Напоминание

Сравнительный анализ особенностей коммуникативного развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра и младших школьников с умственной отсталостью


Автор: Азикова Анна Константиновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Саратовский национальный исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ особенностей коммуникативного развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра и младших школьников с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УДК 376

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ

КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

А. К. Азикова

Саратовский национальный исследовательский государственный

университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов)

Науч. рук. – доц. каф. кор.пед., канд. пс.н. М. Д. Коновалова

Аннотация: В статье рассматриваются особенности коммуникативного

развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра и

умственной отсталостью в сравнительном аспекте. Раскрываются общие и

специфические

черты

коммуникативного

развития,

которые

необходимо

учитывать при взаимодействии.

Ключевые

слова:

общение,

коммуникативное

развитие,

младшие

школьники, социальные коммуникации, умственная отсталость, расстройства

аутистического спектра.

Актуальность

вопросов

коммуникативного

развития

младших

школьников

с

расстройствами

аутистического

спектра

(РАС)

и

младших

школьников

с

умственной

отсталостью

связана

не

только

с

изучением

теоретических

аспектов

данной

проблемы,

но

с

практиче ской

необходимостью организации взаимодействия с этими детьми в процессе

обучения.

При

отсутствии

в

большинстве

регионов

нашей

страны

образовательных

организаций,

ориентированных

на

обучающихся

с

расстройствами аутистического спектра, многие дети с РАС зачисляются в

образовательные

организации,

ре ализующие

а д ап т и р о ва н н ы е

образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью.

Поэтому

поиск

дифференцированного

подхода

в

обучении

и

воспитании

существенно различающихся по степени и типологии нарушений развития

младших школьников, является насущной задачей современного педагога [3].

В данной статье мы остановимся на особенностях коммуникативного

развития младших школьников с указанными нарушениями.

Коммуникативные способности, являющиеся комплексом персонально-

психологических отличительных черт человека рассматриваются в различных

отраслях психологии. [1].

В специальной литературе, такие авторы как М.К. Бардышевская, О.С.

Никольская, В.В. Лебединский высказывают мнение, что коммуникативные

навыки

младших

школьников

с

расстройствами

аутистического

спектра

можно охарактеризовать недоразвитием и искажённостью их элементов, их

структуры.

Младшему

школьнику

с

диагнозом

«ранний

детский

аутизм»

свойственны болезненные переживания, выражающиеся в патологических

фантазиях,

в

бредовых

образованиях.

В

общении

такие

дети

кажутся

причудливыми и вычурными.

Современные

российские

и

зарубежные

ученые

подчеркивают,

что

одним из основных недостатков, мешающих благополучному обучению детей

с РАС, выступает нарушение коммуникативных умений, проявляющееся в

форме

отставания

либо

отсутствия

разговорной

речи,

неспособности

стимулировать

либо

вести

диалог,

а

кроме

того

в

виде

стандартных

высказываний и нескольких иных характерных черт [4].

У каждого ребенка РАС умение коммуникатировать и устанавливать

общественные связи нарушается в определенной степени. Такие дети по-

особому реагируют на стремление войти с ними в контакт в зависимости от

тяжести аутизма. Несмотря на повышенный интерес к рассматриваемой теме,

в специальной литературе остается мало исследованный вопрос

развития

коммуникативных

навыков

у

детей

РАС.

В

отдельных

трудах

отражены

некоторые методические приемы, которые нацелены не только на развитие

коммуникативных умений, а на формирование речи в целом.

При

аутизме

нарушения

коммуникативного

развития

могут

быть

различными: либо дети вообще не говорят, либо быстро говорят, но обладают

характерными чертами прагматической стороны речи: нет реакции на речь

иных

людей;

типичное

применение

речи;

применение

простых

слов

в

неестественном контексте; проблемы с осознанием смысла и применением

определений;

неумение

начать

и

поддерживать

разговор;

замена

местоимений; замедление или приостановка речевого развития; патологии

невербальной коммуникации [5].

Установлено, что у здоровых детей диалог предшествует монологу и

непосредственно диалог обладает общественную важность для младшего

школьника. У аутичного ребенка данная очередность нарушена и в некоторых

случаях при наличии монологической речи диалог отсутствует.

Специфика

коммуникативного

развития

определена

нарушениями

общественного взаимодействия, которые выражаются в том, что дети РАС не

могут

прослеживать

направленность

внимания

другого

человека:

они

не

готовы указать на вещи, привлекающие их внимание для разделения своего

интереса с собеседником; возникают конкретные сложности с подражанием и

имитированием

движений

по

образцу;

у

них

осложнено

распознавание

психологического состояния других людей.

При овладении коммуникативными навыками у детей РАС появляются

некоторые

сложности,

которые

сопряжены

с

особенностями

развития

коммуникации

и

организации

произвольного

поведения.

Зачастую

таким

детям лучше научиться делать что-нибудь самостоятельно, чем с помощью

подражания или по инструкции. Преградой к процессу обучения служат и

характерные

черты

сенсорной

сферы:

сверх

избирательность

в

пище

и

одежде, высокая брезгливость, увеличенная восприимчивость к тактильному

влиянию,

страхи;

прослеживается

сверх

реакция

на

неудачу,

желание

отказаться

от

учебы,

когда

возникают

небольшие

сложности.

