Напоминание

Формы работы с семьёй во внеурочной деятельности шеольников в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыка в семье живёт"


Автор: Бакшеева Алла Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Формы работы с семьёй во внеурочной деятельности шеольников в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыка в семье живёт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формы работы с семьёй во внеурочной деятельности школьников

в ходе реализации дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы «Музыка в семье живёт»

Бакшеева Алла Ивановна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

« Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие»,

(МБУ ДО ЦРТ «Созвездие»), г. Нижний Новгород,

педагог дополнительного образования, педагогический стаж – 45 лет.

С введением новых стандартов в российской школе повысилось внимание к такому

вопросу как организация внеурочной деятельности детей. Разрабатываются и внедряются

новые

образовательные

программы

и

проекты,

способные

обеспечить

устойчивое

развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности. Проблема воспитания

подрастающего поколения выходит сегодня на первый план.

Одним

из

эффективных

способов

организации

внеурочной

деятельности

школьников

является

интеграция

общего

и

дополнительного

образования

детей.

Воспитание

выступает

в

качестве

целенаправленной

деятельности

педагогов

дополнительного

образования

детей,

связанной

с

созданием

условий

для

развития

личности. Его

можно рассматривать как педагогическую работу по передаче детям

культурного наследия, организации среды их жизнедеятельности и т.д., что способствует

восхождению личности к ценностям культуры, смыслам и обретению новых качеств,

состояния духа, жизненных позиций. И особенно важно, когда педагог и семья являются

партнерами в воспитании ребенка.

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Центр

развития творчества детей и юношества

Приокского района «Созвездие» организует

свою деятельность, реализуя 31 дополнительную образовательную (общеразвивающую)

программу

и

ряд

проектов,

привлекая

к

системной

и

целенаправленной

внеурочной

деятельности

более

тысячи

обучающихся,

среди

которых

учащиеся

школ

как

Приокского, так и других районов г. Нижнего Новгорода.

Одной

из

программ

является

программа

«Музыка

в

семье

живет»

(семейное

воспитание

через

музыкальное

образование),

успешно

реализующаяся

с

2006

года

в

музыкальной студии Центра.

1

Музыка,

как

ни

одно

другое

искусство,

помогает

сделать

человека

добрее,

облагораживает его жизнь, проникает в душу, глубоко воздействует на самые сокровенные

чувства,

воспитывает

эти

чувства,

открывает

в

человеке

прекрасное.

Музыка

вводит

ребёнка

в

мир

добра,

является

чудодейственным,

тонким

средством

привлечения

к

красоте, человечности. Музыкальное развитие ребёнка – это путь к тому, чтобы ребёнок

вырос достойным и благородным человеком, слушая прекрасную музыку и обучаясь игре

на музыкальных инструментах, он впоследствии будет стремиться к красоте и гармонии

во всех сферах своей жизни.

Семья

это

многообразная

система

взаимоотношений

самых

близких

людей,

моральная опора, школа доброты, честности, долга, любви, дружбы; пространство для

труда и отдыха. По мнению великого русского писателя Л. Н. Толстого, «семья – это

любовь.

Лучше

для

ребенка

ничего

нельзя

придумать».

В

семье

закладываются

предпосылки

развития

личности

ребенка,

основы

его

физического,

духовного,

нравственного

и

гражданского

развития.

Здесь

формируются

основные

черты

его

характера.

Содержание

программы

раскрывает

идеи,

формы,

способы

действий

педагога-

воспитателя, который, с одной стороны, применяя личностно-ориентированный подход,

способен

обеспечить

и

поддержать

процессы

самопознания,

самостроительства

и

самореализации

ребенка,

развить

его

индивидуальность,

с

другой

стороны,

путем

вовлечения

в

активную

деятельность

родителей

ребенка,

в

едином

воспитательном

пространстве создать содружество педагога, детей и родителей.

Цель

программы:

содружество,

объединение

педагога,

детей

и

родителей

в

едином воспитательном пространстве класса посредством музыкального образования.

Задачи программы:

способствовать

формированию

личности

ребенка

через

создание

условий

для

эмоционального

благополучия

учащегося,

комфортной

обстановки,

атмосферы

доброжелательности, взаимопонимания, доверия;

содействовать формированию дружной, сплоченной семьи посредством вовлечения

в активную деятельность;

способствовать

эстетическому

воспитанию

обучающихся

и

их

семей

через

формирование их эстетических вкусов, повысить уровень музыкальной культуры

семьи.

