Терещук О.И. Светотенево рисунок простых по форме геометрических предметов
Автор: Терещук Ольга Игоревна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Апатиты Населённый пункт: город Апатиты Наименование материала: методическая разработка Тема: Терещук О.И. Светотенево рисунок простых по форме геометрических предметов Раздел: дополнительное образование
СВЕТОТЕНЕВОЙ РИСУНОК
ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРЕДМЕТОВ.
СВЕТОСИЛА. ТЕОРИЯ ТЕНЕЙ.
Преподаватель высшей квалификационной категории МБОУДОД ДХШ г. Апатиты
Терещук Ольга Игоревна
Введение/описание курса
Введение
Методическое пособие разработано в
соответствии с учебной программой по
рисунку и ориентировано на
обучающихся 1 классов ДХШ.
В работе рассмотрено понятие –
светосила и теория теней.
Для наглядности представлен
иллюстративный материал.
Использованы ЦОР.
Цели и результаты
Цели
Последовательно, опираясь на полученные знания и навыки предыдущих занятий,
подвести учащихся к переходу от «плоскостного» рисования к изображению
объемов.
В наглядной форме продемонстрировать основные законы освещения (светосилы).
На конкретном примере показать учащимся особенности распределения светотени
на граненных предметах и телах вращения. Дать основные определения теории
теней.
Результаты
Ожидаемые результаты: сознательный подход учащихся к изображению объемной
формы предметов пользуясь средствами светотени, а не бездумное срисовывание
темных и светлых пятен в постановке. Владеть материалами и техникой рисунка.
Выработанные навыки
Помимо технических приемов исполнения учебной работы нужно привить
учащимся стремление к анализу формы изображаемых предметов, что в свою
очередь приведет к осознанному рисованию и как итог – к лучшему результату. Это
касается не только передачи объемов в постановке, а к комплексу всех задач,
стоящих перед учебным рисунком, начиная с композиции в листе и до завершения
работы.
Особое внимание нужно обратить на твердое усвоение учащимися получаемых
знаний и навыков с закреплением их в последующих заданиях.
Причины, влияющие на степень освещенности
поверхностей формы (светосила).
Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы
перспективы и анатомии. Поэтому свет, как физическое явление, имеет
определенные законы распространения в пространстве и на поверхности
предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.
Под словом "тон" понимается количественная и
качественная характеристика света на поверхности
того или иного предмета, в зависимости от
источника света и окраски самого предмета.
Степень освещенности отдельных поверхностей
предмета зависит от их положения в пространстве
относительно лучей света, из-за чего сила света
подвергается изменению. Участки поверхностей,
находящиеся под прямым углом к лучам, будут
наиболее освещенными. Другие же, в зависимости
от положения по отношению к лучам, будут
освещены слабее, так как лучи падают под острым
углом, как бы скользя по поверхности.
Степень освещенности поверхности предметов зависит
от характера источника света (яркий или слабый),
расстояния от поверхности предмета до источника
света, а также от угла падения луча света на
поверхность. Кроме того, степень освещенности
поверхности предмета зависит и от расстояния между
изображаемым предметом и рисовальщиком, которое
обусловлено пространственной световоздушной
средой. Чем больше расстояние, тем слабее
освещенность, аналогично тому, как это происходит на
открытом пространстве (в степи, на море), где яркий
свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его
яркости будет ослабевать.
Рассматривая и изучая закономерность светотеней на
простых геометрических телах, мы видим, что поверхность
предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника
света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По
мере приближения поверхности предмета к источнику света
его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его
удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста
светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе
к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов,
удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане
следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом
растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без
резких переходов: от наиболее контрастного на переднем
плане - до плавно убывающего к заднему плану.
Светотень.
Светотень можно условно разделить на
несколько «частей». Чтобы было понятней,
рассмотрим простой цилиндр.
Если осветить его искусственно, то градация
светотени будет видна очень отчетливо. Итак.
Градация такова: блик, свет, полутень, тень
собственная, рефлекс, падающая тень. Чтобы
еще более четко разделить их, представим
цилиндр граненым.
Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более
прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик
(это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо
в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от
общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем
никогда не будет белого блика.
Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так
сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим
углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на
округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень
собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают
вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что
тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем
шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что
граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам
выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края. Затем рефлекс. Это
очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно
полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на
предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного
пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от
окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно,
рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может
быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее
тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно
смотреть в каждом индивидуальном случае.
Кроме собственной тени у предмета есть еще одна – падающая. Думаю все
понятно – предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают
на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже
имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и
насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.
Заключение.
Для того чтобы серьезно овладеть тональным
академическим рисунком, нужно хорошо знать
эти законы светотени и умело применять их в
практике учебного, а затем и творческого,
самостоятельного рисунка.
Используемая литература.
А. Барщ - Рисунок в средней
художественной школе – 1963г.
Интернет технологии.