Напоминание

"Взаимодействие участников педагогического процесса ДОУ и городской библиотеки"


Автор: Парсиева Марина Давидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№176 "Маленькая страна"
Населённый пункт: г.Владикавказ,республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие участников педагогического процесса ДОУ и городской библиотеки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и

городской библиотеки

На каждое произведение мы должны смотреть

как на окно, через которое мы можем показать

ту или иную сторону нашей жизни.

К. Д. Ушинский

Наш

детский

сад

уделяет

большое

внимание

социально-коммуникативному

развитию

детей.

Наша образовательная организация – это открытая социальная система, активно

взаимодействующая

с

разнообразными

социальными

партнёрами:

родителями

воспитанников,

школой,

музеями,

театрами,

МЧС,

с

Центром

дневного

пребывания

граждан пожилого возраста и инвалидов, спортивными учреждениями, библиотекой и др.

Данная

форма

работы

способствует

более

тесному

контакту

всех

участников

взаимодействия,

детско-взрослого

сообщества,

в

результате

чего

у

дошкольников

развиваются

эмоционально-нравственные

качества,

формируются

морально-этические

нормы поведения, позитивные взаимодействия с окружающими.

Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в

социализации ребёнка и ориентации его на постижение основных ценностей культуры,

что является основой гармонично развитой личности.

В

век

технического

прогресса

и

информационных

технологий,

чтение

художественной

литературы

и

работа

с

книгой

отошли

на

второй

план.

А

ведь

художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Она

открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений.

Вопросы

формирования

у детей

интереса

к художественной

литературе

требуют

повышенного внимания. Именно это побудило нас к поиску наиболее интересных форм

работы с художественными произведениями.

Проанализировав

всё,

мы

решили

выбрать

для

себя

направление

педагогической

деятельности

по

формированию

социальной

компетентности

через

знакомство

с художественными произведениями.

Социальная

компетентность

ребёнка —

это

уровень

адаптации

к социальным

предписаниям, которые ему предъявляет общество. Герои книг задают образцы поступков

и являются носителями норм и правил, принятых в обществе. Поступки главных героев

книг

учат

детей

общаться

между

собой,

с взрослыми,

что

обеспечивает

ребенку

благоприятные условия для социального развития. А совместная деятельность во время

прослушивания, чтения, рассматривания, инсценировки знакомых произведений развивает

у детей

чувство

эмпатии,

эмоциональной

общности

с другими

людьми,

что

является

фундаментом,

на

котором

строятся

нравственное

отношение

ребенка

к окружающим

людям. В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того,

как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию на

наш взгляд можно лучше всего через социальное партнерство с библиотекой.

Целью нашего сотрудничества является — формирование социальной компетентности

детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с художественной

литературой.

Реализация данного сотрудничества предусматривает взаимодействие педагогов, детей,

семейной общественности и сотрудников городской библиотеки.

С чего же начиналась работа? Однажды к нам в гости пожаловала Королева книг, она

рассказала об истории появлении книг, о том, что можно узнать из них. Рассказала

Королева и о «книжкином» доме. Ведь многие дети были уверены в том, что все книги

живут в магазине. И поэтому мы решили посетить настоящий «Книжкин дом». Видя

восторг детей и их родителей, которые сопровождали нас, от посещения библиотеки, было

принято решение запланировать систематические экскурсионные мероприятия 1- 2 раза

в месяц. Сотрудники библиотеки в этом нас полностью поддержали.

После чего было проведено анкетирование для родителей, по результатам которого мы

утвердились в необходимости партнерского сотрудничества с данным учреждением.

В ходе совместной работы выяснилось, что нет четкой системы организации во

взаимодействии с библиотекой. Мероприятия проводились хаотично, спонтанно. Для

решения этих проблем была изучена научно-методическая литература, получена

консультация юриста. В результате чего составлены и подписаны соответствующие

нормативные документы, которые призваны фиксировать юридические рамки

партнёрства:

1.

Договор о творческом сотрудничестве между ДОУ и библиотекой;

2.

