Напоминание

"Информационная культура педагога как условие обеспечения современной образовательной среды"


Автор: Баркова Кристина Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: "Информационная культура педагога как условие обеспечения современной образовательной среды"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Баркова Кристина Ивановна,

методист

МБУ ДО «ЦВР» г. Норильск

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Развитие системы образования, не может быть в стороне от изменений, происходящих

в обществе.

Преобразования

в экономической,

социальной

и культурной

жизни

нашей

страны,

связаны

с повсеместным

использованием

информационных

технологий.

В современном обществе информация становится катализатором социализации человека,

основной

движущей

силой

технического

и экономического

прогресса.

Человечество

переживает трудный процесс перехода из многовековой индустриальной эпохи, в новую

научно-техническую

фазу

своего

развития.

Наблюдаемый

процесс

перехода

общества

к качественно новой эпохе, назван учеными информационным обществом.

Информатизация

образования

рассматривается

как

система

пронизывающая

все

сферы

деятельности

человека,

составляющая

фундамент

информационного

общества.

Требования

сегодняшнего

дня

таковы,

что

каждый

гражданин,

должен

иметь

высокий

уровень

общеобразовательной

подготовки,

информационной

культуры,

обладать

профессиональными

навыками

и

способностью

принимать

самостоятельные

решения.

Решение всех этих задач ложится на плечи учителей, педагогов и воспитателей.

Процесс

обучения

в современном

обществе

немыслим

без

использования

современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в ранг

государственной

политики

России

возведена

проблема

формирования

единой

информационно-образовательной среды, связанная с модернизацией системы образования,

которая способна подготовить человека к жизни в новых условиях современности. Основной

целью является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное

использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий

для

поэтапного

перехода

к новому

уровню

образования

на

основе

информационно-

коммуникационных технологий. Для успешного внедрения технологий, которые способны

повысить

качество

образовательного

процесса,

необходимо

развивать

информационную

культуру всех участников образовательного процесса, и в частности педагогов. Что же такое

«Информационная культура»?

Специалисты

отмечают,

что

информационная

культура

на

уровне

общества

проявилась в пяти информационных революциях:

открытие языка;

находка письменности;

основание книгопечатания;

изобретение электричества;

применения компьютерных технологий.

В

настоящее

время

информационную

культуру

все

чаще

трактуют

как

особый

феномен информационного общества.

Информационная

культура

личности

одна

из

составляющих

общей

культуры

человека,

совокупность

информационного

мировоззрения

и

системы

знаний

и

умений,

обеспечивающих

целенаправленную

самостоятельную

деятельность

по

оптимальному

удовлетворению

индивидуальных

информационных

потребностей

с

использованием

как

традиционных, так и информационных технологий.

В современных

условиях

процесс

формирования

информационной

культуры

стал

новой основой образования. Информационная культура педагога становится фактором его

профессионального

развития

и условием

обеспечения

современности

образовательной

среды.

Сегодня

эффективно

действующим

оказывается

педагог,

реагирующий

на

новые

с о ц и а л ь н ы е

ож и д а н и я ,

м о б и л ь н ы й ,

с п о с о б н ы й

к

т в о рч е с ком у

р о с ту

и

1

профессиональному самосовершенствованию,

к созданию

и эффективному

использованию

в учебном процессе методического обеспечения нового поколения, обладающий высоким

уровнем информационной культуры.

Информационная культура педагога складывается сообразно его информационным

потребностям, в определенной информационной среде и проявляется в информационном

поведении.

Выделяют

следующие

критерии

информационной

культуры:

умение

адекватно

формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной

информации

во

всей

совокупности

информационных

ресурсов,

адекватно

отбирать

и

оценивать

информацию,

перерабатывать

и

создавать

качественно

новую,

вести

индивидуальные

информационно

-

поисковые

системы,

а

также

способность

к

информационному общению и компьютерную грамотность.

Формирование информационной культуры педагога предполагает создание у него

определенного

мировоззрения,

владение

им

системой

знаний,

навыков

и

умений,

помогающих

осуществлять

педагогическую

деятельность

с

использованием

информационных технологий, для чего ему требуется, как было сказано выше, определенная

информационная среда.

Методическая служба Центра внешкольной работы создает единое информационное

пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической

документации,

концентрирует

ценный

опыт

достижений

в

образовательной

практике;

организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития

Центра.

Информационная

подсистема

функционирует

на

базе

методического

кабинета,

который

отбирает,

систематизирует

информацию,

организует

оперативное

ознакомление

педагогов дополнительного образования (родителей, общественность, учащихся) с научно-

методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создает банки

данных,

организует

своевременное

поступление

необходимой

информации,

сообщает

о

новых поступлениях.

