Напоминание

"Эффективное воспитание без наказания"


Автор: Коссе Светлана Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Д/с № 6 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нягань Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Тюменская область
Наименование материала: Социально-психологический тренинг для родителей
Тема: "Эффективное воспитание без наказания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Населённый пункт: город Нягань Тюменская область

Наименование материала: Социально-психологический тренинг для родителей

«Эффективное воспитание без наказания»

Цель:

помощь

родителям

в

нахождении

путей

к

пониманию

поведения

ребенка,

профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

Задачи:

1.

Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и

взрослых.

2.

Обсудить результаты необдуманных наказаний, привлечь родителей к дискуссии по

теме «Наказания «За» и «Против».

3.

Ознакомить родителей с нормативно-законодательными документами, регулирующими

отношение к детям.

Целевая группа: родители детей подготовительной группы.

Место проведения: музыкальный зал, разделенный на несколько зон: рабочая зона, где

участники

могут

удобно

расположиться

в

кругу;

«мастерская»

для

выполнения

практических заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр и ковер

для телесно-ориентированных упражнений.

Материалы: бумага, цветные карандаши, таблица, стулья. Время: 1,5 часа.

Предварительная работа Анкетирование и опрос родителей.

1. С кем ваш ребенок больше любит оставаться дома? Почему?

2. Едины ли Ваши требования в семье при воспитании?

3. Прибегаете ли вы к наказанию своего ребенка за ее поступки?

4. Если Ваш ребенок провинился, какие наказания Вы используете?

5. Какие используете поощрения?

6. Каким вы бы хотели видеть вашего ребенка?

7. Если вы поняли, что не правы, извиняетесь ли вы перед ребенком?

8. Какие взаимоотношения с ребенком предпочитаете?

9. Какие результаты Вы ожидаете от наказания?

10. Следует ли наказывать ребенка за его непослушание?

Ход занятия

Психолог. Наша

сегодняшняя

встреча

посвящена

проблеме

профилактики

насилия

в

семье.

Правила работы в группе

1. Принцип «Здесь и сейчас» - взаимодействие участников в настоящем.

2. Принцип активности и привлечения к групповому взаимодействию.

3. Принцип открытости, откровенности и творческого общения.

4. Принцип конфиденциальности.

5. Принцип толерантности и бесконфликтности в работе.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Цель: выявление ожиданий участников, актуализация концепций тренинга.

Психолог раздает красные листочки и предлагает зафиксировать свои надежды словами:

"Мне бы хотелось…"

Семья для ребенка - это крепость, которая обеспечивает защищенность. Очень важно,

чтобы

ребенок

чувствовал

психологический

комфорт

и

спокойствие

в

своей

семье,

понимала, что ее любят.

Мозговой штурм «Семья – это…»

Психолог.

Уверена,

что

понятие

«семья»

у

каждого

-

свое

собственное.

Предлагаю

методом «мозгового штурма» высказать свое мнение. (Участники по очереди высказывают

мнения, ведущей записывает на доске.)

Упражнение «Образ моей семьи»

Цель: с помощью арт-терапевтического метода (рисование) помочь участникам лучше

идентифицировать и оценить свои чувства и воспоминания, найти свое видение роли

каждого члена семьи. Очень важным компонентом является возможность использования

того или иного цвета, значение которого подскажет психолог.

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Участникам предлагают выполнить индивидуальный рисунок по принципу: свое «Я»

поставить в центр системы и разместить других ее членов по степени удаленности в

любом образе (цветы, геометрические фигуры, животные и т.д.).

Обсуждение по кругу:

- Какие образы и цвет я выбрал?

- Все члены семьи присутствуют на рисунке?

- Какие чувства вызывает рисунок?

Упражнение «Сравнение ценностей»

Цель: понимание семейных ценностей членов семьи, осознание разницы взглядов на

ценности.

Материалы: карандаши, бумага.

