Авторы: Ахмедова Айшат Магомедовна, Ярбилова Сальвина Магомедовна
Должность: учитель математики и информатики мбоу гимназии №17
Учебное заведение: ЧОУ СШ "Земфира" , МБОУ гимназии №17
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Сочетание светского и религиозного воспитания, как составляющее духовно-нравственного развития личности школьников по циклу передач "Педагогическое сопровождение".
Раздел: среднее образование
Ахмедова А.М., к.п.н.,доцент
ДГПУ, ЧОУ «СШ «Земфира»
г. Махачкала
Ярбилова С.М.,учитель математики и
информатики МБОУ гимназии №17
Муртазалиева А.М., исполнительный
директор ЧОУ «СШ «Земфира»
Ахмедов М.М.
ЧОУ «СШ «Земфира»
г. Махачкала
Сочетание светского и религиозного воспитания, как составляющее
духовно-нравственного развития личности школьников (по циклу
передач «Педагогическое сопровождение»).
Аннотация:
В
статье
раскрывается
проблема
духовно-нравственного
развития
подрастающего
поколения
посредством
цикла
передач
«Педагогическое сопровождение». Рассматривается
проблема светского и
религиозного воспитания в духовно-нравственном развитии школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, развитие
личности, педагогическое сопровождение, светское воспитание, религиозное
воспитание.
На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания
приобретает
особую
значимость,
так
как
от
решения
этой
проблемы
напрямую зависит судьба России.
Духовность, нравственность
являются
составляющими мировоззрения. Через духовно-нравственное развитие мы
укрепляем
любовь
к
Родине,
формируем
чувство
ответственности
за
могущество
и
величие
нашей
страны,
формируем
благородство
и
достоинство личности. Успешное развитие страны зависит от формирования
духовно-развитой
личности,
потребности
творить
и
совершенствоваться.
Духовно-нравственное развитие личности
является ключевым фактором
развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих
его моральных ценностей.
Большой вклад в формирование духовно развитой личности внес
профессор Рамазанов М.Б.
Основные его идеи по духовно-нравственному
формированию школьников и молодежи, отражаются в цикле передач на
РГВК
«Педагогическое
сопровождение».
Эти
передачи
не
так
давно
появились на телевидении, но многие телезрители уже обратили внимание на
интересные и полезные беседы с автором нового проекта и его ведущим.
Особый интерес телезрителей вызвал призыв ученого сочетать светское
и исламское образование и воспитание подрастающего поколения. Об этом в
последнее время говорят много. Но в отличие от теоретиков профессор М.Б.
Рамазанов
не
только
говорит
о
гармоничном
сочетании
светской
и
религиозной составляющей в образовании и воспитании, его призывы и
выводы по этой теме подтверждены практикой и конкретными делами.
По инициативе и под руководством профессора М.Б. Рамазанова
несколько
лет
назад
была
создана
частная
школа
"Земфира",
школа
принципиально
нового
образца,
где
успешно
сочетаются
светское
и
исламское в образовании и воспитании. А также два года назад он стал
учредителем
духовно-просветительского
журнала
"Амина"
для
детей
и
юношества. Яркий и красочный проект воспитывает детей на ценностях
Ислама,
не
противоречащих
общечеловеческим,
а
украшающих
и
дополняющих
их.
Детям
в
доступной
форме
подаются
очень
важные
принципы и установки: "Любовь к Родине – часть нашей веры", "Стремление
к
знаниям
–
обязанность
мусульманина",
"Мусульманин
–
значит
толерантный, милосердный", "Рай – у ног матерей" и т.д.
Теме успешного сочетания светского и исламского в образовании и
воспитании посвящены многие научно-популярные работы профессора М.Б.
Рамазанова, опубликованные в СМИ, с научными докладами по этой теме он
выступал и на республиканских, а также всероссийских конференциях. Таким
образом, благодаря научным и научно-популярным трудам профессора М.Б.
Рамазанова, а также созданной им экспериментальной базе – частной школе
"Земфира"
и
духовно
просветительскому
журналу
"Амина",
в
нашей
республике
накоплен
уникальный
опыт
сочетания
духовного
и
светского
образования и воспитания подрастающего поколения.
Профессор М.Б. Рамазанов говорит о целях педагогов своей школы:
– Мы помогаем детям сделать правильный выбор в жизни, подвести их, не
принуждая,
к
правильным
выводам
и
приоритетам.
