Автор: Рогачева Елена Викторовна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: СОГБПОУ "Сафоновский индустриально-технологический техникум"
Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка творческого часа
Тема: "Я себя не мыслю без России"
Раздел: среднее профессиональное
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сафоновский индустриально-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТВОРЧЕСКОГО ЧАСА
на тему:
«Я себя не мыслю без России»
Разработала преподаватель: Рогачева Елена Викторовна
2018г.
Тема: «Я себя не мыслю без России».
Цель: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и любви к России;
чувство гордости за свое Отечество, за людей, которые его защищали.
Форма проведения: беседа
Оборудование:
подборка
цитат,
магнитофон
с
записями,
портреты
выдающихся
людей,
карта
Смоленской
области,
книжная
выставка,
ПК,
презентация.
План:
1.Вступитальное слово педагога;
2.Беседа с обучающимися;
3.Чтение стихов;
4.Заключительное слово педагога;
5.Поведение итогов творческого часа.
Цитаты:
Николай Бердяев (1874-1948) — русский философ, писатель, публицист.
-
Без
изначальной
и
стихийной
любви
к
России
невозможен
никакой
творческий исторический путь.
Пётр
Первый
(1672-1725)
—
император
России,
«пробивший
окно
в
Европу».
- Русский тот, кто Россию любит и ей служит!
Александр Пушкин (1799-1837) — поэт, писатель, публицист.
- Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; но клянусь честью,
что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество.
Александр Суворов — Великий русский полководец (1730—1800).
- Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к
человечеству.
- Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы
русские, мы все одолеем.
- Крепость сильна, гарнизон — целая армия. Но ничто не устоит против
русского оружия — мы сильны и уверены в себе.
- Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на
Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб.
Владимир Путин (1952) — президент России.
- Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад
находятся слева и справа от России.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим творческий
час,
тема которого, «Я себя не мыслю без России».
На
нашем
творческом
часе
мы
попытаемся
понять,
что
же
такое
патриотизм, любовь к Родине, что может объединить людей или сделать их
непримиримыми врагами, какие черты характера отличаю русского человека
от других.
Русская
национальность
велика,
сильна
и
жизнеспособна.
Она
не
боится конкуренции других национальностей, и не нуждается ни в каких
допингах,
ни
в
каких
возбуждающих
жизненную
энергию
секретных
средствах. Национальное лицо, как и лицо индивидуальное, прекрасно и
благородно только тогда, когда владелец его не думает о нем, не старается
искусственно придать ему того или другого выражения. А кто, став перед
зеркалом, задается заранее обдуманными намерениями сделать во что бы то
ни стало «национальное лицо», у того выйдет лишь жалкая и отталкивающая
национальная гримаса.
Педагог:
для
того,
чтобы
стать
патриотом
не
обязательно
быть
героем,
достаточно любить свою родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Патриотизм
-
это
состояние
души
и
духа.
Это
осознание
своей
исторической, культурной, национальной принадлежности.
Родина. От Калининграда до Курильской гряды, от Балтики до Черного
моря раскинулись ее просторы. Окиньте их мысленно взором - и перед вами
откроются
картины,
полные
благородного
величия
и
чарующей
красоты.
Голубые
горы
и
раздольные
реки,
могучие
заводы
и
колосящиеся
поля,
невиданные стройки и космические корабли. Все это - наша Родина.
Чтец: ( Алексей Мишин)
Ты вся как есть передо мной,
С тугими ливнями, с ветрами
Со вспышкой звезд над городами,
С крестьянской сложною судьбой.
В тебе и нежность и терпенье,
И радость утренних забот,
Твой каждый новый поворот-
Моих раздумий обновленье.
Тебе, как матери, не лгу,
Ты мне открыла к песне двери.
Могу в себя я не поверить,
В тебя не верить не могу.
Педагог: Да, все мы жители замечательной богатой страны. Наша Родина -
Россия. Россия, Русь, Родина, Родимый Край, Родная сторона, Отчий дом -
самые дорогие слова для русского человека. «Русь-златая», «Деревянная»,
«Полевая», «Буйственная», заснеженная. Это «Край дождей и непогоды» и
край «Разливов грозных тихих внешних сил».
