Напоминание

Сочетание светского и религиозного воспитания, как составляющее духовно-нравственного развития личности школьников по циклу передач "Педагогическое сопровождение".


Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна, Ярбилова Сальвина Магомедовна
Должность: учитель математики и информатики мбоу гимназии №17
Учебное заведение: ЧОУ СШ "Земфира" , МБОУ гимназии №17
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Сочетание светского и религиозного воспитания, как составляющее духовно-нравственного развития личности школьников по циклу передач "Педагогическое сопровождение".
Дата публикации: 14.05.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Ахмедова А.М., к.п.н.,доцент

ДГПУ, ЧОУ «СШ «Земфира»

г. Махачкала

Ярбилова С.М.,учитель математики и

информатики МБОУ гимназии №17

Муртазалиева А.М., исполнительный

директор ЧОУ «СШ «Земфира»

Ахмедов М.М.

ЧОУ «СШ «Земфира»

г. Махачкала

Сочетание светского и религиозного воспитания, как составляющее

духовно-нравственного развития личности школьников (по циклу

передач «Педагогическое сопровождение»).

Аннотация:

В

статье

раскрывается

проблема

духовно-нравственного

развития

подрастающего

поколения

посредством

цикла

передач

«Педагогическое сопровождение». Рассматривается

проблема светского и

религиозного воспитания в духовно-нравственном развитии школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, развитие

личности, педагогическое сопровождение, светское воспитание, религиозное

воспитание.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания

приобретает

особую

значимость,

так

как

от

решения

этой

проблемы

напрямую зависит судьба России.

Духовность, нравственность

являются

составляющими мировоззрения. Через духовно-нравственное развитие мы

укрепляем

любовь

к

Родине,

формируем

чувство

ответственности

за

могущество

и

величие

нашей

страны,

формируем

благородство

и

достоинство личности. Успешное развитие страны зависит от формирования

духовно-развитой

личности,

потребности

творить

и

совершенствоваться.

Духовно-нравственное развитие личности

является ключевым фактором

развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих

его моральных ценностей.

Большой вклад в формирование духовно развитой личности внес

профессор Рамазанов М.Б.

Основные его идеи по духовно-нравственному

формированию школьников и молодежи, отражаются в цикле передач на

РГВК

«Педагогическое

сопровождение».

Эти

передачи

не

так

давно

появились на телевидении, но многие телезрители уже обратили внимание на

интересные и полезные беседы с автором нового проекта и его ведущим.

Особый интерес телезрителей вызвал призыв ученого сочетать светское

и исламское образование и воспитание подрастающего поколения. Об этом в

последнее время говорят много. Но в отличие от теоретиков профессор М.Б.

Рамазанов

не

только

говорит

о

гармоничном

сочетании

светской

и

религиозной составляющей в образовании и воспитании, его призывы и

выводы по этой теме подтверждены практикой и конкретными делами.

По инициативе и под руководством профессора М.Б. Рамазанова

несколько

лет

назад

была

создана

частная

школа

"Земфира",

школа

принципиально

нового

образца,

где

успешно

сочетаются

светское

и

исламское в образовании и воспитании. А также два года назад он стал

учредителем

духовно-просветительского

журнала

"Амина"

для

детей

и

юношества. Яркий и красочный проект воспитывает детей на ценностях

Ислама,

не

противоречащих

общечеловеческим,

а

украшающих

и

дополняющих

их.

Детям

в

доступной

форме

подаются

очень

важные

принципы и установки: "Любовь к Родине – часть нашей веры", "Стремление

к

знаниям

обязанность

мусульманина",

"Мусульманин

значит

толерантный, милосердный", "Рай – у ног матерей" и т.д.

Теме успешного сочетания светского и исламского в образовании и

воспитании посвящены многие научно-популярные работы профессора М.Б.

Рамазанова, опубликованные в СМИ, с научными докладами по этой теме он

выступал и на республиканских, а также всероссийских конференциях. Таким

образом, благодаря научным и научно-популярным трудам профессора М.Б.

Рамазанова, а также созданной им экспериментальной базе – частной школе

"Земфира"

и

духовно

просветительскому

журналу

"Амина",

в

нашей

республике

накоплен

уникальный

опыт

сочетания

духовного

и

светского

образования и воспитания подрастающего поколения.

Профессор М.Б. Рамазанов говорит о целях педагогов своей школы:

– Мы помогаем детям сделать правильный выбор в жизни, подвести их, не

принуждая,

к

правильным

выводам

и

приоритетам.

