Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики
Раздел: дошкольное образование
Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической
теории и практики
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это
понятие.
Очень
часто
в
обыденном
сознании
творческие
способности
отождествляются
со
способностями
к
различным
видам
художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и
т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с
понятием
"творчество",
"творческая
деятельность".
Под
творческой
деятельностью
мы
понимаем
такую
деятельность
человека,
в
результате
которой
создается
нечто
новое
–
будь
это
предмет
внешнего
мира
или
построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,
отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в
любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни
действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.
Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность
заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее
созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует
творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение
бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов
или
действий.
В
основе
этого
вида
деятельности
лежат
творческие
способности.
Таким
образом,
в
самом
общем
виде
определение
творческих
способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это
индивидуальные
особенности
качества
человека,
которые
определяют
успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так
как
элемент
творчества
может
присутствовать
в
любом
виде
человеческой
деятельности,
то
справедливо
говорить
не
только
о
художественных творческих способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных
творческих
способностей,
которые
необходимы
для
успешного
осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того
научная она, художественная, техническая и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И
вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор
открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю-
щихся
этой
проблемы.
Многие
психологи
связывают
способности
к
творческой
деятельности,
прежде
всего
с
особенностями
мышления.
В
частности,
известный
американский
психолог
Гилфорд,
занимавшийся
проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям
свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие
таким
типом
мышления,
при
решении
какой-либо
проблемы
не
концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с
тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны
образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей
знают и используют только определенным образом, или формировать связи
между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления,
которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей
(в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи
(это
может
проявляться
в
ответах,
решениях,
несовпадающих
с
обще-
принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или
придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук,
опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и
музыкантов выделяет следующие творческие способности.
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько
понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на
части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6.
Способность
памяти
выдавать
нужную
информацию
в
нужную
минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её
проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся
системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю-
даемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-
ного замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос-
новываясь на широком историко-культурном материале (история философии,
социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие
универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече-
ской истории.
1.
Реализм
воображения
–
образное
схватывание
некоторой
существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного
объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её
в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно
создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают
свою
скрытую
в
обычных
ситуациях
сущность,
а
также
способность
проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих
условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик
творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских
задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один
из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие
способности.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав-
ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз-
личие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют
творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные
компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии
творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
В
психолого-педагогической
литературе
понятие
креативность
чаще
всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная
характеристика.
Многие
исследователи
определяют
креативность
через
свойства личности, ее способности.