Напоминание

Проектная деятельность на уроках иностранного языка


Автор: Фаттахова Диля Юмабаевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Сибайский колледж искусств
Населённый пункт: город Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная деятельность на уроках иностранного языка.

В

настоящее

время

модернизация

образования

требует

последовательного

и

кардинального

его

изменения

на

всех

его

уровня.

Внедрение

в

практику

обучения

новых

технологий,

обеспечивающих

интеллектуальное, творческое и нравтсвенное развитие личности является

важнейшей

задачей

реформирования

образования. В

науке

и

практике

образовательной

деятельности

предлагается

большое

разнообразие

педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций

у

студентов.

В

своей

работе

мы

взяли

на

вооружение

метод

проектов,

который

на

наш

взгляд

позволяет

решать

проблему

формирования

компетенций

у

студентов

как

одно

из

требований

образовательных

стандартов.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его

называли

также

методом

проблем,

и

связывался

он

с

идеями

гуманистического направления в философии и образовании, разработанными

американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х.

Килпатриком.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После

революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению

Н.К.

Крупской.

С

1919

года

под

руководством

выдающегося

русского

педагога С. Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по

народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод

был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до

конца 80-х годов XX века. В настоящее время метод проектов, возникший

более ста лет назад, переживает второе рождение.

Проект

специально

организованный

преподавателем

и

самостоятельно

выполняемый

обучающимися

комплекс

действий

по

решению

значимой

для

учащегося

проблемы,

завершающихся

созданием

продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и

творческого мышления, это способ достижения дидактической цели через

детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем

или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить

студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая

для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты

и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать

причинно-следственные связи.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы.

Решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности,

разнообразных

методов,

средств

обучения,

а

с

другой,

предполагает

необходимость

интегрирования

знаний,

умений

применять

знания

из

различных

областей

науки,

техники,

технологии,

творческих

областей. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не

на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и

путем

самообразования).

Активное

включение

обучающихся

в

создание

проекта

дает

возможность

осваивать

новые

способы

человеческой

деятельности в социокультурной среде.

Для

типологии

проектов

предлагаются

следующие

типологические

признаки:

1.

Доминирующая

в

проекте

деятельность:

исследовательская,

поисковая,

творческая,

ролевая,

прикладная

(практико-ориентированная),

ознакомительно-ориентировочная, пр.

2. Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной

области знания); межпредметный проект.

3.

Характер

координации

проекта:

непосредственный

(жесткий,

гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно

для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов .

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Современная

классификация

учебных

проектов

сделана

на

основе

доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся:

- проект может быть групповым и персональным;

-

практико-ориентированный

проект

-

предполагает

реальный

результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер;

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по

всем

правилам

научного

исследования;

предполагает

четкое

определение

предмета и методов исследования. Исследовательские проекты, как правило,

продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой

обучающихся или конкурсной внеурочной работой.

- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой

проблеме

с

целью

ее

презентации

широкой

аудитории

(статья

в

СМИ,

информация в сети Интернет.

По

комплексности

проекты

могут

быть

моно-проектами

и

межпредметными.

Моно-проекты

реализуются

в

рамках

одного

учебного

предмета

или

одной

области

знания.

Межпредметные

-

выполняются

во

внеурочное

время

под

руководством

специалистов

из

разных

областей

знания.

По продолжительности различают:

- мини-проекты - укладываются в один урок или даже его часть;

- краткосрочные - на 4-6 уроков;

-

недельные,

требующие

30-40

часов;

предполагается

сочетание

аудиторных и внеаудиторных форм работы;

-

долгосрочные

(годичные)

проекты

как

индивидуальные,

так

и

групповые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Возможна

классификация

проектов

по

тематическим

областям,

масштабам

деятельности,

срокам

реализации,

количеству

исполнителей,

важности результатов.

Показателями

успешности

проекта

служат

следующие

критерии:

качество усвоения студентами программы; сформированность потребности в

продолжении

образования;

сформированно сть

спо собно сти

к

самостоятельному

осуществлению

учебной

деятельности;

уровень

интеллектуальных

достижений

студентов;

конкурентоспособность

знаний

студентов;

мотивация

студентов

на

сотрудничество

в

учебном

процессе;

демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

К организации проектов предъявляют следующие требования

3

:

проект

должен

быть

включен

в

процесс

обучения

и

воспитания

студентов;

необходимо

наличие

социально

значимой

задачи

(проблемы)

исследовательской, информационной, практической,

обучающиеся

должны

обсуждать

реальные

проблемы

и

ставить

актуальные задачи,

деятельность обучающихся должна иметь целесообразный характер;

работа обучающихся должна быть осмысленной и активной;

студенты

должны

уметь

четко

формулировать

свои

мысли

в

письменном виде,

анализировать

новую

информацию,

участвовать

в

создании

новых

идей;

конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь

пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в

котором

указаны

название

проекта,

автор,

группа,

учебное

заведение,

руководитель и другие необходимые сведения.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо

продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Выделяют следующие этапы проектной деятельности:

постановка цели;

выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

самообразование при помощи преподавателя;

продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

исследование: решение отдельных задач, компоновка;

обобщение результатов, выводы;

анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная

творческая работа преподавателя и студента.

