объясним связь между этими вопросами. (От -

веты учащихся, оценивает учитель и ученики)

Запишем домашнее задание : п.п. 40-41 (ответить на вопросы), задание 10 (№1-3)

8.

Рефлексия деятельности на уроке

Подведем итог нашего урока: работая дружно на занятии, мы с вами достигли постав -

ленной цели: рассмотрели причины, создающие атмосферное давление, экспериментально

доказали его наличие; выяснили влияние и применение атмосферного давления в жизни че -

ловека и в живой природе.

А сейчас я хотела бы знать ваше мнение о новом материале, который мы изучили: если

для кого- то совсем новое открытии по теме - поднимите вверх вытянутую руку , для тех

кто расширил свои знания по теме - поставьте руку на локоть на парту.

Всем спасибо за урок!

Список литературы:

1. Пёрышкин, А. В. Физика. 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А.В. Перышкин –

М.: Дрофа, 2013. – 192 с.

2. Балашов, М. М. О природе [Текст]: Кн. для учащихся 7 кл./М. М.Балашов – М.: Просвеще-

ние, 1991. - 64 с.

3. Колтун М.М. Мир физики [Текст]: Научно-художественная лит-ра./ М.М. Колтун - М.: Дет.

лит.,1984.-271 с.

5. Планета Земля: полная энциклопедия/Юлия Добрыня.-Москва:Эксмо,2015.-256с.:ил.- (Пода-

рочные издания.Тайны нашей планеты)

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

1.

Организационный

момент

(самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обу-

чающимися готовности к предстоя-

щей деятельности на уроке

- приветствует учеников;

- создает эмоциональный на-

строй на работу на уроке;

- Организует готовность уча-

щихся к уроку;

- создаёт условия для вклю-

чения

учащихся

в

учебный

процесс;

-

подводит

к

формулирова-

нию темы урока;

- настраивает класс на про-

дуктивную деятельность

- приветствуют учителя и вы-

полняют

самооценку

готовно-

сти к уроку;

-

настраиваются

на

предстоя-

щую работу в классе;

- определяют своё эмоциональ-

ное состояние на уроке;

- оценивают готовность к уроку;

- готовятся к работе на основе

целеполагания ;

Л: мотивация

образовательной

деятельности.

(самоопреде-

ление к дея-

тельности)

2.Актуализация

знаний. Цель: ор-

ганизация

восприятия

задания

обу-

чающимися

- обеспечивает мотивацию к

изучению материала необхо-

димого для «открытия ново-

го знания»;

- организует и координирует

работу учащихся по опреде-

лению темы урока;

- вместе с учениками опреде-

ляет цель урока;

-активизирует знания уча-

- вместе с учителем определяют

цель урока

- наблюдают эксперимент и от-

вечают на поставленные вопро-

сы;

- высказывают предположение

- отличают известную информа-

цию от неизвестной;

- выполняют задание, делают

выводы, вспоминают и обобща-

Позн: выявлять и

называть

причины

события,

явления,

в

т о м

ч и с л е

возможные

/наиболее

вероятные

причины,

возможные

последствия заданной

причины,

самостоятельно

осуществляя

причинно-

следственный анализ.

(проблемное

слово учите-

ля)

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

щихся.

- создает проблемную ситуа-

цию.

ют учебный материал;

К: строить

позитивные

отношения в процессе

учебной и

познавательной

деятельности;

Р:

ставить

цель

д е я т е л ь н о с т и

н а

основе

определенной

п р о б л е м ы

и

существующих

возможностей;

3.

Введение

нового

знания. Цель:

организация совместного открытия

нового знания (продуктивного чте-

ния нового текста; восприятия но-

вого материала и т. п.)

- организует ситуацию фор-

мулирования проблемы, цели

и темы для изучения через

выяснение, какого знания не

хватает для решения пробле-

мы, фиксирует учебную зада-

чу;

- создает учебную проблему,

организует работу по форму-

лированию темы урока, це-

лей, по принятию всеми уча-

щимися целей урока;

-

организует

обсуждение

с

учащимися

возникшего

за-

труднения (почему возникли

затруднения, что мы ещё не

- отвечают на вопросы учителя,

воспроизведение нового знания

в виде развернутого устного от-

вета, самоанализ проделанной

работы

-

выдвигают

гипотезы

по

предлагаемой проблеме;

- делают предположения, опи-

раясь на свой жизненный опыт;

- формулируют своё затрудне-

ние

в

пробном

учебном

дей-

ствии;

- записывают тему урока в тет-

радь;

-

определяют,

какие

знания

и

умения

необходимы

для

рабо-

Л: сформированность

познавательных

интересов

на

основе

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей

учащихся;

П:

понимать

и

объяснять физическое

явление: атмосферное

давление,

существование

воздушной

оболочки

З е м л и ,

с п о с о б ы

у м е н ь ш е н и я

и

увеличения давления;

К :

соблюдать

нормы

п у бл и ч н о й

речи,

регламент

в

(открытие

новых знаний

по теме)

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

знаем);

ты;

монологе и дискуссии

в

с о от в е т с т в и и

с

коммуникативной

задачей.

