Напоминание

"Дети и родители на школьном старте"


Автор: Горшкова Ольга Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС№1 "Сказка"
Населённый пункт: Мурманская область г.Полярный
Наименование материала: Выступление педагога-психолога на родительском собрании для родителей будущих первоклассников на тему: "Дети и родители на школьном старте"
Тема: "Дети и родители на школьном старте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление педагога-психолога общем родительском собрании для родителей

будущих первоклассников на тему: « Дети и родители на школьном старте»

Вот скоро заканчивается последний год пребывания вашего ребенка в детском саду.

Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед вами

распахнет двери школа, и начнется новый период в жизни ваших детей. Они станут

первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними сядете за парты.

Поступление

в

школу

-

это

вхождение

ребенка

в

мир

новых

знаний,

прав

и

обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для

семьи.

Огромное

значение

в

ее

успешной

реализации

имеет

ваша

позиция

-

уважаемые родители наших воспитанников! Некоторые родители сегодня зачастую

либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне загружают его

посещением кружков, секций, студий.

Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, в огромной

мере зависит оттого, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства.

Хочется начать со слов Л.А.Венгера: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать,

писать

и

считать.

Быть

готовым

к

школе

-

значит

быть

готовым

всему

этому

научиться» Что же поможет Вашему ребенку «всему этому научиться» Необходима

достаточная сформированность компонентов школьной готовности.

Чтобы

первоклассник

стал

успешным

школьником,

прежде

всего

необходима

интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению. Это не просто наличие

определенного

запаса

знаний

об

окружающем

мире.

Это

определенная

зрелость

структур головного мозга и развитость определенных качеств познавательной сферы

(логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределения

внимания,

дифференцированное

восприятие:

умение

выделить

фигурку

из

фона,

мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (взаимосвязь глаза и руки)

Для

определения

интеллектуальной

готовности

существуют

тестовые

методики,

позволяющие

выстроить

объективную

картину.

Например,

для

диагностики

логического мышления, в частности, операции классификации:

Задание: продолжи ряд:

- кастрюля, тарелка….?

-шкаф, диван…..?

-окунь, карась?......

- Мурманск, Москва…..

Операции обобщения (что лишнее?)

-собака, еж, белка, заяц;

-чашка, кастрюля, стол, сковорода

Вербальное мышление:

Карась-рыба, а василек-?

Больница-врач, а школа-?

Также отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится

произвольности

или

эмоционально-волевой

готовности

Произвольность

-

это

осознанная система саморегуляции и самоконтроля человека, которая обеспечивает

функционирование всех психических систем. Произвольными являются поведение,

эмоции,

внимание,

мышление,

память.

Применяя

понятие

«произвольности»

по

отношению

к

детям

дошкольникам,

можно

сказать,

что

произвольность-это

необходимость заниматься тем, что требуется, а не тем, что интересно. А в отношении

первоклассника, произвольность рассматривается, как умение действовать в ритме

всего класса (когда обращаются не лично ко мне, а к классу в целом: «Напишите,

посчитайте», подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности.

Дети с недостаточной сформированной произвольность хуже включаются в процесс

обучения,

и

даже

при

нормальном

уровне

интеллектуального

развития

такие

школьники могут попасть в группу неуспевающих, поэтому развитию произвольности

необходимо уделять особое внимание.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

-не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий

-не умеет работать по правилу и по образцу

-нарушает дисциплину.

В последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющиеся с

работой по образцу. А именно на этот вид работы в основном опирается обучение в

первом классе. Ребенку часто надо одновременно смотреть на доску или в учебник, и

списывать или срисовывать то, что в данный момент он рассматривает. Поэтому так

важны согласованные действия глаз и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту

информацию, которую ребенок воспринимает через зрительный канал.

Что же можно сделать, чтобы научить ребенка действовать по образцу:

-складывать кубики по образцам рисунков

-выкладывать по образцу мозаику

- срисовывать простейшие рисунки, геометрические фигуры, схемы, буквы или цифры.

