Напоминание

Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников


Автор: Раскина Екатерина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников

Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что

ребенок

еще

не

готов

самостоятельно

найти

противоречия

в

окружающем,

сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе

ДОУ

проектная

деятельность

носит

характер

сотрудничества,

в

котором

принимают

участие дети и педагоги, а также родители и другие члены семьи. О значимости метода

проектов

свидетельствует

то,

что

он

позволяет:

развивать

у

дошкольников

умения

наблюдать,

анализировать

явления,

делать

выводы,

проводить

сравнения,

обобщения;

развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки

сотрудничества в совместной познавательнопоисковой и исследовательской деятельности

и др. Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников

объясняется

негативной

социокультурной

ситуацией,

сложившейся

в

современном

обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и

нарушений

в

развитии

речи

детей

от

возрастных

нормативов.

Все

чаще

у

детей

наблюдается

комплекс

социально-психологических

проблем:

повышенная

агрессия,

эмоциональная

глухота,

гиперактивность,

пассивность,

замкнутость

на

себе

и

собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. В

этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать

проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития

дошкольников. Фундамент исследований психологических основ проектного обучения

заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и

др.).

Запросы

педагогической

практики

на

современном

этапе

вновь

возвращают

к

проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов,

М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.). Современное изучение проектной

деятельности как формы развития речи старших дошкольников представлено в работах И.

Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой

Сегодня

особое

место

в

дошкольном

образовании

занимает

проектирование.

В

современной

педагогике

метод

проекта

используется

наряду

с

систематическим

предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной

целью

проектного

метода

в

дошкольных

учреждениях

является

развитие

свободной

творческой

личности

ребенка,

которое

определяется

задачами

развития

и

задачами

исследовательской деятельности детей. Метод проектов — это педагогическая технология,

стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская,

познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и

воплощает новые знания в реальные продукты. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Н. Ю.

Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации

педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его

родителей,

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная

практическая

деятельность

по

достижению

поставленной

цели.

По

мнению

Т.

П.

Жуйковой,

проектирование

можно

рассматривать

как:

специфический

вид

деятельности,

направленной на создание проекта как особого вида продукта;

научно-практический

метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной

науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

управленческую

процедуру.

Оценивая

возможности

исследования

и

проектирования,

важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы,

и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что

метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует

ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез,

их проверки в соответствии с планом. Анализ ряда исследований (В. В. Гузеев, Д. Г.

Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов) свидетельствует о возможности и преимуществе

использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Она

является

той

деятельностью,

каждый

аспект

которой

представляет

собой

целостный

процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательный

интерес.

В

условиях

дошкольного

учреждения

очень

важна

роль

педагога

при

осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить

как

способ

организации

образовательного

процесса,

основанный

на

взаимодействии

педагога

и

воспитанников,

способ

взаимодействия

с

окружающей

средой,

поэтапная

деятельность по достижению решения поставленной проблемы. В практике современных

дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно

при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1)

исследовательские

проекты

требуют

хорошо

продуманной

структуры,

полностью

подчинены

логике

исследования,

предполагают

выдвижение

предположения

решения

обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных,

опытных.

В

ходе

проекта

дети

экспериментируют,

проводят

опыты,

обсуждают

полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде

газет, репортажей, видеозарисовок;

2)

творческие

проекты,

как

правило,

не

имеют

детально

проработанной

структуры

совместной

деятельности

участников,

она

только

намечается

и

далее

развивается.

Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации,

программы

праздника,

детского

дизайна,

альманаха,

альбома.

Представление

же

результатов

может

проходить

в

форме

праздника,

устного

журнала,

видеофильма,

драматизации, спортивной игры, развлечения;

3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до

завершения

работы.

Дети

принимают

на

себя

определенные

роли,

обусловленные

характером

и

содержанием

проекта.

Это

могут

быть

литературные

персонажи

или

выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые

придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей

сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается

эффективным для речевого развития дошкольников;

4) информационно-практикоориентированные проекты изначально направлены на сбор

информации

о

каком-то

объекте,

явлении;

предполагается

ознакомление

участников

проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают

информацию,

обсуждают

ее

и

реализуют,

ориентируясь

на

социальные

интересы;

результаты

оформляют

в

виде

стендов,

газет,

витражей

[1].

Комплексный

интегрированный

характер

является

спецификой

метода

проектов.

Метод

проектов

становится

все

более

востребованным

в

образовательном

процессе

дошкольных

учреждений. Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться

разные варианты проектов. По предметно-содержательной области О. Н. Сомкова [6], О.

В.

Солнцева,

А.

М.

Вербенец

различают:

монопроекты,

содержание

которых

ограничивается

рамками

одной

образовательной

области,

и

межпредметные

(или

интегрированные)

проекты,

в

которых

решаются

задачи

из

разных

образовательных

областей программы. Например, для реализации задач речевого развития дошкольников

возможно

использовать

три

варианта

метода

проектов:

специальные

тематические

проекты

(монопроекты);

интеграция

задач

развития

общения

и

речи

в

тематические

монопроекты в связи с другими задачами, а также в межпредметные интегрированные

проекты. Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных

задач:

а)

развитие

свободного

общения

детей,

б)

развитие

всех

сторон

речи,

в)

практическое овладение нормами речи. Мы внедрили следующие монопроекты: «Я —

сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание

авторских детских книг-сказок);

«Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений

обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые

слова в общении с другими людьми); «Правила доброты» (Цель: освоение правил этикета,

умений использовать их в повседневном общении); «Остров дружбы», «Школа доверия»

(Цель:

развитие

регуляционнокоммуникативных

умений:

умение

совместно

решать

бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);

«Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»»

(Цель:

освоение

этикета

поведения

в

трудных

ситуациях); «О дружбе и рыцарстве» (Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать

чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения); «Гость и хозяин»

(Цель: освоение гостевого этикета). В содержание проектов могут быть включены игры и

упраж нения,

которые

широко

используют ся

в

психокоррекционной

и

психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой

«Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят

их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями,

цветами,

а

затем

совместно

со

взрослыми

обсуждают,

почему

они

выбрали

такое

сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят

ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,

говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое

платье...» — «Спасибо. Мне очень приятно!») . Речь и общение сопровождают все другие

виды

деятельности

детей

(игровую,

трудовую,

познавательно-исследовательскую,

продуктивную,

музыкально-художественную,

чтение)

и

являются

их

неотъемлемой

частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы

над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта. В коллективных

проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему.

Большой интерес у детей, педагогов и родителей вызвал коллективный творческий проект

«Мы

дизайнеры»

в

подготовительной

группе,

результатом

которого

стал

конкурс

костюмов, сделанных руками детей группы и родителей. Разработка проекта вместе с

детьми позволяет достичь конкретных результатов за короткий период, так как реализация

проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов. Проект позволил

создать

естественную

ситуацию

общения

и

практического

взаимодействия

детей

и

взрослых, вовлечь родителей в образовательный процесс, разнообразить формы работы с

ними и пробудить у родителей интерес к жизни детей в дошкольном учреждении. В

старших группах становится возможным использование различных типов проектов по их

содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические,

исследовательские,

продуктивно-творческие.

Использование

метода

проектов

в

дошкольном

образовании

как

одного

из

методов

интегрированного

обучения

дошкольников

позволяет

значительно

повысить

самостоятельную

активность

детей,

развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей,

развитию связной речи, планирующей функции речи.



В раздел образования