Это

касается

формирования

позитивного

отношения

к

государству,

религии,

семье,

осознания своего места в жизни, культуре и истории своего народа, манере

одеваться

и

т.д. Наши дети в результате работы с ними должны усвоить

истину:

исламские

нормы

жизни

и

морали

ничем

не

отличаются

от

общечеловеческих заповедей добра. А также не отрицают роли светского

образования

и

воспитания,

потому

что

в

хадисе

сказано

"Стремление

к

знаниям – обязанность каждого мусульманина". Мусульманин честен, добр и

справедлив со всеми, надежен в деле и в своей семье. Он с уважением и

любовью относится к родным, коллегам, соседям, всем окружающим его

людям. И никогда не сделает того, что запрещено Всевышним. Истинно

верующий человек всегда имеет четкий ориентир между добром и злом,

дозволенным и запретным. Ибо у истинного мусульманина в соответствии с

силой и искренностью его веры будут исполняться все желания и мечты.

Примерно те же цели поставил перед собой М.Б. Рамазанов теперь уже как

автор и ведущий цикла "Педагогическое сопровождение".

В первой передаче цикла профессор Рамазанов М.Б. объясняет

студентам, в присутствии которых происходили съемки передачи, а также

телезрителям

смысл

выбранного

им

для

авторского

проекта

названия

"Педагогическое сопровождение". Расшифровка названия цикла телепередач

является

ключевой,

она

должна

помочь

телезрителям

понять

смысл

и

назначение проекта, его цели и задачи.

– Многие педагоги склонны думать, что их задача – в обучении, воспитании,

перевоспитании

личности,

равнении

ее

на

какой-то

общепринятый

положительный

образ,

говорит

он,

но

я

считаю

роль

педагогов

и

родителей более скромной – они должны всего лишь сопровождать личность

по жизни, то есть быть рядом и чуть впереди, ненавязчиво направляя и

помогая сделать правильный выбор.

В каждом периоде жизни воспитуемых (детстве, юношестве, молодости)

сопровождение

их

преподавателями,

воспитателями,

наставниками,

родителями видоизменяется и корректируется в зависимости от возраста,

приобретаемого

опыта,

учета

особенностей

характера,

темперамента,

способностей

и

возможностей

подрастающей

личности.

Взрослые

наставники, будь то педагоги, воспитатели или родители не должны брать на

себя

ответственность

переделать

личность

по

образу

и

подобию

положительного примера или идеала. Всевышний, подарив человеку жизнь,

уже одарил каждого пришедшего в этот мир определенными и разными в

каждом

отдельном

случае

задатками,

возможностями,

способностями,

талантами. И наставники должны работать с этим имеющимся потенциалом.

Вышесказанное можно легко доказать уже тем, что поставленные в

одинаковые условия дети в одной семье или студенты в одной группе по-

разному воспринимают и претворяют в жизнь знания, советы, передаваемый

педагогами и родителями опыт. Одни впитывают все увиденное, услышанное

и

прочитанное

как

губка,

изначально

понимая,

как

важны

им

знания

и

накопленный человечеством опыт. Другие пропускают услышанное мимо

ушей, считают эту информацию лишней и ненужной для себя. Это зависит от

того, насколько личность созрела, каким видит свое будущее и себя в нем,

какие

цели

и

задачи

ставит

перед

собой

по

жизни.

То

есть

каждый

воспринимает приобретаемые знания, чужой опыт, наставления педагогов,

родителей и воспитателей в зависимости от своего опыта жизни, уровня

развития, мотивации. И мы видим, что у всех это происходит по-разному.

Каждый человек имеет свои биосоциальную особенность – то есть, во-

первых, то, что заложено в нас от природы, то чем нас одарил Всевышний,

подаривший

жизнь

и

то,

что

мы

потом

уже

выбираем

для

себя

сами,

пропуская через себя окружающий мир во всей его сложности, разнообразии

и

аспектах.

И

потому

если

человек

не

добился

в

жизни

успехов,

не

удовлетворен своей жизнью и реалиями – он никого не должен винить, как

это

часто

бывает,

когда

свои

плохие

знания

и

неготовность

к

жизни

некоторые

объясняют

плохой

школой

и

вузом,

слабыми

учителями

и

педагогами. Его неудачи и несостоятельность в жизни означает лишь то, что в

свое время он не выбрал для себя тот путь, на который ему указывали

старшие – учителя, родители, наставники.

