Напоминание

Упражнения и игры для развития мелкой моторики.


Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Упражнения и игры для развития мелкой моторики.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 23 «Аленушка»

357600, г. Ессентуки, переулок Садовый 8-а

ПОДГОТОВИЛА:

учитель-логопед А.Э.Семенович

Февраль 2019

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ для

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ

МОТОРИКИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Упражнения и игры для развития мелкой моторики.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и

фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики –

творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.

Полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев,

способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы

заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно

превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными,

не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему

настоящие дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,

помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1.

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые

яйца. Чистить мандарины.

2.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу

предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их

размотал лучше умолчать).

4.

Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

5.

Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с

водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

6.

Помогать перебирать крупу.

7.

Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

8.

Вытирать пыль, ничего не упуская.

9.

Включать и выключать свет.

10.Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

11.Перелистывать страницы книги.

12.Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули

ластиком.

13.Переливать жидкостей из одной емкости в другую.

14.Играть с мозаиками и пазлами.

15.Перебирать пуговички или другие предметы по размеру.

16.Собирать конструкторы.

17.Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

18.Лепите вместе из пластилина.

19.Рисовать. Карандаши и кисточки в руках – отличный способ развития

моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить

рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и

пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

20.Вырезать из бумаги разные фигурки.

21.Моторику развивают и другие простые и привычные занятия –

плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по

местам и многое другое.

22.На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие

фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

23.Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей,

замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная

альтернатива играм.

24.Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они

предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.

25.Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Примерный список игр и упражнений для развития мелкой моторики

В младшем возрасте большое внимание уделяется пальчиковым играм и

упражнениям, сопровождающимся текстом. Игры эти очень эмоциональны и

увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

1.

Пальчиковая гимнастика

Замок

Я хочу построить дом,

Руки над головой «домиком».

Чтоб окошко было в нем,

Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».

Чтоб у дома дверь была,

Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла,

Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.

Чтоб вокруг забор стоял,

Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.

Пес ворота охранял.

Одна рука «пес», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,

Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шел,

«Стряхивающие» движения.

И тюльпан в саду расцвел.

Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Радуга

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной,

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли

имитировать пальчиками плаванье рыбок

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся,

сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)

Разожмутся,

растопырить пальчики

То зароются в песке.

снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок

ладошкой

Прогулка

Загибаем пальчики по одному

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

1.

Веселые игры с подручными материалами.

«Бумажный шарик».

Для начала всем участникам раздаются одинаковые листочки (можно и

тетрадные) и проводится конкурс — у кого получится скомкать из них самый

маленький шарик? Затем каждому игроку даётся по стопке листочков и по

одинаковой пластиковой банке — кто сможет уместить в эти банки

наибольшее количество бумажных комочков?

«Многоликая штриховка».

Попробуйте раскрасить выбранный рисунок так, чтобы каждая деталь была

заштрихована или разрисована своим способом. А способов — бесконечное

множество: прямой линией, в линеечку, в клеточку, пунктирной линией,

волнистой линией, пружинкой, в крапинку, в горошек, в ромбик, в крючочек.

«Миниатюры из фантиков».

Из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте

конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик,

треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-

цилиндр. Эта игра поможет ещё и в изучении или повторении

геометрических фигур.

«Серебряный дождь».

Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным.

Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада,

фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить вверх

нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и

собирать её с пола. Устраивайте состязания — кто соберёт кусочков больше и

сделает это быстрее.

«Спичечные загадки».

По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки:

дом, метлу, грабли, расчёску, клюшку, вязальный крючок, лопату, щётку,

удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д. Можно

подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка,

шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце,

кастрюля; растения — куст, берёза, ёлка, цветок и т.д.

«Особо ценный груз».

Для неё понадобится любая бумага (подойдёт и газетная), несколько

небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и

скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в

бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребёнок их

упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же

образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти

предметы и просит ребёнка запаковать их.

Рекомендуемая литература для родителей.

1.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина

С.В.Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия

развития. 2000.

2.

Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие

игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. — М.: Генезис, 2008.

3.

Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.

4.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:

Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.

5.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: Серия

«Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.

6.

Шанина С., Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и

мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.

7.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1

– 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М:

Мозаика-Синтез. 2009.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо

предлагать:

Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами,

карандашами, ручками, фломастерами.

«Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,

деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными

палочками.

Организуйте игры с пластилином, тестом.

Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или

песок для эффекта массажа.

Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки

различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки,

шишки, скорлупки, початки и т.д.).

Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и

застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Запускайте пальцами мелкие волчки.

Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.



В раздел образования