Младший

школьник РАС, получив навык, с трудом использует его в дальнейшей жизни.

Следовательно, проблему недостаточных коммуникативных навыков у

детей

с

РАС

можно

охарактеризовать

недоразвитием

в

целом

и

искаженностью их элементов, их структуры.

Под

умственной

отсталостью

понимается

устойчивое,

необратимое

нарушение в большей степени познавательной деятельности, а кроме того

эмоционально-волевой

и

поведенческой

областей,

предопределенное

органическим

поражением

коры

головного

мозга,

который

обладает

диффузным характером [4].

По

мнению

Л.

С.

Выготского,

замедленные

или

недостаточно

сформированные

коммуникативные

навыки

у

умственно

отсталых

детей

определяются недостаточностью их взглядов об окружающем мире, низким

стремлением к речевым контактам, а так же незрелостью заинтересованности

в общении [2].

У школьников младших классов с умственной отсталостью существуют

следующие сложности в общении: они имеют узкий круг общения, у них

небольшой

социальный

опыт,

у

них

недоразвиты

эмоционально-волевая

сферы

и

интеллект,

недоразвиты

абсолютно

все

компоненты

речевой

системы,

отсутствует

речевая

инициатива,

речемыслительные

средства

дефицитарны.

Для того, чтобы устранить эти проблемы следует побуждать младших

школьников к интенсивному, целеустремленному общению.

С целью наиболее удачной социализации умственно отсталых детей

нужны такие коммуникативные умения, как сотрудничество, умение слушать

и слышать, воспринимать и понимать необходимую информацию, говорить

самому.

Младшие школьники с умственной отсталостью с трудом сопоставляют

иллюстрацию и внутренний подтекст. Неверно осмысливается мимика, у них

самые простые переживания. И, несмотря на то, что младшим школьникам с

умственной

отсталостью

остается

недосягаемой

утонченная

основа

эмоционального

плана,

они

могут

постигать

и

сопереживать

чувствам,

которые сами ощутили [1].

У

учащихся

с

умственной

отсталостью

проявляется

стремление

к

эмоциональным

взаимоотношениям,

они

ощущают

потребность

в

индивидуальном

внимании,

восприимчивы

к

подавлению

собственных

эмоций со стороны педагога. Исследователи свидетельствуют, что младшие

школьники

с

умственной

отсталостью

показывают

психологическую

дезадаптированность,

потому

что

они

еще

не

подготовлены

к

обстоятельствам обучения в школе.

Главная цель в работе с умственно отсталыми младшими школьниками

максимально

адаптировать

их

в

ходе

образовательного

процесса,

помочь

овладеть

коммуникативными

умениями.

Выполнение

цели

будет

способствовать планомерная и регулярная работа по повышению уровня

коммуникативных навыков у обучающихся.

Проанализировав особенности коммуникативного развития младших

школьников

с

расстройствами

аутистического

спектра

и

умственно

отсталыми,

мы

пришли

к

выводу,

что

младшим

школьникам

РАС

и

умственной

отсталостью

свойственны

общие

черты:

они

испытывают

трудности

в

общении,

сложности

при

вступлении

в

диалог,

в

процессе

обучения при малейших трудностях могут отказаться от учебы.

Коммуникативная

деятельность

младших

школьников

с

РАС

характеризуется

трудностями

понимания

обращенной

речи,

задержке

речевого развития. Такие дети сталкиваются с проблемой разрыва между

пониманием речи и способностью выражения, недостаточного внимания к

речи собеседника. Непонимание коммуникативных намерений собеседника,

слабая

интенсивность

мимики

и

жестикуляции,

недостаточное

развитие

вербальной

и

невербальной

коммуникации,

-

все

это

характеризует

специфику развития коммуникаций детей с РАС. Младшие школьники РАС не

могут

прослеживать

направленность

внимания

собеседника.

У

младших

школьников

с

умственной

отсталостью

недоразвитие

всех

компонентов

речевой

системы

обусловлено

общим

снижение

познавательных

возможностей, тем не менее им свойственна некоторая речевая инициатива,

умение слушать и слышать, воспринимать и понимать обращенную речь, ели

она соответствует их непосредственным интересам и потребностям.

Литература:

1.

Батаршев

А.В.

Диагностика

способности

к

общению

/

А.

В.

Батаршев, - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.

2.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский, -

СПб. : СОЮЗ, 2013. - 224 с.

3.

Коновалова

М.Д.,

Гулманова

С.В.

Психолого-педагогическое

сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС: практический опыт //

Качество современного образования: опыт, тенденции развития / Сборник

материалов

межрегиональной

научно-практической

конференции

с

международным

участием.

под

общ.

ред.

И.М.

Ильковской.

Саратов,

Саратовский областной институт развития образования, 2016. С. 105- 110.

4.

Захарова И.Ю. Нарушение общения и проблемы поведения: опыт

коррекции / И.Ю. Захарова, - М.: Теревинф, 2015. - 239 с.

5.

Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева, - М.:

Теревинф, 2013. - 372 с.



В раздел образования