Напоминание

Занятие по обучению элементам грамоты. "Путешествие в королевство Грамматики".


Автор: Денисова Александра Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Занятие по обучению элементам грамоты. "Путешествие в королевство Грамматики".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по обучению элементам грамоты.

«Путешествие в королевство Грамматики».

Тема: «Путешествие в королевство Грамматики»

Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений;

различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять их место в

слове.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить

их на твердые и мягкие.

- продолжать учить составлять схему предложения, указывать

последовательность слов в предложении.

Развивающие:

-развивать связную речь, внимание , мышление, память

- формировать грамматический строй речи

-развивать общую и мелкую моторику

- развивать слуховое внимание

-развивать зрительное восприятие

Материал: интерактивная доска, лист бумаги на каждого ребенка, пальчиковые

краски, пеналы для звукобуквенного анализа, мяч.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в королевство

Грамматики. Как вы думаете кто живет в этом королевстве?

Дети: ответы детей (буквы, звуки, слова, предложения)

Педагог: молодцы. Ребята, хотите попутешествовать? Тогда закрываем детки

глазки-попадем сейчас мы в сказку (выставляют макеты букв). Открывайте свои

глазки. Мы попали с вами в сказку. (1 слайд на экране). Посмотрите какое

красивое королевство. И нас с вами встречают его жители. А как вы думаете

есть ли в этом королевстве королева?

Дети: ответы детей.

(2 слайд на экране)

Педагог: Ребята посмотрите что это?

Дети: снегопад

Педагог: Посмотрите какой он красивый. Вы знаете, а он волшебный. Каждая

снежинка заколдована и на ней есть задания. Давайте их выполним, может тогда

мы встретим королеву?

Дети на экране ловят первую снежинку (3 слайд)

Читают задание

Педагог: Из чего состоит слово?

Дети: слоги, звуки, буквы

Педагог: Молодцы. Слоги и звуки живут на улице «Звукоградик»(4 слайд). Они

хотят с вами поиграть и спрашивают какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные

Педагог: А чем отличаются гласные от согласных?

Дети: Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преград.

Согласные звуки-шипят, сопят, кряхтят, рычат.

Открывается следующий слайд (5 слайд) на котором три домика (с красной

крышей, синей и зеленой).

Педагог: ребята, все звуки разыгрались и забыли, кто в каком домике живет.

Помогите им.

Дети: дети по очереди подходят к доске выбирают звук и селят в

соответствующий дом.

Педагог: Ребята, вы отлично справились и с этим задание. Ну что, поймаем еще

одну снежинку?

Дети ловят следующую снежинку.(6 слайд)

Педагог: А в этом задании нам нужно сделать анализ слова. А что это за слово

вы узнаете, если отгадаете загадку.

(7 слайд) Загадка: А на небе чудеса!

Расплывались облака,

И плывет головка сыра,

Под названием …. ЛУНА (8 слайд)

Педагог: Умницы! Вы отгадали. Теперь давайте сделаем звукобуквенный

анализ этого слова. Проходите к столу берите пеналы и приступайте к работе.

Дети выкладывают из цветных квадратов звукобуквенный анализ.

Педагог: Какие вы все молодцы, справились, но первым справился (имя

ребенка) и он подойдет к доске и сделает на ней анализ слова.

Один ребенок выходит к доске и выполняет анализ.

Педагог: Сколько слогов в этом слове?

Дети: два

Педагог:Сколько звуков в этом слове?

Дети: Четыре

Педагог: назовите первый звук, второй, третий, четвертый.

Педагог: Сколько гласных?

Дети: два

Педагог: Назовите их

Дети: У,А

Педагог: Сколько согласных?

Дети: Два

Педагог: Назовите их

Дети: Л,Н

Педагог: первый звук каким цветом обозначили?

Дети: Синим, потому что звук Л-согласный, твердый

Педагог: Второй звук каким цветом обозначили?

Дети: Красным. Звук У-гласный

Педагог: третий звук каким цветом обозначили?

Дети: Синим, потому что звук Н-согласный, твердый

Педагог: Четвертый звук каким цветом обозначили?

Дети: Красным. Звук А-гласный

Педагог: Молодцы! Справились и с эти не простым заданием! Ну что ловим

дальше снежинку?

Дети: Да!

Дети ловят следующую снежинку.

Педагог читает задание: из чего состоят предложения?

Дети: Из слов

Следующий слайд (9 слайд)

Педагог: Слова задают вам вопрос. Какие бывают слова?

Дети: длинные и короткие

Педагог предлагает детям поделить слова показанные на доске на слоги и

узнать какие это слова длинные или короткие.

Ёлка (слайд 10), Снеговик (слайд 11), Гирлянда (слайд12).

