Автор: Морозова Анастасия Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Информационный форум
Тема: Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста с использованием предметов заместителей
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Информационный форум
для воспитателей
«
Спортивные игры и упражнения для детей
дошкольного возраста
с использованием предметов заместителей
»
Подготовила:
Инструктор по фк
Морозова А.С.
Пояснительная записка
В
последние
десятилетия
отмечается
значительное
снижение
двигательной
активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного
тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей.
Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их
малоподвижности, нежелании принимать участие в спортивных играх.
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.
Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышение двигательной
активности
способствует
использованию
нестандартного
оборудования
(предметов
заместителей).
Используемые
упражнения
в
спортивных
играх
с
предметами
заместителями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставный
аппарат,
в
результате
чего
улучшается
подвижность
позвоночника,
грудной
клетки,
совершенствуется
осанка,
повышается
устойчивость
вестибулярного
аппарата,
увеличивается
жизненная
ёмкость
лёгких,
улучшается
крово
и
лимфообращение,
укрепляются сердце и сосуды.
Понимая важность данной проблемы и проанализировав состояние физического
воспитания детей нашей группы, мы поставили перед собой задачи:
повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
увеличить их двигательную активность детей;
поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях.
Цель семинара-практикума:
познакомить
педагогов
с
различным
нетрадиционным
физкультурным
оборудованием, и применением его в воспитательно-образовательном процессе;
ознакомить
педагогов
с
разнообразием
спортивных
игр
и
упражнений
и
использование на занятиях, гимнастиках и в свободной двигательной деятельности.
Программа семинара – практикума рассчитана на 1 встречу.
Часть № 1
«Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста
с использованием предметов заместителей».
Для реализации задач особое значение придается использование нетрадиционного
физкультурного
оборудования,
которое
позволяет
более
быстро
и
качественно
формировать
двигательные
умения
и
навыки,
способствует
повышению
интереса
к
физкультурным занятиям.
Мы
подготовили
чертежи
и
рисунки
малогабаритного
и
универсального
нетрадиционного оборудования, которое можно использовать и в помещении, и на улице.
Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что
способствует
высокому
эмоциональному
тонусу
во
время
занятий
и
свободной
двигательной деятельности.
Обучая
спортивным
играм
и
упражнениям
мы
реализуем
общедидактические
принципы, с помощью которых возрастает
интерес детей к разным видам движений;
изобретательность
в
самостоятельной
двигательной
деятельности;
значительное
повышение
эмоционального
тонуса
на
физкультурных
занятиях;
стремление
к
достижению
более
высоких
спортивных
результатов.
Благодаря
рациональному
использованию
обычного
стандартного
и
нетрадиционного
оборудования
значительно
увеличивается моторная плотность физкультурных занятий. Дети осваивают основные
виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и
метания мячей.
Все это - большая и серьезная работа по совершенствованию нетрадиционного
оборудования, изобретению его новых видов, разработке физкультурных занятий и игр с
использованием нестандартного оборудования.
Презентация для педагогов
Инструктор по физической культуре Морозова А.С.
Тема: «Использование нетрадиционного оборудования для организации двигательной
активности детей дошкольного возраста».
Автор: Морозова Анастасия Сергеевна
Количество слайдов: 30
Подробнее:
В презентации использованы иллюстрации из книги «Спортивные игры с нестандартным
оборудованием» Автор: Сивачева Л.Н.
Эта презентация подготовлена к семинару- практикуму: «Спортивные игры и
упражнения для детей дошкольного возраста с использованием предметов
заместителей».
1 слайд «Использование нетрадиционного оборудования для организации
двигательной активности детей дошкольного возраста».
2 – 10 «Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста с
использованием предметов заместителей».
11 слайд «Скамейка степ»
12 слайд «Киндер-сюрприз»
13 слайд «Ветерок в бутылке»
14 Слайд «Бегунок»
15 Слайд «Бильбоке»
16 Слайд «Мягкое бревно»
17 Слайд «Лыжное трио»
18 Слайд «Липкий мячик»
19 Слайд «Плот»
20 Слайд «Лягушка-волокушка»
21 Слайд Массажер «Орешки»
22 Слайд Дорожка «Апельсиновая»
23 Слайд Тренажер «Попади в кольцо»
24 Слайд «Лыжи»
25 слайд «Напольные шашки»
26 слайд «Удав»
27 слайд «Дорожка по следам»
28 слайд «Пневматический коврик»
29 слайд «Ветерок в бутылке»
30 слайд «Авторы».
Часть № 2
Каталог
"Спортивных игр и упражнений для детей дошкольного
возраста с использованием предметов заместителей".
"Бадминтон" (верхушка от пластиковых бутылок).
