Автор: Шабурова Гузалия Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре
Раздел: дошкольное образование
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-
ролевой игре
Дошкольный
возраст
—
важный
период
для
воспитания
культуры
гендерных
взаимоотношений
детей.
Именно
в
данный
период
у
них
формируются
первоосновы
качеств
мужественности
и
женственности,
первые
длительные
взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу,
детская субкультура, полоролевая «Я-концепция».
В
дошкольном
возрасте
воспитание
культуры
взаимоотношений
мальчиков
и
девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает
развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и
противоположного
пола,
желания
и
умений
взаимодействовать
друг
с
другом,
договариваться,
мирно
решать
конфликты;
становление
позиции
мальчика
и
девочки как субъекта социальных отношений; формирование модели поведения,
соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия,
сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее
сензитивным
возрастом
для
воспитания
культуры
гендерных
взаимоотношений детей является средний дошкольный возраст, так как именно в
этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола.
В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания,
которое
представляет
ребенка
как
мальчика
или
девочку.
Это,
прежде
всего,
проявляется
в
сюжетно-ролевых
играх
детей,
в
которых
они
подражают
социальным ролям взрослых. Для игры дети группируются по признаку пола, так
как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям
своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы —
девочки»).
Поэтому
сюжетно-ролевая
игра
является
одним
из
важных
средств
воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого
развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам
жизни взрослых.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность
реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта
взаимодействия
с
представителями
обоего
пола,
проявления
избирательности,
свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет
ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и
реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых,
радостных моментов.
Исследователи И. Кононова, С. Литвинова отмечают, что игровое взаимодействие
следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения
— как их личностную основу. Освоение способов взаимодействия со сверстниками
помогает
становлению
таких
взаимоотношений,
как
обоюдная
симпатия,
взаимопомощь,
понимание
эмоционального
состояния
партнера,
что,
в
свою
очередь,
качественно
меняет
характер
и
содержание
взаимодействия.
Если
не
уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если
знания
детей
о
мире
не
обогащаются
представлениями
о
разного
рода
взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать
свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они
кратковременны,
сюжет
не
развивается
и
не
усложняется,
а
взаимоотношения
весьма обеднены.Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового
мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную —
взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что
обусловлено их половой принадлежностью.
Для
того
чтобы
сюжетно-ролевая
игра
стала
средством
воспитания
культуры
гендерных
взаимоотношений
детей,
необходима
правильная
ее
организация
и
руководство. Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно
строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков
и девочек. Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет
свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в
игровых
умениях
(сюжетосложении,
распределении
ролей,
ролевом
взаимодействии),
в
игровом
творчестве.
Эти
особенности
являются
как
традиционными, так и новыми, современными.
К
традиционным
особенностям
можно
отнести
то,
что
девочки
предпочитают
игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и
обязанности
женщины,
женские
профессии;
мальчики
предпочитают
игровые
сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы,
мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика
сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и
общественная.
Девочки
и
мальчики
выбирают
роли,
характерные
для
представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми
своего пола.
Современные
особенности:
игровые
интересы
мальчиков
связаны
с
социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из
телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с
современным бытовым пространством жизни взрослых.
Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков
— на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. В сюжетно-
ролевые игры как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не
только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков —
разнообразнее.
Как
мальчики,
так
и
девочки
испытывают
трудности
в
комбинировании
сюжетов.
Уровень
развития
игры
у
мальчиков
выше,
чем
у
девочек.
Выявленные
особенности
ярко
раскрывают
детскую
игровую
субкультуру
современных
мальчиков
и
девочек
среднего
дошкольного
возраста,
гендерную
специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.
Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет
педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное
понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли
мужчины
и
роли
женщины
в
семье
и
в
обществе.
Поэтому
педагог
должен
сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и
косвенные
приемы
ее
руководства,
осуществлять
педагогическую
поддержку
мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности,
создавать
специальные
условия
для
воспитания
культуры
гендерных
взаимоотношений детей.