Автор: Азикова Анна Константиновна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Саратовский национальный исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Сравнительный анализ особенностей коммуникативного развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра и младших школьников с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное
УДК 376
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
А. К. Азикова
Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов)
Науч. рук. – доц. каф. кор.пед., канд. пс.н. М. Д. Коновалова
Аннотация: В статье рассматриваются особенности коммуникативного
развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра и
умственной отсталостью в сравнительном аспекте. Раскрываются общие и
специфические
черты
коммуникативного
развития,
которые
необходимо
учитывать при взаимодействии.
Ключевые
слова:
общение,
коммуникативное
развитие,
младшие
школьники, социальные коммуникации, умственная отсталость, расстройства
аутистического спектра.
Актуальность
вопросов
коммуникативного
развития
младших
школьников
с
расстройствами
аутистического
спектра
(РАС)
и
младших
школьников
с
умственной
отсталостью
связана
не
только
с
изучением
теоретических
аспектов
данной
проблемы,
но
с
практиче ской
необходимостью организации взаимодействия с этими детьми в процессе
обучения.
При
отсутствии
в
большинстве
регионов
нашей
страны
образовательных
организаций,
ориентированных
на
обучающихся
с
расстройствами аутистического спектра, многие дети с РАС зачисляются в
образовательные
организации,
ре ализующие
а д ап т и р о ва н н ы е
образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью.
Поэтому
поиск
дифференцированного
подхода
в
обучении
и
воспитании
существенно различающихся по степени и типологии нарушений развития
младших школьников, является насущной задачей современного педагога [3].
В данной статье мы остановимся на особенностях коммуникативного
развития младших школьников с указанными нарушениями.
Коммуникативные способности, являющиеся комплексом персонально-
психологических отличительных черт человека рассматриваются в различных
отраслях психологии. [1].
В специальной литературе, такие авторы как М.К. Бардышевская, О.С.
Никольская, В.В. Лебединский высказывают мнение, что коммуникативные
навыки
младших
школьников
с
расстройствами
аутистического
спектра
можно охарактеризовать недоразвитием и искажённостью их элементов, их
структуры.
Младшему
школьнику
с
диагнозом
«ранний
детский
аутизм»
свойственны болезненные переживания, выражающиеся в патологических
фантазиях,
в
бредовых
образованиях.
В
общении
такие
дети
кажутся
причудливыми и вычурными.
Современные
российские
и
зарубежные
ученые
подчеркивают,
что
одним из основных недостатков, мешающих благополучному обучению детей
с РАС, выступает нарушение коммуникативных умений, проявляющееся в
форме
отставания
либо
отсутствия
разговорной
речи,
неспособности
стимулировать
либо
вести
диалог,
а
кроме
того
в
виде
стандартных
высказываний и нескольких иных характерных черт [4].
У каждого ребенка РАС умение коммуникатировать и устанавливать
общественные связи нарушается в определенной степени. Такие дети по-
особому реагируют на стремление войти с ними в контакт в зависимости от
тяжести аутизма. Несмотря на повышенный интерес к рассматриваемой теме,
в специальной литературе остается мало исследованный вопрос
развития
коммуникативных
навыков
у
детей
РАС.
В
отдельных
трудах
отражены
некоторые методические приемы, которые нацелены не только на развитие
коммуникативных умений, а на формирование речи в целом.
При
аутизме
нарушения
коммуникативного
развития
могут
быть
различными: либо дети вообще не говорят, либо быстро говорят, но обладают
характерными чертами прагматической стороны речи: нет реакции на речь
иных
людей;
типичное
применение
речи;
применение
простых
слов
в
неестественном контексте; проблемы с осознанием смысла и применением
определений;
неумение
начать
и
поддерживать
разговор;
замена
местоимений; замедление или приостановка речевого развития; патологии
невербальной коммуникации [5].
Установлено, что у здоровых детей диалог предшествует монологу и
непосредственно диалог обладает общественную важность для младшего
школьника. У аутичного ребенка данная очередность нарушена и в некоторых
случаях при наличии монологической речи диалог отсутствует.
Специфика
коммуникативного
развития
определена
нарушениями
общественного взаимодействия, которые выражаются в том, что дети РАС не
могут
прослеживать
направленность
внимания
другого
человека:
они
не
готовы указать на вещи, привлекающие их внимание для разделения своего
интереса с собеседником; возникают конкретные сложности с подражанием и
имитированием
движений
по
образцу;
у
них
осложнено
распознавание
психологического состояния других людей.
При овладении коммуникативными навыками у детей РАС появляются
некоторые
сложности,
которые
сопряжены
с
особенностями
развития
коммуникации
и
организации
произвольного
поведения.
Зачастую
таким
детям лучше научиться делать что-нибудь самостоятельно, чем с помощью
подражания или по инструкции. Преградой к процессу обучения служат и
характерные
черты
сенсорной
сферы:
сверх
избирательность
в
пище
и
одежде, высокая брезгливость, увеличенная восприимчивость к тактильному
влиянию,
страхи;
прослеживается
сверх
реакция
на
неудачу,
желание
отказаться
от
учебы,
когда
возникают
небольшие
сложности.
