Напоминание

Использование интерактивных методов обучения


Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных методов обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Путилина Марина Анатольевна

Преподаватель ФГБОУ ВО МГТУ им. Г.И. Носова

Многопрофильный колледж

Использование интерактивных методов обучения

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организо-

ван таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в

процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу

того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе позна-

ния, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый инди-

видуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие

диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к сов-

местному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив-

ное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного

мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыс-

лить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствую-

щей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные ре-

шения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках

организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследова-

тельские проекты, ролевые игры, идет работа с документами

и различными источниками информации, используются творческие работы. Место

учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на

достижение целей урока.

Основными

составляющими

интерактивных

уроков

являются

интерактивные

упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактив-

ных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не

столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности

обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда

образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием

1

участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возмож-

ность взаимной оценки и контроля. [6]

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников

обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место актив-

ности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Препо-

даватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя

учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источ-

ников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально исполь-

зоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактив-

ные методы могут применяться при организации учителем следующей работы с уче-

никами:

-организация тематических занятий,

-организация временных творческих коллективов при работе над учебным

проектом,

-формирование портфолио ученика,

-организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в кол-

лективе,

- для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использо-

ваны следующие интерактивные формы:

1.

Интерактивная экскурсия.

2.

Использование кейс-технологий.

3.

Проведение видеоконференций.

4.

Круглый стол.

5.

Мозговой штурм.

6.

Дебаты.

7.

Фокус-группа.

8.

Деловые и ролевые игры.

9.

Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10.

Учебные групповые дискуссии.

11.

Тренинги.

2

Современная система профессионального образования в условиях рыночных

отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квали-

фицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого. В этой связи

перед преподавателями стоит задача выработки и внедрения таких приемов и мето-

дов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала

ученика, его желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача

формирования личности гражданина , и его ценностных ориентаций, поскольку про-

цесс обучения в школе - основная составляющая образовательного процесса в жизни

каждого человека. Приобретение ключевых компетенций зависит от активности

самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный

процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать

интерактивное обучение.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвое-

ние ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмыслен-

ную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые

необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как

можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные

в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют

собой определенный объем информации по различным учебным предметам, кото-

рый в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имею-

щих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С од-

ной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем

мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в

виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педа-

гог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся акти-

вен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с

другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать

в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими

учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) спосо-

3

бов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные

механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются од-

новременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в

которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это

является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традицион-

ной системы образования.

Развивая познавательный интерес учащихся в процессе использования инфор-

мационно-коммуникативных технологий, я обратилась к инновационной организа-

ции уроков.

Цель:

сформировать знания, умения и навыки в области туристской индустрии;

расширить информационное пространство;

создавать условия для повышения качества и доступности образования

развитие познавательного интереса, образного мышления

Внедряя новые информационные технологии, я ставлю перед собой следую-

щие задачи:

научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать

ее и грамотно использовать;

применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении но-

вого материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий;

повышение качества знаний.

В преподавании я применяю несколько направлений использования новых ин-

формационных технологий:

1) демонстрация учебных материалов;

2) проверка знаний учащихся;

3) самостоятельная работа учащихся;

4) обобщение и систематизация знаний.

Основные направления использования компьютерных технологий и мультиме-

диа в преподавании .

1. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций, географических

объектов, схем, диаграмм из источников не доступных всем ученикам. На уроках

4

объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самымглав-

ным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью

компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, мож-

но без труда быстро все продемонстрировать. Программа дает возможность учителю

демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские,

объемные, возможно увеличение объектов, переход от одних объектов к другим.

2.

Показ географических процессов, о которых должен иметь представление

студент, разнообразны и многочисленны. Можно создавать свои презентации, ис-

пользуя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками.

3.

При помощи одного компьютера и проектора целая группа студен-

тов може принимать участи в вебинарах, интернет-семинарах.

4. Практическая работа.

5. При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний

учащихся.

Это могут быть компьютерные тесты или использование вопросов. Мне необ-

ходимо их научить работать с тестом.

6. Для развития знаний, умений, интереса к профессии, для расширения круго-

зора студента предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с исполь-

зованием компьютерных технологий: создание презентаций.

Я

считаю, что ИКТ в моей работе дают необозримые возмож-

ности в деле повышения качества обучения, формируют познавательный

интерес к будущей профессии и к развитию знаний, умений и навыков.

Внедрение современных технологий позволило мне добиться 100% уров-

ня обученности во всех группах, повысить качество обучения.

Применение на уроках ИКТ в сочетании с другими педагогическими техноло-

гиями позволяет мне выходить за рамки своего предмета, а ученику: ориентировать-

ся на достижение успеха, проявлять инициативу, формировать и развивать знания и

умения.

Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и

на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так,

5

чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов,

что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую дея-

тельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные

факты, суждения, теории. Таким образом, использование интерактивной технологии

открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что

в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения.

Список используемой литературы

1. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образователь-

ном процессе. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016.

- 219 c.

2. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные

методы / О.Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598 c.

3. Горностаева, А. М. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обуче-

ния, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) / А.М.

Горностаева, Э.С. Ларина. - М.: Глобус, Панорама, 2018. - 120 c.

6



В раздел образования