Напоминание

Современный урок с применением технологии развития критического мышления


Автор: Жданова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №26"
Населённый пункт: город Обь Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок с применением технологии развития критического мышления
Раздел: полное образование





Назад




1.

Современный урок с применением технологии развития

критического мышления

Современная система образования должна быть направлена на формирование

высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением

картины

мира.

Сегодня

образование

требует

новых

подходов,

которые

заложены

в

государственных

стандартах

второго

поколения.

Изучая

разные

предметы,

ученик

на

уровне

возможностей

своего

возраста

должен

освоить

способы

познавательной,

творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями,

быть готовым к продолжению образования.

Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт,

каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о

развитии

личности

ребенка,

необходимости

формирования

универсальных

учебных

умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях

образования, ни в профессиональной деятельности.

Технология развития критического мышления на уроках математики (ТРКМЧП)

представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то,

чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую

активность,

задействовать

уже

имеющиеся

знания,

затем

представить

условия

для

осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить

полученные знания. Применение технологии дает возможность личного роста ребенка,

приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Применение приемов ТРКМЧП даёт мне возможность получить желаемый

образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать

ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности

Технология РКМЧП применима в любых программах и предметах. Организация

учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А. Г. Ривина-

-В.К. Дьяченко, так как основной является работа учащихся в динамических парах и

группах. Данная технология формирует познавательные, коммуникативные, личностные

УУД

.

Она учит по-новому работать с информацией, формируя не только знания, но и

универсальные учебные действия, превращает учение в личностно-ориентированное,

создаёт

условия

для

мотивации,

формирования

чувства

времени,

активности

познающего,

позволяет

оживить

урок,

сделать

его

полностью

соответствующим

требованиям современного урока.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась

сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы

знания

моих

учеников

соответствовали

современным

требованиям

образования,

я

использую

разные

технологии:

технологию

развития

критического

мышления.

информационно-компьютерные,

технологию

уровневой

дифференциации,

проблемно-

диалогическое

обучение,

здоровьесберегающие,

игровые,

проектного

обучения

и

технологию развития критического мышления.

Выбрав в качестве ведущей технологию

развития

критического

мышления,

мне

удается

формировать

на

всех

этапах

урока

универсальные учебные действия.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. На каждой стадии используются

различные приемы.

1 этап - «Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Приёмы: кластер, ЗХУ, «корзина идей».

2 этап - «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью

своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии

(что хочу знать). Приемы: инсерт, чтение с остановкой, «тонкие и толстые вопросы»,

«пометки на полях».

3 этап - «Рефлексия». Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по

данной проблеме. Приемы: кластер, синквейн. «рефлексивная мишень», «разбери слово по

буквам».

На всех этапах работы используются как индивидуальные, так и групповые методы

работы, выслушиваются и не критикуются личные мнения детей, что помогает учащимся

не

испытывать

затруднения

при

работе

с

разнообразными

источниками

информации,

применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.

С помощью таблиц познакомимся с основными технологическими алгоритмами урока

(серии уроков) и рекомендациями по их использованию на определенных стадиях.

Технология развития критического мышления — стадии и методические

приемы

Стадия

(фаза)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

I. Вызов

(evocation)

Направлена на вызов

у учащихся уже име-

ющихся знаний по

изучаемому вопросу,

активизацию их дея-

тельности, мо-

тивацию к даль-

нейшей работе

Ученик «вспо-

минает», что ему

известно по

изучаемому вопросу

(делает

предположения),

систематизирует

информацию до

изучения нового

материала, задает

вопросы, на которые

хочет получить

Составление списка «извест-

ной информации»:

рассказ-предположение по

ключевым словам;

систематизация материала

(графическая): кластеры, таб-

лицы;

верные и неверные утверж-

дения;

перепутанные логические це-

почки и т. д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается,

обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

II. Осмыс-

ление

содержания

(realization

of mean-

ing)

Направлена на

сохранение интереса к

теме при непосред-

ственной работе с

новой информацией,

постепенное продви-

жение от знания

«старого» к

«новому»

Ученик читает

(слушает) текст,

используя

предложенные

учителем активные

методы чтения, де-

лает пометки на

нолях или ведет

записи по мере

осмысления новой

информации

Методы активного чтения:

маркировка с использованием

значков «V», «+ » , « — », «?»