Это
касается
формирования
позитивного
отношения
к
государству,
религии,
семье,
осознания своего места в жизни, культуре и истории своего народа, манере
одеваться
и
т.д. Наши дети в результате работы с ними должны усвоить
истину:
исламские
нормы
жизни
и
морали
ничем
не
отличаются
от
общечеловеческих заповедей добра. А также не отрицают роли светского
образования
и
воспитания,
потому
что
в
хадисе
сказано
"Стремление
к
знаниям – обязанность каждого мусульманина". Мусульманин честен, добр и
справедлив со всеми, надежен в деле и в своей семье. Он с уважением и
любовью относится к родным, коллегам, соседям, всем окружающим его
людям. И никогда не сделает того, что запрещено Всевышним. Истинно
верующий человек всегда имеет четкий ориентир между добром и злом,
дозволенным и запретным. Ибо у истинного мусульманина в соответствии с
силой и искренностью его веры будут исполняться все желания и мечты.
Примерно те же цели поставил перед собой М.Б. Рамазанов теперь уже как
автор и ведущий цикла "Педагогическое сопровождение".
В первой передаче цикла профессор Рамазанов М.Б. объясняет
студентам, в присутствии которых происходили съемки передачи, а также
телезрителям
смысл
выбранного
им
для
авторского
проекта
названия
–
"Педагогическое сопровождение". Расшифровка названия цикла телепередач
является
ключевой,
она
должна
помочь
телезрителям
понять
смысл
и
назначение проекта, его цели и задачи.
– Многие педагоги склонны думать, что их задача – в обучении, воспитании,
перевоспитании
личности,
равнении
ее
на
какой-то
общепринятый
положительный
образ,
–
говорит
он,
–
но
я
считаю
роль
педагогов
и
родителей более скромной – они должны всего лишь сопровождать личность
по жизни, то есть быть рядом и чуть впереди, ненавязчиво направляя и
помогая сделать правильный выбор.
В каждом периоде жизни воспитуемых (детстве, юношестве, молодости)
сопровождение
их
преподавателями,
воспитателями,
наставниками,
родителями видоизменяется и корректируется в зависимости от возраста,
приобретаемого
опыта,
учета
особенностей
характера,
темперамента,
способностей
и
возможностей
подрастающей
личности.
Взрослые
наставники, будь то педагоги, воспитатели или родители не должны брать на
себя
ответственность
переделать
личность
по
образу
и
подобию
положительного примера или идеала. Всевышний, подарив человеку жизнь,
уже одарил каждого пришедшего в этот мир определенными и разными в
каждом
отдельном
случае
задатками,
возможностями,
способностями,
талантами. И наставники должны работать с этим имеющимся потенциалом.
Вышесказанное можно легко доказать уже тем, что поставленные в
одинаковые условия дети в одной семье или студенты в одной группе по-
разному воспринимают и претворяют в жизнь знания, советы, передаваемый
педагогами и родителями опыт. Одни впитывают все увиденное, услышанное
и
прочитанное
как
губка,
изначально
понимая,
как
важны
им
знания
и
накопленный человечеством опыт. Другие пропускают услышанное мимо
ушей, считают эту информацию лишней и ненужной для себя. Это зависит от
того, насколько личность созрела, каким видит свое будущее и себя в нем,
какие
цели
и
задачи
ставит
перед
собой
по
жизни.
То
есть
каждый
воспринимает приобретаемые знания, чужой опыт, наставления педагогов,
родителей и воспитателей в зависимости от своего опыта жизни, уровня
развития, мотивации. И мы видим, что у всех это происходит по-разному.
Каждый человек имеет свои биосоциальную особенность – то есть, во-
первых, то, что заложено в нас от природы, то чем нас одарил Всевышний,
подаривший
жизнь
и
то,
что
мы
потом
уже
выбираем
для
себя
сами,
пропуская через себя окружающий мир во всей его сложности, разнообразии
и
аспектах.
И
потому
если
человек
не
добился
в
жизни
успехов,
не
удовлетворен своей жизнью и реалиями – он никого не должен винить, как
это
часто
бывает,
когда
свои
плохие
знания
и
неготовность
к
жизни
некоторые
объясняют
плохой
школой
и
вузом,
слабыми
учителями
и
педагогами. Его неудачи и несостоятельность в жизни означает лишь то, что в
свое время он не выбрал для себя тот путь, на который ему указывали
старшие – учителя, родители, наставники.
