Напоминание

Возможности применения технологии проектного обучения при обучении математике в начальной школе.


Авторы: Алпацкая Вероника Вячеславовна, Шукшина Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 2044"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности применения технологии проектного обучения при обучении математике в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Возможности применения технологии проектного обучения при

обучении математике в начальной школе

Аннотация.

В

статье

представлены

методические

аспекты

использования

технологии

проектного

обучения

на

уроках

математики

в

начальной

школе.

Выделены

и

раскрыты

основные

этапы

проектной

деятельности на математическом материале при работе с обучающимися.

Рассмотрены развивающие возможности реализации разнообразных проектов

при обучении математике в рамках УМК «Школа России» и определены

планируемые образовательные результаты.

Description. The article presents the methodological aspects of using the

technology

of

project-based

education

in

mathematics

lessons

in

elementary

school. Highlighted and disclosed the main stages of the project activity on the

mathematical

material

when

working

with

students.

The

developmental

possibilities for the implementation of various projects in teaching mathematics in

the framework of the School of Russia teaching complex are considered, and the

planned educational results are determined.

Ключевые слова: начальная школа, младшие школьники, математика,

технология проектного обучения.

Keywords: Primary School, younger students, mathematics, project training

technology.

Современный

динамично

развивающийся

социум

ставит

перед

педагогами задачу смены дидактической парадигмы, ориентированной на

традиционное

репродуктивное

обучение,

на

обучение

с

учетом

индивидуальных

качеств

обучающегося,

на

построение

индивидуальной

траектории развития каждого ученика. Данная задача может быть решена за

счет

изменения

учебных

форм

и

методов,

увеличения

комплекса

современных технических средств, широкого применения новых технологий

обучения.

Как считает Воронин Ю.А., учебная деятельность основана именно на

сборе,

накоплении

и

переработке

информации,

как

«совокупности

качественных и количественных фактов о процессах, которые протекают в

окружа ю щ е м

м и р е

и

с п о с о б с т ву ю т

п р е од о л е н и ю

п р и н ц и п а

неопределенности» [1].

Технология проектного обучения является действенным средством для

формирования

практико-ориентированных

результатов

и

компетенций

обучающихся

начальной

школы.

Данная

технология

ориентирована

на

применение

знаний,

полученных

в

рамках

урочной

и

внеурочной

деятельности, с переводом в практические навыки, на умение работать с

разнообразной информацией, на формирование навыков исследовательской

деятельности [2].

Применение учителем технологии проектного обучения способствует

развитию

познавательного

интереса,

творческой

самореализации

обучающихся,

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

возможностей

в

процессе решения проблемных ситуаций, возникающих в рамках выбранной

темы

исследования.

В

процессе

реализации

проектов

перед

младшими

школьниками

ставятся

проблемы

из

разных

предметных

областей,

требующих актуализации имеющихся знаний и личного опыта.

Работа над проектом состоит из следующих этапов:

работа по определению цели и направлений проекта;

постановка задач, решаемых в процессе реализации проекта;

уточнение темы проекта с принятием решения о готовом продукте;

исследовательская работа в рамках темы проекта;

создание итогового продукта;

презентация проекта;

защита проекта;

коллективное обсуждение, оценка, выводы.

Среди основных задач, которые ставятся перед начальной школой и в

п о с л е д у ю щ и м

ко р р е л и р у ют с я

с

о с н о в н ы м и

п л а н и р у е м ы м и

образовательными результатами, можно выделить следующие:

формирование навыков поиска информации и работы с ней;

формирование первоначальных навыков компьютерной грамотности;

формирование познавательного интереса к изучаемому предмету.

В эффективном решении данных задач поможет использование метода

проектов.

Данный

метод

особенно

актуален

при

обучении

математике

в

начальной школе (хотя именно в этой предметной области он до настоящего

времени остается недооцененным учителями).

Введение элементов проектной деятельности можно начинать уже с

первого класса. Тем более, что данный вид деятельности уже не нов для

детей,

если

они

посещали

дошкольное

образовательное

учреждение.

В

рамках

использования

технологии

проектного

обучения

на

уроках

математики

можно

реализовывать

проекты,

расширяющие

кругозор

обучающихся.

На примере УМК «Школа России» мы провели анализ программы по

математике и выделили разделы и темы, в рамках изучения которых могут

быть реализованы проекты различной длительности и направленности.

Примерная тематика проектов

Тема «Числа и величины».