Таким образом, проект – это “пять П”:

– Проблема

– Проектирование (планирование)

– Поиск информации

– Продукт

– Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой

конкретный продукт!

Последовательность работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1. Подготовка

Определение

темы

и

целей

проекта,

его

исходного

положения.

Подбор

рабочей

группы.Обсуждают

тему

проекта

с

учителем

и

получают

при

необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся и

студентов

.Помогает

в

определении

цели

проекта.Наблюдает

за

работой

студентов.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют

задачи

проекта.

Вырабатывают

план

действий.

Выбирают

и

обосновывают

критерии

проектной

деятельности.

Предлагает

идеи,

высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы,

наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в

ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют

исследование

и

работают

над

проектом,

анализируя

информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся).

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных

результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и

причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При

необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия обучающихся, качество отчета, креативность, качество

использования источников, потенциал продолжения проекта.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная

организационная задача участников. От ее решения в значительной степени

зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта

– презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными

для решения выбранной социально значимой проблемы.

Перечень возможных форм проектной деятельности:

Игра;

Web-сайт;

карта;

законопроект;

анализ данных социологического опроса;

коллекция;

журнал;

атлас,

бизнес-план;

буклет,

костюм;

видеофильм,

макет;

модель,

видеоклип;

оформление кабинета;

выставка,

газета;

пакет рекомендаций,

листовка;

праздник;

публикация;

путеводитель;

серия иллюстраций;

справочник;

сравнительно-сопоставительный анализ,

сценарий;

учебное пособие;

чертеж,

экскурсия;

атрибуты несуществующего государства;

действующая фирма;

статья;

прогноз.

Виды презентаций проектов:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного

существа);

деловая игра;

демонстрация видеофильма, выполненного на основе информационных

технологий;

диалог исторических или литературных персонажей;

защита на Ученом Совете;

иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох,

цивилизаций…;

инсценировка реального или вымышленного исторического события;

научный доклад;

отчет исследовательской экспедиции;

пресс-конференция;

путешествие;

реклама;

ролевая игра;

спектакль;

телепередача;

Включение

обучающихся

в

проектную

деятельность

с

использованием иностранного языка создает возможность разностороннего

развития личности, совершенствую при этом иноязычную коммуникативную

компетенцию. Работа над проектом не только дает возможность использовать

иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении хода

работы

над

проектом,

полученных

результатов,

но

и

позволяет

совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Студенты впервые знакомятся с методом проектов в форме презентации

данного метода, а также студенческих проектов прошлых лет обучения с

указанием слабых и сильных сторон. Важно убедить студентов в их личной

заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей

профессиональной

деятельности.

Чтобы

был

реализован

этот

принцип,

желательно использовать проблемы связанные с

реальной жизнью и их

будущей

специальностью.

Суть

метода

проекта

заключается

в

стимулировании

интереса

обучающихся

к

определённой

проблеме,

т.е.

в

мотивации

к

осознанной

деятельности

и

практическом

применении

результатов.

Необходимо стремиться к тому, чтобы проект:

имел профессиональную направленность;

действительно вносил вклад в цели обучения;

был

разумным

в

части

стоимости,

доступности

материальных,

затрачиваемого времени и прилагаемых усилий.

Структурирование является важным моментом в организации проектной

деятельности. Оно включает такие этапы, как:

1 этап – “Мотивация”

Этот этап особенно важен, так как от него зависит в большей степени

успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать

с установки на проблему, осмысления цели.

II этап – “Информационное обеспечение ”

Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному

вопросу.

III этап – “Первичная обработка информации обучающимся”

Восприятие

любого

материала

имеет

яркую

личностную

окраску.

Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и

имеющихся знаний.

IV этап – “Обработка информации вместе с преподавателем”

Продолжается сбор информации. Преподаватель стремится предложить

конкретный набор поисковых задач. Происходит определение “белых пятен”

в контексте, выделяется тема и подтемы, формируются основные мысли.

V этап - “Дополнительный сбор информации”

В

процессе

работы

появляются

материалы

проблемного

характера.

Появившиеся проблемы формируют умения сопоставлять имеющиеся знания

и новую информацию.