-собирать конструктор по схемам.

Немаловажно также умение понять и принять задание учителя, подчинив ему свои

желания. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции

взрослого. Вы можете развивать такое умение дома, давая детям разные несложные

задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться

в том, что они все услышали и правильно поняли.

Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети

рисуют в определенной

последовательности кружки, квадраты, треугольники под

вашу диктовку или заданному вами образцу. Например, задание: нарисуй 2 круга, 3

квадрата, 1 треугольник и зачеркни 3-ю фигуру. Эти упражнения развивают внимание

и работоспособность.

С работой по правилу также в основном не справляются дети, которые до школы не

играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу,

когда играя в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя

роль ученика, если ему нравится в школе.

Для развития усидчивости, произвольного внимания и самоконтроля очень полезно

предлагать

ребенку

задания

«Корректурные

пробы».

В

них

надо

зачеркнуть

или

обвести определенную картинку или значок за определенное время.

Формируя волевые качества дошкольника, надо приучать ребенка думать о результате,

а не быстрее разделаться с заданием - дописать, дочитать, добежать и забыть. Ребенок

должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что

он способен.

Развивать механизм произвольности довольно сложно. Он, что называется, должен

созреть. И уж точно не стоит через силу просить посидеть не двигаясь полчаса. Но

можно (нужно) поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет.

Еще

одним

важным

компонентом

школьной

готовности

является

мотивационная

готовность, т.е наличие у детей желание учиться. Вы можете возразить: «Наши дети

хотят идти в школу и, следовательно мотивационная готовность у них есть» Но

желание пойти и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок

может хотеть идти в школу, потому, что: все его сверстники туда пойдут, потому что

получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Существуют специальные

методики для определения мотивов учения. Можно поговорить с ребенком о школе:

что тебе нравится/не нравится в школе больше всего Предложите ребенку ситуации:

1.

Представь себе, что мама сказала: «Ты ведь у меня еще совсем маленький.

Трудно тебе в школу ходить. Давай я схожу к директору и попрошу отпустить

тебя на месяц, год? Хочешь?

2.

Представь тебе, что есть две школы-школа А и школа Б. В школе А каждый день

бывают

уроки

письма,

чтения,

математики,

а

уроки

рисования,

музыки,

физкультуры бывают не каждый день. А в школе Б-все наоборот: каждый день

бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо, математика-

редко.

Ответы

ребенка

будут

свидетельствовать

о

его

ориентации

либо

на

содержательный компонент обучения ибо на формальный, внешний.

Ситуация: Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний,

умений

и

навыков

для

обучения

в

школе.

Он

подготовлен

интеллектуально

и

физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок для обучения в школе.

Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

С чем связано такое рассогласование?

Будет ли ребенок успешно учиться в школе?

Что необходимо предпринять?

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его

интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в

школе

ребенок

не

достигнет,

необходимо

заботиться

о

формировании

социально-

психологической готовности ребенка.

Не

всегда

высокий

уровень

интеллектуального

развития

совпадает

с

личностной

готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся

неровно.

При

непосредственном

интересе

успехи

будут,

но

если

необходимо

выполнить учебное задание, из чувства долга и ответственности, то такой ученик

делает это небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Все, что говорится в семье о школе, ее роли по подготовке учеников к будущей работе

по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой

интерес

к

новой

социальной

позиции

школьника.

Важно,

чтобы

сообщаемая

информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о

школе,

телепередач

о

школьной

жизни

с

последующим

обсуждением;

рассказы

родителей об их собственной школьной жизни, ее радостях, достижениях, проблемах и

их успешном преодолении, с демонстрацией фотографий, грамот; игры в школу;

Разговоры о школ должны подчеркивать значение книг, учения.

Не запугивайте ребенка школой, не перегружайте занятиями по подготовке к школе.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного

разумнее

сразу

формировать

верные

представления

о

школе,

положительное

отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.



В раздел образования