Напоминание

Педагогические основы организации творческой игры дошкольников


Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические основы организации творческой игры дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические основы организации творческой

игр дошкольников

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-

педагогических

проблем

современности.

Созданы

всевозможные

игры,

направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование

сенсорного

аппарата,

однако

художественной

игре

воспитателями

традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за

недостаточного

профессионализма

самого

воспитателя,

или

формального

отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески

мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране,

поэтому

и

развитию

творческой

активности

детей

внимания

уделялось

крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением

педагогической

теории

и

практики.

Вместе

с

тем,

в

нашей

стране

проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития

детской

индивидуальности

в

творческих

играх.

Нередко

имели

место

и

дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия

обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и

обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Путь к развитию творчества – овладение навыками. Однако нельзя

думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом

развивать

его

творческие

способности.

Творческое

начало

пронизывает

процесс усвоения навыков.

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них

интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные

эмоции,

наблюдения

жизни

необходимо

дополнять

художественными

образами.

В

старшем

дошкольном

возрасте

книга,

картина

становится

важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально

воспримут

дети

эти

литературно-

художественные

образы,

как

глубоко

осознают

идею

произведения,

зависит

богатство

их

зам ысла,

изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо

развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель – во что играть,

что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить

обдумывать

предстоящую

игру,

подготавливать

нужный

материал.

Цель

является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.

Для

развития

творческой

активности

детей

необходимо

наличие

как

объективных, так и субъективных условий.

Объективные условия следующие:

а) источники различной художественной информации, обогащающие

переживания

детей,

занятия,

развлечения,

праздники

в

детском

саду,

многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;

б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою

деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид

художественной практики;

в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия,

его

соучастие,

проявляющееся

в

выражении

своего

отношения

к

художественной

деятельности,

в

поощрительных

замечаниях,

создающих

благоприятную атмосферу.

К субъективным условиям относятся:

а)

художественные

интересы

детей,

их

избирательность,

устойчивость;

б)

побуждения

детей,

вызывающие

их

самостоятельную

деятельность

на

основе

стремления

выразить

свои

художественные

впечатления,

применить

имеющийся

художественный

опыт

или

усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.

Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из

законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует

рассматривать

в

связи

с

ее

процессом:

возникновение

замысла,

развертыванием самой деятельности и ее заключением

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой

активности

детей

в

художественной

игре

показывает,

что

для

развития

самостоятельной

игровой

деятельности

необходимо

методическое

руководство.

Следует

планировать

примерную

тематику

детских

игр,

намечать

приемы

руководства.

Все

это

способствует

подержанию

устойчивого интереса детей к художественной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития

самостоятельных игровых действий с художественным содержанием. Это –

организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При

помощи

указанных

методов

педагог

способствует

формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции),

отборе

материала

(бумага,

краски,

цветные

мелки),

реализации

замысла

(нахождение

выразительных

средств

для

наилучшего

воплощения

содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Изучение влияния изобразительного искусства, например, на

развитие

творчества

в

рисунках

детей

старшего

дошкольного

возраста

показало,

что

в

замыслах

детей

под

влиянием

показа

иллюстративного

материала

происходит

конкретизация

образов,

обогащение

их

путем

использования

и

комбинирования

увиденных

деталей,

свойств

предмета;

проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету;

внимание

направляется

на

выбор

средств

для

передачи

образа,

изображаемого события.

Взрослый

может

активно

участвовать

в

ролевой

игре,

в

драматизации, развлечении, выполнять роли ведущего, зрителя, режиссера

или исполнителя.

Дети небезразличны к тому, видит ли воспитатель, чем они заняты,

замечает ли их игру. Они очень чутки к его реакции, и, если он поддерживает,

одобряет

их

действия,

активность

их

возрастает,

доброжелательные

замечания, подсказ принимаются как должное.

Опытная работа специалистов показала, что именно в процессе

педагогического

руководства

развитием

самостоятельной

игровой

деятельности детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение

применить в новых условиях полученные в обучении навыки, раскрываются

творческие

возможности.

В

частности,

Н.С.Карпинская,

исследовавшая

развитие художественных способностей детей в процессе игр-драматизаций,

писала,

что

“вне

процесса

специального

обучения

детские

игры-

драматизации, передача текста сказок лишены красок, выразительности.

Среди основных методов, определяющих эффективность руководства

были выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей

среды,

организация

праздников,

развлечений,

применение

конкретных

приемов педагогического воздействия.

Но работа воспитателя по развитию творческой активности

дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием

непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии

инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями

важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с

задачами

художественного

воспитания

детей

специалисты

советуют

проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую

характеристику

детского

творчества,

той

работы

по

изобразительной

деятельности,

которая

проводится

на

занятиях.

Следует

обратить

особое

внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения

и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду,

но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей

творческой инициативы.

Р.И.Жуковская подчеркивает, что творческие игры содействуют

переходу

детского

любопытства

в

любознательность;

воспитанию

наблюдательности,

развитию

воображения,

смекалки,

изобретательности,

памяти, речи.

Таким образом, роль педагога в управлении художественной

игрой довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности,

ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в играх. Однако

формирование

у

каждого

ребенка

творческой

инициативности

процесс

длительный

и

в

значительной

мере

все-таки

зависит

от

уровня

познавательных и художественных интересов.

Задача педагога – своевременно оценить и правильно направить

творческие способности ребенка.

Очевиден вывод: между обучением и художественной игрой

существует прямая взаимосвязь.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников,

и развития его личности в целом, в художественных играх нуждается в

дальнейшем глубоком изучении.



В раздел образования