Автор: Гурова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Центр развития ребенка- детский сад №14"
Населённый пункт: Г. Саранск
Наименование материала: Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста
Тема: Стимулирование познавательных интересов детей
Раздел: дошкольное образование
Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного
возраста
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к
обучению в школе.
Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и
взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием
ребенок
оказывается
способен
к
более
длительной
и
устойчивой
сосредоточенности
внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.
Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если
проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих
силах.
Прочные
знания
–
основа
активности
ребенка.
Они
способствуют
проявлению
живого
интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
Очень
полезно
проводить
с
детьми
прогулки
и
экскурсии.
Не
стремитесь
объяснять
и
рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для
развития
интереса
ребенка
целесообразнее
возбуждать
его
познавательную
активность,
стимулировать
появление
у
него
стремления
находить
на
них
ответы
посредством
наблюдений, размышлений.
Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей,
поводы для бесед и экспериментирования.
Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к
практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что
дождь
–
это
капельки
воды,
они
мокрые,
подвижные,
стекаются
струйками
по
окну,
по
водосточным
трубам
в
большие
лужи.
На
практическом
опыте
дети
убеждаются,
что
намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на
прогулке,
дети
отмечают
его
внешние
свойства
и
особенности,
придумывают
слова
–
сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к
экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.
В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения.
Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их,
выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что
казалось ему хорошо знакомым.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка,
играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах
песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой) .
Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются
прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом,
водой,
льдом,
дети
научились
самостоятельно
характеризовать
воду
в
тех
физических
состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода
бывает жидкой, твердой, в виде льда.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение,
стимулирует
познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного
материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с
эстетическими правилами жизни в обществе.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для
развития
интереса
ребенка
постоянно
должны
сообщать
ему
новые
знания.
Важно
возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить
ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок
отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок,
что
на
душистый
запах
цветка
слетается
много
насекомых,
что
семена
легкие,
как
парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других
видах творческой деятельности.
К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и
углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как
думаешь сам? »
Краткость,
ясность
ответа,
доступность
его
пониманию
дошкольника.
При
этом
следует
помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем
мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками
радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал».
По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям,
самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.