Автор: Вагина Наталья Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 26
Населённый пункт: г.Кстово, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Как научить детей любить природу"
Раздел: дошкольное образование
«Как привить любовь к природе»
«Кто не любит природы, тот не любит и
человека, - тот плохой гражданин».
Достоевский
В настоящее время огромный интерес к изучению
экологических процессов, вызванный резким ухудшением
состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши
взгляды на взаимоотношения Человека и природы. Природа – это не
беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность
человека в природе должна быть разумной; охраняющей и
созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у
детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать
красоту, разнообразие природы.
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков
и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет
остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки,
и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в
перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит
любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления,
приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного
человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего
достойного внимания.
Огромная роль в экологическом воспитании детей
принадлежит семье. Задача родителей – подвести детей к
пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности
в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее
красоту. Много интересного в природе происходит каждый день.
Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку.
Находить удивительное в ежедневных прогулках.
Прогулка в каждом сезоне, при любой погоде может быть очень
познавательной. Разговаривайте с детьми об основных
характеристиках каждого времени года, ищите эти признаки вокруг
себя. Рассматривайте травы и цветы, любуйтесь красивыми
бабочками, наблюдайте за пернатыми. Если есть такая
возможность, то пусть это будет прогулка в парк, к реке или озеру.
Старайтесь отходить подальше от городской суеты. Оказывается,
там, где не ездят машины, можно услышать пение птиц и вдохнуть
в себя ароматы трав и цветов. Можно покормить уток в пруду или
посмеяться над маленькими воробышками.
Научите молодое поколение культуре отдыха на природе
Отдых на природе нравится почти всем, но не все умеют делать
это культурно. К сожалению, насладившись свежим воздухом,
некоторые отдыхающие оставляют после себя груды пластика,
стекла и бумаги. Очень обидно, когда страшно отпустить купаться
ребенка в речку, потому что на ее дне может быть множество
осколков от бутылок. Обращайте внимание своего чада на то, что
остается от пикников и походов от некоторых отдыхающих.
Объясните сыну или дочери, что первостепенным предметом на
подобном мероприятии является мусорный пакет. Научите детей
своим примером, как сделать отдых на природе чудесным,
приятным и безопасным, как оставить место после себя чистым и
аккуратным.
И обязательно, вместе с ребёнком, вспомните правила
поведения на природе:
• На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
• Заботливо относитесь к деревьям и кустарникам, которые
растут на склонах, они укрепляют почву.
• Для костра собирайте только сухостой.
• Заботливо относитесь к живым существам леса, все они
приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
• Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей лесных
зверей и птиц.
• Берегите лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое
количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
• Не убивайте никаких змей - они нужны природе. (Если,
конечно, никому не грозит смертельная опасность).
• Не ловите бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
• Во время собирания ягод и плодов не повреждайте деревья и
кусты, не срывайте недозрелых плодов и ягод.
• Собирая грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить
грибницу.
• Не сбивайте несъедобные грибы, они нужны жителям леса:
белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они
питают корни деревьев.
• Правильно собирайте лекарственные растения, оставляя корни
в земле.
• Не загрязняйте озер, речек, не бросайте в них камни, мусор и
остатки пищи. Не разрушайте родников и колодцев.
• Не делайте надписей на деревьях.
• Не рвите цветы в большие букеты.
• Не разрушайте муравейники, муравьи – санитары
леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего
такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
Эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом
определяется отношением самого взрослого, поэтому хорошо,
когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и
используют их во время прогулок и наблюдений.
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Если все люди будут с заботой относиться к окружающему их
миру природы, то Земля будет кормить человека еще много-много
веков.
(М. Дудин)
Участвуйте в субботниках вместе с детьми
Майские денечки — пора еженедельных субботников. Очень
важно привести в порядок свой город или поселок после зимы.
Можно ли приобщать сына или дочь к таким делам, или это удел
только взрослых? Конечно, ребенок не должен убирать осколки от
бутылок или грязные окурки, но помощь в уборке прошлогодней
листвы на территории школы или детского сада — вполне
посильная задача. Необходимо правильно организовать субботник:
чтобы он стал настоящим праздником, а не нудной «обязаловкой».
Бодрящая музыка, пара задорных конкурсов, чай из термоса на
свежем воздухе, и веселое настроение обеспечено!
Читайте о флоре, фауне и природных явлениях
Говорят, что современным детям не нравится читать: они думают
только лишь о компьютерах и телефонах. На самом деле, дети ведут
себя точно так же, как и его мама и папа. Если в семье принято
проводить время с книгой, если поход в книжный магазин
совершается не реже, чем в салоны мобильной связи, то и малыш
обязательно будет увлечен чтением. Начинать читать нужно рано и
как можно больше, а лучше делать это вместе. Рекомендуется
подбирать интересную литературу по возрасту. Стихи и рассказы о
животных, растениях, природных явлениях тоже могут
познавательными и увлекательными. Выбирайте книги красочные, с
крупным шрифтом. Бианки, Пришвин, Чарушин, Мамин-Сибиряк,
Ушинский — произведения этих и других авторов просто обязаны
занять достойное место в домашней библиотеке.
Будьте примером для своего ребенка
Прочитайте еще раз все, о чем было сказано выше, и подумайте над
тем, сколько вы сами уделяете внимания заботе об окружающей
среде. Можете ли вы стать примером для подражания для своих
детей в этом серьезном вопросе? Время исправить свои ошибки
есть всегда, стоит только захотеть это сделать. Может быть, тогда
нам удастся вырастить новое поколение, которое защитит нашу
планету от страшных деяний современного человека?
Николаева, С. Типовая модель экологического воспитания /
Николаева С.// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания
дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия,
2011. - 224 с.
Федорова, Т. Т. Распространение экологических знаний в
дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т.,
Хайруллина Р. Р.// Современный детский сад . - 2010. - № 3. - С. 19-
22.
Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная
технология экологического образования дошкольников /
Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 -
27.