План совместных мероприятий на год.

Задачи нами были поставлены по 4 направлениям деятельности:

1.По направлению работы с детьми:

1.1

Расширять представление об окружающем мире через знакомство

с художественными произведениями и рассматривание иллюстраций в книгах.

1.2

Способствовать актуализации полученных знаний, умений и навыков

в практическом взаимодействии с окружающими.

1.3

Расширять возможности для формирования собственного жизненного опыта

общения.

2.По направлению работы с семьёй:

2.1

Привлекать родителей к совместной деятельности по развитию у детей

коммуникативных способностей, самостоятельности, творчества.

2.2

Способствовать участию родителей в возрождении семейных традиций.

2.3

Создавать условия для приобретения родителями нового опыта конструирования

собственного поведения, транслирующего детям свои знания, установки

и ценности.

3.По направлению работы с социальным партнёром:

3.1

Привлечь городские библиотечные фонды и ресурсы для повышения усвоения

социальной информации у детей.

3.2

Способствовать развитию потребности детей и семей воспитанников в общении

с книгой в специально организованной социокультурной среде (библиотеке).

4.По направлению работы с педагогами:

4.1

Познакомить с формами и методами работы использования художественной

литературы для формирования социальной компетентности дошкольника.

4.2

Совместно с педагогами и специалистами оснастить социально — культурную

среду в ДОУ по работе с книгой.

Каждое направление подразумевало определенную систему работы.

Перед нами стояла задача — так выстроить свою деятельность, чтобы не упустить ни один

из пунктов по каждому разделу, чтобы задействовать всех участников данного

сотрудничества.

Поэтому были разработаны следующие принципы:

1.

Системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми

проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний

в совместной деятельности).

2.

Наглядно–образный принцип (организация «Буккросинга» в холле детского сада,

оформление тематических выставок книг и рисунков детей)

3.

Интеграции.

4.

Игровой принцип (закрепление информации через игровую деятельность).

5.

Сотрудничества (тесное взаимодействие с семьей).

6.

Принцип позитивного взаимодействия с социальным партнёром — библиотекой.

Свою работу мы старались наладить параллельно реализации образовательной программы

нашего ДОУ.

Практически к каждому мероприятию библиотекарь оформляет выставку книг по

определенной теме и знакомит детей с ней.

Такой подход позволил не только закреплять и систематизировать программный материал,

но и углублять полученные знания, поддерживать высокий уровень мотивации в их

получении.

На сегодняшний день в ДОУ создана обменная библиотека буккроссинг «Вместе весело

читать», которую часто посещают и воспитатели с детьми, и родители с детьми, где они с

удовольствием обмениваются книгами.

Пополнились художественной литературой библиотеки в группах ДОУ. Мы заметили, что

дети стали больше интересоваться книгами, делиться впечатлениями. Все чаще

организовывают сюжетно-ролевую игру «Библиотека».

Систематически для родителей готовятся печатные консультации («Семейное чтение»;

«Что и как читать ребенку дома? » «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему

детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного

возраста»; «Воспитание будущего читателя»), памятки, рекомендации по приобщению

детей к книге. Для развития интереса к театральной деятельности родители помогают в

организации праздников, театральных постановок, выставок книг. Семьи воспитанников

теперь являются частыми гостями библиотеки.

Библиотека – это то место, где дошкольники могут взаимодействовать с аудиторией

различной возрастной категории. Так мероприятие «Здравствуй книга», проходившее в

сентябре месяце, объединило первоклассников и дошколят. А литературная акция «Лирика

Коста в массы» в октябре дала возможность дошкольникам поучаствовать наравне с

учащимися торгово- кулинарного техникума. В дефиле «Эко-мода», организованном на

базе городской библиотеки, посвященное году экологии в декабре, мы оказались самыми

юными участниками, среди учащихся средних школ.

Не забываем и о национальном фольклоре и традициях. Так во время празднования

Дня города, в сентябре месяце, наши ребята приняли участие в акции «Читающий

трамвай» совместно с Централизованной библиотечной системой г.Владикавказ.

