Автор: Бакшеева Алла Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Формы работы с семьёй во внеурочной деятельности шеольников в ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Музыка в семье живёт"
Раздел: дополнительное образование
Формы работы с семьёй во внеурочной деятельности школьников
в ходе реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Музыка в семье живёт»
Бакшеева Алла Ивановна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
« Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие»,
(МБУ ДО ЦРТ «Созвездие»), г. Нижний Новгород,
педагог дополнительного образования, педагогический стаж – 45 лет.
С введением новых стандартов в российской школе повысилось внимание к такому
вопросу как организация внеурочной деятельности детей. Разрабатываются и внедряются
новые
образовательные
программы
и
проекты,
способные
обеспечить
устойчивое
развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности. Проблема воспитания
подрастающего поколения выходит сегодня на первый план.
Одним
из
эффективных
способов
организации
внеурочной
деятельности
школьников
является
интеграция
общего
и
дополнительного
образования
детей.
Воспитание
выступает
в
качестве
целенаправленной
деятельности
педагогов
дополнительного
образования
детей,
связанной
с
созданием
условий
для
развития
личности. Его
можно рассматривать как педагогическую работу по передаче детям
культурного наследия, организации среды их жизнедеятельности и т.д., что способствует
восхождению личности к ценностям культуры, смыслам и обретению новых качеств,
состояния духа, жизненных позиций. И особенно важно, когда педагог и семья являются
партнерами в воспитании ребенка.
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр
развития творчества детей и юношества
Приокского района «Созвездие» организует
свою деятельность, реализуя 31 дополнительную образовательную (общеразвивающую)
программу
и
ряд
проектов,
привлекая
к
системной
и
целенаправленной
внеурочной
деятельности
более
тысячи
обучающихся,
среди
которых
–
учащиеся
школ
как
Приокского, так и других районов г. Нижнего Новгорода.
Одной
из
программ
является
программа
«Музыка
в
семье
живет»
(семейное
воспитание
через
музыкальное
образование),
успешно
реализующаяся
с
2006
года
в
музыкальной студии Центра.
1
Музыка,
как
ни
одно
другое
искусство,
помогает
сделать
человека
добрее,
облагораживает его жизнь, проникает в душу, глубоко воздействует на самые сокровенные
чувства,
воспитывает
эти
чувства,
открывает
в
человеке
прекрасное.
Музыка
вводит
ребёнка
в
мир
добра,
является
чудодейственным,
тонким
средством
привлечения
к
красоте, человечности. Музыкальное развитие ребёнка – это путь к тому, чтобы ребёнок
вырос достойным и благородным человеком, слушая прекрасную музыку и обучаясь игре
на музыкальных инструментах, он впоследствии будет стремиться к красоте и гармонии
во всех сферах своей жизни.
Семья
–
это
многообразная
система
взаимоотношений
самых
близких
людей,
моральная опора, школа доброты, честности, долга, любви, дружбы; пространство для
труда и отдыха. По мнению великого русского писателя Л. Н. Толстого, «семья – это
любовь.
Лучше
для
ребенка
ничего
нельзя
придумать».
В
семье
закладываются
предпосылки
развития
личности
ребенка,
основы
его
физического,
духовного,
нравственного
и
гражданского
развития.
Здесь
формируются
основные
черты
его
характера.
Содержание
программы
раскрывает
идеи,
формы,
способы
действий
педагога-
воспитателя, который, с одной стороны, применяя личностно-ориентированный подход,
способен
обеспечить
и
поддержать
процессы
самопознания,
самостроительства
и
самореализации
ребенка,
развить
его
индивидуальность,
с
другой
стороны,
путем
вовлечения
в
активную
деятельность
родителей
ребенка,
в
едином
воспитательном
пространстве создать содружество педагога, детей и родителей.
Цель
программы:
содружество,
объединение
педагога,
детей
и
родителей
в
едином воспитательном пространстве класса посредством музыкального образования.
Задачи программы:
способствовать
формированию
личности
ребенка
через
создание
условий
для
эмоционального
благополучия
учащегося,
комфортной
обстановки,
атмосферы
доброжелательности, взаимопонимания, доверия;
содействовать формированию дружной, сплоченной семьи посредством вовлечения
в активную деятельность;
способствовать
эстетическому
воспитанию
обучающихся
и
их
семей
через
формирование их эстетических вкусов, повысить уровень музыкальной культуры
семьи.