Каждому участнику предлагают разделить лист бумаги на столько частей, сколько членов

в

его

семье.

В

каждой

колонке

записать

семейные

ценности,

приоритеты

каждого.

Ответьте на следующие вопросы:

- Что важно для меня?

- Что важно для других?

Вопросы для обсуждения в группе:

- Каковы мои ценности?

- Что в списке стоит на первом месте?

- Одинаковые приоритетные ценности у меня и мужа?

Психолог.

Выполняя

все

эти

упражнения

и

обсуждая

важные

вопросы

семейных

ценностей, мы пришли к выводу, что в каждой семье существует своя система ценностей,

желаний, надежд. Все то, что ценится членами семьи (отношение к родителям, воспитание

детей и т.д.), играет главную роль в отношениях.

Афоризмы известных людей о семье, родственниках, браке: подумай и улыбнись

Каждая грубость начинается от слабости. (Сенека.)

Терпение - это дерево, корни которого - горькие, а плоды очень сладкие. (Персидская

пословица.)

Если бы все родители были хорошо воспитаны, рождались бы только хорошо воспитанные

дети (Гете.)

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я, как медь

звенящая или кимвал звучащий (Новый завет.)

Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон.)

Нам ничто так не хочется изменить, как привычки других. (Марк Твен.)

Стили поведения ребенка

Упражнение «Ледокол»

Психолог. А это упражнение мы начнем с воспоминаний. Все мы когда-то были детьми.

Вспомните любимую игрушку из своего детства. (Участники делятся воспоминаниями.)

Мини-лекция

Психолог. Английский писатель Г. Честертон метко отметил: «Дети не любят слушать

своих родителей, однако охотно им подражают».

Чем старше мы становимся, тем чаще замечаем, что повторяем слова, услышанные

в детстве от родителей, смотрим на мир их глазами. Манера мыслей взрослого человека,

его образ поведения, особенности отношений с другими людьми закладываются еще в

детстве,

под

влиянием

примера

собственных

родителей.

Уже

давно

заметили,

что

взрослый человек в своей семье сознательно, а чаще невольно, стремится реализовать ту

модель отношений, которую усвоил еще в детские годы.

Между детьми и родителями могут возникать ссоры и недоразумения, конфликты

из-за таких проблем как поведение, академическая успеваемость. Так, дети время от

времени привлекают наше внимание своим «плохим поведением». Но почему?

Есть разные мотивы поведения ребенка.

Привлечение

внимания.

Голодный

хочет

есть,

а

ребенок

требует

внимания.

Часто

родители, занятые собой, не обращают внимания на ребёнка, если он им не мешает, но

начинают ругать или наказывать, когда он делает что-то, что «мешает» родителям. У

«недолюбленных» детей на уровне рефлекса может сформироваться стиль поведения

«хочешь внимания - делай что-то плохое».

То есть, негативное поведение ребенка может иметь причины стремление обратить

на себя внимание взрослых.

Власть. В жизни отсутствуют примеры конструктивной покорности, а часто, наоборот,

происходит эмансипация всех от всего. Из жизни, из кинофильмов дети часто усваивают

образ «крутого», которому присущи уверенное поведение и агрессивность. Кроме того,

существует мода на «сильную личность». Итак, дети транслируют поведение «ты мне

ничего не сделаешь» на взрослых.

Дети, которые стремятся выявить проверить свою власть, могут вести себя по-

разному. Причина может быть любая. Но мотив один: постоянное желание сопротивляться

чужому влиянию.

«Активные

властолюбцы»

идут

на

откровенную

конфронтацию

со

взрослыми,

бросая реплики или замечания, отказываясь выполнять задачи или указания родителей.

«Пассивные властолюбцы» - манипуляторы. «Искренне» глядя вам в глаза, они говорят

именно

то,

что

вы

хотите

услышать,

но

делают

то,

что

хотят

сами,

придумывая

потрясающие оправдание своим действиям.

