Напоминание

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре


Автор: Шабурова Гузалия Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-

ролевой игре

Дошкольный

возраст

важный

период

для

воспитания

культуры

гендерных

взаимоотношений

детей.

Именно

в

данный

период

у

них

формируются

первоосновы

качеств

мужественности

и

женственности,

первые

длительные

взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу,

детская субкультура, полоролевая «Я-концепция».

В

дошкольном

возрасте

воспитание

культуры

взаимоотношений

мальчиков

и

девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает

развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и

противоположного

пола,

желания

и

умений

взаимодействовать

друг

с

другом,

договариваться,

мирно

решать

конфликты;

становление

позиции

мальчика

и

девочки как субъекта социальных отношений; формирование модели поведения,

соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия,

сотрудничества в детских видах деятельности.

Наиболее

сензитивным

возрастом

для

воспитания

культуры

гендерных

взаимоотношений детей является средний дошкольный возраст, так как именно в

этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола.

В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания,

которое

представляет

ребенка

как

мальчика

или

девочку.

Это,

прежде

всего,

проявляется

в

сюжетно-ролевых

играх

детей,

в

которых

они

подражают

социальным ролям взрослых. Для игры дети группируются по признаку пола, так

как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям

своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы —

девочки»).

Поэтому

сюжетно-ролевая

игра

является

одним

из

важных

средств

воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого

развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам

жизни взрослых.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность

реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта

взаимодействия

с

представителями

обоего

пола,

проявления

избирательности,

свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет

ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и

реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых,

радостных моментов.

Исследователи И. Кононова, С. Литвинова отмечают, что игровое взаимодействие

следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения

— как их личностную основу. Освоение способов взаимодействия со сверстниками

помогает

становлению

таких

взаимоотношений,

как

обоюдная

симпатия,

взаимопомощь,

понимание

эмоционального

состояния

партнера,

что,

в

свою

очередь,

качественно

меняет

характер

и

содержание

взаимодействия.

Если

не

уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если

знания

детей

о

мире

не

обогащаются

представлениями

о

разного

рода

взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать

свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они

кратковременны,

сюжет

не

развивается

и

не

усложняется,

а

взаимоотношения

весьма обеднены.Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового

мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную —

взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что

обусловлено их половой принадлежностью.

Для

того

чтобы

сюжетно-ролевая

игра

стала

средством

воспитания

культуры

гендерных

взаимоотношений

детей,

необходима

правильная

ее

организация

и

руководство. Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно

строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков

и девочек. Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет

свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в

игровых

умениях

(сюжетосложении,

распределении

ролей,

ролевом

взаимодействии),

в

игровом

творчестве.

Эти

особенности

являются

как

традиционными, так и новыми, современными.

К

традиционным

особенностям

можно

отнести

то,

что

девочки

предпочитают

игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и

обязанности

женщины,

женские

профессии;

мальчики

предпочитают

игровые

сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы,

мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика

сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и

общественная.

Девочки

и

мальчики

выбирают

роли,

характерные

для

представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми

своего пола.

Современные

особенности:

игровые

интересы

мальчиков

связаны

с

социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из

телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с

современным бытовым пространством жизни взрослых.

Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков

— на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. В сюжетно-

ролевые игры как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не

только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков —

разнообразнее.

Как

мальчики,

так

и

девочки

испытывают

трудности

в

комбинировании

сюжетов.

Уровень

развития

игры

у

мальчиков

выше,

чем

у

девочек.

Выявленные

особенности

ярко

раскрывают

детскую

игровую

субкультуру

современных

мальчиков

и

девочек

среднего

дошкольного

возраста,

гендерную

специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.

Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет

педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное

понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли

мужчины

и

роли

женщины

в

семье

и

в

обществе.

Поэтому

педагог

должен

сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и

косвенные

приемы

ее

руководства,

осуществлять

педагогическую

поддержку

мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности,

создавать

специальные

условия

для

воспитания

культуры

гендерных

взаимоотношений детей.



В раздел образования