Р:

составлять

план

(алгоритм)

д е я т е л ь н о с т и

д л я

р е ш е н и я

у ч е б н о й

проблемы;

4. Воспроизведение нового знания.

(Формулирование

нового

правила

(понятия, факта и др.)Построение

алгоритма

деятельности

по

новой

норме). Цель: организация совмест-

ной деятельности

-

создает

условия

для

при-

менения полученных знаний

на практике при решении ти-

пичных задач;

- организует работу учащих-

ся для определения средств и

способов решения проблем-

ной ситуации;

-

организует

построение

проекта выхода из затрудне-

ний;

-

о р г а н и з у е т

р е ш е н и е

проблемной ситуации;

- выявляет, в чем заключает-

ся ошибки и их причины, на-

мечает пути устранения за-

труднений;

- проводит разбор типичных

допущенных ошибок.

- проводят совместное выполне-

ние экспериментальных зада-

ний;

- выдвигают гипотезы к задаче

(проблеме),

вызвавшей

затруд-

нения;

- определяют способы получе-

ния

новых

знаний,

необходи-

мых для решения проблемы.

Р: определять потен-

циальные затруднения

при решении учебной

и

познавательной

за-

д а ч и

и

н а х о д и т ь

средства для их устра-

нения;

П: объяснять прово-

димые эксперименты

на основе полученных

знаний.

Позн: выделять

явление

из

общего

ряда других явлений;

(наглядность

эксперимен-

тов)

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

5.

Первичное

закрепление. Цель:

организация правильного выполнения

задания

и

проговаривания

нового

знания в речи

- создает проблемные ситуа-

ции, необходимые для разре-

шения на основе учебного

материала, изученного на

уроке.

- предлагает выполнение уст-

но и письменного задания .

- выполняют задание, вспоми-

нают, воспроизводят фразы в

письменной форме, соотносят с

целевой установкой.

- составляют ответ, высказыва-

ют собственную точку зрения,

приходят к единому мнению.

- воспроизводят предполагае-

мые ответы вслух, соотносят

свой ответ с ответами од-

ноклассников.

П:

измерять и

рассчитывать

:

атмо-

сферное давление, вес

воздуха.

Р: систематизировать

(в том числе выбирать

приоритетные)

критерии

планируемых

результатов

и

оценки

своей деятельности;

К:

представлять

в

у с т н о й

и л и

письменной

форме

развернутый

п л а н

собственной

деятельности;

Объяснить

явление или

принцип дей-

ствия при-

способления

6.

Тренинг. Цель: организация пер-

вичного

закрепления

построенного

алгоритма

-показывает правильные от-

веты.

- контролируют правильность

воспроизведения и сопоставле-

ния фраз.

- соотносят свой ответ с ответами

одноклассников и правильными

ответами.

-говорят с четким соблюдением

очередности, концентрируют

внимание не только на своих от-

ветах, но и ответах собеседни-

ка.

Р:

сверять свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно.

Позн:

подбирать

слова, соподчиненные

ключ евому

с л о в у,

определяющие

его

признаки и свойства;

(ответ на во-

просы)

(запись д/з)

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий

7.Рефлексия деятельности на уро-

к е . Цель: организовать

понимание

ценности

выполненной

деятельно-

сти

- организует рефлексию;

- организует обсуждение ре-

зультатов занятия и самооценку

учащихся по результатам рабо-

ты на уроке.

- вспоминают ход урока;

- осуществляют самооценку

собственной учебной деятель-

ности, соотносят цель и ре-

зультаты, степень их соответ-

ствия.

- формулируют свои впечатле-

ния.

Р: оценивать свою

деятельность,

аргументируя

причины достижения

или отсутствия

планируемого

результата;

Позн:

умение

делать

выводы.

К: критически

относиться к

собственному

мнению, с

достоинством

признавать

ошибочность своего

мнения (если оно

таково) и

корректировать его;

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Комментарий



В раздел образования