Напоминание

Роль поэтического материала в формировании лексического навыка старших дошкольников на занятиях английского языка.


Авторы: Осадчая Ирина Викторовна, Ибрагимова Алёна Эдуардовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: "КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В.И. Вернадского" ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" Гуманитарно-педагогическая академия филиал в г. Ялта Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: Роль поэтического материала в формировании лексического навыка старших дошкольников на занятиях английского языка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль поэтического материала в формировании лексического навыка

старших дошкольников на занятиях английского языка.

Осадчая Ирина Викторовна

кафедра

педагогического

мастерства

учителей

начальных

классов

и

воспитателей

дошкольных

учреждений

Факультет

институт

педагогики,

психологии

и

инклюзивного

образовании.

Ялтинской

государственной

педагогической академии. г Ялта. Российская Федерация.

Ибрагимова Алена Эдуардовна

студентка

кафедры

педагогического

мастерства

учителей

начальных

классов

и

во спитателей

дошкольных

учреждений.

Я лтинской

государственной педагогической академии. г Ялта. Российская Федерация.

Актуальность исследования.

Использование

стихотворений

и

рифмовок

в

работе

над

развитием

лексических

навыков

на

начальном

этапе

обучения

английскому

языку

является

одной

из

наиболее

актуальных

проблем

развития

современного

подхода к обучению иностранных языков в соответствии с ФГОС.

Актуальность

связана

с

тем,

что

лексика

является

самым

важным

компонентом

речевой

деятельности,

чем

определяется

необходимость

изучения лексических единиц на занятиях английского языка. Лексические

единицы иностранного языка являются исходным материалом, с помощью

которого

формируется

речь.

При

этом

не

редкость,

когда

первые

слова,

усвоенные

дошкольниками

на

начальном

этапе

обучения

иностранному

языку, на последующих этапах забываются. Чтобы достичь усвоения детьми

иноязычной

лексики,

необходима

продуманная

работа

над

такими

лексическими

единицами,

которые

способствуют

развитию

речевой

деятельности и характеризуются повторяемостью. Активное использование

таких

лексических

единиц

возможно

при

изучении

англоязычных

стихотворений.

К

проблеме

использования

стихотворений

при

обучении

английскому

языку

обращались

такие

авторы,

как

Верхогляд

В.А.,

Виноградова В.В., Гебель С.Ф., Дьяченко Н.П., Измайлова Е.В., Комарова

Ю.А., Минушенкова Д.А. и др. При этом проблема развития лексики на

начальном

этапе

обучения

английскому

языку

с

помощью

стихотворных

форм

по-прежнему

требует

дальнейших

теоретических

изысканий

и

методических разработок. Данный подход является весьма перспективным и

обладает

значительным

потенциалом

с

учетом

образовательных

рекомендаций современного ФГОС.

Стихотворение - художественное произведение, небольшое по объему,

организовано

по

правилам,

в

соответствии

с

которыми

производится

построение

стихотворной

речи

в

той

или

иной

системе

стихосложения.

Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с

помощью

фонических

признаков,

например

рифмой.

В

образовательной

деятельности, в соответствии с положениями ФГОС, реализуется сочетание

различных подходов, позволяющих добиться целенаправленной подготовки

дошкольников

не

только

к

получению

знаний,

но

и

успешному

их

применению в реальной жизни. Одним из наиболее соответствующих данной

задаче

является

системно-деятельностный

подход,

способствующий

развитию

личности

при

освоении

универсальных

учебных

видов

деятельности.

Это

обусловлено

положениями

ФГОС,

учитывающими

тот

аспект,

что

обучение

не

может

быть

эффективным

при

одном

лишь

пассивном восприятии материала. Ребенок сам должен принимать живое

участие в образовательном процессе. Только собственные активные действия

в процессе обучения могут способствовать формированию самостоятельного,

прочно усвоенного знания.

Исходя из этого, обучение английскому языку с учетом требований

ФГОС

реализуется

в

процессе

обучения

дошкольников

творческой

деятельности, сосредоточенной на самостоятельном усвоении новых знаний.

Требования современного ФГОС в плане обучения английскому языку

основаны на сочетании личностных, метапредметных и предметных аспектов

обучения.

Это

связано

с

тем,

что

на

начальном

этапе

обучения

языку

закладываются основы языковой личности, а также происходит развитие

познавательной деятельности, социального и эмоционального интеллекта.

При этом, как показывает анализ учебных пособий и наблюдения за

работой педагогов, работа по развитию лексики на уроках английского языка

нередко заключается в повторяющемся прослушивании лексических единиц,

переводу их и заучиванию наизусть. Такой подход не гарантирует прочного

усвоения лексического материала, а главное редко способствует актуализации

данных лексических единиц в речи детей. Обычно заучиваемые слова и

выражения

так

и

остаются

в

сознании

элементами

учебного

материала.

Живого знания при таком подходе не наблюдается. Именно поэтому считаем

обосновано

построение

обучения

английской

лексике

на

основе

использования англоязычных стихотворений. При работе над поэтическим

текстом

учитываются

различные

задачи

обучения.

Особенности

данного

метода таковы, что даже при целенаправленном настрое на развитие лексики

работа со стихотворными формами способствует одновременному обучению

грамматическим и фонетическим основам английского языка. Более того, на

эти

аспекты,

безусловно,

необходимо

обращать

внимание

и

закреплять

положительные результаты.

