Автор: Муравлёва Вероника Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ЮФУ
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: Проблема внедрения теории вероятностей в начальный курс математики
Раздел: начальное образование
Проблема внедрения теории вероятностей в начальный курс
математики
Муравлева В.Н.
Магистратура 1 курс, ЮФУ
В настоящее время теория вероятностей завоевала очень серьезное
место в науке и прикладной деятельности. Её идеи, методы и результаты не
только
используются,
но
и
буквально
пронизывают
все
естественные
и
технические
науки,
экономику,
планирование,
организацию
производства,
связи,
а
также
такие
далекие,
казалось
бы,
от
математики
науки,
как
лингвистику и археологию. Сейчас без достаточно развитых представлений о
случайных событиях и их вероятностях, без хорошего представления о том,
что явления и процессы, с которыми мы имеем дело, подчиняются сложным
законам теории вероятностей, невозможна продуктивная деятельность людей
ни в одной сфере жизни общества.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские
кредиты
и
страховые
полисы,
таблицы
занятости
и
диаграммы
социологических опросов. Общество все глубже начинает изучать себя и
стремиться сделать прогнозы о себе самом и о явлениях природы, которые
требуют представлений о вероятности.
Мы должны научить жить наших детей в вероятностной ситуации, а
это,
значит,
извлекать,
анализировать
и
обрабатывать
информацию,
принимать
обоснованные
решения
в
разнообразных
ситуациях
со
случайными
исходами.
Именно
ориентация
на
формирование
личности,
способной
жить
и
работать
в
сложном,
постоянно
меняющемся
мире,
с
неизбежностью
требует
развития
вероятностно-статистического,
комбинаторного мышления у подрастающего поколения, а значит, эта задача
должна быть решена уже в школьном курсе математики.
Как
известно,
новые
образовательные
стандарты
и
современная
концепция школьного математического образования ориентирована, прежде
всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Этим
определяются критерии отбора содержания, разработка и внедрение новых
методик, изменения в требованиях к математической подготовке учащихся. И
с этой точки зрения, когда речь идет о формировании личности с помощью
математики,
необходимость
развития
у
всех
школьников
вероятностной
интуиции
и
статистического,
комбинаторного
мышления
становится
насущной задачей.
Одновременно
с
этим
само
знакомство
школьников
с
этой,
очень
своеобразной, областью математики, где между черным и белым существует
целый
спектр
цветов
и
оттенков,
возможностей
и
вариантов,
а
между
однозначным "да" и "нет" существует еще "быть может". Причем это "быть
может" поддается строгой количественной оценке, способствует устранению
укоренившегося ощущения, что происходящее на уроках математики никак
не связано с окружающим миром, с повседневной жизнью. Согласно данным
ученых-физиологов и психологов, а также по многочисленным наблюдениям
учителей математики, в школе заметно падение интереса к математике и
связано
это
с
тем,
что
у
ученика
зачастую
создается
ощущение
непроницаемой
стены
между
изучаемыми
абстрактно-формальными
объектами и реальным миром. Именно вероятностно-статистическая линия,
или,
как
ее
стали
называть
в
последнее
время,
-
стохастическая
линия,
изучение
которой
невозможно
без
опоры
на
процессы,
наблюдаемые
в
окружающем
мире,
на
реальный
жизненный
опыт
ребенка,
способна
содействовать
возвращению
интереса
к
самому
предмету
"математика",
пропаганде его значимости и универсальности.
Как известно, опыт преподавания в школе основ теории вероятностей в
период реформы 60-70 гг. на формально-логическом уровне дал в основном
негативные результаты, что привело к изъятию этого раздела из школьных
программ: материал оказался сложным, плохо усваивался учащимися. К тому
же
неоднократно
проводимые
исследования
знаний
учащихся
старших
математических
классов
показали,
сколь
мало
эти
знания
способствуют
развитию вероятностной интуиции и статистического мышления.
В стандартах нового поколения было вновь принято решение ввести
этот материал в курс математики. Внедрение вероятностно-статистической
линии в базовый школьный курс математики породило немало проблем. К его
появлению оказались не готовы буквально все – от учителей математики до
авторов учебников. Удивительно, но, обладая одной из наиболее известных и
признанных во всем мире академических школ теории вероятностей, мы до
сих
пор
не
имеем
ни
общей
концепции
преподавания
этого
раздела
математики
в
школе,
ни
достаточного
количества
учебных
пособий
для
школьников, содержащих соответствующий материал.
Как показывает анализ учебников и учебных пособий, содержащих
материал по данной теме, существуют проблемы как в вопросах изложения
этого достаточно сложного материала в школьном курсе, так и в определении
содержания,
необходимого
для
успешного
усвоения
и
понимания
основ
теории вероятностей и статистики.
Исследованию
различных
сторон
вопроса
обучения
вероятностно-
статистическому содержанию в школе обращались ряд педагогов-методистов:
Л.О.
Бычкова,
Н.Н.
Авдеева,
Л.M.
Кабехова,
А.Я.
Дограшвили,
К.Н.
Курындина,
В.Д-
Селютина,
А.
Плоцки
и
др.
В
этих
и
ряде
других
исследований
рассматриваются:
формирование
ст атистиче ских
представлений и мышления; факультативные занятия как форма обучения
элементам теории вероятностей и математической статистики; формирование
умений
и
навыков
решения
комбинаторных
и
вероятностных
задач;
обоснование необходимости введения сквозной вероятностно-статистической
линии
в
школьную
математику,
начиная
с
младших
классов
и
до
конца
школьного обучения и др.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
необходимостью
полноценного
изучения
важнейших
элементов
теории
вероятностей
и
математической
статистики
в
школе
в
связи
с
огромной значимостью и важностью этого материала;
«новизной»
изучаемого
материала,
который
долгое
время
отсутствовал в курсе математики начальной школы;
недостаточной
разработанностью
методики
преподавания
этого
материала в школьном курсе математики;
существованием проблем в вопросах изложения этого материала в
различных учебных пособиях.
Правильное
понимание
теории
вероятностей
является
прекрасной
возможностью
показать
школьникам
процесс
математизации
—
и
это
практически
единственная
возможность
после
элементарной
арифметики,
вслед за которой плохо усвоенная дедуктивность делает непонятными другие
ветви математики.
Учитывая требования к современному обучению и возможности 6—10
летних
детей,
школьная
программа
предусматривает
сформировать
у
учащихся
элементы
математических
понятий
и
логической
структуры
мышления.
Это
требуется
от
учителя,
но,
к
сожалению,
многие
из
них
игнорируют программу. Но даже если учитель программу не игнорирует, то
он до конца не понимает как преподавать элементы раздела математики,
который называется математическая логика, как включать в систему обучения
элементы
теории
вероятностей
и
статистики.
К
сожалению,
мало
методических пособий для учителей начальной школы, которые помогли бы
справиться с такими заданиями, сделали бы обучающий процесс интересным
и доступным.