Напоминание

"Современные проблемы школьного образования в малокомплектной сельской школе"


Автор: Сырхаева Аврора Каурбековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Фарн РСО-Алания
Населённый пункт: Республика Северная Осетия-Алания, город Беслан
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные проблемы школьного образования в малокомплектной сельской школе"
Раздел: среднее образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ.

Нет школы – не будет и села. Эти слова сегодня, когда сельская школа, особенно

малочисленная, находится в непростых условиях жесткой экономии бюджетных средств и

реструктуризации образовательной сети, особенно актуальны. С изменением общества

меняется и школа. Новые условия быта и экономики не могут не повлиять на

современную сельскую школу, которая помимо образовательных функций, выполняет и

роль культурного центра на селе.

Нельзя не отметить, что ребенок, выросший в сельской местности, отличается от

своего городского сверстника. Из-за привлечения к работе по хозяйству уже с малых лет,

сельские дети становятся более приспособленными к жизни. Но отличаются они от

городских детей и уровнем образования. По статистике в первый класс дети приходят с

достаточно низкой подготовкой, в то время как подавляющее большинство городских

первоклашек уже умеют читать и считать. Городской житель имеет возможность обучить

своего малыша, уделить данному вопросу больше времени и внимания. Сельские семьи в

большинстве имеют достаток ниже среднего, поэтому не могут себе позволить в полной

мере обеспечивать ребенка или детей всем необходимым для полноценного обучения и

развития. В некоторые городские школы детей зачисляют в первый класс после

вступительного экзамена, к которому нужно серьезно подготовиться. В сельскую же

школу возьмут любого ребенка, даже если обнаружат отклонения в развитии.

Важными факторами, определяющими перспективу школы, являются

демографические процессы. Благодаря государственной программе поддержки

многодетных семей в последние годы стало обычным делом рождение третьего,

четвёртого ребёнка Наполняемость классов в селе сейчас колеблется от 3 до 15 человек.

Поэтому первая наиважнейшая специфическая функция сельской школы — воспитывать в

детях готовность и способность оставаться сельскими жителями.

По Республике Северная Осетия –Алания доля сельских малокомплектных школ

составляет 35 процентов. Учащиеся сельских школ республики показывают результаты

стабильно на 10-15 % ниже, чем в основном по республик. Для преодоления разрыва в

образовательных возможностях и достижениях обучающихся, обусловленных социально-

экономическими, территориальными факторами и сложностью контингента, создаются

необходимые условия за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ.

Но главное для любой школы — это прежде всего кадры. Министерство образования

Северной Осетии неоднократно озвучивало в качестве одной из главных проблем дефицит

учительских кадров, и не только в сельской местности. В отдаленных горных районах

попросту некому обучать детей. Дефицит кадров чувствуется и по мере старения

учителей – доля пенсионеров очень высока. Если раньше молодые педагоги приезжали по

распределению в село, создавали семьи и оставались там жить, то сейчас этого нет.

В республике проводятся мероприятия по возвращению к программе целевой

подготовки кадров, создаются условия для работы и проживания молодых педагогов в

сельской и горной местности. Это может возродить преемственность поколений между

молодыми учителями и уходящими пенсионерами. Другая проблема в том, что желающих

учиться на преподавателя математики и физики нет. Даже если ученик хорошо владеет

математикой, то он предпочитает идти в технический вуз, а не в педагогический. С

главами районов республики была отработана целевая подготовка специалистов, но это в

основном дошкольные педагоги, учителя начальных классов.

Президент России Владимир Путин во время своего послания Федеральному

собранию анонсировал появление программы «Земский учитель». Ее старт намечен

на 2020 год. Главной целью является обеспечение школы сел и малых городов

преподавателями. По его мнению, это привлечет учителей в села, но вот заставит ли их

закрепиться на месте, уверенности нет.

В сельских школах чаще, чем в городских школах, встречаются дети, родители

которых имеют социально неустойчивое положение. Этот фактор не всегда положительно

влияет на формирование личностных качеств. К сожалению, во многих сельских школах

нашей республики нет ставки педагога-психолога. Этот специалист мог бы существенно

помочь в работе с детьми с учетом их психофизиологических и личностных

возможностей.

По словам министра образования республики, главная проблема школ Северной

Осетии - это серьезный износ. В селах педагоги работают в сложных условиях. Например,

бывшей казачьей станице Змейской здание школы находится практически в аварийном

состоянии. Это бывший дом сельского священника, к которому делались пристройки.

Но старая мебель цела, проигрыватель пластинок работает, библиотека укомплектована.

Так бережно относятся педагоги и ученики к своей старой школе.

В 2018 году в селе Сурх-Дигора и в селе Эльхотово Республики Северная Осетия

открыли новые школы на 360 мест, где имеются все условия для инклюзивного

образования.. Новые школы были построены в рамках реализации подпрограммы

«Социально-экономическое развитие РСО-Алания на 2016-2025 годы» государственной

программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025

года.

В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства

республики от 17 января 2017 года «О Перечне мероприятий Республики Северная

Осетия-Алания по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в

сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом» из

федерального бюджета республика получила средства на создание в школах сельской

местности условий для занятий физкультурой и спортом. Они были направлены на

ремонты спортзалов в сельских школах Северной Осетии, оснащение их спортивным

инвентарём и создание школьных спортивных клубов.

Наша школа похожа на большую семью, в которой роль родителей выполняют

педагоги. Воспитательная работа в малокомплектной школе играет очень важную роль.

Учитель может контролировать каждого ученика, отслеживая возникающие в процессе

обучения проблемы. Есть возможность работать с учащимися индивидуально.

Формируется личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, который

способен давать отличные результаты. Я столкнулась в сельской школе с

специфическими трудностями, обусловленными именно небольшим количеством

учеников. Например, задействовать закономерность взаимообучения здесь не получается,

так в классах обязательно должны быть сильные ученики. Но родители стараются своих

способных детей устраивать в городскую школу, несмотря на транспортные неудобства.

Этот пробел невозможно восполнить. Хотя 7% учащихся в школе составляют дети,

проживающие вне села, что подтверждает позитивное отношение к сельской школе.

Дифференцировать учеников по классам и способностям здесь тоже нельзя. Уровень

учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные

интересы их развиты гораздо слабее и соответственно успеваемость ниже. От педагогов,

безусловно, зависит качество образования детей. Мы активно готовим их к предметным

олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям. Значительно повышает

эффективность учебного процесса использование компьютерной техники за счет экономии

времени. Новые методы обучения способствуют сохранению работоспособности детей,

помогают формировать направленное внимание учащихся, без которого правильное

восприятие и понимание изучаемого материала невозможно.

Таким образом, надо стремиться к тому, чтобы в сельской школе было интересно

учиться, а по уровню знаний сельские школьники не уступали бы городским.



В раздел образования