Созданы и непрерывно пополняются банки нормативно-правовой, статистической,

информационно-аналитической, методической, аудиовизуальной информации, необходимой

для эффективного осуществления всех направлений деятельности Центра, что позволяет

педагогам всегда владеть актуальной информацией по интересующему их вопросу.

С

целью

формирования

единой

информационно-образовательной

среды

Центра

внешкольной

работы

и

внедрения

информационно-коммуникационных

технологий

в

образовательный

процесс

в

2016

году

была

создана

программа

информатизации

«Инфосфера».

Мероприятия

программы

направлены

на

разные

сферы

деятельности

учреждения,

в

частности

на

развитие

кадрового

и

информационного

ресурсов

информатизации. Цель

данного

направления:

создание

условий

для

формирования

компетенций у участников образовательного процесса в сфере ИКТ, выявление затруднений

педагогов в вопросах применения ИКТ в образовательном процессе, внедрение современных

информационных

технологий

в

учебно-воспитательный

процесс

и

культурно-массовую

работу учреждения, так как информатизация образования невозможна без соответствующей

подготовки педагогических кадров.

К

данному

направлению

работы

относится:

накопление

и

систематизация

информационных материалов, внедрение ИКТ в образовательный процесс (на занятиях,

методических и культурно-досуговых мероприятиях), участие в мероприятиях различного

уровня с использованием ИКТ, посещение ГМО и мастер-классов по ИКТ, использование

ИКТ для систематизации и распространения передового педагогического опыта, разработка и

проведение практикумов по ИКТ.

Практикумы по информационным технологиям в Центре проводятся с 2013 года. Их

основная

цель

сформировать

у педагогических

работников

систему

знаний,

умений

и навыков

в области

использования

информационных

и коммуникационных

технологий

в обучении и образовании, составляющие основу информационной культуры педагога.

2

Педагоги выбирают наиболее интересные для себя темы, по которым чувствуют

необходимость повысить знания или практические умения.

Так, осваивая практикум на тему «Компьютерные технологии в деятельности педагога

дополнительного

образования»,

педагоги

знакомились

с особенностями поиска ресурсов

образовательного

назначения

в

сети

Интернет,

спецификой

поисковых

запросов

и

почтовыми клиентами, совершенствовали умения работы в пакете программ Microsoft Office.

По итогам практикумов проводилось анкетирование с целью выявить интересующие

для дальнейшего изучения темы.

Тема: «Основы компьютерной графики в деятельности педагога дополнительного

образования» позволила вспомнить синтаксические основы построения запросов поиска

данных в сети интернет и освоить основы создания многослойных изображений в программе

Adobe Photoshop.

Далее

педагоги

углубляли

знания

по

созданию

многослойных

изображений

в

программе Adobe Photoshop для их использования в программе Microsoft Office PowerPoint и

осваивали

приемы

подготовки

наглядных

средств

и

учебно-методических

материалов

в

программе Microsoft Power Point.

В

перспективе

у

нас

знакомство

с

видеоредакторами

и

создание

тематических

роликов.

Педагоги

Центра

активно

посещали

практикумы

и

успешно

используют

информационные

технологии

при

решении

педагогических

задач,

которые

ставят

для

достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве

средств,

на

которые

опираются

информационные

технологии.

С

их

помощью

педагоги

планируют последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели.

Каждый информационно культурный педагог умеет организовать поиск информации,

необходимой для решения задачи, из множества источников. Кроме этого умеет работать с

отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять

в

виде,

понятном

педагогическому

сообществу.

Умеет

общаться

с

другими

людьми

с

помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном

понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Можно сказать, что информационная

культура

педагогов

это

умение

использовать соответствующим

образом

весь

набор

информационных технологий в своей деятельности.

Так

информационные

потребности

педагогов

мотивируют

создавать

такую

информационную

среду,

которая

позволяет

формировать

их

активное

информационное

поведение,

что

является

одним

из

основных

показателей современной

образовательной

среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Атаян

А.М.,

Дидактические

основы

формирования

информационной

культуры

личности

в

условиях

информатизации

общества.

Автореф.

дис.

канд.

пед.

наук.

Владикавказ, 2001 г.

2.

Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и

моделирование

содержания

учебной

дисциплины

/

Н.И.

Гендина,

Н.И.

Колкова,

Г.А.

Стародубова, Ю.В.Уленко - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

2006.

3.

Хурум Р.Ю., Формирование информационной культуры педагога, Научный журнал

КубГАУ, №26(2), февраль 2007 года

3



В раздел образования