Авторы: Иванова Екатерина Олеговна, Крылова Наталия Германовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Кризис трех лет
Раздел: дошкольное образование
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и не-
зависимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка.
Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется
кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса
Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его
просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано.
При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или
просьбу определенного взрослого.
Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже
на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его
строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против
сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что
ему предлагают или что делают другие.
Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к
самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует
возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со
взрослыми.
Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно,
дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок
стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны
с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возни-
кает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется
отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении
отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты
протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у
ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит
отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека,
проявлять самостоятельность.
Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной
интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте
полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается
к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят
все дети.
Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий
призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку
нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении
правил, в их принятии.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: уп-
рямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстра-
ция собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм —
проявление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять
происходящие в ребенке изменения.
Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на
чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои
требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет,
желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый —
движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование.
Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны
послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы
будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего
сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не ме-
няйте позиции.
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно
пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся силь-
нее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В
кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у
детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.
Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оста-
вайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не
вознаграждайте малыша ничем.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше
оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести
душу, но не принимайте в этом участия.
Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Каприз
– это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет
«зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт
Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном
воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризу-
лю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит
в вашей интонации искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе
скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто
сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,
и здесь вам помогут фантазия и юмор.