Автор: Денисова Александра Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: открытое занятие
Тема: Занятие по обучению элементам грамоты. "Путешествие в королевство Грамматики".
Раздел: дошкольное образование
Занятие по обучению элементам грамоты.
«Путешествие в королевство Грамматики».
Тема: «Путешествие в королевство Грамматики»
Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений;
различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять их место в
слове.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить
их на твердые и мягкие.
- продолжать учить составлять схему предложения, указывать
последовательность слов в предложении.
Развивающие:
-развивать связную речь, внимание , мышление, память
- формировать грамматический строй речи
-развивать общую и мелкую моторику
- развивать слуховое внимание
-развивать зрительное восприятие
Материал: интерактивная доска, лист бумаги на каждого ребенка, пальчиковые
краски, пеналы для звукобуквенного анализа, мяч.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в королевство
Грамматики. Как вы думаете кто живет в этом королевстве?
Дети: ответы детей (буквы, звуки, слова, предложения)
Педагог: молодцы. Ребята, хотите попутешествовать? Тогда закрываем детки
глазки-попадем сейчас мы в сказку (выставляют макеты букв). Открывайте свои
глазки. Мы попали с вами в сказку. (1 слайд на экране). Посмотрите какое
красивое королевство. И нас с вами встречают его жители. А как вы думаете
есть ли в этом королевстве королева?
Дети: ответы детей.
(2 слайд на экране)
Педагог: Ребята посмотрите что это?
Дети: снегопад
Педагог: Посмотрите какой он красивый. Вы знаете, а он волшебный. Каждая
снежинка заколдована и на ней есть задания. Давайте их выполним, может тогда
мы встретим королеву?
Дети на экране ловят первую снежинку (3 слайд)
Читают задание
Педагог: Из чего состоит слово?
Дети: слоги, звуки, буквы
Педагог: Молодцы. Слоги и звуки живут на улице «Звукоградик»(4 слайд). Они
хотят с вами поиграть и спрашивают какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные
Педагог: А чем отличаются гласные от согласных?
Дети: Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преград.
Согласные звуки-шипят, сопят, кряхтят, рычат.
Открывается следующий слайд (5 слайд) на котором три домика (с красной
крышей, синей и зеленой).
Педагог: ребята, все звуки разыгрались и забыли, кто в каком домике живет.
Помогите им.
Дети: дети по очереди подходят к доске выбирают звук и селят в
соответствующий дом.
Педагог: Ребята, вы отлично справились и с этим задание. Ну что, поймаем еще
одну снежинку?
Дети ловят следующую снежинку.(6 слайд)
Педагог: А в этом задании нам нужно сделать анализ слова. А что это за слово
вы узнаете, если отгадаете загадку.
(7 слайд) Загадка: А на небе чудеса!
Расплывались облака,
И плывет головка сыра,
Под названием …. ЛУНА (8 слайд)
Педагог: Умницы! Вы отгадали. Теперь давайте сделаем звукобуквенный
анализ этого слова. Проходите к столу берите пеналы и приступайте к работе.
Дети выкладывают из цветных квадратов звукобуквенный анализ.
Педагог: Какие вы все молодцы, справились, но первым справился (имя
ребенка) и он подойдет к доске и сделает на ней анализ слова.
Один ребенок выходит к доске и выполняет анализ.
Педагог: Сколько слогов в этом слове?
Дети: два
Педагог:Сколько звуков в этом слове?
Дети: Четыре
Педагог: назовите первый звук, второй, третий, четвертый.
Педагог: Сколько гласных?
Дети: два
Педагог: Назовите их
Дети: У,А
Педагог: Сколько согласных?
Дети: Два
Педагог: Назовите их
Дети: Л,Н
Педагог: первый звук каким цветом обозначили?
Дети: Синим, потому что звук Л-согласный, твердый
Педагог: Второй звук каким цветом обозначили?
Дети: Красным. Звук У-гласный
Педагог: третий звук каким цветом обозначили?
Дети: Синим, потому что звук Н-согласный, твердый
Педагог: Четвертый звук каким цветом обозначили?
Дети: Красным. Звук А-гласный
Педагог: Молодцы! Справились и с эти не простым заданием! Ну что ловим
дальше снежинку?
Дети: Да!
Дети ловят следующую снежинку.
Педагог читает задание: из чего состоят предложения?
Дети: Из слов
Следующий слайд (9 слайд)
Педагог: Слова задают вам вопрос. Какие бывают слова?
Дети: длинные и короткие
Педагог предлагает детям поделить слова показанные на доске на слоги и
узнать какие это слова длинные или короткие.
Ёлка (слайд 10), Снеговик (слайд 11), Гирлянда (слайд12).