Одним из красочных мероприятий стало празднование Старого Нового года в традициях

осетинского народа «Хадзаронтӕ». Ребята в карнавальных костюмах приехали в гости к

работникам библиотеки, читали стихи, пели песни на осетинском языке, исполняли

народные танцы. Чем заслужили угощения от сотрудников библиотеки.

К данной работе активно подключились и другие узкие специалисты ДОУ.

Музыкально-литературная гостиная «Зимушка-хрустальная» была подготовлена и

проведена в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, что дало возможность

детям прочувствовать красоту зимней природы через интеграцию видов искусств: музыки

и поэзии.

А педагог по изодеятельности Габуаевой В.В. организовала на базе библиотеки

персональную художественную выставку воспитанницы подготовительной группы

Парсиевой Амины.

Благодаря такому сотрудничеству на сегодняшний день мы наблюдаем следующие

результаты своей работы:

У детей формируются более глубокие знания о библиотеке (библиотечный фонд,

формуляр, букинист, абонементный и читательский зал, история рождения и

развития книги, художники-иллюстраторы книг и т.д.).

Дети стали выразительнее и красочнее читать стихи, речь детей становится более

чёткой, эмоциональной, увеличивается словарный запас детей, дети стали сами

сочинять сказки и загадки.

Воспитанники точнее передают образы персонажей при инсценировании и

драматизации: имитируют повадки, подражают голосам персонажей; дети

становятся более уверенные. Поэтому в развлекательных мероприятиях стали чаще

использовать театрализацию.

Конечно же на этом работа в данном направлении не закончена. Впереди еще много

интересных мероприятий по ранее намеченному плану.

Но самым важным достижением для нашего коллектива явилась разработка алгоритма

взаимодействия социокультурной организации с ДОУ.

В подготовительной группе педагоги стали использовать новую форму работы -

интервьюирование, которая используется детьми и дома в игре "Домашний микрофон".

Целью игры является умение строить логически правильные вопросы о прочитанном

произведении. Вопросы могут задавать как родители, так и дети.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, в письменном виде родители

рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно

детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по

привлечению детей к чтению в семье.

А итоги промежуточного анкетирования родителей показали, что проведённая работа

показала следующие результаты: способствует

В семьях возникла потребность в чтении книг;

Пополнилась домашняя библиотека;

Родители с детьми посещают "Семейные чтения" при библиотеке;

Повысился уровень развития речи детей;

Дети с родителями записались в библиотеку;

У детей появилось желание изготовлять самодельные книжки, интерес к

словотворчеству и стихосложению.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта —

детей, родителей, педагогов и городской библиотеки по формированию социальной

компетентности у детей старшего возраста мы смогли повысить уровень усвоения

социальной информации, что показывает данные промежуточного анкетирования, а

именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных

основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этических качествах.

Алгоритм действий

1

Задача.

Оказание помощи семье в социализации

ребёнка

2

Цель

Социализация через художественную

литературу

3

Анкетирование.

родители

4

Анализ по результатам анкетирования

необходимость расширения образовательного

пространства

5

Определение учреждения в зоне

близлежащего окружения

Знакомство с сотрудниками библиотеки

6

Обозначение взаимовыгодного

партнерства с администрацией

Повышение статус дошкольного обр., имиджа

ДОУ, потенциальные читатели, выполнение

плана, ресурс ( электронный и фонд)

7

Определение участников проекта

Педагоги, родители, сотрудники библиотеки,

дети

8

Изучение нормативно-правовой базы

« правила перевозки детей» Постановление

Правительства РФ № 652 от 30 июня 2018 года.

9

Составление договора о творческом

сотрудничестве

Договор с библиотекой от

1

0

Поиски авто транспорта

Привлечение родителей., управления

образования.

11

Составление плана совместных

мероприятий на учебный год;

План от

1

2

Привлечение родителей к партнерским

отношениям с образовательной

организацией

Походы в библиотеку, организация

буккроссинга и т.д.



В раздел образования