Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение нарушений в развитии детей раннего возраста. Проблемы и пути решения.
Раздел: дошкольное образование
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Организация работы с детьми раннего возраста – одно из направлений
развития современного детского сада. Формы, создаваемые детскими садами
и
внедряемые
в
практику,
определяются
характером
новых
задач,
выдвигаемых временем, и осознанием насущных проблем детства. А задачи
эти, в свою очередь, связаны с ранней диагностикой и коррекцией возможных
отклонений в развитии детей раннего возраста.
Ранний возраст – сензитивный период в развитии ребенка. То, что на
этом
этапе
упущено,
впоследствии
наверстывается
с
трудом
или
не
наверстывается
вовсе.
Задача
взрослых,
воспитывающих
ребенка,
заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его
при
активном
участии
самого
ребенка.
Для
этого
необходима
ранняя
и
своевременная диагностика, определяющая уровень развития малыша. Но
этого
недостаточно,
т.
к.
причины
недоразвития
могут не
осознаваться
родителями,
особенно
если
дефект
у
малыша
не
ярко
выражен.
Задача
ранней диагностики – выявить патологию развития любой степени как можно
раньше. Дети в возрасте до трех лет должны вызывать к себе пристальное
внимание педагогов, когда еще можно существенным образом повлиять на
судьбу ребенка и устранить недостатки в развитии.
Анализ социальной ситуации развития современных детей
показывает: сегодняшняя семья, как никогда нуждается в квалифицированной
помощи
специалистов
именно
в
период
первых
трех
лет.
Очень
многие
современные
родители
испытывают
затруднения
в
вопросах
воспитания
детей,
и
хотят
на
практике
получить
необходимый
опыт
позитивного
взаимодействия в коллективе детей и других родителей. Им интересно, а,
зачастую и полезно посмотреть, как их ребенок ведет себя со сверстниками,
умеет ли он общаться с другими взрослыми. На основе цикла мероприятий,
представленного
педагогом-психологом
нашего
ДОУ,
была
разработана
и
внедрена специалистами программа на 2017-2020 годы «Здоровый малыш».
Программа развития «Здоровый малыш»
Цель программы
Создание
в
дошкольном
учреждении
благоприятных
условий
сохранения
и
укрепления
зд о р о в ь я
воспитанников, а также их гармоничного развития в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
через
организацию
гармоничного
взаимодействия
всех
субъектов
воспитательно-
образовательного процесса.
Задачи программы
Разработать
комплексный
план
оздоровительных
и
профилактических мероприятий на основе интеграции
деятельности
специалистов,
воспитателей,
их
взаимодействия с семьями воспитанников.
С р о к и
и
э т а п ы
реализации
программы
Программа реализуется в 2017-2020 годы в три этапа.
1-ый этап – подготовительный (2017-2018уч.г)
- разработка документации для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
-
создание
условий
(кадровых,
материально-
технических
и
т.
д.)
для
успешной
реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
- начало реализации мероприятий, направленных на
создание
интегрированной
модели
развивающего
образовательного пространства.
2-ой этап – практический (2018-2019уч.г)
-
апробирование
модели,
обновление
содержания
организационных форм, педагогических технологий;
- реализация мероприятий в соответствии с Программой
развития;
- коррекция мероприятий.
3-ий этап – итоговый (2019-2020уч.г.)
-
анализ
реализации
Программы
развития
по
всем
направлениям;
- выявление проблем;
- план действий на преодоление проблем и трудностей
О ж и д а е м ы е
конечные результаты
выполнения
Создание
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, развития способностей и творческого
программы
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
повышение педагогической грамотности родителей.
Повышение уровня компетентности педагогов.
Снижение роста заболеваемости воспитанников.
Раннее выявление детей с ОВЗ и оказание им и их
семьям консультационной и коррекционной помощи
Улучшение
качества
реализации
образовательной
деятельности.
Цикл мероприятий, проводимых в группе раннего возраста в рамках
программы «Здоровый малыш»
«Игры с детьми 2-3 лет в период адаптации» –сентябрь.
«Развиваем сенсорное восприятие и мышление.
Что может знать и уметь ребенок 2-3лет» – ноябрь.
«Развиваем мышление» (продолжение) – январь.
«Развитие речи и представлений об окружающем мире.
Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет» – февраль.
«Развитие двигательных навыков, координации движений,
общей моторики. Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет»– март.
Итоговый «круглый стол» – май.
Результаты работы по программе «Здоровый малыш»:
повышается педагогическая грамотность родителей в вопросах развития и
воспитания ребенка раннего возраста;
повышается активность родителей в жизни группы и детского сада;
повышается активное взаимодействие между детьми и взрослыми;
воспитатели
группы
и
родители
получают
необходимую
помощь
от
специалистов;
отмечается раннее выявление детей с ОВЗ и оказание семьям этих детей
консультационной помощи.