Напоминание

Самостоятельная работа – как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников


Автор: Киргизова Тамара Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №8"
Населённый пункт: город Новый Уренгой Тюменская обл., ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа – как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Международный конкурс

"Формирование УУД в рамках начальной школы при

введении ФГОС НОО"

Самостоятельная работа – как средство развития познавательных

универсальных учебных действий младших школьников

Киргизова Тамара Ивановна

МБОУ «СШ №8»

учитель начальных классов

kirgizova.tamara@mail

629300 ЯНАО Тюменская область

г. Новый Уренгой пр. Губкина д.22, кв.6.

Тел. 89088561890


Аннотация
. Одной из важнейшей задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих у ч а щ и м с я ум е н и е у ч и т ь с я , с п о со б н о с т ь к са м о р а з в и т и ю и самосовершенствованию. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Одним из эффективных с р ед с т в , способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий, является самостоятельная работа. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа позволяет каждому школьнику глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Познавательный интерес к миру заложен в каждом человеке изначально. Как строить обучение исходя из особенностей этого интереса? Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Еще в древности древнегреческие ученые (Сократ, Платон, Аристотель) глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями и умением учиться. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания. Таким средством вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность является самостоятельная работа. Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
средство ее логической и психологической организации. [10]. Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивания, осознания устной информации, чтения, разбора и осмысления текстов, критического анализа. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает и построение логической цепочки рассуждений, и установление причинно-следственных связей, и анализ ситуаций, и стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы. Из выше сказанного следует, что самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.[2] Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как она тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Как гласит китайская пословица: «Слышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял». Поэтому, учителю на уроках необходимо
опираться на самостоятельную работу учеников, продуктом выполнения которой, является либо новое знание, либо углубление и расширение сферы действия уже полученных знаний. В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить виды самостоятельных работ, используемых учителем по альтернативным программам:  самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи
;
 на этапе решения поставленной учебной задачи;  на этапе решения частнопрактических задач;  на этапе контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Формулировки заданий побуждают школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и что не знает в предполагаемом для работы содержании (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели). Самостоятельную работу данного вида желательно проводить в групповой форме. Это могут быть устные и письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, предварительное чтение заданных текстов (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели). Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи содержит задания, в которых новая информация не дается в готовом виде. Новые правила, определения, законы становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика (поиск и извлечение необходимой информации; выдвижение гипотез и их обоснование, использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач). Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной форме. Задания для самостоятельной работы на этапе решения частно- практических задач формулируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее
(выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов, установление аналогий, осуществление сравнений и классификаций по заданным критериям). Основные требования к заданиям для самостоятельной работы на этапе контроля и самоконтроля состоят в том, что они должны предлагаться в варьирующих условиях, побуждающих школьников к продуктивной мыслительной деятельности (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности). На данном этапе действует правило: проверяя – обучаем. Варьирующие условия могут создаваться за счет: - непривычных формулировок заданий; - традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности; - выполнения заданий, требующих сделать какое – то обобщение, самостоятельный вывод. Задания для самостоятельной работы данного вида требуют дифференцированного подхода к учащимся. Предложенная классификация самостоятельной работы позволяет учителю начальной школы методически грамотно, с учетом требований к развивающему обучению формировать самостоятельную деятельность. В развитии познавательных учебных действий младших школьников большое значение имеют условия организации учебного процесса. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволили бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Главной задачей учителя является мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления имеет следующую структуру: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Правильно организованная самостоятельная работа способствует выработке у школьников самостоятельного мышления, сознательного, творческого отношения к труду, навыков и умений самостоятельной деятельности, воспитанию самостоятельности как ценнейшего качества личности. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов работы и наращиваются темпы в ее выполнении. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться основными принципами дидактики: доступности и систематичности, связь теории с практикой, принципом постепенности в нарастании трудностей, принципом творческой активности, а также дифференцированного подхода к учащимся. [3] Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель должен придерживаться следующих правил:  предусмотреть её в структуре урока;  продумать, как она будет сочетаться с другими методами и формами учебной деятельности;  определить её оптимальный объём в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;  определить форму заданий; установить оптимальную длительность работы;  подобрать соответствующий дидактический материал;  предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников. Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала. Информация содержания обучения должна быть
созвучна потребностям, доступна ученику, но, в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Важную роль в организации самостоятельной работы на всех уроках играют указания: инструкции, алгоритмы, предписания, опорные схемы. По ним учащиеся сверяют правильность своих действий. От качества этих материалов зависит эффективность управления познавательной деятельностью. Целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания. Ребёнку гораздо интереснее исследовать новое, чем получать добытые кем – то знания в «готовом виде». Стимулирование исследовательской активности ребёнка, развитие любознательности, способности самостоятельно мыслить, делает в итоге реально осуществимым процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Одним из видов самостоятельной работы является самоподготовка учащихся. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт ученика и выступает средством, обеспечивающим для школьников:  сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;  овладение способами и приемами самообразования;  развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний. Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения информацию. Практический опыт учителей показывает, что: 1. Систематически проводимые самостоятельные работы (обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные), при правильной ее организации способствуют получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. 2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию
познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей, ускорению темпа формирования у учащихся умений и навыков практического характера. Таким образом, использование самостоятельной работы, как средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся, является необходимым условием развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Библиографический список
1. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5. 2. Ережепалиева А., Сафронова О.В. Организация самостоятельной работы в начальной школе, aspk.3dn(сайт Астраханского социально- педагогического института) 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение. 2010. 4. Пакулина С.А., Савушкина Т.П. «Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников» Журнал «Начальная школа» - 2009 г. - №3. 5. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8. 6. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении” — М, 1980. 7. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения// Управление начальной школой. – 2013. – №6.


В раздел образования