Содержание программы реализуется через механизм действия следующих блоков:
1. Познавательный блок «Музыкальный калейдоскоп»
Цель - расширить кругозор детей и родителей, выявить знания и умения.
2. Развивающий блок «Шаги к успеху»
Цель
–
раскрыть
всесторонние
способности
детей
и
взрослых,
привить
дух
коллективизма, успешности.
2
Проведение цикла познавательных
бесед - концертов «В стране
музыкальных инструментов»
Организация концертов,
посвященных различной
тематике
Посещение концертов в
филармонии и консерватории
Посещение театров, музеев,
выставок
Проведение совместных
музыкальных занятий (педагог,
ученик, родитель)
Организация и проведение
игровых программ
Участие в музыкальных
тематических гостиных
Организация
семейных гостиных
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Музыка в семье живет» будут:
созданы
условия
для
эмоционального
благополучия
ребенка,
комфортной
обстановки, атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия;
сформирован коллектив педагога, детей и родителей посредством занятий музыкой;
созданы условия для формирования опыта бытового музицирования, концертных
выступлений;
развит эстетический вкус обучающихся и их семей, повышен уровень музыкальной
культуры семьи;
продолжена музыкальная преемственность поколений в семье.
Специфика
работы
в
классе
фортепиано
даёт
возможность
сочетания
индивидуальных
и
коллективных
форм
работы.
Основной
формой
образовательного
процесса
в
музыкальной
студии
является
учебное
занятие.
Получение
специальных
знаний,
навыков
и
умений
на
занятии
неразрывно
связано
с
развитием
личности
и
нравственных качеств обучающегося.
Присутствие на занятиях родителей, непосредственное участие в образовательном
процессе, особенно на начальном этапе, наблюдения за общением педагога с ребёнком,
общая
заинтересованность
одним
видом
деятельности
сплачивает
семью
и
педагога,
поднимает авторитет каждого в глазах друг друга, служит эмоциональной и духовной
близости детей и родителей.
Индивидуальные занятия, беседы, советы, примеры направлены на то, чтобы и
дома родители помогали своим детям, проявляли живой интерес, желали послушать игру,
устроить домашний концерт и ни в коем случае не проявляли равнодушия.
К
коллективным
формам
работы
с
семьёй
относятся
музыкально-игровые
программы, где обучающиеся выступают перед родительской аудиторией с концертными
номерами.
Так
же
это
и
тематические
беседы
–
концерты,
встречи
–
концерты,
музыкальные гостиные, совместные посещения концертов, театров, музеев, выставок с
дальнейшим обсуждением, обменом мнений и впечатлений.
Хорошо,
когда
дедушки
и
бабушки,
папы
и
мамы
в
свое
время
получили
музыкальное образование и знакомы с музыкальной культурой. А если нет? Многие
взрослые
хотели
бы
играть
на
музыкальном
инструменте
(в
данном
случае
на
фортепиано), а мечта по ряду причин не сбылась. И теперь, через увлечение музыкой
своего
ребенка,
через
посещения
занятий,
принимая
непосредственное
участие
в
образовательном
процессе,
родители
могут
сами
научиться
играть,
приобщиться
к
сокровищницам
и
шедеврам
музыкального
искусства,
познать
силу
и
красоту
классической музыки, узнать имена великих композиторов и их творения. Родители,
вместе с ребенком, приобщаются и к другим жанрам музыки: народной вокальной и
инструментальной, оперной, симфонической, джазовой, эстрадной. Слушание музыки,
разговоры
о
ней,
посещения
концертов
в
филармонии
и
консерватории,
домашние
музыкальные
концерты,
познавательные
беседы,
тематические
мероприятия
в
классе
студии
создают
в
семье
атмосферу
доброго
общения,
заинтересованности,
взаимопонимания, любви и дружбы.
3
Участие в конкурсах,
фестивалях и др.
Проведение комплексных
семейных мероприятий
Выставки
рисунков
Изготовление подарков
своими руками
Концерты в школах,
детских садах
Рис.1. Рождение семейного ансамбля.
К совместной концертной деятельности привлекаются все члены семьи, которые
могут
играть
на
музыкальных
инструментах.
Это
те,
которые
имеют
музыкальное
образование, выпускники класса, сами ставшие
родителями; те, которые обучались
самостоятельно или обучаются сейчас одновременно со своими детьми и внуками.