Младший
школьник РАС, получив навык, с трудом использует его в дальнейшей жизни.
Следовательно, проблему недостаточных коммуникативных навыков у
детей
с
РАС
можно
охарактеризовать
недоразвитием
в
целом
и
искаженностью их элементов, их структуры.
Под
умственной
отсталостью
понимается
устойчивое,
необратимое
нарушение в большей степени познавательной деятельности, а кроме того
эмоционально-волевой
и
поведенческой
областей,
предопределенное
органическим
поражением
коры
головного
мозга,
который
обладает
диффузным характером [4].
По
мнению
Л.
С.
Выготского,
замедленные
или
недостаточно
сформированные
коммуникативные
навыки
у
умственно
отсталых
детей
определяются недостаточностью их взглядов об окружающем мире, низким
стремлением к речевым контактам, а так же незрелостью заинтересованности
в общении [2].
У школьников младших классов с умственной отсталостью существуют
следующие сложности в общении: они имеют узкий круг общения, у них
небольшой
социальный
опыт,
у
них
недоразвиты
эмоционально-волевая
сферы
и
интеллект,
недоразвиты
абсолютно
все
компоненты
речевой
системы,
отсутствует
речевая
инициатива,
речемыслительные
средства
дефицитарны.
Для того, чтобы устранить эти проблемы следует побуждать младших
школьников к интенсивному, целеустремленному общению.
С целью наиболее удачной социализации умственно отсталых детей
нужны такие коммуникативные умения, как сотрудничество, умение слушать
и слышать, воспринимать и понимать необходимую информацию, говорить
самому.
Младшие школьники с умственной отсталостью с трудом сопоставляют
иллюстрацию и внутренний подтекст. Неверно осмысливается мимика, у них
самые простые переживания. И, несмотря на то, что младшим школьникам с
умственной
отсталостью
остается
недосягаемой
утонченная
основа
эмоционального
плана,
они
могут
постигать
и
сопереживать
чувствам,
которые сами ощутили [1].
У
учащихся
с
умственной
отсталостью
проявляется
стремление
к
эмоциональным
взаимоотношениям,
они
ощущают
потребность
в
индивидуальном
внимании,
восприимчивы
к
подавлению
собственных
эмоций со стороны педагога. Исследователи свидетельствуют, что младшие
школьники
с
умственной
отсталостью
показывают
психологическую
дезадаптированность,
потому
что
они
еще
не
подготовлены
к
обстоятельствам обучения в школе.
Главная цель в работе с умственно отсталыми младшими школьниками
максимально
адаптировать
их
в
ходе
образовательного
процесса,
помочь
овладеть
коммуникативными
умениями.
Выполнение
цели
будет
способствовать планомерная и регулярная работа по повышению уровня
коммуникативных навыков у обучающихся.
Проанализировав особенности коммуникативного развития младших
школьников
с
расстройствами
аутистического
спектра
и
умственно
отсталыми,
мы
пришли
к
выводу,
что
младшим
школьникам
РАС
и
умственной
отсталостью
свойственны
общие
черты:
они
испытывают
трудности
в
общении,
сложности
при
вступлении
в
диалог,
в
процессе
обучения при малейших трудностях могут отказаться от учебы.
Коммуникативная
деятельность
младших
школьников
с
РАС
характеризуется
трудностями
понимания
обращенной
речи,
задержке
речевого развития. Такие дети сталкиваются с проблемой разрыва между
пониманием речи и способностью выражения, недостаточного внимания к
речи собеседника. Непонимание коммуникативных намерений собеседника,
слабая
интенсивность
мимики
и
жестикуляции,
недостаточное
развитие
вербальной
и
невербальной
коммуникации,
-
все
это
характеризует
специфику развития коммуникаций детей с РАС. Младшие школьники РАС не
могут
прослеживать
направленность
внимания
собеседника.
У
младших
школьников
с
умственной
отсталостью
недоразвитие
всех
компонентов
речевой
системы
обусловлено
общим
снижение
познавательных
возможностей, тем не менее им свойственна некоторая речевая инициатива,
умение слушать и слышать, воспринимать и понимать обращенную речь, ели
она соответствует их непосредственным интересам и потребностям.
Литература:
1.
Батаршев
А.В.
Диагностика
способности
к
общению
/
А.
В.
Батаршев, - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.
2.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский, -
СПб. : СОЮЗ, 2013. - 224 с.
3.
Коновалова
М.Д.,
Гулманова
С.В.
Психолого-педагогическое
сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС: практический опыт //
Качество современного образования: опыт, тенденции развития / Сборник
материалов
межрегиональной
научно-практической
конференции
с
международным
участием.
под
общ.
ред.
И.М.
Ильковской.
–
Саратов,
Саратовский областной институт развития образования, 2016. С. 105- 110.
4.
Захарова И.Ю. Нарушение общения и проблемы поведения: опыт
коррекции / И.Ю. Захарова, - М.: Теревинф, 2015. - 239 с.
5.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / Л.Г. Нуриева, - М.:
Теревинф, 2013. - 372 с.