Напоминание

Предупреждение нарушений в развитии детей раннего возраста. Проблемы и пути решения.


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение нарушений в развитии детей раннего возраста. Проблемы и пути решения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Организация работы с детьми раннего возраста – одно из направлений

развития современного детского сада. Формы, создаваемые детскими садами

и

внедряемые

в

практику,

определяются

характером

новых

задач,

выдвигаемых временем, и осознанием насущных проблем детства. А задачи

эти, в свою очередь, связаны с ранней диагностикой и коррекцией возможных

отклонений в развитии детей раннего возраста.

Ранний возраст – сензитивный период в развитии ребенка. То, что на

этом

этапе

упущено,

впоследствии

наверстывается

с

трудом

или

не

наверстывается

вовсе.

Задача

взрослых,

воспитывающих

ребенка,

заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его

при

активном

участии

самого

ребенка.

Для

этого

необходима

ранняя

и

своевременная диагностика, определяющая уровень развития малыша. Но

этого

недостаточно,

т.

к.

причины

недоразвития

могут не

осознаваться

родителями,

особенно

если

дефект

у

малыша

не

ярко

выражен.

Задача

ранней диагностики – выявить патологию развития любой степени как можно

раньше. Дети в возрасте до трех лет должны вызывать к себе пристальное

внимание педагогов, когда еще можно существенным образом повлиять на

судьбу ребенка и устранить недостатки в развитии.

Анализ социальной ситуации развития современных детей

показывает: сегодняшняя семья, как никогда нуждается в квалифицированной

помощи

специалистов

именно

в

период

первых

трех

лет.

Очень

многие

современные

родители

испытывают

затруднения

в

вопросах

воспитания

детей,

и

хотят

на

практике

получить

необходимый

опыт

позитивного

взаимодействия в коллективе детей и других родителей. Им интересно, а,

зачастую и полезно посмотреть, как их ребенок ведет себя со сверстниками,

умеет ли он общаться с другими взрослыми. На основе цикла мероприятий,

представленного

педагогом-психологом

нашего

ДОУ,

была

разработана

и

внедрена специалистами программа на 2017-2020 годы «Здоровый малыш».

Программа развития «Здоровый малыш»

Цель программы

Создание

в

дошкольном

учреждении

благоприятных

условий

сохранения

и

укрепления

зд о р о в ь я

воспитанников, а также их гармоничного развития в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

через

организацию

гармоничного

взаимодействия

всех

субъектов

воспитательно-

образовательного процесса.

Задачи программы

Разработать

комплексный

план

оздоровительных

и

профилактических мероприятий на основе интеграции

деятельности

специалистов,

воспитателей,

их

взаимодействия с семьями воспитанников.

С р о к и

и

э т а п ы

реализации

программы

Программа реализуется в 2017-2020 годы в три этапа.

1-ый этап – подготовительный (2017-2018уч.г)

- разработка документации для успешной реализации

мероприятий в соответствии с Программой развития;

-

создание

условий

(кадровых,

материально-

технических

и

т.

д.)

для

успешной

реализации

мероприятий в соответствии с Программой развития;

- начало реализации мероприятий, направленных на

создание

интегрированной

модели

развивающего

образовательного пространства.

2-ой этап – практический (2018-2019уч.г)

-

апробирование

модели,

обновление

содержания

организационных форм, педагогических технологий;

- реализация мероприятий в соответствии с Программой

развития;

- коррекция мероприятий.

3-ий этап – итоговый (2019-2020уч.г.)

-

анализ

реализации

Программы

развития

по

всем

направлениям;

- выявление проблем;

- план действий на преодоление проблем и трудностей

О ж и д а е м ы е

конечные результаты

выполнения

Создание

благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями, развития способностей и творческого

программы

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

повышение педагогической грамотности родителей.

Повышение уровня компетентности педагогов.

Снижение роста заболеваемости воспитанников.

Раннее выявление детей с ОВЗ и оказание им и их

семьям консультационной и коррекционной помощи

Улучшение

качества

реализации

образовательной

деятельности.

Цикл мероприятий, проводимых в группе раннего возраста в рамках

программы «Здоровый малыш»

«Игры с детьми 2-3 лет в период адаптации» –сентябрь.

«Развиваем сенсорное восприятие и мышление.

Что может знать и уметь ребенок 2-3лет» – ноябрь.

«Развиваем мышление» (продолжение) – январь.

«Развитие речи и представлений об окружающем мире.

Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет» – февраль.

«Развитие двигательных навыков, координации движений,

общей моторики. Что может знать и уметь ребенок 2-3 лет»– март.

Итоговый «круглый стол» – май.

Результаты работы по программе «Здоровый малыш»:

повышается педагогическая грамотность родителей в вопросах развития и

воспитания ребенка раннего возраста;

повышается активность родителей в жизни группы и детского сада;

повышается активное взаимодействие между детьми и взрослыми;

воспитатели

группы

и

родители

получают

необходимую

помощь

от

специалистов;

отмечается раннее выявление детей с ОВЗ и оказание семьям этих детей

консультационной помощи.



В раздел образования