Педагог: Отлично ребята. А давайте теперь вы придумаете по одному слову и

мы с вами.

Дети придумывают по одному слову и определяют короткое оно или длинное.

Педагог: Молодцы. Ловим следующую снежинку?

Дети Ловят следующую снежинку.(13 слайд)

Педагог: Мы попали на улицу «Предложения» (14 слайд) И жители этой улицы

спрашивают у вас: «Какие бывают предложения?»

Дети :длинные и короткие

Педагог предлагает рассмотреть на экране картинку по теме «Зима»

(15Слайд) и просит детей составить по ней предложения -длинное и короткое.

Дети составляют предложения.

Педагог: дети, вы справились и с этим заданием. Ловим следующую снежинку.

Дети ловят следующую снежинку.(16 слайд)

(17 слайд) картинка с детьми, которые катаются на лыжах

Педагог: катаются зима дети лыжи на. Ребята, вы поняли что я сказала?

Дети: нет

Педагог: я сказала слова, которые не связанны между собой. Эти слова нужно

поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете как правильно сказать?

Дети: Зимой дети катаются на лыжах (18 слайд).

Педагог: Ребята, сколько слов в этом предложении?

Дети: Пять слов.

Педагог: Какое это предложение длинное или короткое?

Дети: Длинное

Педагог: Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое.

Педагог: Какие вы умницы, а теперь вы должны составить схему предложения.

Пройдите к столу возьмите листок бумаги и баночку краски, и нарисуйте

пальчиком схему предложения.

Дети рисуют схему.

Педагог: Как замечательно у вас получилось, а самым первым был (имя

ребенка) и он пройдет к доске и на ней начертит эту же схему.

Ребенок проходит к доске и чертит схему на ней.

Педагог: Замечательно! Ловим следующую снежинку?

Дети :Да.

(19 слайд).

Педагог: А на снежинки теперь не задание, а игра которая называется «Скажи

наоборот». Хотите поиграть?

Дети: Да.

Педагог: проходите на ковер и становитесь полукругом. Условия игры таковы: я

бросаю вам мяч и называю слово, а вы должны бросить мне мяч обратно и

назвать слово с противоположным действием, например: день-ночь, горячо-

холодно,мокро-сухо, большой-маленький, делеко-близко и т.д.

Происходят действия игры (2 раза)

Педагог: ну что продолжим наше путешествие?

Дети :Да.

Педагог: Ребята, а какой праздник к нам к нам идет?

Дети: Новый год!

Педагог: Как вы думаете без чего не наступит это праздник?

Дети: ответы детей

Педагог: А вы видели елку в королевстве Грамматики?

Дети: Нет

Педагог: и я не видела. Давайте ее поищем?

Дети с педагогом ищут елку.

(20 слайд)На слайде изображение елки и елочных шаров со звуками

Педагог: Ребята, вот она. Но елочка то не украшена! Как же она на празднике

будет без украшений? Давайте мы ее украсим! Обратите внимание что украшать

мы будем шарами со звуками, и посмотрите в место звезды на макушке у елки

тоже звук. Какой звук у елки на макушке?

Дети: И

Педагог: Мы должны украсить елку шарами и прочитать открытый слог (он

заканчивается на гласную) и закрытый слог (он заканчивается на согласный

звук)

Дети подходят к доске и выбирают шар с согласным звуком, вешают шар и

читают слог (открытый и закрытый).

Педагог: Вы справились! Молодцы! Знаете, мне показалось, что во время

нашего путешествия за нами кто то следил.

Заходит королева Грамматики.

Королева Грамматики: Здравствуйте, дорогие ребята! Я –королева

Грамматики. И я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое

волшебное зеркало и с нетерпением ждала встречи с вами. Какие же вы умелые,

сообразительные! Вы все выполнили верно! Невозможно объехать все мое

королевство, но то что вы уже знаете, меня очень радует! И за это я вам

приготовила угощения.

Королева раздает детям угощения.

Педагог: Какие чудесные подарки! Ребята, а давайте и мы сделаем подарок для

королевы и нарисуем ей новогоднюю открытку со снежинками.

(21 слайд) Открывается картинка и дети по очереди на ней рисуют снежинки.

Королева Грамматики: Спасибо вам ребята! Я не прощаюсь, а говорю до

свидания!

Королева Грамматики уходит.

Педагог: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрывайте свои

глазки, покидаем нашу сказку (убираются макеты букв). Открывайте свои свои

глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог: Мне понравилось путешествие, а вам? Что вам понравилось больше

всего? Вы хотите еще в ней побывать?

Ответы детей.

Педагог: Спасибо вам большое. До свидания.



В раздел образования