мере чтения их ставят на по-

лях справа);

ведение различных записей

типа двойных дневников,

бортовых журналов;

поиск ответов на

поставленные в первой части

урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой

информацией (текст, фильм, лекция, материал, параграфа). Работа ведется

индивидуально или в парах

III.

Рефлексия

(reflection)

Учителю следует:

вернут учащихся к

первоначальным

записям-

предложениям;

внести изменения,

дополнения; дать

творческие,

исследовательские

или практические

задания на основе

изученной

Учащиеся соотносят

«новую»

информацию со

«старой», используя

знания, полученные

на стадии

осмысления

содержания

Заполнение кластеров,

таблиц. Установление

причинно-следственных

связей между блоками

информации. Возврат к

ключевым словам, верным

и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные воп-

росы.

Организация устных и пись-

менных круглых столов.

Организация различных видов

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация

изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Основные этапы технологии развития критического мышления

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

Актуализация

имеющихся знаний.

Пробуждение интереса

к получению

информации.

Постановка

учеником

собственных целей.

Осмысление содержания:

Получение информации.

Корректировка поставленных

целей

обучения.

Рефлексия:

Размышление, рождение

нового знания.

Постановка учеником

новых целей обучения.

Информация

выслушивается,

записывается,

обсуждается.

Работаведется

индивидуально, в

парах, или группах.

Осуществляется контакт

с новой информацией

(текст, лекция, фильм,

материал параграфа, аудиозапись

и др.) Работа ведется

индивидуально, в парах, или

группах

Анализ, творческая

переработка,

интерпретация

изученной информации.

Работа ведется

индивидуально, в парах

или группах.

Основные функции

Мотивационная

(побуждение к работе

с новой информацией,

стимулирование

интереса к теме).

Информационная

(вызов «на поверхность»

имеющихся знаний

по теме).

Коммуникационная

(бесконфликтный

обмен мнениями)

Информационная

(получение

новой

информации).

Систематизационная

(классификация полученной

информации по категориям

знаний). Мотивационная

(сохранение интереса к

изучаемой теме)

Коммуникационная

(обмен мнениями о

новой информации)

Информационная

(приобретение нового

знания по теме).

Мотивационная

(побуждение к

расширению

информационного поля).

Оценочная соотнесение

новой (информации и

деющихся знаний,

выработка собственной

позиции, оценка

процесса).

Возможные приемы и методы

Ассоциативный ряд.

Рассказ по ключевым

словам. Образная

картина. Систематизация

материала (графическая)

СЛС, таблицы, кластеры

и др.

Верные и неверные

утверждения.

Перепутанные

логические цепочки и

т.д.

Методы активного чтения:

маркировка с использованием

значков «V», «+ » , « — », «?»

мере чтения их ставят на полях

справа);

ведение различных записей

типа двойных дневников, бор-

товых журналов;

поиск ответов на тонкие и

толстые вопросы. Заполнение

таблиц «знаю, узнал, хочу узнать»

Установление причинно-

следственных связей.

Организация дискуссии.

Написание творческих

работ, эссе, сочинений-

размышлений. Проведение

исследований отдельным

вопросам, темы

Заполнение кластеров.

Примеры методических приемов технологии развития критического

мышления, используемые мною на моих уроках.

Составление кластера

Это

способ

графической

организации

материала,

позволяющий

сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной

формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

1.

Посередине

чистого

листа

(классной

доски)

написать

ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи,

темы.

2.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие

идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и

ее спутники»).

3.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми

линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши

размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не

бояться

записывать

все,

что

приходит

на

ум.

Давать

волю

воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по

заранее определенному плану.

Последние статистические данные показывают, что дети не умеют

работать

с

текстовой

информацией,

не

умеют

работать

с

таблицами,

графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне

учащихся 4- ых классов.

Существует множество способов графической организации

материала.

Среди

них

самыми

распространенными

являются

таблицы.