"Верхушка в круг". На площадке обозначаются три концентрических круга (большой
диаметром 2 м, средний - 1, 5 м, малый - 1 м). Участники игры поочередно (с 4 - метрового
расстояния) направляют верхушку в мишень. Каждый производит три удара. За попадание
в малый круг игрок получает 3 очка, в средний - 2 очка, в большой - 1 очко. Побеждает
ребенок набравший больше очков.
"Верхушка навстречу верхушке". Дети становятся парами на расстоянии 2- 3 м один от
другого. У всех детей по верхушке. По сигналу они начинают перебрасывать верхушку
друг
другу,
стараясь
не
уронить
её
на
землю.
Выигрывает
пара,
которая
дольше
удерживает верхушку.
"Попади в круг". На землю кладется гимнастический обруч. Дети становятся вокруг
обруча на расстоянии 2 м от него. По сигналу воспитателя дети бросают верхушки в
обруч, затем берут их и бросают снова (3 - 4 раза). Побеждает тот ребенок, который
большее число раз попадет в обруч.
"Подбей верхушку". Дети свободно располагаются на площадке, каждый - с ракеткой и
верхушкой. По сигналу воспитателя все подбивают верхушку вверх, стараясь не дать ей
упасть. Выигрывает ребенок, который дольше выдержит верхушку в воздухе и не даст ей
упасть.
"Кто дальше". На площадке обозначается линия. Дети делятся по двое. У одного из них -
верхушка и ракетка, а у другого - флажок. Дети с верхушками и ракетками становятся
около линии на расстоянии вытянутых в стороны рук. По сигналу воспитателя они ударом
ракеток посылают верхушки как можно дальше. Их напарники бегут с флажками к
верхушкам, ставят флажки на их место и возвращают верхушки товарищам. После трех
попыток дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, чей флажок будет находиться
дальше.
"Удары по верхушке 5 раз". На уровне пояса детей подвязывают верхушки. Играющие с
ракетками становятся напротив верхушек. Ракетку держат, как ручку молотка: четыре
пальца охватывают ручку снизу, а большой палец сверху. Чтобы выполнить удар, ребенок
немного расставляет ноги и слегка их сгибает, туловище наклоняет вперед, ракетку плавно
отводит назад. Взмах делается петлеобразным движением: "назад-вниз-вперед". Верхушка
возвращается назад. Ребенок продолжает выполнять удары 5 раз. Воспитатель отмечает
малыша, который каждый раз попадает ракеткой по верхушке.
"Кто больше подбросит верхушку". Дети получают верхушки и ракетки. Положив
верхушку
на
ракетку,
играющий
слегка
подбрасывает
её
вверх
и
старается
подбить
верхушку
ракеткой,
потом
снова
побрасывает
её.
Так
ребенок
действует
до
первой
ошибки, когда верхушка упадет. Потом снова начинается счет - сколько раз ребенок
подбросит верхушку. Надо напоминать детям, чтобы они при подбрасывании не делали
резких движений ракеткой.
"Отбей верхушку вправо (влево)".
Дети подходят к местам, где на уровне пояса висят
на веревках верхушки. Ребенок ударом ракетки справа бьет по верхушке в направлении
вперед, а когда верхушка раскачается и снова приблизится к ребенку, таким же ударом
посылает верхушку влево.
Упражнения с верхушкой.
1. Вытянуть руки вперед, переложить верхушку из правой руки в левую, из левой - в
правую.
2. Вытянуть руки вперед, поднять вверх и переложить верхушку из руки в руку.
3. Спрятать руки за спину и переложить верхушку из правой руки в левую
4. Подбросить верхушку вверх, хлопнуть в ладоши и поймать её.
5. Подбросить верхушку вверх, повернуться вокруг своей оси на 360
0
и поймать её.
6. Подбросить верхушку вверх и поймать одной рукой (правой, потом левой).
7. Подбросить верхушку вверх и поймать обеими руками.
8. Подбросить верхушку вверх левой рукой и поймать её правой. Затем все наоборот.
9. Научиться правильно брать и держать ракетку правой и левой рукой.
10. Имитация разных движений ракеткой (без верхушки).
11. Ударить ракеткой по подвешенной на веревке верхушке (высоту верхушки следует
периодически менять).
12. Отбить верхушку ракеткой вверх несколько раз подряд (30 - 40 см).
13. Отбить верхушку ракеткой вверх продвигаясь маленькими шагами вперед.
14. Отбить верхушку ракеткой вверх стоя в кругу (диаметр круга 1 - 2 м).
15. Подбросить верхушку одной рукой вверх (2 - 3 м), подождать, пока она снизится, и
ударить по ней другой рукой (центром струнной поверхности ракетки).
16. Один ребенок подбрасывает верхушку рукой вверх, а другой отбивает её ракеткой.