Педагог: Отлично ребята. А давайте теперь вы придумаете по одному слову и
мы с вами.
Дети придумывают по одному слову и определяют короткое оно или длинное.
Педагог: Молодцы. Ловим следующую снежинку?
Дети Ловят следующую снежинку.(13 слайд)
Педагог: Мы попали на улицу «Предложения» (14 слайд) И жители этой улицы
спрашивают у вас: «Какие бывают предложения?»
Дети :длинные и короткие
Педагог предлагает рассмотреть на экране картинку по теме «Зима»
(15Слайд) и просит детей составить по ней предложения -длинное и короткое.
Дети составляют предложения.
Педагог: дети, вы справились и с этим заданием. Ловим следующую снежинку.
Дети ловят следующую снежинку.(16 слайд)
(17 слайд) картинка с детьми, которые катаются на лыжах
Педагог: катаются зима дети лыжи на. Ребята, вы поняли что я сказала?
Дети: нет
Педагог: я сказала слова, которые не связанны между собой. Эти слова нужно
поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете как правильно сказать?
Дети: Зимой дети катаются на лыжах (18 слайд).
Педагог: Ребята, сколько слов в этом предложении?
Дети: Пять слов.
Педагог: Какое это предложение длинное или короткое?
Дети: Длинное
Педагог: Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое.
Педагог: Какие вы умницы, а теперь вы должны составить схему предложения.
Пройдите к столу возьмите листок бумаги и баночку краски, и нарисуйте
пальчиком схему предложения.
Дети рисуют схему.
Педагог: Как замечательно у вас получилось, а самым первым был (имя
ребенка) и он пройдет к доске и на ней начертит эту же схему.
Ребенок проходит к доске и чертит схему на ней.
Педагог: Замечательно! Ловим следующую снежинку?
Дети :Да.
(19 слайд).
Педагог: А на снежинки теперь не задание, а игра которая называется «Скажи
наоборот». Хотите поиграть?
Дети: Да.
Педагог: проходите на ковер и становитесь полукругом. Условия игры таковы: я
бросаю вам мяч и называю слово, а вы должны бросить мне мяч обратно и
назвать слово с противоположным действием, например: день-ночь, горячо-
холодно,мокро-сухо, большой-маленький, делеко-близко и т.д.
Происходят действия игры (2 раза)
Педагог: ну что продолжим наше путешествие?
Дети :Да.
Педагог: Ребята, а какой праздник к нам к нам идет?
Дети: Новый год!
Педагог: Как вы думаете без чего не наступит это праздник?
Дети: ответы детей
Педагог: А вы видели елку в королевстве Грамматики?
Дети: Нет
Педагог: и я не видела. Давайте ее поищем?
Дети с педагогом ищут елку.
(20 слайд)На слайде изображение елки и елочных шаров со звуками
Педагог: Ребята, вот она. Но елочка то не украшена! Как же она на празднике
будет без украшений? Давайте мы ее украсим! Обратите внимание что украшать
мы будем шарами со звуками, и посмотрите в место звезды на макушке у елки
тоже звук. Какой звук у елки на макушке?
Дети: И
Педагог: Мы должны украсить елку шарами и прочитать открытый слог (он
заканчивается на гласную) и закрытый слог (он заканчивается на согласный
звук)
Дети подходят к доске и выбирают шар с согласным звуком, вешают шар и
читают слог (открытый и закрытый).
Педагог: Вы справились! Молодцы! Знаете, мне показалось, что во время
нашего путешествия за нами кто то следил.
Заходит королева Грамматики.
Королева Грамматики: Здравствуйте, дорогие ребята! Я –королева
Грамматики. И я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое
волшебное зеркало и с нетерпением ждала встречи с вами. Какие же вы умелые,
сообразительные! Вы все выполнили верно! Невозможно объехать все мое
королевство, но то что вы уже знаете, меня очень радует! И за это я вам
приготовила угощения.
Королева раздает детям угощения.
Педагог: Какие чудесные подарки! Ребята, а давайте и мы сделаем подарок для
королевы и нарисуем ей новогоднюю открытку со снежинками.
(21 слайд) Открывается картинка и дети по очереди на ней рисуют снежинки.
Королева Грамматики: Спасибо вам ребята! Я не прощаюсь, а говорю до
свидания!
Королева Грамматики уходит.
Педагог: А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрывайте свои
глазки, покидаем нашу сказку (убираются макеты букв). Открывайте свои свои
глазки, вы теперь уже не в сказке.
Педагог: Мне понравилось путешествие, а вам? Что вам понравилось больше
всего? Вы хотите еще в ней побывать?
Ответы детей.
Педагог: Спасибо вам большое. До свидания.