Передачи цикла "Педагогическое сопровождение" рассказывают о том,

как

без

давления

на

личность,

не

переделывая

и

не

ломая

человека,

положительно

влиять

на

него,

сопровождать

по

жизни

с

учетом

его

биосоциальных

особенностей

характера,

темперамента,

уровня

знаний,

среды, в которой он живет. Также это

беседы о том, что педагогическое

сопровождение всегда должно учитывать и задатки личности, способности,

возможности,

цели

задачи,

предпочтения

и

т.д.

Цель

этих

бесед

дать

правильное

понимание

роли

родителей,

педагогов

и

наставников,

роли

гораздо

более

скромной,

чем

они

порой

думают,

давлением

и

грубым

вмешательством вредя процессу становления и развития личности.

Что же для этого надо знать людям, сопровождающим становление и

развитие подрастающей личности? Нужно глубокое изучение всех задатков,

возможностей, способностей и талантов тех, кого они готовят к жизни, а

также знание их биосоциальных особенностей, мотивации, целей и т.д.

Родители, педагоги, наставники должны четко знать и понимать и свои

возможности, позиции и цели, а также ожидаемый результат, к которому они

ненавязчиво ведут своего ребенка, ученика или воспитанника. И, желая в нем

что-то

подкорректировать

и

изменить

к

лучшему,

они

должны

понимать

главное – сделать это насильственно – давлением, наказанием или приказом –

невозможно. Возможно и единственно правильно другое – создать условия,

при которых подопечный захочет посмотреть на себя и свою ситуацию со

стороны, захочет меняться к лучшему, приложит для этого усилия, а значит

осознанно изменит свои цели и мотивации, сделав правильный выбор. И

здесь

сопровождающий

может

лишь

подсказать,

ненавязчиво

направить,

объяснить что будет в результате того или иного выбора.

Очень показателен в этом плане пример "Педагогической поэмы" А.С.

Макаренко. Выдающийся педагог современности не перевоспитывал сирот-

беспризорников,

которые

успели

за

свою

недолгую

жизнь

наделать

множество

ошибок.

Макаренко

вместе

со

своими

подопечными

создавал

условия, при которых они целенаправленно шли к ожидаемому результату,

менялись к лучшему, учились учиться, трудиться, жить в обществе и по его

законам и т.д. Макаренко всегда говорил о том, что надо уважать ребенка,

учитывать его возрастные особенности, знать и регулировать его внутренний

мир, должен сделать все для того, чтобы подопечный сознательно сделал

правильный выбор.

Мы с удовольствием посмотрели первую передачу цикла

"Педагогическое сопровождение". Несмотря на сложное название передачи,

профессор М.Б. Рамазанов ведущий ее говорит на доступном языке, и это

делает

беседу

одинаково

интересной

и

понятной

как

подросткам,

так

и

убеленным сединой старикам.

Самое ценное в передаче – мысль о необходимости, выбирая модель

воспитания

наших

дагестанских

детей,

исходить

не

только

из

общепедагогических принципов, но и учитывать менталитет дагестанцев, их

старинные славные традиции, которыми горцы всегда гордились. А главное в

этой

авторской

передаче

призыв

ведущего

к

сочетанию

светского

и

религиозного воспитания в педагогическом сопровождении подрастающего

поколения.

Автор и ведущий передачи "Педагогическое сопровождение" профессор

М.Б.

Рамазанов

в

одном

из

своих

интервью

духовно-просветительскому

журналу

"Амина",

учредителем

которого

он

является,

привел

известный

хадис Пророка: "Лучшее наследство – это хорошее воспитание", еще раз

подчеркивающий правоту другого хадиса Пророка о том, что "Дети – это

аманат Аллаха, за который взрослым придется отвечать перед Всевышним. А

еще поделился мыслями о том, что все меняется в подлунном мире – и

общественный строй, и формации, и школы педагогики, которые порой в

корне меняют свой взгляд на тот или иной аспект воспитания. А исламское

воспитание, основой которого стали Коран и Сунна остаются неизменными.

Он высказал и ценную мысль о том, что родителям, целенаправленно и с

раннего детства воспитывавшим детей в вере, не придется в дальнейшем

испытывать никаких проблем с их нравственностью. Но так будет лишь в

случае, если родители поймут и главное донесут до своих детей: Ислам не

набор определенных ритуалов и требований веры, это образ жизни. Это

воспитание в каждом поступке ребенка, в его отношениях с окружающим

миром, людьми – родными и чужими, старшими и младшими, отношения в

семье, на учебе и на работе.