Месть. «Мститель» пытается избавиться от внутренней боли, которую нанес ему кто-то

другой, не обязательно именно вы. Хотя иногда, внутренняя боль возникает в ответ на

какие-то действия родителей, ребенок расценивает как проявление нелюбви, обиды.

«Мстители»

не

просто

делают

пакости,

а

выбирают

то,

что

произведет

впечатление

именно на определенного человека. Это срабатывает. Для примера, если мама много

говорит о пристойном виде девушки, можно умышленно одеться в такой костюмчик,

взглянув на который, мать точно не останется равнодушной.

Уход от неудач. Такой тип поведения возникает, если ребенок часто сталкивается с тем,

что у него ничего не получается, не имеет возможности пережить ощущение успеха. Он не

предпринимает

никаких

действий

что-то

сделать,

потому

что

боится

снова

и

снова

пережить

ощущение

своей

полной

ничтожности.

Со

временем

возникает

защитное

равнодушие или скука. (Чаще всего это касается учебы или домашних дел). Можно

говорить что-то, ругать, наказывать, но ребенок не меняет своего поведения. Он не верит в

себя, не оправдывает любых надежд и поэтому защищается равнодушием или скукой.

Психолог. Следует ли наказывать ребенка за его непослушание? Рассмотрим взгляд на

проблему родителей. Готовясь к сегодняшнему мероприятию, каждый из вас заполнил

анкету. Результаты анкетирования представлены на слайде.

Предлагается провести небольшую дискуссию - «За и против наказания детей в

семье».

Упражнение «Дополните высказывания»

Психолог.

Предлагает

всем

участникам

дополнить

пословицы

(дается

первая

часть

пословицы

-

надо

добавить

свой

вариант

её

завершения).

Родители

зачитывают

пословицы, и рассказывают о своем видении проблемы.

Народная родительская мудрость:

• Кто детям потакает ... (тот горе себе приобретает)

• Учи дитя не угрозой, а ... (лаской)

• Учи ребенка, пока ... (поперек лавки не ляжет)

• Гни дерево пока молодое, учи дитя ... (пока маленькие)

• Люби ребенка, как душу, а ... (тряси, как грушу)

• Как сына отец не бьет малым ... (то сын отца будет бить старым)

• Родная мать высоко замахивается, а ... (медленно бьет)

• Корми ложкой и ... (дави ножкой)

• Говорит ребенок, что бит, а ... (не говорит, за что)

• Материн гнев, как весенний снег ... (обильно падает и скоро растает)

Такие пословицы формируют положительное отношение к физическому насилию и

к насилию в целом, а также - стереотипы в обществе, детей нужно воспитывать по

применению физической силы.

На

самом

деле,

в

современном

обществе

отношения

с

элементами

насилия

-

непринятые,

поскольку

они

нарушают

права

ребенка

и

является

опасным

для

его

полноценного развития.

Психолог. Дорогие родители необходимо знать и помнить, что дети от жестокого

обращения, от самодурства взрослых защищены законодательно!

Нормативно-правовое обеспечение защиты ребёнка

Международное законодательство по защите прав ребенка

• Женевская декларация прав ребенка, 1924г.

• Декларация прав ребенка, 1959г.

• Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Рекомендация

Комитета

Министров

Совета

Европы

сексуальной

эксплуатации,

порнографии, проституции, а также торговлю людьми и подростками", 1991г.

Конвенция

Международной

организации

труда

(№

182,1999

гг.)

запрещении

и

немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

• Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, 1980г.

Федеральные законы

• Уголовный кодекс РФ (ст. 106-136, ст. 150-157, который предусматривает уголовную

ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних.

• Семейный кодекс РФ (ст. 54, 56, 69, 77, который гарантирует права ребенка, вплоть до

лишения родительских прав при непосредственной угрозе жизни и здоровью детей.

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Почему наказания не срабатывает?

