Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.
Автор: Мубаракшина Гульнара Салаватовна Должность: воспитатель в гпд Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с УИОП Населённый пункт: г.Бугульма, Татарстан Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня. Раздел: начальное образование
в группе продленного дня.
Выполнила: воспитатель
ГПД
Мубаракшина Г.С.
Содержание.
Введение.
Здоровьесберегающие технологии в ГПД.
(приоритетные направления здоровьесбережения детей в
ГПД)
Игра - аспект здоровьясбережения.
Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей
в ГПД.
Введение.
На современном
э т а п е р а з в и т и я
ч е л о в е ч е с ко г о общества
такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают
особое значение.
Концепция
модернизации
Российского образования
о п р ед е л и л а
важнейшую задачу
деятельности
педагогических
коллективов:
достижения
современного
качества
образования.
Неотъемлемой
частью
этого
процесса
является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий
уровень
физического
и
психического
здоровья
детей
создаёт
объективные
препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без
него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы,
достичь опережающего развития образовательной и профессиональной школы.
В
Законе
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения
(ст.28)»
подчёркивается,
что
в
дошкольных
и
других
образовательных
учреждениях
независимо
от
организационно
-
правовых
форм
должны
осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся и воспитанников.
Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и принципиально важным
является тезис о разностороннем развитии ребёнка, а значит о личностно –
ценном
образовании.
Здоровье
является
фактором
личностно
–
ценного
образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи
современной школы:
воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый
образ жизни (ЗОЖ);
организация
такого
образовательного
и
воспитательного
процесса,
который не навредит здоровью ребёнка;
использование
доступных
каждой
школе
средств
охраны
здоровья
и
развития школьника.
Новое
качество
образования может быть
достигнуто
лишь
при создании
определённых
условий направленных
на
сохранение
и укрепление
здоровья
обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании
и воспитании,
основанных
на
принципах
здоровьесбережения.
Знание
по
сохранению
и развитию
здоровья
является
важной
со ставляющей
профессиональной
компетентности
современного
учителя
и
воспитателя.
У ч и т е л ь
и
в о с п и т а т е л ь д о л ж е н
о б л а д а т ь
ш и р о к и м спектром
здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность
выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях
успех конкретного обучающегося.
Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного
пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых,
и детей.
Это
касается
не
только
уроков
физической
культуры,
но
и
других
учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской
службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД.
Цель здоровьесбережения:
Поиск оптимальных средств сохранения и
укрепления
здоровья
учащихся
класса,
создание
наиболее
благоприятных
условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому
образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить
детей
быть
здоровыми
душой
и
телом,
стремиться
творить
своё
здоровье,
применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1. Профилактика вредных привычек.
2.
Создание условий для обеспечения
охра ны здоровья учащихся,
их
полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3.Расширение
к р у г о з о р а школьников в области
физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения,
безопасной жизни.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий
своё
место
и
предназначение
в
жизни
выпускник
начальной
школы.
1. Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня
(ГПД).
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные
моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У
них
устают
глаза,
пальцы,
мышцы
спины,
они
искажают
позвоночник,
подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны
сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для
отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили
бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между
собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен
ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и
1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий
обязательно делать перерыв.
По данным Российских у ч ё н ы х
5 1 %
д е т е й вообще не бывают на
улице по возвращению из ш к о л ы ,
7 3 %
н е устраивают перерыв между
приготовлением уроков, около 40% детей имеют избыточный вес.
По
данным
медицинского
обследования
обучающихся
нашей
школы
выявлены
следующие
заболевания:
нарушение
осанки,
ослабление
зрения,
заболевания
желудочно-кишечного
тракта
(ЖКТ),
простудные
заболевания
частые, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, колит и другие. Эти
показатели заставляют задуматься.
Н а ш а
ш к о л а имеет достаточный о п ы т
р а б о т ы
в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
внедрены в учебный процесс Здоровьесберегающие технологии;
с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся
создана медико-психологическая служба;
созданы
необходимые
санитарно-гигиенические
условия
в
школе
и
классах;
работает спортивный зал.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят
к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении
о зд о р о в и т е л ь н ы х
м ом е н то в
–
с и с т е мат и ч н о с т ь ,
д о с т у п н о с т ь ,
заинтересованность детей.