Если

родители

воспитали

в

детях

богобоязненность

и

любовь

к

Всевышнему, а также внушили сыну или дочери, что стремление к знаниям –

обязанность

мусульманина,

что

уважения

к

учителю

требует

от

него

исламские нормы, то маленький мусульманин не позволит себе учиться плохо

и вести себя в школе не подобающим образом, – сказал в своем интервью

М.Б. Рамазанов. – Также в соответствии с нормами своей веры ребенок будет

относиться к родителям и родственникам, старшим и младшим, соседям,

природе, животным и т.д. Важно помнить и самим и обязательно внушить

ребенку: нормы Ислама распространяются на каждый наш шаг, поступок,

отношения и т.д. И каждый мусульманин должен стараться следовать этим

нормам, потому что в них нет ничего невозможного и сверхсложного для

человека.

Эти мысли, являющиеся платформой нового видения и уникального

опыта

профессора

М.Б.

Рамазанова,

прозвучали

и

в

первой

передаче

"Педагогическое

сопровождение",

когда

он

сказал

о

том,

что

исламские

нормы сами рекламируют себя как лучшие модели поведения. Когда с нами

здоровается и прощается мусульманин, он говорит нам "Ас-саламу-алейкум",

тем самым желая мира нашему дому. А значит, мы должны научить детей и

нашу молодежь, выбирая между бессмысленными обращениями "Привет" и

"Пока" сделать правильный выбор в пользу более благозвучного, доброго и

благословенного приветствия.

Выбирая между тем, как приветствуют старших у разных народов и

конфессий,

мы

должны

понимать,

что

в

наших

традициях

и

в

Исламе

уважение к старшим – своим и чужим – выше и красивее чем где-либо. И

таких примеров-параллелей для выбора множество.

– Какова цель нового цикла, который вы будете вести на ТВ? – спросили мы у

профессора

М.Б.

Рамазанова

после

просмотра

первой

передачи

цикла

"Педагогическое сопровождение".

Он ответил: "Я очень хочу, чтобы дагестанцы обучались и воспитывались,

впитывая

в

себя

не

только

все

самое

лучшее

из

накопленного

опытом

человечества, из светских знаний, которые, несомненно, нужны каждому, но

и на исламских ценностях. Это необходимо для того, чтобы возрождались и

жили в веках наши славные горские традиции, которыми дагестанцы всегда

гордились.

Чтобы,

будучи

интеллигентными

и

высокообразованными

людьми, дагестанцы не теряли своей духовности и сполна использовали весь

потенциал

ислама,

а

также

наши

красивые

и

добрые

горские

традиции.

Чтобы создавался положительный имидж Дагестана и дагестанцев, чтобы о

них говорили как о людях высоконравственных, образованных, духовных и

не способных на недостойные поступки".

Литература

1.

Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М. Влияние семейного воспитания на нравственное

развитие

ребенка

дошкольника

// Семья:

проблемы

межинституционального

взаимодействия

в

современном

мире. Материалы

Всероссийской

научно-

практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО "Чеченский

государственный педагогический университет". 2017. С. 232-236.

2.

Рамазанов

М.Б.,

Расулова

З.М.,

Абдулаева

З.М. Детско-юношеский

духовно-

просветительский

журнал

"Амина"

в

духовно-нравственном

воспитании

школьников

и

студентов

// Педагогическая

деятельность

как

творческий

процесс. Материалы

Всероссийской

научно-практической

конференции,

посвященной

70-летию

со

дня

рождения

В.А.

Кан-Калика.

Чеченский

государственный педагогический университет. 2016. С. 346-354.

3 .

Рамазанов

М.Б.

Детско-юношеский

духовно-просветительский

журнал

« А М И Н А »

к а к

о с н о в а

в о з р а с т а н и я

и м и д ж а

Д а г е с т а н а

в

противодействии

и

профилактике

экстремизма

и

терроризма.

В

с б .

Имидж и маркетинг территорий: опыт и перспективы развития в бизнесе, культуре,

туризме

и

образовании: XV

международный

симпозиум

по

имиджелогии

(Астрахань, 14-16 сентября 2017г.)/ под науч.ред.Е.А. Петровой; - М.: Издательство

имиджелогии, 2017.-288 с. С. 203-211.

4.

Рамазанов М.Б., Рамазанова Б.Ш. Курс « Методика самостоятельной работы» как

фактор

социально-педагогического

сопровождения

студентов

социального

факультета. В сб. Социальная работа в XXI веке: опыт и перспективы: Материалы

международной

научно-практической

конференции

(

11-12

декабря

2014

г..

г.

Ульяновск)/ Под общ. Ред.д-ра пед. Наук, проф. Н.Б. Шмелёвой. – Ульяновск:

Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014.-174.



В раздел образования