Чтец: С.Есенин
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною над сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива
Златится спелая звезда.
Опять дорогой верстовою,
Наперекор твоей беде,
Бреду и чую яровое
По голубеющей воде.
Клубит и пляшет дым болотный
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной
Напоены твои холмы.
Педагог: Великий художник Васнецов писал: «Плох тот народ, который не
помнит, не ценит и не любит своей истории». На протяжении всех лет
существования
нашей
страны,
зарубежные
деятели
различных
стран
называли в своих выступлениях и публикациях Россию великой страной.
-Как вы считаете, а что создает величие нашего государства? (беседа с
учащимися).
ПЕДАГОГ: Главным богатством нашей страны является ее народ со своими
традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по
праву
пользуются
славой
во
всем
мире.
Вот
некоторые
имена: ПетрI,
А.С.Пушкин, В. Шукшин, Калашников, Сахаров, Солженицын, Глинка,
Исаковский.
Так уже повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей
страны, называют русскими, независимо от национальной принадлежности.
-Что же отличает русского человека? Давайте попытаемся назвать
несколько черт характера, присущих именно русским.
(записать на доске
отрицательные и положительные черты).
Среди названных нами характеристик присутствуют и положительные и
отрицательные
качества.
Несмотря
на
наличие
отрицательных
качеств,
в
годины тяжелых испытаний для страны, русский народ находит в себе силы,
чтобы справится с ними. Русские люди всегда были верны своей родине.
Н.Ножкин
В мирный век и в годы испытаний
С нею мы и сердцем и душой.
Да, не знаю страха россияне,
Защищая свой родимый дом.
-Давайте вспомним, а какие испытания выпали на долю нашей страны?
ПЕДАГОГ: Это гражданская война, когда по разные стороны линии фронта
находились жители одного государства, это репрессии 1937года, Великая
Отечественная война 1941-1945 годов.
(минута молчания)
Педагог: Не всякая идея способствует объединению нации, всего народа.
Различия в убеждениях способны провоцировать военные конфликты.
-Задайте себе вопрос «Что может способствовать объединению людей?»
Конечно же, это любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к
своим
корням.
Любовь
между
детьми
и
родителями,
между
юношей
и
девушкой, любовь к своей Родине!
Наш сегодняшний творческий час посвящен Родине, но говоря о Родине
нельзя забывать малую Родину - нашу Смоленщину.
Чтец: А. Мишин
Мой край - березы часты, часты.
Мой дом - рябины да стрехи
На две республики горласто
Кричат в деревне петухи.
Мои леса, мои делянки
За окоем - густая рожь.
Голубоглазые славянки
Светлы, как рощицы берез.
Бела черемуха над речкой,
И поле гречки до холмов.
Утрами белые колечки
Плывут над трубами домов.
Меня здесь росы оросили,
И я гляжу, не нагляжусь
В тебя, мой свет, моя Россия,
И радость светлая и грусть.
Педагог: Древняя, героическая Смоленская земля. Немало видала она за
многовековую
историю
различных
чужеземных
врагов.
И
всегда
грудью
вставала на защиту сердца России – Москвы. В борьбе с врагами Смоленск
стяжал себе славу ключ – города, города – стража.
Чтец: А. Бодренков
Тогда еще не было русской державы
Дымились леса на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.
Не раз было небу от пламени жарко
Ключ-город в осаде пылал.
Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.
От каждого камня здесь мужеством веет,
Дней наших и дней страны.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.
Педагог: Смоленская земля дала Родине плеяду выдающихся деятелей науки,
литературы, искусства: основоположника классической музыки М.И.Глинку,
путешественника
Н.М.Пржевальского,
А.Н.Энгельгарда,
скульптора
Коненкова, поэтов Исаковского, Твардовского, Рыленкова, авиаконструктора
Лавочкина.
