Автор: Свиридова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №65"
Населённый пункт: город Новокузнецк. Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Активизация учебной деятельности на уроках окружающего мира
Свиридова О. А.
МБОУ "СОШ № 65", г. Новокузнецк
"Одно из высших наслаждений - это наслаждение творить".
Л. Толстой
В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных
программ и систем обучения, но и сохранения традиционной системы учитель просто
обязан работать творчески. Это значит, что учитель систематически пополняет свои
знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно. У каждого творчески работающего
педагога вырабатывается свой стиль работы, свой педагогический почерк.
Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов заключается в том, что
ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математика, русский
язык, литература, биология и география, технология, т.к. приходится преподавать в одном
лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие
предметы. Это сложный вид учительского труда, но коль вопрос о предметном
преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен
творчески подходить к преподаванию всех предметов.
Данная работа посвящена предмету окружающий мир, который интегрирует научные
понятия биологии, физической географии, астрономии, экологии, физики. Функции
школьного природоведения:
1.
Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и
живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об
изменениях природы по временам года.
2.
Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путем
проведения с ними систематических наблюдений за предметами и явлениями
природы.
3.
Раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи и
взаимозависимости предметов и явлений природы.
4.
Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать
чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.
Для осуществления данных функций природоведения необходимо умело организовывать
учебную деятельность на уроках. Чтобы создать условия для формирования учебной
деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к
сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но
действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут мчаться в
школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Для успешной организации учебной деятельности на уроках окружающего мира следует
учитывать следующие положения:
1.
Выделение основных понятий и учебной задачи урока.
2.
Полная умственная нагрузка всех учащихся класса в течение урока.
3.
Разнообразие структуры и методов обучения.
4.
Использование, по возможности, на каждом уроке окружающего мира натуральных
наглядных пособий и практических методов обучения.
5.
Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому
применение физкультминуток и дидактических игр.
6.
Использование на уроках окружающего мира самостоятельной работы школьников:
решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работа с
дополнительной литературой.
В начальной школе только 5% учебного времени приходится на уроки окружающего мира.
За такое небольшое число уроков учащиеся должны усвоить основы важного
пропедевтического предмета – окружающего мира, формирующего мировоззрение и
экологическую культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков,
приходящихся на него, тем больше роль каждого урока, тем эффективнее должна быть
организована учебная деятельность.
Хорошие уроки обеспечивают престиж уроков окружающего мира, плохие отталкивают
детей от школы и учителя. Существует следующий факт: из 1500 опрошенных учащихся
начальных классов Кемеровской области лишь 60 (4%) назвали окружающий мир
любимым предметом. Этот факт подтверждает низкий уровень организации учебной
деятельности на уроках окружающего мира.
Каким образом активизировать учебную деятельность на уроках окружающего мира в
современной начальной школе?
В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит
целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление,
воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать волевые
усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Выдающийся ученый-педагог М.Н.Скаткин предлагает следующие способы активизации
учебной деятельности:
проблемное изложение знаний;
дискуссия;
комментированные упражнения;
самостоятельная работа учащихся;
творческая работа учащихся;
коллективная познавательная деятельность;
формирование стимулов к учению и другие.
Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н.Скаткиным, можно выделить для уроков
окружающего мира еще ряд способов активизации:
игровые методы,
обучение приемам познания живой природы,
организация предметных действий через введение в урок рисования и
моделирования,
введение в урок занимательности,
проведение нетрадиционных уроков природоведения и др.
Остановимся на характеристике нетрадиционных уроков. По определению И.Г.
Подласова нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное
занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный
шаг в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки нарушением
дидактических принципов, искажением структуры урока.
По моему мнению, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован
в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет
специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-
образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой
деятельности, разнообразие познавательных интересов, что осложняет работу учителя.
Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация
активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные
уроки.
Экспериментальные исследования, проведенные в школах Новокузнецка, Новокузнецкого
района по использованию нетрадиционных уроков как нового типа уроков окружающего
мира, показали в основном положительные результаты. Исходя из наблюдений, можно
сказать, что нетрадиционные уроки:
способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают
производительность труда учащихся;
приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами,
ответственности;
дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи
младшего школьника;
делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;
повышают познавательный интерес к окружающему миру, способствуют
формированию прочных знаний о природе.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков окружающего мира:
1.
Урок – КВН
2.
Урок – сказка
3.
Урок – консультация
4.
Урок – экспедиция
5.
Урок – путешествие
6.
Урок – «Лесная газета»
7.
Урок – спектакль
8.
Урок – соревнование
9.
Урок-викторина
10. Урок – «Следствие ведут знатоки»
11. Урок – ярмарка
12. Интегрированный урок
13. Урок – аукцион
14. Урок – эстафета
15. Урок – лекция
16. Урок – «Клуб почемучек»
17. Урок – экзамен
18. Урок – «Эврика»
19. Коллективный урок
20. Урок творчества
21. Урок – встреча
22. Урок – конференция
23. Урок – игра
24. Урок – деловая игра
В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних
классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы. Не
случайно, поэтому нетрадиционные уроки необычные по замыслу и организации больше
нравятся учащимся, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом
работы. Но, однако, нужно помнить, что превращать нетрадиционные уроки в главную
форму обучения окружающего мира нецелесообразно из-за большой потери времени и
невысокой результативности.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся.
Но некоторые из них (урок-путешествие, интегрированный, коллективный уроки, урок-
лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные
уроки не чаше одного-двух раз в четверть, обычно при завершении какого-либо раздела
окружающего мира. Желательно
подобный урок по расписанию ставить последний, так как дети увлекаются игрой, что
может помешать проводить следующие уроки.
К данному типу урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и
родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения
по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Следует отметить, что введение в школьную программу начальных классов
нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не
отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо
усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране,
которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере
образования, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций,
авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения
школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает
новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев
этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных
учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых
знаний.