В

технологии

критического

мышления

используются

несколько

табличных

форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица

ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии,

но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Концептуальная таблица.

Прием

«концептуальная

таблица»

особенно

полезен,

когда

предполагается

сравнение

трех

и

более

аспектов

или

вопросов.

Таблица

строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по

вертикали

различные

черты

и

свойства,

по

которым

это

сравнение

происходит:

Заполните свой «дневник исследователя»:

Ч т о

я

з н а ю

о

многоугольнике?

Что я узнал нового о

многоугольнике?

Дети

заполняют

левую

колонку.

При

работе

с

различными

источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют

правую

колонку

«дневника

исследователя»,

исходя

из

полученной

информации и своих знаний, опыта.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

а/m+b/m=(a+b)/m

а/m-b/m=(a-b)/m

Как

складывать

дроби

с

разными

знаменателями?

К а к

в ы ч и т а т ь

дроби

с

разными

знаменателями?

Решение

уравнений,

задач,

содержащих

дроби

с

разными

знаменателями

О т в е т ы

н а

поставленные

вопросы

учащиеся

находят

в

т е к с т е

у ч е б н и к а

в

течение урока.

Если

нет

ответа

на поставленный вопрос

–работа продолжается.

Таблица

«Что?

Где?

Когда?

Почему?». Это простой и знакомый

прием.

Таблица

заполняется

на

стадии

осмысления

по

ходу

работы

с

информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует

навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую

таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её

смысла.

Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена

таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов

«Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.

3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак

«+», если нет, то «-».

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не

только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее

запоминать

информацию.

Составление

сравнительных

таблиц

можно

использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии

вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после

работы

с

текстом

у

детей

могут

возникнуть

исправления,

которые

выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная

система

записи

для

эффективного

чтения

и

размышления.

Прием

осуществляется в несколько этапов.

1

этап:

Предлагается

система

маркировки

текста,

чтобы

подразделить

заключенную в ней информацию следующим образом:

V

«галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус»

помечается

то,

что

противоречит

их

представлению;

+

знаком

«плюс»

помечается

то,

что

является

для

них

интересным

и

неожиданным;

?

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать

больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях

отдельные абзацы и предложения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив

ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

«галочка» (то, что уже известно) знак «минус» (то, что противоречит

представлению)

+

знак

«плюс»

(то,

что

является интересным

и

неожиданным) ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло

желание узнать больше)

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные

тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством

отслеживания понимания материала.

Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

Мозговая атака

Нe путать с психологическим приемом стимулирования творчества

«мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение». 1950. При этом

оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского

термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют

разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в

технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на

стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1. этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или

думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут:

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как

правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть

отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание:

парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать

свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем,

такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в

парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,

доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на

стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной

информацией, выявление противоречий, а во втором

это возможность

переосмысления,

полученных сведений,

сравнение

собственного

видения

проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии

способствует

развитию

диалогичности

общения,

ст ановлению

самостоятельности мышления.

Техника постановки вопросов

Большое значение в технологии развития критического мышления

отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы –

основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их

собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются

вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На

стадии

вызова

вопросы,

на

которые

учащиеся

хотели

бы

получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация

понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны

ли

вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно

ли

изменить

роли

так,

чтобы

сделать их противоположными…

Что

еще

можно

использовать

вместо

данного объекта?

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов

используется

прием «Ромашка

вопросов».

Для

этого

нужно

заранее

познакомить

с

различными

видами

вопросов.

Учащиеся

формулируют

вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки

ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-

то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со

слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных

связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки

тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы

условности, предположения, прогноза.

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся

знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого

использовать прием "Верные и неверные высказывания" или "верите ли вы".

Понятие вектора в пространстве. Ученики обсуждают в группах

высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

На стадии размышления:

1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают

свой текст, используя опорный конспект.

Аутотренинг.

2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики

добавляют и поправляют, задают вопросы.

3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний

решают верно или неверно данное высказывание.

Стихотворения по алгоритму

Написание стихотворений по алгоритму - один из интересных приемов

работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно

не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее

использовать

в

конце

урока

или

в

качестве

домашнего

задания

для

осмысления изученного на уроке.