Угрозы,

упреки,

пощечины

или

ограничение

двигательной

активности

(угол,

стульчик, запрет на прогулку, игры и т.д.). А болезненно это чувство вины и стыда! Однако

дело не только в том, что наказывать ребенка не гуманно. Наказание еще и неэффективное

как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся внимательнее.

Наказание вызывает у ребенка страх. От страха она перестает плохо себя вести.

Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением

ребёнка, становится понятно, что он ищет средств, как «отблагодарить» тем, кто обидел.

Ребёнок может капризничать, портить вещи, делать что-то назло, стремиться отыграться

на братьях и сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает в нём ярость, обиду,

желание отомстить. Эти чувства нежелательны, если, конечно, вы не хотите воспитать в

нём именно это. Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность,

неуверенность в себе, психосоматические заболевания - снижение иммунитета, нарушение

пищеварения, работы сердца.

Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, изворачиваться, скрывать свои

поступки. Нежелательная же форма поведения между тем видоизменяется, и мы ее не

замечаем. Но это - мина замедленного действия. Вскоре она может взорваться поступком,

причин которого мы не в состоянии объяснить.

Создавайте соответствующую среду для воспитания. Известный педагог Шаталов

сказал: «Чтобы засолить огурцы, не требуется никаких особых усилий - их просто следует

опустить на некоторое время в соленую воду. Так и с воспитанием: создайте среду - и

проблем не будет».

Вывод: следует вести себя достойно. Детям - уважать отца и мать, прислушиваться к их

советам и замечаниям, а родителям - не переходить границы, за которой может начаться

пренебрежение к ребенку, грубое отношение, оскорбления и унижение.

Прежде чем наказывать ребенка «за что-то», «для чего», поймите: нельзя заставить

ребенка что-то понять - надо подвести ее к пониманию того, как следует это делать. Семья

должна

быть

пространством

без

насилия.

Недостатки

надо

не

искоренять,

а

корректировать, превращая их в добродетели. Ребенок имеет право на личные чувства,

друзей, мысли. Секреты. Неизвестно, как сложится дальнейшая судьба ваших детей, но

будьте уверены: из своего детства они перенесут во взрослую жизнь вашу родительскую

любовь. Как наладить контакт (Что нам мешает услышать другого человека?)

Упражнение «Факты, суждения, мусор»

Психолог.

Часто

в

общении

с

детьми

мы

не

можем

разделить,

где

их

проблемное

поведение, а где - наши мысли и суждения по поводу такого поведения. Следует разделять

эти элементы. Часто наши суждения являются излишне эмоционально окрашенными и

формируют так называемый «эмоциональный мусор». Таких «корзин для мусора» есть 5.

1.

Позиция «жертвы» (почему мне не везёт, почему это именно со мной и т.д.);

2.

Чрезмерные эмоции (страх, удивление) в бытовых ситуациях;

3.

Неоправданные обобщения (ты всегда, ты никогда)

4.

Навешивания «ярлыков» с «недостатками», обзывание (дебил, свинья, негодяй)

5.

Модальность обязательности (ты должен, обязан, я требую).

Они

«загрязняют»

наше

общение,

не

дают

возможности

положительно

решить

проблему,

усложняют

контакт.

Чтобы

изменить

ситуацию,

нужно,

образно

говоря,

«вылезти из корзины для мусора», то есть избегать таких барьеров общения. Чтобы это

сделать, нужно учиться различать факты и наши суждения относительно этих фактов.

(Демонстрируется таблица).

Факт Мнение (суждение)

Обвинения

Позиция

Эмоции

Обобщение

Недостаток

Должен

Жертва

Кошмар! Ужас!

Всегда, никогда

«Козел»,

«Животное»,

«Свинья»

Обязан,

требую

Есть факт. Это - Я - личность, человек. Но суждения обо мне могут быть и «из

мусорного ведра» (то есть субъективными). А в общении с ребенком мы достаточно часто

«влезаем в мусорное ведро».

