Автор: Гайнитдинова Камилла Маратовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МББДОУ детский сад № 166
Населённый пункт: город Уфа, Республика башкортостан
Наименование материала: Использование инновационных технологий обучения в развитии связной речи детей с ОВЗ
Тема: Использование инновационных технологий обучения в развитии связной речи детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Гайнитдинова К.М.
МББДОУ Детский сад № 166 Советского района (г. Уфа)
Использование инновационных технологий обучения в связной речи детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность выбранной темы определяется многообразием функции речи
дошкольника. Речь используется для установления контакта с окружающими,
взаимопонимания, привлечение внимания к себе, к своим переживаниям,
воздействие на поведение, чувства партнера.
На протяжении полугода мои воспитанники показывали низкий
несформированности связной речи по достаточному уровню : 10% в начале
учебного года и 30 % в конце учебного года. У детей отсутствовало речевое
творчество . Психологическая зажатость , боязнь неправильного
высказывания не позволяли ребенку активно мыслить.
Таким образом, в педагогической работе возникли противоречия:
Между педагогическим сопровождением речевого развития ребенка и его
образовательными результатами.
Между желанием педагога воспитать творческих детей и умением [1]
использовать спецефические средства развития креативности дошкольника.
Исходя из этого , была поставлена цель -формирование навыков связной
речи и речевого творчества у детей с ОНР с помощью использования
инновационных технологий.
в связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- развивать навыки связной речи ( монологической и диалогической) на
основе уточнения и расширения словарного запаса ;
- совершенствовать навыки грамотного построения предложения, овладеть
сложными формами словоизменения;
-развивать речевое творчество посредством ТРИЗ приемов - мозгового
штурма , метода фокальных обьектов , метод котолога , импатии;
- формировать креативные компетенции - способность к символическому
моделированию , схематизации , сочинению загадок;
- способность к социально- личностному развитию ребенка, формировать
коммуникативные компетенции на основе проектной деятельности .
Отличительной особенностью моей работы является использование игровой
мотивации. Мотивация общения строиться на заинтересованности детей [1]
речевой дейтельностью. Игровая мотивация используется для повышения
интенсивности обучения речевой дейтельностью. Введение игровых
моментов поддерживают эмоциональный настрой детей.
Созданная в 1984 г. Генрихом Андушлером теория решения изобретательских
задач дала мощный толчок к разработке технологий в педагогике ,
связанных с развитием интеллектуалных и креативных компетенций детей
[2].
Игры путешествия, этюды , игры импровизации помогают верболизировать.
Игры "Чудесные вещи '' хорошо развивает не только речевое творчество , но
и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь
неправильного высказывания . По условиям игры дети используют карточки
"Форма и цвет", "Материал", " Способ передвижения "( звук, запах,
характер). Самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные
автомобили, чудесных животных, сказочных персонажей. Такие игры
интересны детям, создают условия для речевой практики.
Вывод; использование инновационных технологий в обучения в развитии
связной речи детей с ОНР показало, что продуманное педагогическое
воздействие может помочь дошкольникам повысить уровень их достижений .
Подбор и применение методических приемов формирует у воспитанников
ключевые компетенции , необходимые ему для благополучной адаптации ,
умение решать жизненные проблемы , наличие глубокого познавательного
интереса, мотивации на проявление творчества, способность строить в
процессе обучения взаимоотношения со сверстниками, чувство собственной
значимости для окружающих.
Cписок литературы:
1.Алябева Е.А. Развитие воображения речи у детей 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера ,
2005
2. Сидорчук Т.А. Технологии обучения дошкольников умения решать
творческие задачи.- М. ТЦ Сфера 2005.