Автор: Каракотова Светлана Абугалиевна
Должность: к.п.н.,доцент;
Учебное заведение: КЧГУ имени У.Д.Алиева
Населённый пункт: г.Карачаевск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностирование качества образования как компонент педагогической деятельности
Раздел: высшее образование
Диагностирование качества образования как компонент
педагогической деятельности
В
настоящее
время
в
сфере
профессиональной
педагогической
деятельности остро стоит проблема диагностирования качества образования.
Сложность данной проблемы объясняется рядом факторов, одним из которых
является
неоднозначный
подход
к
пониманию
термина
«качество
образования». Выработка четкого подхода к пониманию данного термина
является одной задач нашего исследования.
Прежде всего, следует рассмотреть определения качества образования,
которые встречаются в государственных актах и документах. Словосочетание
«качество образования» в начале 90-х годов ХХ века впервые в России
появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996
гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования. Согласно
Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» «качество
образования комплексная характеристика
образовательной деятельности и
подготовки
обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия
федеральным
го сударственным
образовательным
с т а н д а р т а м ,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и
(или)
потребностям
физического
или
юридического
лица,
в
интересах
которого
осуществляется
образовательная
деятельность,
в
том
числе
достижения планируемых результатов образовательной программы» .
Качество
образования
представляет
собой
механизм
социальной
регуляции образовательной сферы, который обуславливает ее оптимальное
функционирование
и
выступает
результатом
сочетания
интересов
и
потребностей различных социальных субъектов.
Далее рассмотрим определение качества образования, которое дается в
«Концепции общероссийской системы оценки качества образования». «Под
качеством
образования
в
данной
Концепции
понимается
характеристика
системы
образования,
отражающая
степень
соответствия
реальных
1
достигаемых
образовательных
результатов
и
условий
обеспечения
образовательного
процесса
нормативным
требованиям,
социальным
и
личностным ожиданиям».
В. А. Болотов, и Н. Ф. Ефремова, соглашаясь с Центром качества
образования (ЦКО) АСОУ, указывают, что в последнее время «под качеством
образования понимается интегральная характеристика системы образования,
отражающая
степень
соответствия
реально
достигаемых
образовательных
результатов
нормативным
требованиям,
социальным
и
личностным
ож и д а н и я м.
Мож н о
в ы д е л и т ь
с л ед у ющ и е составляющие качества
образования:
качество
целей,
нормы;
качество
условий;
качество
образовательного процесса; качество конечных результатов» [6, с. 30].
По
мнению
ряда
ученых
(М.М.
Поташник,
В.А.
Болотов,
Н.Г.
Никокошева и др.) «качество образования» определяется как «соотношение
цели
и
результата»,
«мера
достижения
цели»,
«нормативный
уровень,
которому
должен
соответствовать
продукт
образования»,
соответствие
результатов
эталону,
стандартам,
степень
удовлетворения
ожиданий
и
запросов потребителей образовательных услуг [45].
«По мнению Н.Г. Никокошевой: «Качество образования определяется
как
совокупность
его
свойств
и
их
проявлений,
способствующих
удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и
государства» .
М.М. Поташник, считает, что для определения качества недостаточно
результата, необходима оценка соотношения цели и результата. На его взгляд,
нечеткость понятия «качество образования» вызвана нарушением требования
операциональной постановки цели, а именно «...для определения качества
образования
требование
операциональной
постановки
цели
и
операционального формулирования результата является обязательным. При
невыполнении этого требования качество образования просто невозможно
определить» [10].
2
Опираясь
на
выше
приведенные
определения,
педагогическую
сущность
качества
образования
можно
интерпретировать
следующим
образом:
качественным
признается
образование,
результаты
которого
соответствуют
запланированным
целям.
Однако
эта,
в
принципе,
верная
трактовка
является
лишь
«первым
приближением»
к
раскрытию
сути
качества
образования,
так
как
правильная
постановка
цели
является
сложнейшей практической проблемой, да и перевод целей на уровень нормы,
который
точно
фиксируется
в
документах,
еще
не
имеет
места.
Как
показывает анализ, нет единого мнения о том, что принимать за результаты
образования.