Синквейн

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ

синтеза

материала.

Лаконичность

формы

развивает

способность

резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах,

емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно

именем существительным

2

строка

описание

темы

в

двух

словах,

как

правило

именами

прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами,

обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к

данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном

или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)

синквейн

может

быть

предложен,

как

и н д и в и д уа л ь н о е

самостоятельное

задание;

для

работы

в

парах;

реже

как

коллективное

творчество.

Обычно

синквейн

используется

на

стадии

рефлексии.

Как

показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

инструмента для синтезирования сложной информации;

способа оценки понятийного багажа учащихся;

средства развития творческой выразительности.

Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:

Масштаб

Арифметический географический

Делить находить вычислять

Дробь, которую нужно понять

Отношение

«Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы

учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у

них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают

ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок

корзины, в

которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе

знают

об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей

процедуре:

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по

той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность

1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах.

«Шесть шляп критического мышления»

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и

систематизации т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем

: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу»,

высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по

проблеме , без их обсуждения);

«Желтая шляпа» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются

положительные моменты);

«Черная шляпа» - НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные

моменты по изучаемой проблеме);

«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа

отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);

«Зеленая шляпа»- ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые

идеи и предположения");

«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои

эмоции , которые они испытывали при работе с материалом )

Обучающийся на уроке и вне его не объект, а сотрудник, участник образовательного

процесса.

Важным

условием

становится

исключение

формального

подхода

к

его

личности, формированию тех ценностей, которые позволят ему успешно добывать знания

в современном информационном потоке. В результате применения технологии развития

критического мышления отмечается положительная динамика если:

- работа ведется в системе;

- происходит корпоративное обучение педагогов (педагогов музыки, технологии,

английского языка);

- ведется мониторинг качества обучения;

- ведется аналитическая деятельность самого учителя, вносятся изменения в работу;

- идет позиционирование опыта работы учителя;

- изучается опыт работы других учителей через сетевое сообщество педагогов.

Открытое информационное пространство требует от учителя более гибкого подхода

к

преподаванию, от с юд а электронные

образовательные

ресурсы

это

средства

программного,

информационного,

технического

и

организационного

обеспечения

учебного процесса, использование которых в том числе ориентирует на обучение детей с

ограниченными возможностями здоровья.

В

результате

работы

по

ТРКМЧП

большинство

моих

учеников

научились

использовать

в

работе

памятки,

перестали

испытывать

затруднения

при

работе

с

разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике

при выполнении письменных работ, слаженно работать в группах и учитывать мнение

других, помогать друг другу, научились самостоятельно работать, не пугаться новой

нестандартной

учебной

ситуации,

с

интересом

находить

ее

решение,

расширять

и

добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных

детей не выработалось отрицательное отношение к учебе.

У обучающихся выработалась адекватная самооценка и положительная учебная

мотивация. Кроме этого, у ребят сформировались познавательные и учебные интересы,

они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя

и учеников,

они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону

другого ученика, если не правы.

С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Гармония») дети справляются

без затруднений в достаточно короткие сроки, чем дети других классов, показывают

устойчивые результаты (КО – 72 %, успеваемость- 100%).

Применение приемов технологии РКМЧП позволило повысить интерес учащихся к

урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень

речевого

развития,

умение

систематизировать

изучаемый

материал,

устанавливать

причинно-следственные связи.

Многие

учащиеся стали более организованными, общительными, активными в

процессе

обучения.

Дети

активно

принимают

участие

во

Всероссийских

конкурсах,

олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.

Используемая мною технология развития критического мышления может найти

широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяет при

наименьших

затратах

сил,

времени

учителя

достигнуть

более

высоких

результатов

в

обучении.

Представленный

педагогический

опыт

вариативен

и

применим

для

всех

ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

.Применение

данной

технология

позволяет

удовлетворить

запросы

родителей,

которые

хотят

видеть

ребенка,

способного

принимать

решение,

реализовывать

свой

творческий потенциал, применять на практике полученные знания.



В раздел образования