Содержание программы реализуется через механизм действия следующих блоков:

1. Познавательный блок «Музыкальный калейдоскоп»

Цель - расширить кругозор детей и родителей, выявить знания и умения.

2. Развивающий блок «Шаги к успеху»

Цель

раскрыть

всесторонние

способности

детей

и

взрослых,

привить

дух

коллективизма, успешности.

2

Проведение цикла познавательных

бесед - концертов «В стране

музыкальных инструментов»

Организация концертов,

посвященных различной

тематике

Посещение концертов в

филармонии и консерватории

Посещение театров, музеев,

выставок

Проведение совместных

музыкальных занятий (педагог,

ученик, родитель)

Организация и проведение

игровых программ

Участие в музыкальных

тематических гостиных

Организация

семейных гостиных

Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации программы «Музыка в семье живет» будут:

созданы

условия

для

эмоционального

благополучия

ребенка,

комфортной

обстановки, атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия;

сформирован коллектив педагога, детей и родителей посредством занятий музыкой;

созданы условия для формирования опыта бытового музицирования, концертных

выступлений;

развит эстетический вкус обучающихся и их семей, повышен уровень музыкальной

культуры семьи;

продолжена музыкальная преемственность поколений в семье.

Специфика

работы

в

классе

фортепиано

даёт

возможность

сочетания

индивидуальных

и

коллективных

форм

работы.

Основной

формой

образовательного

процесса

в

музыкальной

студии

является

учебное

занятие.

Получение

специальных

знаний,

навыков

и

умений

на

занятии

неразрывно

связано

с

развитием

личности

и

нравственных качеств обучающегося.

Присутствие на занятиях родителей, непосредственное участие в образовательном

процессе, особенно на начальном этапе, наблюдения за общением педагога с ребёнком,

общая

заинтересованность

одним

видом

деятельности

сплачивает

семью

и

педагога,

поднимает авторитет каждого в глазах друг друга, служит эмоциональной и духовной

близости детей и родителей.

Индивидуальные занятия, беседы, советы, примеры направлены на то, чтобы и

дома родители помогали своим детям, проявляли живой интерес, желали послушать игру,

устроить домашний концерт и ни в коем случае не проявляли равнодушия.

К

коллективным

формам

работы

с

семьёй

относятся

музыкально-игровые

программы, где обучающиеся выступают перед родительской аудиторией с концертными

номерами.

Так

же

это

и

тематические

беседы

концерты,

встречи

концерты,

музыкальные гостиные, совместные посещения концертов, театров, музеев, выставок с

дальнейшим обсуждением, обменом мнений и впечатлений.

Хорошо,

когда

дедушки

и

бабушки,

папы

и

мамы

в

свое

время

получили

музыкальное образование и знакомы с музыкальной культурой. А если нет? Многие

взрослые

хотели

бы

играть

на

музыкальном

инструменте

данном

случае

на

фортепиано), а мечта по ряду причин не сбылась. И теперь, через увлечение музыкой

своего

ребенка,

через

посещения

занятий,

принимая

непосредственное

участие

в

образовательном

процессе,

родители

могут

сами

научиться

играть,

приобщиться

к

сокровищницам

и

шедеврам

музыкального

искусства,

познать

силу

и

красоту

классической музыки, узнать имена великих композиторов и их творения. Родители,

вместе с ребенком, приобщаются и к другим жанрам музыки: народной вокальной и

инструментальной, оперной, симфонической, джазовой, эстрадной. Слушание музыки,

разговоры

о

ней,

посещения

концертов

в

филармонии

и

консерватории,

домашние

музыкальные

концерты,

познавательные

беседы,

тематические

мероприятия

в

классе

студии

создают

в

семье

атмосферу

доброго

общения,

заинтересованности,

взаимопонимания, любви и дружбы.

3

Участие в конкурсах,

фестивалях и др.

Проведение комплексных

семейных мероприятий

Выставки

рисунков

Изготовление подарков

своими руками

Концерты в школах,

детских садах

Рис.1. Рождение семейного ансамбля.

К совместной концертной деятельности привлекаются все члены семьи, которые

могут

играть

на

музыкальных

инструментах.

Это

те,

которые

имеют

музыкальное

образование, выпускники класса, сами ставшие

родителями; те, которые обучались

самостоятельно или обучаются сейчас одновременно со своими детьми и внуками.

