Напоминание

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики


Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической

теории и практики

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет

предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это

понятие.

Очень

часто

в

обыденном

сознании

творческие

способности

отождествляются

со

способностями

к

различным

видам

художественной

деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с

понятием

"творчество",

"творческая

деятельность".

Под

творческой

деятельностью

мы

понимаем

такую

деятельность

человека,

в

результате

которой

создается

нечто

новое

будь

это

предмет

внешнего

мира

или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,

отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в

любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни

действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.

Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность

заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее

созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует

творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение

бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов

или

действий.

В

основе

этого

вида

деятельности

лежат

творческие

способности.

Таким

образом,

в

самом

общем

виде

определение

творческих

способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это

индивидуальные

особенности

качества

человека,

которые

определяют

успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так

как

элемент

творчества

может

присутствовать

в

любом

виде

человеческой

деятельности,

то

справедливо

говорить

не

только

о

художественных творческих способностях, но и о технических творческих

способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных

творческих

способностей,

которые

необходимы

для

успешного

осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того

научная она, художественная, техническая и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И

вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор

открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-

щихся

этой

проблемы.

Многие

психологи

связывают

способности

к

творческой

деятельности,

прежде

всего

с

особенностями

мышления.

В

частности,

известный

американский

психолог

Гилфорд,

занимавшийся

проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям

свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие

таким

типом

мышления,

при

решении

какой-либо

проблемы

не

концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного

решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с

тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны

образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей

знают и используют только определенным образом, или формировать связи

между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления,

которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей

(в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи

(это

может

проявляться

в

ответах,

решениях,

несовпадающих

с

обще-

принятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или

придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук,

опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и

музыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько

понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении

символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной

задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на

части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6.

Способность

памяти

выдавать

нужную

информацию

в

нужную

минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её

проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся

системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-

даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-

ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос-

новываясь на широком историко-культурном материале (история философии,

социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие

универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече-

ской истории.

1.

Реализм

воображения

образное

схватывание

некоторой

существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного

объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её

в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –

способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне

альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно

создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают

свою

скрытую

в

обычных

ситуациях

сущность,

а

также

способность

проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих

условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик

творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских

задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один

из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие

способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-

ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз-

личие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют

творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные

компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии

творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В

психолого-педагогической

литературе

понятие

креативность

чаще

всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная

характеристика.

Многие

исследователи

определяют

креативность

через

свойства личности, ее способности.



В раздел образования