Показателем
результативности
деятельности
в
ходе
реализации
программы
«Музыка
в
семье
живет»
является
содружество
с
выпускниками,
их
участие
в
мероприятиях класса, студии, существующая преемственность музыкального образования
в семье. Гордость вызывают выпускники, продолжающие музыкальное образование, не
расстающиеся с музыкой. Примером тому - ученица Светлана Обрегон Саенс, окончившая
Нижегородскую
консерваторию
им.
Глинки,
являющаяся
Лауреатом
Международного
конкурса имени Чюрлениса. А выпускницы Рупасовы Стелла и Кира под руководством
своего папы Михаила Павловича создали рок – группу «Солярис – Р.», участвуют в рок –
фестивалях, которые проводятся в разных городах России, ведут активную концертную
деятельность в нашем городе, выпустили диск со своими песнями.
Одним из важных результатов реализации программы «Музыка в семье живет»
является участие семей обучающихся в Фестивалях - конкурсах семейного творчества
«Крепкая семья – Крепкая Россия». По своей воспитательной значимости это уникальные
мероприятия.
В Областном и Всероссийском фестивалях - конкурсах семейного творчества
«Крепкая семья – Крепкая Россия» стала победителем семья Ким, ученица Милана и её
дедушка Муон, который музыкального образования не имел и обучался вместе с внучкой.
4
Рис.2. Открытие Всероссийского фестиваля - конкурса «Крепкая семья – Крепкая Россия»
Во Всероссийский фестивале - конкурсе семейного творчества «Крепкая семья -
Крепкая Россия» участвовали семья Ким - 3 место и семья Тимофеевых. Дима, мой
ученик, и его мама Надежда Николаевна, моя ученица и выпускница музыкальной студии
1987 года – 2 место. Еще более сблизили семьи и педагога встречи участников фестивалей,
выступления на концертах, поездки на теплоходе «Москва» по рекам Ока и Волга.
5
Рис.3. Милана и Муон Ким – победители Всероссийских фестивалей - конкурсов
«Крепкая семья – Крепкая Россия»
В составе делегации от организации «Крепкая семья» наш музыкальный коллектив
принял участие в Межрегиональной конференции «Семья и детство без жестокости и
насилия», которая проходила в Кремле города Нижнего Новгорода.
Во всех номинациях Всероссийского фестиваля - конкурса семейного творчества
«Крепкая
семья
–
Крепкая
Россия»
(«Наша
семья»,
«Декоративно
-
прикладное
творчество» и «Сценическое творчество») приняла участие семья Колденковых: ученица
Колденкова Надя, ее папа Евгений Анатольевич, мама Елена Евгеньевна, в прошлом
выпускники музыкальной студии Центра и мои ученики.
Рис. 4. Победитель Всероссийского фестиваля - конкурса - семья Тимофеевых
6
Рис.5. Семья Колденковых - победитель Всероссийских фестивалей - конкурсов
семейного творчества во всех трех номинациях.
Семья Колденковых успешно участвовала в пяти Всероссийских фестивалях –
конкурсах «Крепкая семья – Крепкая Россия».
Стали
доброй
традицией
музыкальной
студии
Центра
музыкальные
вечера
семейного творчества «Музыка в семье живёт». Их отличает высокий эмоциональный
подъем, теплая, дружеская атмосфера, яркость впечатлений.
Такая моя педагогическая деятельность, отношение к семье учеников корнями
уходят в мою семью, в моё воспитание и развитие, которые в свою очередь явились
примером
для
воспитания
дочери
Оли,
моей
же
ученицы
и
выпускницы
нашей
музыкальной студии.
Как
педагог,
я
глубоко
убеждена,
что
путь
к
образованию,
развитию
и
воспитанию ученика через содружество с семьёй ученика и вовлечение семьи в
совместную музыкальную творческую деятельность – абсолютно правильный!
Список литературы
1. Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование. – М., 2006 г.;
2. Татарченко Л. Ф., Свадьбина Т. В. В семье – Отечества судьба. – Н. Новгород, 2004 г.;
3.
Бочкарева
М.
А.
Основные
направления
работы
учреждения
дополнительного
образования с семьей // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. - № 1.
4. Пархаль А. П. Ребенок – семья – педагог – звенья одной цепи // Дополнительное
образование и воспитание. – 2006. - №3.
7