17. Один ребенок бросает верхушку рукой стоящему напротив игроку (расстояние 2- 3 м),
тот отбивает верхушку ракеткой. Ребенок бросивший верхушку, ловит его на лету руками.
18. Дети становятся по двое и перебрасывают верхушку друг другу, не давая ему упасть на
землю.
19. Двое детей с ракетками становятся друг против друга на расстоянии 3 - 4 м. В начале
один ребенок подает верхушку, а другой отбивает. После нескольких минут дети меняются
ролями.
20. На середине площадки на высоте 120 см натягивается сетка. Дети распределяются по
два и встают с двух сторон от сетки. Вначале один подает верхушку, а другой отбивает её
на противоположную сторону через сетку. Через определенное время игроки меняются
ролями.
21. Дети становятся парами на расстоянии 3 - 4 м один от другого. По сигналу они
направляют верхушку ракеткой друг другу, стараясь не уронить её на землю. Побеждает
пара, сделавшая больше передач без падения верхушки на землю.
"Скольжение по ледяным дорожкам" (лыжи из пластиковых бутылок).
Для младших дошкольников
"Кто лучше проскользит". Воспитатель отмечает флажками дистанцию 20 - 25 см.
ребенок должен проскользить от флажка до флажка с наименьшим количеством шагов.
Для
этого
он
делает
широкие
шаги,
как
можно
дольше
скользя
на
каждой
ноге.
Победителем становится тот, кто проскользит дистанцию с меньшим количеством лыжных
шагов.
"Кто дальше". Дети становятся в одну шеренгу в 5 - 8 шагах от исходной линии. по
сигналу энергично разбегаются и от линии скользят на одной лыже до полной остановке.
Выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.
"Через воротца". На площадке поперек лыжни ставится несколько воротцев. Подойдя по
лыжне к воротцам, дети пролезают через них, стараясь не сбить.
"Догони меня". играющие становятся в одну шеренгу. по сигналу все дети скользят за
воспитателем, стараясь его догнать.
Для старших дошкольников.
"Бег на одной лыжне". На снежной площадке прокладывается лыжни (2-5) длиной 10 -
20 м на расстоянии 0,5 - 1 м друг от друга. Участники встают на одну лыжу (с палками) и
занимают место за общей линией старта. По сигналу воспитателя все устремляются
вперед, скользя на одной лыже и отталкиваясь от снега свободной ногой. Побеждает
ребенок, достигший линии финиша первым.
"Лыжные дуэты". На площадке обозначается дистанция в 10 - 15 м. Дети соревнуются
парами. Несколько пар встают на лыжи (без палок), взявшись за руки. По сигналу
начинают продвигаться вперед. однако, если на дистанции они разъединяют руки, оба
теряют право продолжать гонку. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.
"Слалом". На очень пологом склоне зигзагообразно расставляются большие флажки.
Ребенок пробегает между флажками "Змейкой" совершая повороты и огибая флажки то с
правой, то с левой стороны. Побеждают дети, которые быстрее других пройдут дистанцию
и не собьют ни одного флажка.
"На места". Дети медленно продвигаются по кругу на дистанции 5-6 шагов друг от друга.
Водящий игрок без палок, подъезжая то к одному, то к другому игроку, говорит: "За
мной!". Вызванные дети, воткнув свои палки в снег, следуют за водящим. Постепенно
водящий уводит за собой всех игроков в сторону от круга. По команде воспитателя "На
места!" дети стараются скорее занять любое место между палками, взявшись за них. Это
же
делает
и
водящий.
Тот
кто
останется
без
места,
становится
водящим,
и
игра
продолжается снова.
Хоккей
(шайба из пластиковых бутылок, кубиков, баночек из под крема,
пластиковые бутылки).
"Салочки". У всех играющих - клюшки. Один выбирается водящим. Дети свободно
располагаются на площадке. Цель водящего - ударить по шайбе так, чтобы она догнала
любого из играющих, коснулась его, и тогда тот становится водящим.
"Игра с шайбой". Участники игры с клюшками в руках образуют круг и становятся на
расстоянии двух - трех шагов друг от друга. В центре круга - водящий. Он кладет перед
собой шайбу и ударом клюшки старается выбить его за пределы круга. Тот, кто пропустил
шайбу с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.
"Гонка
с
шайбами". Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на
линии старта. каждый получает шайбу. перед всеми игроками на расстоянии 10 - 15 м
ставится кегля. по сигналу воспитателя дети доводят клюшками свои шайбы до кеглей,
огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым.
"Защита
крепости". Все играющие с клюшками. Воспитатель чертит два круга (один
внутри другого): первый диаметром 1м, второй - 5 - 10 м. В первый круг становится
защитник
и
охраняет
крепость,
чтобы
туда
не
попал
мяч.
