Напоминание

Кризис трех лет


Авторы: Иванова Екатерина Олеговна, Крылова Наталия Германовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Кризис трех лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и не-

зависимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка.

Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется

кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса

Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его

просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано.

При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или

просьбу определенного взрослого.

Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже

на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его

строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против

сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что

ему предлагают или что делают другие.

Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к

самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует

возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со

взрослыми.

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно,

дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок

стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны

с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возни-

кает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется

отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении

отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты

протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у

ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит

отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека,

проявлять самостоятельность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной

интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте

полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается

к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят

все дети.

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий

призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку

нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении

правил, в их принятии.

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: уп-

рямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстра-

ция собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм —

проявление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять

происходящие в ребенке изменения.

Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на

чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои

требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет,

желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый —

движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование.

Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны

послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы

будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего

сопротивления.

Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не ме-

няйте позиции.

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно

пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся силь-

нее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В

кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у

детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оста-

вайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не

вознаграждайте малыша ничем.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно.

Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше

оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести

душу, но не принимайте в этом участия.

Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном

месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз

– это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет

«зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт

Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном

воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризу-

лю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит

в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе

скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто

сердиться».

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,

и здесь вам помогут фантазия и юмор.



В раздел образования