Автор: Шадьянц Лариса Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 94" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Моё любимое произведение"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 94» г.о. Самара
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
с детьми среднего дошкольного возраста
Тема. «Моё любимое произведение»
Цель. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1.
Учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
2.
Обогащать активный словарный запас воспитанников.
3.
Развивать
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь.
4.
Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Интеграция
образовательных
областей: речевое развитие, познавательное
развитие.
Оборудование: костюм Лисы, книга «Игры со сказками», Интернет-ресурсы.
Предварительная
работа: разучивание
считалочки
для
организационного
момента, чтение русских народных сказок, заучивание наизусть стихотворений
о
лисе,
подбор
загадок
о
лисе,
подбор
вопросов
для
дидактической
игры
«Отгадай сказку».
Развивающая
среда: НОД проводится в игровой зоне группы, что создаёт
благоприятную непринуждённую атмосферу и психологический комфорт для
воспитанников.
Предполагаемые результаты:
1.
Воспитанники
учатся
понимать
на
слух
тексты
различных
жанров
детской литературы.
2.
Обогащается активный словарный запас воспитанников.
3.
Постепенно
развивается
связная,
грамматически
правильная
диалогическая и монологическая речь дошкольников.
4.
Воспитывается любовь и интерес к художественному слову, появляются
любимые художественные произведения.
Работа с родителями: рекомендации по подбору художественной литературы
для чтения детям, участие родителей в разучивании с детьми стихотворений о
лисе к НОД.
Режимные
моменты: физкультурная
минутка
«Лиса»,
артикуляционная
гимнастика.
СОДЕРЖАНИЕ НОД
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей в игровую зону.
Воспитанники встают около своих стульчиков, расставленных по кругу. Звучит
считалочка «Добрый день»:
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Всем-всем добрый день, потрудиться нам не лень.
Воспитанники повторяют считалочку вместе с воспитателем.
Воспитатель: Садитесь пожалуйста.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да!
В.: И хорошо их знаете?
Д.: Да!
В.: В какой русской народной сказке медведь раздавил домик у зверей? В какой
сказке деду помогали все, даже мышка? В какой сказке булочка пела песню
зайцу, медведю, волку? В какой сказке девочка жила у медведя? В какой сказке
обидели зайчика и выгнали его из дома? Кто обидел зайчика и выгнал его?
Д.: Теремок. Репка. Колобок. Маша и медведь. Заюшкина избушка. Лиса.
В.: Отгадаете загадку?
Д.: Да!
В.: За деревьями, кустами промелькнула, будто пламя.
Промелькнула, пробежала, нет ни дыма, ни пожара.
Д.: Лиса.
В.: Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать.
Д.: Лиса.
В.: Ребята, а лиса какая?
Д.: Рыжая, пушистая, хитрая и т.д.
В.: А какая у лисы мордочка? Хвост? Шубка?
Д.: Вытянутая, острая. Хвост пушистый, длинный. Шубка красивая, мягкая.
В.: Сейчас нам Сабрина расскажет какая лиса.
Сабрина: Повстречалась мне лиса, любопытные глаза.
Притаилась за пеньком ярко-рыжим огоньком.
И спокойно наблюдает, кто в её лесу гуляет.
В.: А сейчас нам Алёша расскажет какая лиса.
Алёша: В рыжем платьице из ситца раскрасавица лисица.
Хвостик с белым кончиком
Краска, что ли кончилась?
В.:
Дети,
хотите,
я
сейчас
расскажу
вам
одну
из
ваших
любимых
сказок
«Лисичка со скалочкой»?
Д.: Да!
Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой» и
показывает иллюстрации к сказке.
Сюрпризный момент. Входит Лиса.
Лиса: Здравствуйте, ребята. Слышала, что вам обо мне сказку рассказывали, а
теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка.
В.: Ребята, встаньте пожалуйста, повторим за Лисой её любимые упражнения.
Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала, растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!
А потом ладошкой пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса! До чего же хороша!
Дети повторяют все движения за воспитателем и Лисой, затем все садятся на
свои места.
В.: Дети, а вы внимательно слушали сказку? Сейчас мы это проверим. Я буду
задавать вопросы и предлагаю вам на них ответить. Согласны?
Д.: Да!
В.: В сказке вам встретилось слово «тесно». Что оно означает?
Д.: Мало места.
В.: Что нашла лисичка в лесу? Что сделала лисичка со скалочкой? Что лисичка
попросила за скалочку? Что попросила за курочку? Что лисичка сделала с
гусочкой? Честно ли поступила лисичка? Хорошо ли обманывать?
Д.: Скалочку. Скалочку в печке сожгла. За скалочку попросила курочку. Гусочку
свою съела. Лисичка поступила нечестно. Обманывать нехорошо.
Артикуляционная гимнастика.
В.: А сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной и лисой несколько
интересных упражнений.
Покажите голодную лису.
Покажите сытую лису.
Лиса пьёт молочко.
Лиса показывает язычком, что молочко вкусное.
Упражнения выполняются по 3-5 раз.
Заключительная часть.
Лиса: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. А теперь мне пора
домой, в лес. До свидания. Уходит.
В.: Дети, в следующий раз мы с вами обязательно прочитаем сказку, в которой
лиса никого не обижает и не обманывает. А если вдруг не найдём такой сказки,
то мы сами её придумаем.
Литература
1. Жукова О.С., Ершова О.А., Новиковская О.А. Игры со сказками. Для детей
4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 240с.
2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е издание переработанное и
дополненное. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 272с.
3. Интернет-ресурсы.