Не случайно при работе со стихотворениями С. Гебель предлагает

следующую

последовательность

работы:

а)

фонетическое

представление

стиха; б) лексическое представление стиха; в) грамматическое представление

стиха.

Д.А.

Минушенкова

выделяет

образовательный,

воспитательный

и

развивающий аспекты обучения лексике на уроках английского языка. В

образовательном

плане

обучение

лексике

способствует

не

только

обогащению словарного запаса, но и может применяться как фактор развития

культурологического

воспитания

дошкольников,

что

соответствует

положениям и образовательным задачам ФГОС.

Воспитательные цели развития лексики на начальном этапе обучения

английскому языку взаимосвязаны с образовательными целями. Обучение

новым словам и фразам, употребляемым в языковом контексте способствует

эстетическому

и

культурному

развитию,

помогая

им

усвоить

мелодику

английской речи, особенности языковых оборотов и культурных смыслов. В

ходе

обучения

задействуется

ценностный

аспект,

изучение

поэзии

способствует формированию эстетических и моральных чувств.

Развивающий аспект обучения лексике проявляется в развитии речевых

способностей: фонематического слуха, а также способности к вербальному и

смысловому прогнозированию речи, что свидетельствует о прочном усвоении

лексического материала. Говоря о поэтических текстах и их видах, важно

упомянуть, что можно выделить огромное количество их классификаций.

По формированию умений и навыков стихи можно классифицировать

следующим образом:

- стихи, направленные на формирование языковых навыков;

-

стихи,

направленные

на

формирование

умений

в

видах

речевой

деятельности.

Преимущества использования стихотворного материала в преподавании

английского

языка

проявляются

в

том,

что

занятия,

основанные

на

использовании таких материалов, обладают положительной эмоциональной

окраской. Такой подход способен заинтересовать разные категории детей и

включить их в активную работу. Заинтересованное участие, в свою очередь,

содействует более прочному усвоению материала.

Кроме

того,

как

отмечает

Д.А.

Минушенкова,

«аутентичные

стихотворения и песни являются прекрасным материалом для формирования

и совершенствования произносительных и лексических навыков, поскольку

интонация

иноязычной

речи,

слова,

словосочетания,

а

иногда

и

целые

предложения усваиваются в контексте культуры. Работа со стихотворениями

и песнями развивает социальную и социокультурную компетенции учащихся,

а также помогает формировать и развивать творческие навыки.»

В процессе формирования речевых лексических навыков на основе

материала

песен

и

стихотворений

и

рифмовок,

комплекс

тренировочных

упражнений должен быть направлен на активизацию новых лексических

единиц в устной и речи дошкольников. Таким образом, у детей пополняется

не

только

активный

словарный

запас,

но

и

расширяется

пассивный

и

потенциальный словарь. Работа с таким видом текста повышает мотивацию

дошкольников,

создает

благоприятный

психологический

климат,

способствует снижению усталости и повышает активность у детей. К тому

же, на одном стихотворении или песенном материале можно обыграть начало

нескольких занятий. Песни, стихотворения, рифмовки представляют собой

особый вид текста. Особенность стихов и песен заключается в рифмах,

которые дошкольники способны запомнить даже в том случае, если они не

понимают

значения

слов.

Кроме

того,

на

протяжении

всего

текста

сохраняется определенный ритм и мелодия, что, безусловно, помогает детям

в подборе лексических единиц в процессе выразительного чтения наизусть

или пения. Преимущество использования такого вида текстов состоит не

только в повышении мотивации детей, но и в положительном эмоциональном

влиянии. Данный вид текстов стимулирует детей повторять целые строчки из

песен и стихотворений и таким образом усваивать новые слова и речевые

образцы.

Таким образом, использование стихотворного материала в процессе

формирования

лексических

навыков

на

занятиях

английского

языка

на

начальном

этапе

обучения

способствует

активизации

и

усвоению

лексических единиц, а также пополнению активного словарного запаса и

расширению

пассивного

словаря.

Изучение

англоязычных

стихотворений

стимулирует

интерес

у

детей,

повышает

их

мотивацию.

Использование

англоязычных

стихотворений

на

начальном

этапе

обучения

языку

способствует

устойчивому

формированию

лексических

навыков,

а

также

проявляется как фактор культурологического воспитания дошкольников.

Список использованной литературы

1. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов / Б. П.

Бархаев. - СПб.: Питер, 2009.

2. Бычковская, Е.В. Развитие интереса к иностранному языку у младших

школьников // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 1.

3. Верхогляд, В.А. Английские стихи для детей / В.А. Верхогляд. - М.: Рольф,

2001.

4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языка, лингводидактика и

методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Москва: Академия, 2006.

5.

Дьяченко,

Н.П.

Стихи,

рифмовки

и

песни

как

средство

повышения

эффективности урока английского языка // Педагогический вестник. - 2004. -

№3.

6. Митюшова, Е.С. Особенности обучения лексике английского языка детей

дошкольного возраста [4-6 лет] // Психологические источники активности

личности: сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПУ, 2004.

7. Никитенко, З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной

школе. Психологические особенности младшего школьника // English. - 2009.

- № 21



В раздел образования