Напоминание

Стимулирование познавательных интересов детей


Автор: Гурова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Центр развития ребенка- детский сад №14"
Населённый пункт: Г. Саранск
Наименование материала: Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного возраста
Тема: Стимулирование познавательных интересов детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стимулирование познавательных интересов детей дошкольного

возраста

Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к

обучению в школе.

Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений

действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и

взаимоотношения характеризуют познавательный интерес.

Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием

ребенок

оказывается

способен

к

более

длительной

и

устойчивой

сосредоточенности

внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.

Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если

проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих

силах.

Прочные

знания

основа

активности

ребенка.

Они

способствуют

проявлению

живого

интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».

Очень

полезно

проводить

с

детьми

прогулки

и

экскурсии.

Не

стремитесь

объяснять

и

рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для

развития

интереса

ребенка

целесообразнее

возбуждать

его

познавательную

активность,

стимулировать

появление

у

него

стремления

находить

на

них

ответы

посредством

наблюдений, размышлений.

Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей,

поводы для бесед и экспериментирования.

Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к

практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что

дождь

это

капельки

воды,

они

мокрые,

подвижные,

стекаются

струйками

по

окну,

по

водосточным

трубам

в

большие

лужи.

На

практическом

опыте

дети

убеждаются,

что

намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на

прогулке,

дети

отмечают

его

внешние

свойства

и

особенности,

придумывают

слова

сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к

экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.

В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения.

Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их,

выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что

казалось ему хорошо знакомым.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка,

играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах

песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой) .

Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются

прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом,

водой,

льдом,

дети

научились

самостоятельно

характеризовать

воду

в

тех

физических

состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода

бывает жидкой, твердой, в виде льда.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

классификацию,

обобщение,

стимулирует

познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного

материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с

эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для

развития

интереса

ребенка

постоянно

должны

сообщать

ему

новые

знания.

Важно

возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложить

ребенку понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок

отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок,

что

на

душистый

запах

цветка

слетается

много

насекомых,

что

семена

легкие,

как

парашютики.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других

видах творческой деятельности.

К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно, чтобы поддержать и

углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос «А ты как

думаешь сам? »

Краткость,

ясность

ответа,

доступность

его

пониманию

дошкольника.

При

этом

следует

помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем

мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками

радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал».

По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям,

самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.



В раздел образования