Числа в пословицах и поговорках;

Какое животное больше;

Откуда к нам пришли единицы измерения;

Сколько весит мое домашнее животное.

Данные проекты помогут обучающимся закрепить знания о порядковом

счете,

получить

практический

навык

работы

с

единицами

измерения,

расширить представления об истории единиц измерения.

Тема «Арифметические действия».

Сколько весит моя семья;

Хитрости устного счета;

Абакус – чудесные счеты;

Веселые правила сложения и вычитания.

Данные

проекты

помогут

детям

получить

практический

навык

сложения

и

вычитания,

закрепить

знания

об

арифметических

действиях,

познакомиться с методиками арифметических вычислений в других странах.

Тема «Работа с текстовыми задачами».

Сборник веселых задач;

Как быстрее добраться домой;

Математические задачи в литературных произведениях;

Графический способ решения задач.

Данные

проекты

помогут

младшим

школьникам

закрепить

навык

составления

задач,

познакомят

с

нетрадиционными

способами

решения

математических задач, расширят кругозор обучающихся.

Темы

«Пространственные

отношения.

Геометрические

фигуры»

и

«Геометрические величины».

Геометрические фигуры в архитектуре города;

Геометрические фигуры в моей любимой картине;

Веселые многоугольники;

Полезный круг.

Данные проекты помогут ученикам закрепить знания о геометрических

фигурах,

их

метрической

структуре

и

свойствах,

познакомиться

с

возможностями

применения

знаний

о

геометрических

фигурах

и

форме

предметов в практической жизни и деятельности.

Темы первого класса дублируются при изучении математики во втором

и третьем классах, при этом происходит расширение и углубление знаний в

рамках изучаемых тем и усложняется конечный продукт, который становится

более социально востребованным и творческим.

Работу

над

проектами

можно

проводить

в

различных

формах

(групповой, подгрупповой, индивидуальной), исходя из цели, поставленной

педагогом перед обучающимися.

Внедрение

проектных

методик

позволит

произвести

интеграцию

нескольких учебных предметов и понять взаимосвязь знаний из различных

изучаемых областей.

Например,

в

рамках

раздела

«Числа

от

1

до

100.

Сложение

и

вычитание» на уроках математики в 3 классе был реализован проект «Числа в

пословицах и поговорках», где основным средством, с которым работали

дети, был народный фольклор.

Учащиеся поставили перед собой цель - провести анализ пословиц и

поговорок и выбрать те, в которых присутствуют числа от 1 до 100.

Задачи проекта:

Провести анализ пословиц и поговорок в литературных источниках;

Систематизировать полученный материал по числовому признаку;

Составить сборник из пословиц и поговорок про числа.

Форма работы проекта: индивидуальная.

Срок реализации проекта: 2 недели.

В

процессе

поисково-исследовательской

работы

учащиеся

провели

анализ литературных источников, используя:

Интернет-ресурсы;

Библиотечный фонд;

Учебную литературу.

Итоговым

продуктом

данного

проекта

был

сборник

пословиц

и

поговорок, в которых встречаются числа. На защите проекта дети творчески

представляли

результаты

своей

работы.

Лучшая

работа

выбиралась

обучающимися в процессе взаимооценивания и голосования.

На основании проведенного анализа можно заключить следующее:

Технология проектного обучения является практико-ориентированной,

направленной на развитие навыков самостоятельной работы с информацией

(добывание, хранение, переработка, творческая интерпретация);

Реализация разнообразных проектов на уроках математики в начальной

школе

поможет

достижению

программных

задач

и

планируемых

образовательных результатов;

Системная работа в рамках реализации проектов на математическом

материале

поможет

углубить

знания

обучающихся

по

математике

и

понятьинтегративные

взаимосвязи

между

различными

образовательными

(предметными) областями.

Список использованной литературы

1.

Воронин, Ю.А., Трубина, Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс

лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: учебное

пособие. – Воронеж: ВГПУ. – 2014-132 с.

2.

Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие /

И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир:

Изд-во ВлГУ, 2014 – 163 с.

3.

Моро, М.И. Программа: 1-4 классы. Математика /М.И. Моро. – М:

Просвещение, 2010.

4.

Муртазина,

Н.А.,

Ходакова,

Н.П.,

Шукшина,

С.Е.

Актуальные

проблемы

дошкольного

и

начального

математического

образования

и

информатики: монография / Н.А. Муртазина, Н.П. Ходакова, С.Е. Шукшина.

– Ульяновск: Зебра, 2019. – 111 с.



В раздел образования