Смоленщина
-
родина
адмирала
Нахимова,
Маршала
Тухачевского,
первооткрывателя
космоса
Ю.А.
Гагарина,
полководца
Кутузова. (обучающимся демонстрируются портреты выдающихся людей).
В июле 1941 года развернулось Смоленское сражение. В огне
Смоленского сражения в боях под Ельней родилась Советская гвардия - цвет
армии. Командиром гвардейской дивизии стал наш
земляк генерал И .Н.
Руссиянов.
ЧТЕЦ:
Вдруг стало светло и тревожно,
Когда прочитал я Указ…
Представить никак невозможно
Гвардейского лета без Вас.
Без Вас, генерал Руссиянов,
Без храбрых, суровых солдат.
Давнишние ожили раны:
До времени раны молчат.
Гвардейская жизнь - не парады,-
Бои, переходы, броски.
Как поздно приходят награды,
Как рано седеют виски!
О, время! Оно справедливо,
Все ставит, как есть, на места.
Известно, что хлебная нива
Седым пустырям - нечета.
На свете чудес не бывает,
Во всем разобраться дано.
Из добрых семян вырастает
Отборное жизни зерно.
Не щедры словами Указы,
Но судьбы, какие встают!
Я слышу знакомую фразу:
« Героя зазря не дают ».
У Ельни под гром канонады
В бессмертье входили полки…
Как поздно приходят награды,
Как рано седеют виски.
В 1978 году нашему земляку, генерал-лейтенанту И.Н. Руссиянову было
присвоено звание Героя Советского Союза.
Заключительное
слово
педагога:
За
каждым
подвигом,
совершенным
в
любое время (в мирное или военное), стоит любовь к Родине, к своему
Отечеству.
Характерная особенность русского народа в том, что его историческое
становление выработало в нем способность успешно решать проблемы в
таких условиях, которые другим народам кажутся не просто невероятными, а
немыслимыми. Любите Россию, любите ее такой, какая она есть, гордитесь
ею, чтите традиции русского народа!
Чтец:
Родину и мать не выбирают,-
Родина с рождения одна.
И тому, кто Родину теряет
До могилы грезится она.
Нет ее предателям прощенья,
Нет забвенья верным сыновьям.
Нет святей ее благословенья
В час сопротивления врагам.
В мирный век и годы испытаний
С нею мы и сердцем и душой.
Да, не знаю страха Россияне
Защищая свой родимый дом.
Над раздольем русским, в горной сини
И плывут и тают облака.
А березы шепчут о России,
Как шептали в древние века.
И текут привольно наши реки.
Так цвети и здравствуй, край Родной!
Мы с тобой до смерти и навеки
Нераздельной связаны судьбой.
(Подведение итогов творческого часа)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алфимов Е. П. «На Черной речке тишина...» / Е. П. Алфимов //Смоляне –
Пушкину. – Смоленск, 1999. – С. 69 – 70.
2. Есенина С.А. Сборник стихов в 6 томах, тт.1-4 М., « Художественная
литература», 2013г./ Е С.А Есенин Сборник стихов в 6 томах, тт.1-4 М.,
« Художественная литература», 2013г.
3. Мишин А.В. « Поздние грозы»: Стихотворения.- М.: Сов. Россия,1988.-
192с./ А.В. Мишин « Поздние грозы»: Стихотворения.- М.: Сов. Россия,1988.-
192с.
4. Мишин А. В. Земля любви моей: стихи/ А. В. Мишин. – Смоленск: Моск.
Рабочий, Смоленск. отд., 1983. – 80 с.
5. Мишин А. В. Песни полей: стихи/ А. В. Мишин.– М.:Сов. писатель,2015.–
88 с.
6. Фирсов В. И. На памяти моего поколения: из ненаписанной поэмы / В. И.
Фирсов //Смоляне. – М.: Современник, 1980. – С. 340 – 350.
7. Журналы «Профтехобразование» 2008 год
8. Журналы «Профтехобразование» 2015 год