Вывод: Нужно

«почистить

мусорное

ведро»

от

суждений.

В

разговоре

с

ребенком

контролировать себя, «не лезть в мусорное ведро», анализировать не ребенка, а его

поведение,

проблему.

Пытаться

менять

все

с

положительной

модальности

(искать

в

поведении ребенка лучшие черты).

Упражнение «Любовь - лучшее средство воспитания»

Цель: показать родителям, что именно любовь к детям является основой воспитания.

Психолог.

«Нимфы

на

берегу

ручейка

оплакивали

смерть

Нарцисса,

которого

наказал Зевс за то, что он любовался только собой и не замечал никого вокруг. И заметили

нимфы, что ручеек также приуныл. «Что с тобой? - спросили нимфы у ручья. - Кто тебя

обидел, возможно, ты тоскуешь? ». Ручей ответил:

- Я скучаю по нарциссу ... Как горько, что он больше не придет ко мне.

- О-о-о! Ты так счастлив! Мы видели этого волшебного юношу мимоходом,

когда он направлялся к тебе. Мы любовались его волосами, грациозной походкой, но

только секунды. Мы любили его, потому что он похож на нас ... Но рассматривать его

светлый образ часами - это счастье, которое не выпало на нашу долю. Ты - самый

счастливый в мире! Нарцисс часами любовался собой в твоих водах. Ты мог вволю

насладиться от созерцания его красоты, шептали восторженно лесные нимфы.

- Разве он был красивый? - спросил удивленно ручеек.

- Он необычный красавец. Красивее него не было и никогда не будет ...

Неужели ты этого не заметил?

- Нет, - ответил ручей. - Я не заметил его красоты, потому что каждый раз, когда он

смотрел в мои воды, я был очарован увиденным - своим отражением в его глазах ...

Каждый раз в его глазах я видел свою красоту ... себя! ».

Поэтому пожелаем себе и каждому, чтобы в глазах детей мы видели свою красоту, а

они в наших глазах - любовь! Поскольку обязанность без любви порождает враждебность.

Ответственность без любви порождает бескомпромиссность. Справедливость без любви

порождает

суровость.

Ум

без

любви

порождает

жестокость.

Вежливость

без

любви

порождает лицемерие. Вера без любви порождает фанатизм. Жизнь без любви не имеет

смысла. Чтобы ребенок стал Человеком, мы будем его опорой и гарантом личностного

становления.

Упражнение «До встречи!»

Цель: услышать мнение участников о тренинговом занятии.

Материал: горящая свеча.

Ведущий: У меня в руках горящая свеча и я хочу, чтобы в ваших руках все всегда горело,

спорилось и получалось так, как надо.

У кого в руках окажется горящая свеча, должен поделиться впечатлениями от

сегодняшнего занятия и высказывать пожелания всем участникам группы.

Рефлексия.

- Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

- Какие открытия вы сделали для себя?

Участникам предлагается поделиться эмоциями, мнением о занятии.

- Что вы узнали нового?

Выводы: Большинство проблем человек создает сам. Избегайте корыстного отношения

друг к другу. Желая будущего счастья своим детям, воспитывайте их своим примером.

Помните: хороший человек вырастает в хорошей семье. Удачи вам в воспитании ваших

детей!

Список литературы

1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 2001

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. Т. 2

3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 2006

4. Макаренко А.С. Книга для родителей. Л., 1981

5. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическая библиотека. М.: Педагогика,

1981. Т. 1.

6.

Струбицкий

В.В.

Меры

поощрения

и

наказания

и

методика

их

применения

в

нравственном воспитании учащихся. М., 2001.

7.

Щеглова

А.Е.

Статья.

Сущность

методов

поощрения

и

наказания

в

истории

педагогической мысли. Научная библиотека Кибер Ленинка



В раздел образования