Анализ
приведенных
определений
сущности
понятия
«качество
образования» как объекта диагностирования показывает, что в содержании их
отражаются разные признаки этого объективного явления педагогической
действительности, что свидетельствует о его сложном и многоаспектном
характере.
Однако
во
всех
приведенных
дефинициях
этого
понятия
отражается
идея
о
необходимости
соответствия
цели
и
результата
образования как основной его существенной характеристики.
Так
как
содержательно
цели
конкретизированы
в
образовательном
стандарте, то на практике, в рамках конкретной системы образования или
образовательной системы (детский сад, школа, вуз), качество образования
определяется
мерой
освоения
Федерального
го сударственного
образовательного стандарта; в школе — ВГОС школы, в вузе — ФГОС ВО в
соответствии с направлением подготовки и профилем.
Исходя
из
выше
сказанного,
качество
образования
можно
рассматривать
как
многомерное
понятие.
Оно
включает
совокупность
существенных
свойств
образования,
соответствующую
современным
требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить
образовательные потребности личности, общества и государства.
3
Понятие качество образования включает 4 блока:
1.
Качество целей и нормы.
2.
Качество основных условий образовательного процесса.
3.
Качество образовательного процесса.
4.
Качество конечных результатов.
Таким образом, в обобщенном виде качество образования определяется
как
совокупность
его
свойств
и
их
проявлений,
способствующих
удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и
государства.
Качество образования рассматривается также как достояние личности,
необходимое человеку для осуществления той или иной деятельности. Как
указывает Ю.П.Адлер, «качество образования» это «личностная особенность,
необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности, в том
числе профессиональной»[2].
Вопрос
о
качестве
подготовки
учащихся,
являясь
центральным
в
оценке
качества
образования
в
целом,
очень
сложен
и
многоаспектен.
Качество
определяется
соотношением
адекватно
поставленных
целей
и
реально полученных результатов, а также совокупностью всех составляющих
этот
процесс:
воспитания,
развития
личности,
социальной
адаптации
и
обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт задает
требования, которым должны отвечать результаты освоения образовательной
программы
начальной
школы,
а
также
результаты
освоения
основной
образовательной программы.
Специалисты в области образования едины во мнении, что одним из
главных
результатов
образовательного
процесса
является
образованность
обучающихся. «Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил
освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится
на различных промежуточных этапах обучения» [71].
В структуре образованности выделяют следующие компоненты:
4
1)обученность личности (круг знаний и умений, которыми она вла-
деет); уровень умственного и нравственного развития личности (особенности
овладения
умственной
деятельностью,
сформированность
нравственно-
волевых,
эмоциональных
свойств
личности); уровень
развития
компетенций, которые должны быть сформированы в данном возрасте;
2)обучаемость
личности (ее
готовность
к
дальнейшему
повышению
собственного уровня образования).
Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности,
его
познавательных
и
созидательных
спо собно стей.
Общеобразовательная
школа
должна
формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся,
т.
е.
ключевые
компетентности, определяющие современное качество образования».
Далее
рассмотрим
структуру
качества
образования,
которая
представляет
собой
совокупность
свойств
объекта,
взаимосвязанных
и
взаимоподчиненных,
т.е.
иерархия
свойств,
характеристик
и
показателей
состояния того объекта, который подлежит анализу и оценке. Мы считаем,
что
каждое
свойство
объекта
должно
иметь
как
качественную,
так
и
количественную характеристику, чтобы можно было измерить (это баллы,
оценки,
проценты,
уровни,
коэффициенты).
Показателей
качества
образования много, надо научиться сравнивать их, проводить их коррекцию,
свести
показатели
к
минимуму.
Такими
интегральными
показателями
в
школьном образовании, развиваемой В. Н. Максимовой, являются такие,
которые отражают результаты обучения, воспитания и развития школьника.
Таким
образом,
можно
отметить,
что
диагностирование
качества
образования
это
процесс
выявления
результатов
обучения,
воспитания
и
развития
учащихся
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом. Все основные характеристики системы оценки
5
результатов
обучения
(основные
подходы
к
разработке
инструментария,
характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление
результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые
ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки
результатов
обучения
ставится
основная
цель
-
получение
объективной
информации о функционировании системы образования.
6