Напоминание

Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира


Автор: Свиридова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: город Новокузнецк. Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира

Свиридова О. А.

МБОУ "СОШ № 65", г. Новокузнецк

"Одно из высших наслаждений - это наслаждение творить".

Л. Толстой

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных

программ и систем обучения, но и сохранения традиционной системы учитель просто

обязан работать творчески. Это значит, что учитель систематически пополняет свои

знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего

педагога вырабатывается свой стиль работы, свой педагогический почерк.

Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов заключается в том, что

ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математика, русский

язык, литература, биология и география, технология, т.к. приходится преподавать в одном

лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие

предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном

преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен

творчески подходить к преподаванию всех предметов.

Данная работа посвящена предмету окружающий мир, который интегрирует научные

понятия биологии, физической географии, астрономии, экологии, физики. Функции

школьного природоведения:

1.

Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и

живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об

изменениях природы по временам года.

2.

Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем

проведения с ними систематических наблюдений за предметами и явлениями

природы.

3.

Раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи и

взаимозависимости предметов и явлений природы.

4.

Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать

чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

Для осуществления данных функций природоведения необходимо умело организовывать

учебную деятельность на уроках. Чтобы создать условия для формирования учебной

деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к

сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но

действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в

школу, где им хорошо, содержательно, интересно.

Для успешной организации учебной деятельности на уроках окружающего мира следует

учитывать следующие положения:

1.

Выделение основных понятий и учебной задачи урока.

2.

Полная умственная нагрузка всех учащихся класса в течение урока.

3.

Разнообразие структуры и методов обучения.

4.

Использование, по возможности, на каждом уроке окружающего мира натуральных

наглядных пособий и практических методов обучения.

5.

Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому

применение физкультминуток и дидактических игр.

6.

Использование на уроках окружающего мира самостоятельной работы школьников:

решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работа с

дополнительной литературой.

В начальной школе только 5% учебного времени приходится на уроки окружающего мира.

За такое небольшое число уроков учащиеся должны усвоить основы важного

пропедевтического предмета – окружающего мира, формирующего мировоззрение и

экологическую культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков,

приходящихся на него, тем больше роль каждого урока, тем эффективнее должна быть

организована учебная деятельность.

Хорошие уроки обеспечивают престиж уроков окружающего мира, плохие отталкивают

детей от школы и учителя. Существует следующий факт: из 1500 опрошенных учащихся

начальных классов Кемеровской области лишь 60 (4%) назвали окружающий мир

любимым предметом. Этот факт подтверждает низкий уровень организации учебной

деятельности на уроках окружающего мира.

Каким образом активизировать учебную деятельность на уроках окружающего мира в

современной начальной школе?

В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит

целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление,

воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые

усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Выдающийся ученый-педагог М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации

учебной деятельности:

проблемное изложение знаний;

дискуссия;

комментированные упражнения;

самостоятельная работа учащихся;

творческая работа учащихся;

коллективная познавательная деятельность;

формирование стимулов к учению и другие.

Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н.Скаткиным, можно выделить для уроков

окружающего мира еще ряд способов активизации:

игровые методы,

обучение приемам познания живой природы,

организация предметных действий через введение в урок рисования и

моделирования,

введение в урок занимательности,

проведение нетрадиционных уроков природоведения и др.

Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению И.Г.

Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное

занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный

шаг в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки нарушением

дидактических принципов, искажением структуры урока.

По моему мнению, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован

в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет

специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-

образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой

деятельности, разнообразие познавательных интересов, что осложняет работу учителя.

Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация

активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные

уроки.

Экспериментальные исследования, проведенные в школах Новокузнецка, Новокузнецкого

района по использованию нетрадиционных уроков как нового типа уроков окружающего

мира, показали в основном положительные результаты. Исходя из наблюдений, можно

сказать, что нетрадиционные уроки:

способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают

производительность труда учащихся;

приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами,

ответственности;

дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи

младшего школьника;

делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;

повышают познавательный интерес к окружающему миру, способствуют

формированию прочных знаний о природе.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков окружающего мира:

1.

Урок – КВН

2.

Урок – сказка

3.

Урок – консультация

4.

Урок – экспедиция

5.

Урок – путешествие

6.

Урок – «Лесная газета»

7.

Урок – спектакль

8.

Урок – соревнование

9.

Урок-викторина

10. Урок – «Следствие ведут знатоки»

11. Урок – ярмарка

12. Интегрированный урок

13. Урок – аукцион

14. Урок – эстафета

15. Урок – лекция

16. Урок – «Клуб почемучек»

17. Урок – экзамен

18. Урок – «Эврика»

19. Коллективный урок

20. Урок творчества

21. Урок – встреча

22. Урок – конференция

23. Урок – игра

24. Урок – деловая игра

В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних

классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы. Не

случайно, поэтому нетрадиционные уроки необычные по замыслу и организации больше

нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом

работы. Но, однако, нужно помнить, что превращать нетрадиционные уроки в главную

форму обучения окружающего мира нецелесообразно из-за большой потери времени и

невысокой результативности.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся.

Но некоторые из них (урок-путешествие, интегрированный, коллективный уроки, урок-

лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные

уроки не чаше одного-двух раз в четверть, обычно при завершении какого-либо раздела

окружающего мира. Желательно

подобный урок по расписанию ставить последний, так как дети увлекаются игрой, что

может помешать проводить следующие уроки.

К данному типу урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и

родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения

по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.

Следует отметить, что введение в школьную программу начальных классов

нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не

отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо

усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране,

которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере

образования, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций,

авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения

школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает

новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев

этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных

учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых

знаний.



В раздел образования