Автор: Земляк Татьяна Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа–интернат № 18 " города Кисловодска
Населённый пункт: Ставропольский край, город Кисловодск
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение принципов инклюзии в деятельность учреждений и организаций, реализующих физкультурно-спортивные программы для лиц с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
«Внедрение принципов инклюзии в деятельность
учреждений и организаций, реализующих физкультурно-
спортивные программы для лиц с ОВЗ»
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности
системы образования Российской Федерации. Этому служит так же
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей.
Таким образом можно выделить главную идею в явлении,
обозначаемом «инклюзия»: включение людей с ограниченными
возможностями здоровья в общество на их собственных условиях, а не на
условиях приспособления к правилам мира здоровых людей
В
соответствии
с
ч.
1
ст.
79
Федерального
закона
"Об
образовании
в
Российской Федерации" установлено: « … содержание образования и
условия
организации
обучения
и
воспитания
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
–
ОВЗ) определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Адаптированная
образовательная
программа -
образовательная
программа,
адаптированная
для
обучения
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц, в которой разработаны учебные планы.
Разработка
и
реализация
адаптированных
образовательных
программ
ориентированы на решение следующих задач:
-
создание
в
образовательной
организации
условий,
необходимых
для
получения
образования
инвалидами
и
лицами
с
ограниченными
возможностями здоровья, их социализации и адаптации;
-
повышение
уровня
доступности
образования
для
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья;
-
повышение
качества
образования
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории
для
обучающегося
инвалида
или
обучающегося
с
ограниченными
возможностями здоровья;
-
максимального
расширения
доступа
обучающимся
с
ограниченными
возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к образованию, отвечающему их возможностям и особым
образовательным потребностям;
АООП разработаны для детей с ОВЗ всех категорий.
В нашей школе адаптированные образовательные программы реализуются
для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья:
слепых и слабовидящих обучающихся;
обучающихся,
имеющих
нарушения
опорно-двигательного
аппарата;
обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
обучающихся с задержкой психического развития;
обучающихся с умственной отсталостью;
обучающихся
с
расстройством
аутистического
спектра;
обучающихся со сложными дефектами.
На основе АООП разрабатывается примерная рабочая программа по
предмету для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы для различных
нозологий и вариантов , например Для начального общего образования
слепых обучающихся (вариант 3.2)
Структура рабочей программы
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
Цель программы:
Основные задачи реализации содержания:
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебно-тематический план
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Планируемые результаты освоения программы
Список литературы
Календарно – тематическое планирование по предмету
С 1 сентября 2016 года был утвержден федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ
и
федеральный государственный образовательный стандарт для детей с
интеллектуальными нарушениями. В стандартах конкретно определена
совокупность обязательных требований для реализации АООП.
ФГОС предполагает 4 варианта организации образовательной деятельности
детей с ОВЗ различных нозологий .
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его
академического компонента с образованием здоровых сверстников,
находясь в их среде и в те же календарные сроки. Т.е. обучение в
общеобразовательной школе
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его
академического компонента с образованием здоровых сверстников, при
этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в
более пролонгированные календарные сроки. Специальная (коррекционная)
школа
Третий вариант специального стандарта (не цензовый)
Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в
структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет
расширения области развития жизненной компетенции (в основном дети с
интеллектуальными нарушениями.)
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень
конечного результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде
всего, его индивидуальными возможностями. ( необучаемых нет)
В нашей школе реализуется вариант для слепых детей – 3.2 3.3 3.4
Для слабовидящих детей 4.2 ; 4.3
Вариант по которому рекомендовано обучаться ребенку-инвалиду или
ребенку с ОВЗ определяет краевая ПМПК с согласия родителей и на основе
медицинских показаний .
Если обучающийся с ОВЗ не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами, то по согласию родителей и рекомендации
ПМПК обучающегося переводят на другую АООП.
Учитывая все эти условия, учебное учреждение может организовать
инклюзивное
образование
с
созданием
специальных
условий
обучения,
воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ,
включающие в себя использование специальных образовательных
программ
и
методов
обучения
и
воспитания,
специальных
учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального
пользования,
предоставление услуг тьютора или ассистента(помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
и
другие
условия,
без
которых
невозможно
или
затруднено
о с во е ние
образовательных программ инвалидами и обучающимися с ОВЗ
Организация инклюзивного физического воспитания так же несет в себе
определенные трудности: разработки программно-нормативных
документов, изменения образовательного процесса и создание безбарьерной
физкультурно-образовательной среды.
В нашей школе-интернате проблема безбарьерной среды в случае занятий
физическими упражнениями приобретает еще большее значение и
выражается в определенных особенностях, связанных со специальным
оборудованием мест занятий для слепых и слабовидящих. Это тренажерный
зал, кабинет для занятий лечебной физкультурой, спортивный зал. Создание
безбарьерной среды в любом учебном заведении особенно должно
учитывать потребности следующих категорий инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья: - с нарушениями зрения; - с
нарушениями слуха; - с нарушением опорно-двигательного аппарата
Кроме этого, повышается психологическое напряжение специалиста
по физической культуре, так как в значительной степени усложняются
выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими
упражнениями для всех участников образовательного процесса, так как
педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим
отклонения в состоянии здоровья.
Хочется акцентировать внимание, и на том, что от специалиста по
физической культуре при организации инклюзивного физического
воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной
физической культуры, в зависимости от заболевания детей.
Изменение содержания образовательного процесса, требует не только
выбора учебного материала в соответствии с интересами и возможностями
всех
детей,
обучающихся
в
одном
классе,
но
и
определения
системы
оценивания их успехов в двигательной деятельности.
Эффективность
занятий
по
физической
культуре
с
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
во
многом
зависит
от
того,
насколько правильно выбраны учителем методы обучения и воспитания для
достижения поставленных целей.
Для этого в практической работе нужно соблюдать следующие требования:
1 Объяснять назначение каждого нового физического упражнения.
2
Приспосабливать
техники
изучаемых
упражнений
к
реальным
возможностям занимающихся, с опорой на сохранные функции.
3
Оказывать
внимание
каждому
ученику,
оценивать,
поощрять
даже
малейшие успехи занимающихся.
4 Формировать умения анализировать свои мышечные ощущения.
5 Основывать обучение на личном примере, быть оптимистичным и
показывать профессиональную компетентность.
6 знать возрастные особенности занимающихся;
7 изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;
8 соблюдать правила («от известного к неизвестному», «от лёгкого к
трудному» и др.).
Большое значение при изучении новых физических упражнений
имеет наглядность. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в
первую
очередь,
демонстрацией
отдельных
упражнений
или
техники
отдельных
элементов
возможно
в
более
совершенном
исполнении.
Специфичным
содержанием
принципа
наглядности
при
обучении
физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и
полных представлений об изучаемых движениях.
Т.О. инклюзивное, совместное обучение не только помогает детям с
инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям
развить толерантность и ответственность