Приоритетными
направлениями
здоровьесбережения
детей
во
время
их
пребывания в
ГПД
являются:
здоровье и здоровый образ жизни;
соблюдение режима дня;
соблюдение правил личной гигиены;
санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники,
- спортивные часы,
- весёлые старты,
- туристические походы,
- экскурсии,
- подвижные игры.
- подвижные перемены,
- физминутки.
изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
обязательная
часовая
прогулка
на
свежем
воздухе
с
большой
двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из
основных
средств
сохранения
и
укрепления
здоровья,
всестороннего
физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма:
нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений
в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но
их
не
должно
быть
излишне много
во
избежание перегрузки
детского
организма.
Естественную
потребность в движениях,
большую
двигательную
активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и регулировать,
создавая особый двигательный режим. Всё это учитывается, при составлении
режима дня, недельной нагрузки и плана работы ГПД.
Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить
пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в
хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т.д.
Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в
движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка
может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее
составленному маршруту.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время
самоподготовки проводятся физминутки, разрешается детям передвигаться по
классу,
если
им
требуется
помощь.
Между
подготовкой
разных
предметов
делается перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут
почитать литературу по их усмотрению. А также дети занимаются в секциях и
студиях. Все мероприятия чередуются по дням недели:
Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в
том
числе
в
кабинете,
где
проводит
часть
времени
группа.
Контроль
освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная
влажная
уборка,
проветривание,
озеленение
кабинета
и
рекреаций
–
необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на
взрослых, но дети охотно помогают нам. Они приучаются содержать в чистоте
себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся
сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.
Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании.
Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала
погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую
погоду
необходима
непромокаемая
обувь.
Закаливанию
способствуют
ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах
практикуется
употребление
фито-чая,
вдыхание
эфирных
масел,
полезны
фитонциды, выделяемые чесноком.
Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу
при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы
самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
Вывод:
Таким
образом,
успех
работы
по
реализации
здоровьесберегающих
технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
тесного взаимодействия социально-культурной сферой горда.
2. Игра – аспект здоровьесбережения.
Младший школьник большую часть своего времени, проводит в игре.
Особенно это заметно во время пребывания его в ГПД.
Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это
понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ребенок, играя, все время
стремится
идти
вперед,
а
не
назад.
Многие
взрослые
этого
не
понимают,
очевидно, потому, что забыли себя в детстве.
В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их
фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира
постоянно.
Детские
игры
окупаются
золотом
самой
высокой
пробы,
ибо
воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и
внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и
наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство
человеческой личности. Американский психолог Джорж Мид увидел в игре
обобщенную модель формирования того, что психологи называют "самостью"
человека
–
собирание
своего
"Я".
Игра
–
мощнейшая
сфера
"самости":
самовыражения,
самоопределения,
самопроверки,
самореабилитации,
самоосуществления.
Благодаря
играм дети
учатся
доверять
самим
себе
и всем
людям,
распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже
потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть
возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов
Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака,
"отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной".
Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и
задача
воспитателя,
контролируя
процесс
игры,
направлять
ее
в
«нужное
русло».
3.Факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в
ГПД.
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап
систематического
обучения
является
наиболее
ответственным
периодом
в
жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения,
так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам
риска, негативно влияющим на здоровье детей:
- интенсификацию учебного процесса;
-
несоблюдение
физиологических
и
гигиенических
требований
к
организации учебного процесса;
- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни,
-
недостаточное
использование
средств
физического
воспитания
и
спорта.
В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД.
Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда
детей,
в
неумении
создавать
условия
для
восстановления
физических
и
духовных
сил
ребенка,
как
в
процессе
учебных
занятий,
так
и
при
их
завершении. ГПД иногда превращается в форму организации деятельности,
направленной
на
надзор
за
детьми
и
выполнение
ими
домашних
заданий.
«Знаниевая» ориентация учебно-воспитательного процесса в настоящее время
активно
поддерживается
учителями-воспитателями,
считающими
самоподготовку
(выполнение
домашних
заданий
по
учебным
предметам)
главным
режимным
моментом.
При
этом
остальные
режимные
моменты
(посещение столовой, прогулки на свежем воздухе, клубные часы) сокращаются
по времени проведения. Это ведет к удлинению монотонного учебного дня, что
негативно влияет на здоровье детей.
В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное
нововведение, а необходимость.
Задача
воспитателей
–
пополнять
свои
знания
о
здоровьесберегающих
технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с