Напоминание

"Игра "Шкатулка умных слов" как одна из форм совместной работы учителя- логопеда с родителями детей с ТНР"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Игра "Шкатулка умных слов" как одна из форм совместной работы учителя- логопеда с родителями детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Статья на тему:

«Игра «Шкатулка умных слов» как одна из форм

совместной работы учителя- логопеда с родителями

детей с ТНР»

Учитель- логопед Выхрыстюк Г.С.

Правильной речью в настоящее время владеют немногие. А тем временем,

жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым,

но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать.

Поэтому проблема речевого развития детей дошкольного возраста была и

остаётся в зоне особого внимания.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования развития речи выделено в отдельное направление развития,

одним из компонентов которой является обогащение активного словаря

детей.

Работа по обогащению словарного запаса является важным звеном в

коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями , т.к. у этих детей

наблюдается ограниченный словарный запас, который делает их речь бедной

и стереотипной.

В свою очередь, данные нарушения речи у детей, сподвигнули меня найти

новую, интересную форму работы с вовлечением в неё родителей.

На родительских собраниях, практикумах, консультациях, я акцентирую

внимание родителей на то, что развитие правильной речи – сложный,

творческий процесс, и что необходимо приложить всем немало усилий,

чтобы речь ребёнка развивалась правильно, для того, чтобы он мог легко

общаться и чётко выражать свои мысли.

Поэтому в своей группе я предложила родителям такую форму, которой

они заинтересовались, как «Шкатулка умных слов», направленную на

активизацию словарного запаса.

В эту шкатулку попадают незнакомые для детей словечки, которые они

встречают при чтении, прослушивании художественных произведений, в

интернете, при общении, на экскурсиях, прогулках, т.е. те слова, которыми

заинтересовался ребёнок и о которых захотел узнать. Затем вместе с

родителями готовят информацию об этом, делают иллюстрации к нему и

приносят в детский сад, где с интересом показывают картинку и знакомят

других детей с новым словечком. Детям очень нравится слушать своих

товарищей, а также самим рассказывать о том, что нового узнали они.

Данная игровая форма основана на присущей у ребенка любознательности,

которая выражается в активном его интересе к окружающему миру. О

наличии этого качества у ребенка свидетельствуют бесчисленные вопросы.

Поэтому я стараюсь убедить родителей в том, что важная задача –

поддержать любознательность, стараться вовремя доступным для понимания

языком отвечать на возникшие вопросы, направить детские мысли на поиск

ответа посредством таких методов:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИНТЕРНЕТ

Чтение художественной литературы как нельзя лучше сказывается на

увеличении активного словарного запаса детей, а впоследствии, на

формировании грамотной речи. Во многих литературных произведениях,

пословицах, поговорках, стихах, встречаются непонятные для детей слова,

значение которых необходимо объяснять. Так же, просмотр детских

телепередач, чтение энциклопедий, детских журналов, газет, поиск

информации в интернете, способствуют обогащению детского словаря.

ИГРЫ

Так же я рекомендую родителям с детьми играть в настольные игры, лото,

игры в слова, викторины, которые развивают не только лексику, но и общую

эрудицию.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ, ПОЕЗДКИ, ЭКСКУРСИИ.

Знакомство с новыми словами – предметами, словами – признаками,

словами – действиями происходит во время наблюдения за различными

явлениями природы, за животными, птицами, насекомыми, во время

различных тематических прогулок в магазины, аптеки, во время экскурсий,

прогулок, поездок, походов в цирк, зоопарк и т.д.

ОБЩЕНИЕ

Убеждаю родителей в том, чтобы они больше общались со своим ребёнком,

обсуждали всё увиденное и услышанное, обращая внимание на новые слова,

давали ребёнку возможность высказать своё мнение и спрашивали, что

именно его заинтересовало, о чём он хочет узнать. Это увеличит словарный

запас, а также научит выражать свои мысли.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что данная форма

работы пополняет активный словарный запас, эмоционально- чувственный

опыт детей, развивает навыки коммуникации, поисковой интерес, творческую

активность, способствует поддержанию интересов детей, проявлению

самостоятельности, а так же позволяет вовлечь родителей в игровой диалог,

при котором создается атмосфера общности интересов взрослого и ребенка.



В раздел образования