Передачи цикла "Педагогическое сопровождение" рассказывают о том,
как
без
давления
на
личность,
не
переделывая
и
не
ломая
человека,
положительно
влиять
на
него,
сопровождать
по
жизни
с
учетом
его
биосоциальных
особенностей
–
характера,
темперамента,
уровня
знаний,
среды, в которой он живет. Также это
беседы о том, что педагогическое
сопровождение всегда должно учитывать и задатки личности, способности,
возможности,
цели
задачи,
предпочтения
и
т.д.
Цель
этих
бесед
–
дать
правильное
понимание
роли
родителей,
педагогов
и
наставников,
роли
гораздо
более
скромной,
чем
они
порой
думают,
давлением
и
грубым
вмешательством вредя процессу становления и развития личности.
Что же для этого надо знать людям, сопровождающим становление и
развитие подрастающей личности? Нужно глубокое изучение всех задатков,
возможностей, способностей и талантов тех, кого они готовят к жизни, а
также знание их биосоциальных особенностей, мотивации, целей и т.д.
Родители, педагоги, наставники должны четко знать и понимать и свои
возможности, позиции и цели, а также ожидаемый результат, к которому они
ненавязчиво ведут своего ребенка, ученика или воспитанника. И, желая в нем
что-то
подкорректировать
и
изменить
к
лучшему,
они
должны
понимать
главное – сделать это насильственно – давлением, наказанием или приказом –
невозможно. Возможно и единственно правильно другое – создать условия,
при которых подопечный захочет посмотреть на себя и свою ситуацию со
стороны, захочет меняться к лучшему, приложит для этого усилия, а значит
осознанно изменит свои цели и мотивации, сделав правильный выбор. И
здесь
сопровождающий
может
лишь
подсказать,
ненавязчиво
направить,
объяснить что будет в результате того или иного выбора.
Очень показателен в этом плане пример "Педагогической поэмы" А.С.
Макаренко. Выдающийся педагог современности не перевоспитывал сирот-
беспризорников,
которые
успели
за
свою
недолгую
жизнь
наделать
множество
ошибок.
Макаренко
вместе
со
своими
подопечными
создавал
условия, при которых они целенаправленно шли к ожидаемому результату,
менялись к лучшему, учились учиться, трудиться, жить в обществе и по его
законам и т.д. Макаренко всегда говорил о том, что надо уважать ребенка,
учитывать его возрастные особенности, знать и регулировать его внутренний
мир, должен сделать все для того, чтобы подопечный сознательно сделал
правильный выбор.
Мы с удовольствием посмотрели первую передачу цикла
"Педагогическое сопровождение". Несмотря на сложное название передачи,
профессор М.Б. Рамазанов ведущий ее говорит на доступном языке, и это
делает
беседу
одинаково
интересной
и
понятной
как
подросткам,
так
и
убеленным сединой старикам.
Самое ценное в передаче – мысль о необходимости, выбирая модель
воспитания
наших
дагестанских
детей,
исходить
не
только
из
общепедагогических принципов, но и учитывать менталитет дагестанцев, их
старинные славные традиции, которыми горцы всегда гордились. А главное в
этой
авторской
передаче
–
призыв
ведущего
к
сочетанию
светского
и
религиозного воспитания в педагогическом сопровождении подрастающего
поколения.
Автор и ведущий передачи "Педагогическое сопровождение" профессор
М.Б.
Рамазанов
в
одном
из
своих
интервью
духовно-просветительскому
журналу
"Амина",
учредителем
которого
он
является,
привел
известный
хадис Пророка: "Лучшее наследство – это хорошее воспитание", еще раз
подчеркивающий правоту другого хадиса Пророка о том, что "Дети – это
аманат Аллаха, за который взрослым придется отвечать перед Всевышним. А
еще поделился мыслями о том, что все меняется в подлунном мире – и
общественный строй, и формации, и школы педагогики, которые порой в
корне меняют свой взгляд на тот или иной аспект воспитания. А исламское
воспитание, основой которого стали Коран и Сунна остаются неизменными.
Он высказал и ценную мысль о том, что родителям, целенаправленно и с
раннего детства воспитывавшим детей в вере, не придется в дальнейшем
испытывать никаких проблем с их нравственностью. Но так будет лишь в
случае, если родители поймут и главное донесут до своих детей: Ислам не
набор определенных ритуалов и требований веры, это образ жизни. Это
воспитание в каждом поступке ребенка, в его отношениях с окружающим
миром, людьми – родными и чужими, старшими и младшими, отношения в
семье, на учебе и на работе.
