Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: опыт работы
Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников с участием социальных парнеров ДОО
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников с участием
социальных парнеров ДОО
Фазлыахметова Л.В.,
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ «Детский сад № 14»
г. Урай ХМАО-Югра
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является
первостепенной
задачей
современной
образовательной
системы,
и
представляет
собой
важный компонент всего дальнейшего образования.
Одна
из
задач,
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Именно
поэтому
в
настоящее
время
крайне
важно
создать
нормально
функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях;
систему,
построенную
на
ценностях
традиционной
духовной
культуры,
отвечающую
потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и
духовно здорового человека.
Важность и актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается
в
том,
что
в
современном
мире
маленький
человек
живет
и
развивается,
окруженный
множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного
характера,
которые
ежедневно
обрушиваются
на
неокрепший
интеллект
и
чувства ребенка, на
еще только формирующуюся сферу нравственности.
Таким
образом,
в
настоящее
время
одной
из
важных
проблем
дошкольного
образования
является
целостное
духовно-нравственное
развитие
личности
ребенка
дошкольного возраста.
Исходя из данной проблемы, мы сформулировали следующие задачи:
-
формировать
способность
к
духовному
развитию,
реализации
творческого
потенциала
в
учебно-игровой,
предметно-продуктивной
деятельности
на
основе
нравственных установок и моральных норм;
-
воспитать
у
детей
чувство
почтения
и
любви
к
родителям
и
другим
людям,
бережного отношения к окружающему миру;
- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
-развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата;
-
развивать
познавательную
активность,
любознательность,
доброжелательность,
эмоциональную отзывчивость, сопереживание другим людям.
В настоящее время ни одно дошкольное учреждение не может успешно реализовать
свою деятельность без осуществления взаимодействия с ближайшим социумом, и с семьёй.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольника
в
целом
является
сложным
многоплановым процессом. Воспитание неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания.
Для
повышения
эффективности
работы
по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольной
образовательной
организации
следует
вступать
в
отношения
социального
партнерства с другими учреждениями и организациями.
Наш детский сад
имеет весьма
благоприятное окружение как образовательное, так и социально-культурное.
Негосударственное
образовательное
частное
учреждение
дополнительного
образования детей
«Центр «Духовное
просвещение» в лице директора Юрцун С.В.,
является одним из главных социальных партнеров детского сада, помогающим в решении
задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников с первых дней
функционирования детского сада.
В начале учебного года педагогами Центра «Духовное просвещение» на родительском
собрании был представлен
учебно - методический комплект
«Азбука Православия»,
разработанный авторским коллективом Центра.
С любезного разрешения
родителей, и была начата
работа с детьми. Педагоги
Воскресной школы и воспитатели детского сада в течение всего учебного года вели работу
по «Азбуке Православия».
Педагоги, работая с детьми, активно используют разнообразные формы и методы
проведения мероприятий:
- словесно-образный: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога,
рассказы по схемам, иллюстрациям, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
и др.
- наглядно-действенный: наблюдения, экскурсии по памятным местам города, в Воскресную
школу,
показ
сказок,
рассматривание
иллюстраций,
репродукций
картин,
дидактические
игры, целевые прогулки и т.д.
-практический: игры
строительные,
дидактические,
подвижные,
малоподвижные,
инсценировки, оформление коллекций и альбомов на различную тематику (например, после
отпуска, экскурсий, наблюдений),
конкурсы, викторины, литературные гостиные, мастер-
классы, литературные вечера с родителями и детьми, изготовление с детьми наглядных
пособий, макетов, атрибутов, которые дети используют для самостоятельной и игровой
деятельности, выпуск тематических стенгазет, памяток и рекомендаций, которые готовятся
не
только
для
родителей
подготовительной
группы,
но
и
в
другие
возрастные
группы
детского сада.
При
организации
совместной
деятельности
педагоги
используют
и другие
методы:объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод
проектной деятельности, который
дает возможность в течение определенного времени
работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс
родителей воспитанников. Это специально организованный педагогами и самостоятельно
выполняемый
детьми
и
их
родителями
комплекс
действий,
где
они
могут
быть
самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,
создание творческого продукта и его презентации. В результате этой работы был собран
теоретический и практический материал:
- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей и педагогов;
- интерактивные и видеоматериалы:
- демонстрационный и раздаточный материал по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста;
- игры, иллюстрации, иконы, альбомы памятных мест Православной России; макеты
храмов;
- памятки и рекомендации для родителей (или законных представителей);
- по «Золотому кольцу России» и т.д.
Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку
формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает
малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения
становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, к
миру, к другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью
члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Так первые 5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его
потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности – быть
любимым, быть нужным в этом мире.
Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно родители и
первые
воспитатели
закладывают
основу
духовно-нравственного
воспитания
маленького
человека.
Следовательно,
духовно-нравственное
развитие,
невозможно
без
участия
семьи,
потому что только в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. «А для этого
сама семья должна быть тем, чем она и должна быть – малой церковью». По этой причине
необходима такая организация работы, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют
друг друга.
Всему
этому
способствует
проведение
в
дошкольной
организации
семейных
театрализованных постановок, семейных вечеров, совместных мероприятий. В течение года
часть занятий, а также такие праздники
как Новый год, Рождество, Масленица, Светлое
Христово
Воскресение,
проводятся
совместно
с
участием
родителей
(законных
представителей).
Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение
родителей
осуществляется
на
специально
организованных
занятиях
или
в
семейной
гостиной
по
вопросам
традиционного
воспитания
как
способа
передачи
ценностно-
значимого содержания отечественной культуры, жизни, семьи и общества.
Общие дела, реализуемые совместно с родителями, стараемся строить по
принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.
В
целях
получения
высокого
результата
по
формированию
системы
духовно-
нравственного развития и воспитания, опираясь на положительный опыт Центра «Духовное
просвещение», при апробации «Азбуки Православия» рекомендуются следующие формы
работы с родителями: родительские лектории и всеобуч, родительские собрания на духовно-
нравственные
темы,
встречи
со
священнослужителями,
вечера
вопросов
и
ответов
(индивидуальные
консультации
с
привлечением
специалистов
различного
профиля),
функционирование консультативного центра для родителей, создание родительских клубов
по
интересам,
кружков
дополнительного
образования,
возглавляемых
родителями,
собеседование
об
удовлетворенности
родителей
жизнедеятельностью
дошкольного
учреждения, проведение совместных мероприятий, в том числе посвященных православным
и народным праздникам.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения, родителей
и
педагогов
Центра
Дополнительного
образования
позволяет
заметно
поддержать
становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-
нравственной культуры педагогов и семей, укрепить сотрудничество семьи и детского
сада
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный,
предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение
не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих
ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии
зла.
Список использованной литературы:
1.Александрова
Е.Ю.
Система
патриотического
воспитания
в
ДОУ:
планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт.-
составитель Е.Ю. Александрова и др. Волгоград:Учитель, 2007.
2.Александрова
Е.Ю.
С
чего
начинается
Роджина?
Опыт
работы
по
патриотическому
воспитанию в ДОУ.под редакцией Л.А. Кондрыкинской. М., ТЦ Сфера, 2005.
3.Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6лет.Методическое пособие.М., ТЦ
Сфера., 2007.
4.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитавнию в ДОУ. М., ТЦ Сфера, 2010.