все
остальные
играющие
располагаются
во
втором
круге
и
передавая
шайбу
друг
другу
стараются
нанести
неожиданный удар и попасть мячом в крепость. Если же мяч попал в крепость, защитник
входит в общий круг, а тот, кто сумел забросить мяч, становится на его место.
"Убывающие кегли". Для проведения игры нужны пластиковые бутылки 0, 5 л по числу
участников. Дети становятся в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Перед
каждым ставят бутылку. затем ребята поворачиваются вокруг и выполняют какое - нибудь
упражнение типа зарядки: наклоны, приседания ит. д. В это время воспитатель убирает за
спиной у детей одну бутылку. По сигналу все дети бегут к бутылкам, и каждый старается
схватить бутылку и загнать её за стартовую линию. Кто окажется без бутылки, временно
выбывает из игры.
"Встречная эстафета". Для проведения игры нужны клюшки и шайбы. Кубиками
отмечаются две черты на расстоянии 8 - 10 м от другой. Дети делятся на две команды.
Каждая из них рассчитывается на первые и вторые номера. Одна половина команды
становится около одной черты, другая половина - около другой. По сигналу воспитателя
первые номера берут клюшки и гонят шайбу ко вторым номерам своей команды, которые
стоят во главе колонны, и передают им клюшки, а сами становятся замыкающими этой
колонны. Вторые номера гонят шайбу в сторону первых номеров и т. д. игра
продолжается до тех пор, пока все дети не возвратятся на свои места. Выигрывает
команда, которая раньше выполнит задание.
Футбол (надувной мяч, шар, снежки, сшитые мячи).
"Игра в футбол вдвоем". Дети становятся парами. каждый игрок чертит вокруг себя круг
диаметром 2 - 3 м. Игроки передают мяч друг другу отбивая его то правой, то левой ногой,
стараясь попасть мячом в круг соперника. Выигрывает тот, забивший больше количество
мячей в круг противника.
"Забей
в
ворота".
дети
становятся
на
линию,
отмеченную
в
5
м
от
ворот,
-
это
нападающие. Двое детей - защитники, они располагаются между линией и воротами.
Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи
и
возвращают
обратно
нападающим.
Затем
дети
меняются
ролями.
Выигрывает
тот
ребенок, который больше забивает мячей в ворота.
"Футболист". Дети становятся в линию или круг. В центре круга кладется мяч. по
сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается
ударить по нему ногой.
"Попади в мишень". Дети поочередно с расстояния 7 - 10 м стремятся попасть в круг
диаметром 1 м, обозначенный на деревянном щите или стенке. каждый выполняет по три
удара правой или левой ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребенок, сумевший
сделать больше точных попаданий.
"Футбольный слалом". На площадке обозначается линия старта, за которой команды по
6 - 8 игроков строятся в колонны. Первые номера имеют по мячу. Перед каждой командой
на расстоянии 2,5 м - 3 м один от другого устанавливают 6 флажков. По сигналу первые
номера
устремляются
вперед,
обводя
"змейкой"
флажки,
и
таким
же
образом
возвращаются назад. На линии - старт - финиш игрок останавливает мяч и передает его
следующему участнику и т. д.
"Игры с мячом" (снежками, мячом из паралона, клубки шерсти.).
"Броски снежков в корзину". Ребенок бросает снежки в корзину двумя руками от груди
с места. Удерживая снежок двумя руками на уровне груди, ребенок должен описать им
небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его одновременным
разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют снежок в корзину.
"Попади в цель". На полу чертится линия, в 2- 3 м от которой находятся 3 – 4 кегли. Дети
становятся в колонны напротив кеглей. Задание – катать мяч, стараясь попасть в кеглю.
"Закати мяч в ворота". Дети делятся на 3 – 4 команды и становятся в колонны около
стартовой линии. Против каждой команды на расстоянии 2 – 3 м ставятся ворота. У
первых игроков – в руках мячи. По сигналу воспитателя они катают мячи, стараясь
попасть в ворота, бегут вперед, ловят мячи и передают их следующим игрокам по
команде. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и сделавшая больше попаданий
в ворота.
"В кольцо". Дети стоят в колонне на расстоянии 3 – 4 м от кольца. Очередной игрок ведет
мяч, отбивая его от земли и ловя его обеими руками в направлении кольца, прилепленного
на высоте 2 – 2, 5 м. Остановившись на расстоянии 2 – 3 шагов от него, ребенок бросает
мяч в кольцо замахом снизу. Если он не попал, то берет мяч и передает следующему
ребенку,
а
сам
становится
в
конец
колонны.
Если
ребенок
попадает
в
кольцо,
ему
разрешается бросить мяч еще раз.