–
Если
родители
воспитали
в
детях
богобоязненность
и
любовь
к
Всевышнему, а также внушили сыну или дочери, что стремление к знаниям –
обязанность
мусульманина,
что
уважения
к
учителю
требует
от
него
исламские нормы, то маленький мусульманин не позволит себе учиться плохо
и вести себя в школе не подобающим образом, – сказал в своем интервью
М.Б. Рамазанов. – Также в соответствии с нормами своей веры ребенок будет
относиться к родителям и родственникам, старшим и младшим, соседям,
природе, животным и т.д. Важно помнить и самим и обязательно внушить
ребенку: нормы Ислама распространяются на каждый наш шаг, поступок,
отношения и т.д. И каждый мусульманин должен стараться следовать этим
нормам, потому что в них нет ничего невозможного и сверхсложного для
человека.
Эти мысли, являющиеся платформой нового видения и уникального
опыта
профессора
М.Б.
Рамазанова,
прозвучали
и
в
первой
передаче
"Педагогическое
сопровождение",
когда
он
сказал
о
том,
что
исламские
нормы сами рекламируют себя как лучшие модели поведения. Когда с нами
здоровается и прощается мусульманин, он говорит нам "Ас-саламу-алейкум",
тем самым желая мира нашему дому. А значит, мы должны научить детей и
нашу молодежь, выбирая между бессмысленными обращениями "Привет" и
"Пока" сделать правильный выбор в пользу более благозвучного, доброго и
благословенного приветствия.
Выбирая между тем, как приветствуют старших у разных народов и
конфессий,
мы
должны
понимать,
что
в
наших
традициях
и
в
Исламе
уважение к старшим – своим и чужим – выше и красивее чем где-либо. И
таких примеров-параллелей для выбора множество.
– Какова цель нового цикла, который вы будете вести на ТВ? – спросили мы у
профессора
М.Б.
Рамазанова
после
просмотра
первой
передачи
цикла
"Педагогическое сопровождение".
Он ответил: "Я очень хочу, чтобы дагестанцы обучались и воспитывались,
впитывая
в
себя
не
только
все
самое
лучшее
из
накопленного
опытом
человечества, из светских знаний, которые, несомненно, нужны каждому, но
и на исламских ценностях. Это необходимо для того, чтобы возрождались и
жили в веках наши славные горские традиции, которыми дагестанцы всегда
гордились.
Чтобы,
будучи
интеллигентными
и
высокообразованными
людьми, дагестанцы не теряли своей духовности и сполна использовали весь
потенциал
ислама,
а
также
наши
красивые
и
добрые
горские
традиции.
Чтобы создавался положительный имидж Дагестана и дагестанцев, чтобы о
них говорили как о людях высоконравственных, образованных, духовных и
не способных на недостойные поступки".
Литература
1.
Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М. Влияние семейного воспитания на нравственное
развитие
ребенка
–
дошкольника
// Семья:
проблемы
межинституционального
взаимодействия
в
современном
мире. Материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО "Чеченский
государственный педагогический университет". 2017. С. 232-236.
2.
Рамазанов
М.Б.,
Расулова
З.М.,
Абдулаева
З.М. Детско-юношеский
духовно-
просветительский
журнал
"Амина"
в
духовно-нравственном
воспитании
школьников
и
студентов
// Педагогическая
деятельность
как
творческий
процесс. Материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции,
посвященной
70-летию
со
дня
рождения
В.А.
Кан-Калика.
Чеченский
государственный педагогический университет. 2016. С. 346-354.
3 .
Рамазанов
М.Б.
Детско-юношеский
духовно-просветительский
журнал
« А М И Н А »
к а к
о с н о в а
в о з р а с т а н и я
и м и д ж а
Д а г е с т а н а
в
противодействии
и
профилактике
экстремизма
и
терроризма.
В
с б .
Имидж и маркетинг территорий: опыт и перспективы развития в бизнесе, культуре,
туризме
и
образовании: XV
международный
симпозиум
по
имиджелогии
(Астрахань, 14-16 сентября 2017г.)/ под науч.ред.Е.А. Петровой; - М.: Издательство
имиджелогии, 2017.-288 с. С. 203-211.
4.
Рамазанов М.Б., Рамазанова Б.Ш. Курс « Методика самостоятельной работы» как
фактор
социально-педагогического
сопровождения
студентов
социального
факультета. В сб. Социальная работа в XXI веке: опыт и перспективы: Материалы
международной
научно-практической
конференции
(
11-12
декабря
2014
г..
г.
Ульяновск)/ Под общ. Ред.д-ра пед. Наук, проф. Н.Б. Шмелёвой. – Ульяновск:
Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014.-174.