Автор: Раскина Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников
Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что
ребенок
еще
не
готов
самостоятельно
найти
противоречия
в
окружающем,
сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе
ДОУ
проектная
деятельность
носит
характер
сотрудничества,
в
котором
принимают
участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи. О значимости метода
проектов
свидетельствует
то,
что
он
позволяет:
развивать
у
дошкольников
умения
наблюдать,
анализировать
явления,
делать
выводы,
проводить
сравнения,
обобщения;
развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки
сотрудничества в совместной познавательнопоисковой и исследовательской деятельности
и др. Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников
объясняется
негативной
социокультурной
ситуацией,
сложившейся
в
современном
обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и
нарушений
в
развитии
речи
детей
от
возрастных
нормативов.
Все
чаще
у
детей
наблюдается
комплекс
социально-психологических
проблем:
повышенная
агрессия,
эмоциональная
глухота,
гиперактивность,
пассивность,
замкнутость
на
себе
и
собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. В
этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать
проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития
дошкольников. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения
заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и
др.).
Запросы
педагогической
практики
на
современном
этапе
вновь
возвращают
к
проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов,
М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.). Современное изучение проектной
деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах И.
Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой
Сегодня
особое
место
в
дошкольном
образовании
занимает
проектирование.
В
современной
педагогике
метод
проекта
используется
наряду
с
систематическим
предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной
целью
проектного
метода
в
дошкольных
учреждениях
является
развитие
свободной
творческой
личности
ребенка,
которое
определяется
задачами
развития
и
задачами
исследовательской деятельности детей. Метод проектов — это педагогическая технология,
стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская,
познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и
воплощает новые знания в реальные продукты. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н. Ю.
Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации
педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его
родителей,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная
практическая
деятельность
по
достижению
поставленной
цели.
По
мнению
Т.
П.
Жуйковой,
проектирование
можно
рассматривать
как:
специфический
вид
деятельности,
направленной на создание проекта как особого вида продукта;
научно-практический
метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной
науки);
форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
управленческую
процедуру.
Оценивая
возможности
исследования
и
проектирования,
важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы,
и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что
метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует
ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез,
их проверки в соответствии с планом. Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д. Г.
Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов) свидетельствует о возможности и преимуществе
использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Она
является
той
деятельностью,
каждый
аспект
которой
представляет
собой
целостный
процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный
интерес.
В
условиях
дошкольного
учреждения
очень
важна
роль
педагога
при
осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить
как
способ
организации
образовательного
процесса,
основанный
на
взаимодействии
педагога
и
воспитанников,
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная
деятельность по достижению решения поставленной проблемы. В практике современных
дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно
при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:
1)
исследовательские
проекты
требуют
хорошо
продуманной
структуры,
полностью
подчинены
логике
исследования,
предполагают
выдвижение
предположения
решения
обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных,
опытных.
В
ходе
проекта
дети
экспериментируют,
проводят
опыты,
обсуждают
полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде
газет, репортажей, видеозарисовок;
2)
творческие
проекты,
как
правило,
не
имеют
детально
проработанной
структуры
совместной
деятельности
участников,
она
только
намечается
и
далее
развивается.
Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации,
программы
праздника,
детского
дизайна,
альманаха,
альбома.
Представление
же
результатов
может
проходить
в
форме
праздника,
устного
журнала,
видеофильма,
драматизации, спортивной игры, развлечения;
3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до
завершения
работы.
Дети
принимают
на
себя
определенные
роли,
обусловленные
характером
и
содержанием
проекта.
Это
могут
быть
литературные
персонажи
или
выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые
придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей
сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается
эффективным для речевого развития дошкольников;
4) информационно-практикоориентированные проекты изначально направлены на сбор
информации
о
каком-то
объекте,
явлении;
предполагается
ознакомление
участников
проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают
информацию,
обсуждают
ее
и
реализуют,
ориентируясь
на
социальные
интересы;
результаты
оформляют
в
виде
стендов,
газет,
витражей
[1].
Комплексный
интегрированный
характер
является
спецификой
метода
проектов.
Метод
проектов
становится
все
более
востребованным
в
образовательном
процессе
дошкольных
учреждений. Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться
разные варианты проектов. По предметно-содержательной области О. Н. Сомкова [6], О.
В.
Солнцева,
А.
М.
Вербенец
различают:
монопроекты,
содержание
которых
ограничивается
рамками
одной
образовательной
области,
и
межпредметные
(или
интегрированные)
проекты,
в
которых
решаются
задачи
из
разных
образовательных
областей программы. Например, для реализации задач речевого развития дошкольников
возможно
использовать
три
варианта
метода
проектов:
специальные
тематические
проекты
(монопроекты);
интеграция
задач
развития
общения
и
речи
в
тематические
монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные
проекты. Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных
задач:
а)
развитие
свободного
общения
детей,
б)
развитие
всех
сторон
речи,
в)
практическое овладение нормами речи. Мы внедрили следующие монопроекты: «Я —
сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание
авторских детских книг-сказок);
«Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений
обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые
слова в общении с другими людьми); «Правила доброты» (Цель: освоение правил этикета,
умений использовать их в повседневном общении); «Остров дружбы», «Школа доверия»
(Цель:
развитие
регуляционнокоммуникативных
умений:
умение
совместно
решать
бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);
«Что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»»
(Цель:
освоение
этикета
поведения
в
трудных
ситуациях); «О дружбе и рыцарстве» (Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать
чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения); «Гость и хозяин»
(Цель: освоение гостевого этикета). В содержание проектов могут быть включены игры и
упраж нения,
которые
широко
используют ся
в
психокоррекционной
и
психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой
«Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят
их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями,
цветами,
а
затем
совместно
со
взрослыми
обсуждают,
почему
они
выбрали
такое
сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят
ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое
платье...» — «Спасибо. Мне очень приятно!») . Речь и общение сопровождают все другие
виды
деятельности
детей
(игровую,
трудовую,
познавательно-исследовательскую,
продуктивную,
музыкально-художественную,
чтение)
и
являются
их
неотъемлемой
частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы
над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта. В коллективных
проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему.
Большой интерес у детей, педагогов и родителей вызвал коллективный творческий проект
«Мы
—
дизайнеры»
в
подготовительной
группе,
результатом
которого
стал
конкурс
костюмов, сделанных руками детей группы и родителей. Разработка проекта вместе с
детьми позволяет достичь конкретных результатов за короткий период, так как реализация
проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект позволил
создать
естественную
ситуацию
общения
и
практического
взаимодействия
детей
и
взрослых, вовлечь родителей в образовательный процесс, разнообразить формы работы с
ними и пробудить у родителей интерес к жизни детей в дошкольном учреждении. В
старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их
содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические,
исследовательские,
продуктивно-творческие.
Использование
метода
проектов
в
дошкольном
образовании
как
одного
из
методов
интегрированного
обучения
дошкольников
позволяет
значительно
повысить
самостоятельную
активность
детей,
развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей,
развитию связной речи, планирующей функции речи.