Напоминание

"Внедрение принципов инклюзии в деятельность учреждений и организаций, реализующих физкультурно-спортивные программы для лиц с ОВЗ


Автор: Земляк Татьяна Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа–интернат № 18 " города Кисловодска
Населённый пункт: Ставропольский край, город Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение принципов инклюзии в деятельность учреждений и организаций, реализующих физкультурно-спортивные программы для лиц с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Внедрение принципов инклюзии в деятельность

учреждений и организаций, реализующих физкультурно-

спортивные программы для лиц с ОВЗ»

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и

инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности

системы образования Российской Федерации. Этому служит так же

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию

для

всех

обучающихся

с

учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей и индивидуальных возможностей.

Таким образом можно выделить главную идею в явлении,

обозначаемом «инклюзия»: включение людей с ограниченными

возможностями здоровья в общество на их собственных условиях, а не на

условиях приспособления к правилам мира здоровых людей

В

соответствии

с

ч.

1

ст.

79

Федерального

закона

"Об

образовании

в

Российской Федерации" установлено: « … содержание образования и

условия

организации

обучения

и

воспитания

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

ОВЗ) определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Адаптированная

образовательная

программа -

образовательная

программа,

адаптированная

для

обучения

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных

возможностей

и

при

необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц, в которой разработаны учебные планы.

Разработка

и

реализация

адаптированных

образовательных

программ

ориентированы на решение следующих задач:

-

создание

в

образовательной

организации

условий,

необходимых

для

получения

образования

инвалидами

и

лицами

с

ограниченными

возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

-

повышение

уровня

доступности

образования

для

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья;

-

повышение

качества

образования

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья;

- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории

для

обучающегося

инвалида

или

обучающегося

с

ограниченными

возможностями здоровья;

-

максимального

расширения

доступа

обучающимся

с

ограниченными

возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым

образовательным потребностям;

АООП разработаны для детей с ОВЗ всех категорий.

В нашей школе адаптированные образовательные программы реализуются

для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья:

слепых и слабовидящих обучающихся;

обучающихся,

имеющих

нарушения

опорно-двигательного

аппарата;

обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

обучающихся с задержкой психического развития;

обучающихся с умственной отсталостью;

обучающихся

с

расстройством

аутистического

спектра;

обучающихся со сложными дефектами.

На основе АООП разрабатывается примерная рабочая программа по

предмету для общеобразовательных организаций, реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы для различных

нозологий и вариантов , например Для начального общего образования

слепых обучающихся (вариант 3.2)

Структура рабочей программы

Пояснительная записка

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.

Цель программы:

Основные задачи реализации содержания:

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебно-тематический план

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Планируемые результаты освоения программы

Список литературы

Календарно – тематическое планирование по предмету

С 1 сентября 2016 года был утвержден федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ

и

федеральный государственный образовательный стандарт для детей с

интеллектуальными нарушениями. В стандартах конкретно определена

совокупность обязательных требований для реализации АООП.

ФГОС предполагает 4 варианта организации образовательной деятельности

детей с ОВЗ различных нозологий .

Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его

академического компонента с образованием здоровых сверстников,

находясь в их среде и в те же календарные сроки. Т.е. обучение в

общеобразовательной школе

Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его

академического компонента с образованием здоровых сверстников, при

этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в

более пролонгированные календарные сроки. Специальная (коррекционная)

школа

Третий вариант специального стандарта (не цензовый)

Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в

структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет

расширения области развития жизненной компетенции (в основном дети с

интеллектуальными нарушениями.)

Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень

конечного результата школьного образования)

Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде

всего, его индивидуальными возможностями. ( необучаемых нет)

В нашей школе реализуется вариант для слепых детей – 3.2 3.3 3.4

Для слабовидящих детей 4.2 ; 4.3

Вариант по которому рекомендовано обучаться ребенку-инвалиду или

ребенку с ОВЗ определяет краевая ПМПК с согласия родителей и на основе

медицинских показаний .

Если обучающийся с ОВЗ не достигает минимального уровня овладения

предметными результатами, то по согласию родителей и рекомендации

ПМПК обучающегося переводят на другую АООП.

Учитывая все эти условия, учебное учреждение может организовать

инклюзивное

образование

с

созданием

специальных

условий

обучения,

воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ,

включающие в себя использование специальных образовательных

программ

и

методов

обучения

и

воспитания,

специальных

учебников,

учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических

средств

обучения

коллективного

и

индивидуального

пользования,

предоставление услуг тьютора или ассистента(помощника), оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и

индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность,

и

другие

условия,

без

которых

невозможно

или

затруднено

о с во е ние

образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ

Организация инклюзивного физического воспитания так же несет в себе

определенные трудности: разработки программно-нормативных

документов, изменения образовательного процесса и создание безбарьерной

физкультурно-образовательной среды.

В нашей школе-интернате проблема безбарьерной среды в случае занятий

физическими упражнениями приобретает еще большее значение и

выражается в определенных особенностях, связанных со специальным

оборудованием мест занятий для слепых и слабовидящих. Это тренажерный

зал, кабинет для занятий лечебной физкультурой, спортивный зал. Создание

безбарьерной среды в любом учебном заведении особенно должно

учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с

ограниченными возможностями здоровья: - с нарушениями зрения; - с

нарушениями слуха; - с нарушением опорно-двигательного аппарата

Кроме этого, повышается психологическое напряжение специалиста

по физической культуре, так как в значительной степени усложняются

выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими

упражнениями для всех участников образовательного процесса, так как

педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим

отклонения в состоянии здоровья.

Хочется акцентировать внимание, и на том, что от специалиста по

физической культуре при организации инклюзивного физического

воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной

физической культуры, в зависимости от заболевания детей.

Изменение содержания образовательного процесса, требует не только

выбора учебного материала в соответствии с интересами и возможностями

всех

детей,

обучающихся

в

одном

классе,

но

и

определения

системы

оценивания их успехов в двигательной деятельности.

Эффективность

занятий

по

физической

культуре

с

обучающимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья

во

многом

зависит

от

того,

насколько правильно выбраны учителем методы обучения и воспитания для

достижения поставленных целей.

Для этого в практической работе нужно соблюдать следующие требования:

1 Объяснять назначение каждого нового физического упражнения.

2

Приспосабливать

техники

изучаемых

упражнений

к

реальным

возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.

3

Оказывать

внимание

каждому

ученику,

оценивать,

поощрять

даже

малейшие успехи занимающихся.

4 Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения.

5 Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и

показывать профессиональную компетентность.

6 знать возрастные особенности занимающихся;

7 изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;

8 соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к

трудному» и др.).

Большое значение при изучении новых физических упражнений

имеет наглядность. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в

первую

очередь,

демонстрацией

отдельных

упражнений

или

техники

отдельных

элементов

возможно

в

более

совершенном

исполнении.

Специфичным

содержанием

принципа

наглядности

при

обучении

физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и

полных представлений об изучаемых движениях.

Т.О. инклюзивное, совместное обучение не только помогает детям с

инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям

развить толерантность и ответственность



В раздел образования