VI этап - “Осмысление, сравнение, анализ и коррекция”

Самый

важный

этап

в

работе

поскольку

именно

здесь

происходит

становление

личности,

её

интеллектуальный

рост.

Студенты

учатся

сравнивать анализировать осуществлять коррекцию, делать обобщение.

VII этап - “Защита проекта”

Студенты

оформляют

и

представляют

полученные

результаты,

совершенствуют навыки коммуникативной компетенции и работы в режиме

презентации. На этапе презентации происходит формирование и развитие

навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха.

Здесь

также

важен

момент

рефлексии.

Проекты

представляются

в

разнообразных формах.

Учебные проекты должны быть детально проработаны в соответствии с

индивидуальной подготовкой и возрастными особенностями обучающихся

( равно трем ступеням). Каждая ступень обучения проектной деятельности на

моих уроках английского языка имеет свои особенности.

Первая ступень обучения проектной деятельности – I курс.

В данном случае с проектами обучающиеся сталкиваются в первые.

Поэтому для них существуют специальные памятки с разъяснениями при

выполнении проектов. Предлагается выполнить следующие проекты:

.

Здоровый образ жизни.

Экология и мы

Моя семья

Человек и природа – сотрудничество или противостояние.

Праздники России.

Страны и континенты.

Целью

данных

проектов

является

совершенствование

навыков

произношения,

формирование

навыков

устной

речи,

а

также

усиление

мотивации изучения предмета.

Вторая

ступень

обучения

проектной

деятельности

– II

курс.

Повышается

мотивация

к

обучению,

формируется

обобщённая

форма

самосознания.

На втором курсе обучающимся предлагают следующие проекты:

Выдающиеся комозиторы ХХ века.

Писатели Башкортостана.

Музыка в нашей жизни.

Великие живописцы России

Третья ступень обучения – III,IV курсы. На первый план выдвигается

блок качеств, связанных с профессиональным самоутверждением. Именно

профессиональная ориентация выступает ведущим фактором формирования

мотивации обучения иностранному языку.

На

третьей

ступени

обучения

впервые

появляется

информационно

-

исследовательский тип проекта, так как усложняется технология работы с

информацией. Продукт исследования по – прежнему является личностно –

ориентированным. Информационно - исследовательский проект становится

межпредметным,

что

способствует

расширению

общего

кругозора.

Повышается

уровень

языковой

компетенции,

развивается

аналитическое,

ассоциативное

и

системное

мышление,

комбинаторные

умения.

Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике

построения,

аргументированности

выводов.

На

этапе

планирования

появляется отчетливый интерес к коллективному осуждению. На презентации

работы оцениваются всеми присутствующими путем голосования.

Профильно – ориентированные проекты включают следующие темы:

Инструменты народного оркестра

Национальные инструменты народов России.

Культура Республики Башкортостан.

Художники-передвижники ( Саврасов, Репин, Крамской).

Исаак Левитан – создатель “пейзажа настроения”.

Метод проектов можно с успехом применять при изучении любых тем в

соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, так

как

она

характеризуется

высокой

коммуникативностью,

позволяет

осуществлять

дифференцированный

подход

в

обучении.

Массовый

охват

обучающихся

проектной

деятельностью

повышает

интерес

к

изучению

иностранного языка. У студентов появляется мотивация к практическому

владению

различными

видами

речевой

деятельности,

увеличивается

активный языковой запас, совершенствуется произношение, стимулируется

интеллектуальная и языковая активность, направленная на общее повышение

культурного уровня. Кроме того, у ребят вырабатывается ответственность за

выполнение добровольно взятых на себя поручений.

Включаясь в проект студент любого курса получает возможность по-

другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и

ощутить

неподдельный

интерес

к

действительности.

У

него

начинает

развиваться творческое воображение и критическое мышление. Участникам

проекта требуется воля и упорство, самостоятельность и ответственность,

самодисциплина. Фактически речь идёт об обучении (воспитании) действием

и в действии.

Проектная

деятельность

на

уроках

иностранного

языка

придает

дисциплине профессионально ориентированный характер и направлено на

подготовку

профессионально

компетентных

специалистов,

которые

могут

самостоятельно

применять

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

прогнозируя

их

возможные

последствия,

способные

к

сотрудничеству,

обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Литература:

1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному

языку в обучении учащихся .

2 . Белоновская

И.Д.

Формирование

профессиональной

компетентности

специалиста. М.: Ин-т развития проф. Образования, 2005.с160.

3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического

выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.

5. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в

системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

6. Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

7.

Новикова

Т.

Проектные

технологии

на уроках

и во внеурочной

деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151–157.

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.

9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные

языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.



В раздел образования