Показателем

результативности

деятельности

в

ходе

реализации

программы

«Музыка

в

семье

живет»

является

содружество

с

выпускниками,

их

участие

в

мероприятиях класса, студии, существующая преемственность музыкального образования

в семье. Гордость вызывают выпускники, продолжающие музыкальное образование, не

расстающиеся с музыкой. Примером тому - ученица Светлана Обрегон Саенс, окончившая

Нижегородскую

консерваторию

им.

Глинки,

являющаяся

Лауреатом

Международного

конкурса имени Чюрлениса. А выпускницы Рупасовы Стелла и Кира под руководством

своего папы Михаила Павловича создали рок – группу «Солярис – Р.», участвуют в рок –

фестивалях, которые проводятся в разных городах России, ведут активную концертную

деятельность в нашем городе, выпустили диск со своими песнями.

Одним из важных результатов реализации программы «Музыка в семье живет»

является участие семей обучающихся в Фестивалях - конкурсах семейного творчества

«Крепкая семья – Крепкая Россия». По своей воспитательной значимости это уникальные

мероприятия.

В Областном и Всероссийском фестивалях - конкурсах семейного творчества

«Крепкая семья – Крепкая Россия» стала победителем семья Ким, ученица Милана и её

дедушка Муон, который музыкального образования не имел и обучался вместе с внучкой.

4

Рис.2. Открытие Всероссийского фестиваля - конкурса «Крепкая семья – Крепкая Россия»

Во Всероссийский фестивале - конкурсе семейного творчества «Крепкая семья -

Крепкая Россия» участвовали семья Ким - 3 место и семья Тимофеевых. Дима, мой

ученик, и его мама Надежда Николаевна, моя ученица и выпускница музыкальной студии

1987 года – 2 место. Еще более сблизили семьи и педагога встречи участников фестивалей,

выступления на концертах, поездки на теплоходе «Москва» по рекам Ока и Волга.

5

Рис.3. Милана и Муон Ким – победители Всероссийских фестивалей - конкурсов

«Крепкая семья – Крепкая Россия»

В составе делегации от организации «Крепкая семья» наш музыкальный коллектив

принял участие в Межрегиональной конференции «Семья и детство без жестокости и

насилия», которая проходила в Кремле города Нижнего Новгорода.

Во всех номинациях Всероссийского фестиваля - конкурса семейного творчества

«Крепкая

семья

Крепкая

Россия»

(«Наша

семья»,

«Декоративно

-

прикладное

творчество» и «Сценическое творчество») приняла участие семья Колденковых: ученица

Колденкова Надя, ее папа Евгений Анатольевич, мама Елена Евгеньевна, в прошлом

выпускники музыкальной студии Центра и мои ученики.

Рис. 4. Победитель Всероссийского фестиваля - конкурса - семья Тимофеевых

6

Рис.5. Семья Колденковых - победитель Всероссийских фестивалей - конкурсов

семейного творчества во всех трех номинациях.

Семья Колденковых успешно участвовала в пяти Всероссийских фестивалях –

конкурсах «Крепкая семья – Крепкая Россия».

Стали

доброй

традицией

музыкальной

студии

Центра

музыкальные

вечера

семейного творчества «Музыка в семье живёт». Их отличает высокий эмоциональный

подъем, теплая, дружеская атмосфера, яркость впечатлений.

Такая моя педагогическая деятельность, отношение к семье учеников корнями

уходят в мою семью, в моё воспитание и развитие, которые в свою очередь явились

примером

для

воспитания

дочери

Оли,

моей

же

ученицы

и

выпускницы

нашей

музыкальной студии.

Как

педагог,

я

глубоко

убеждена,

что

путь

к

образованию,

развитию

и

воспитанию ученика через содружество с семьёй ученика и вовлечение семьи в

совместную музыкальную творческую деятельность – абсолютно правильный!

Список литературы

1. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и

использование. – М., 2006 г.;

2. Татарченко Л. Ф., Свадьбина Т. В. В семье – Отечества судьба. – Н. Новгород, 2004 г.;

3.

Бочкарева

М.

А.

Основные

направления

работы

учреждения

дополнительного

образования с семьей // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. - № 1.

4. Пархаль А. П. Ребенок – семья – педагог – звенья одной цепи // Дополнительное

образование и воспитание. – 2006. - №3.

7



В раздел образования