Напоминание

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников с участием социальных парнеров ДОО


Автор: Фазлыахметова Лина Вильдановна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ № 14
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: опыт работы
Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников с участием социальных парнеров ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников с участием

социальных парнеров ДОО

Фазлыахметова Л.В.,

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ «Детский сад № 14»

г. Урай ХМАО-Югра

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является

первостепенной

задачей

современной

образовательной

системы,

и

представляет

собой

важный компонент всего дальнейшего образования.

Одна

из

задач,

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Именно

поэтому

в

настоящее

время

крайне

важно

создать

нормально

функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях;

систему,

построенную

на

ценностях

традиционной

духовной

культуры,

отвечающую

потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно и

духовно здорового человека.

Важность и актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается

в

том,

что

в

современном

мире

маленький

человек

живет

и

развивается,

окруженный

множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и

негативного

характера,

которые

ежедневно

обрушиваются

на

неокрепший

интеллект

и

чувства ребенка, на

еще только формирующуюся сферу нравственности.

Таким

образом,

в

настоящее

время

одной

из

важных

проблем

дошкольного

образования

является

целостное

духовно-нравственное

развитие

личности

ребенка

дошкольного возраста.

Исходя из данной проблемы, мы сформулировали следующие задачи:

-

формировать

способность

к

духовному

развитию,

реализации

творческого

потенциала

в

учебно-игровой,

предметно-продуктивной

деятельности

на

основе

нравственных установок и моральных норм;

-

воспитать

у

детей

чувство

почтения

и

любви

к

родителям

и

другим

людям,

бережного отношения к окружающему миру;

- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

-развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

и настойчивости в достижении результата;

-

развивать

познавательную

активность,

любознательность,

доброжелательность,

эмоциональную отзывчивость, сопереживание другим людям.

В настоящее время ни одно дошкольное учреждение не может успешно реализовать

свою деятельность без осуществления взаимодействия с ближайшим социумом, и с семьёй.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольника

в

целом

является

сложным

многоплановым процессом. Воспитание неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и

противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания.

Для

повышения

эффективности

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию

дошкольной

образовательной

организации

следует

вступать

в

отношения

социального

партнерства с другими учреждениями и организациями.

Наш детский сад

имеет весьма

благоприятное окружение как образовательное, так и социально-культурное.

Негосударственное

образовательное

частное

учреждение

дополнительного

образования детей

«Центр «Духовное

просвещение» в лице директора Юрцун С.В.,

является одним из главных социальных партнеров детского сада, помогающим в решении

задач духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников с первых дней

функционирования детского сада.

В начале учебного года педагогами Центра «Духовное просвещение» на родительском

собрании был представлен

учебно - методический комплект

«Азбука Православия»,

разработанный авторским коллективом Центра.

С любезного разрешения

родителей, и была начата

работа с детьми. Педагоги

Воскресной школы и воспитатели детского сада в течение всего учебного года вели работу

по «Азбуке Православия».

Педагоги, работая с детьми, активно используют разнообразные формы и методы

проведения мероприятий:

- словесно-образный: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога,

рассказы по схемам, иллюстрациям, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

и др.

- наглядно-действенный: наблюдения, экскурсии по памятным местам города, в Воскресную

школу,

показ

сказок,

рассматривание

иллюстраций,

репродукций

картин,

дидактические

игры, целевые прогулки и т.д.

-практический: игры

строительные,

дидактические,

подвижные,

малоподвижные,

инсценировки, оформление коллекций и альбомов на различную тематику (например, после

отпуска, экскурсий, наблюдений),

конкурсы, викторины, литературные гостиные, мастер-

классы, литературные вечера с родителями и детьми, изготовление с детьми наглядных

пособий, макетов, атрибутов, которые дети используют для самостоятельной и игровой

деятельности, выпуск тематических стенгазет, памяток и рекомендаций, которые готовятся

не

только

для

родителей

подготовительной

группы,

но

и

в

другие

возрастные

группы

детского сада.

При

организации

совместной

деятельности

педагоги

используют

и другие

методы:объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод

проектной деятельности, который

дает возможность в течение определенного времени

работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс

родителей воспитанников. Это специально организованный педагогами и самостоятельно

выполняемый

детьми

и

их

родителями

комплекс

действий,

где

они

могут

быть

самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,

создание творческого продукта и его презентации. В результате этой работы был собран

теоретический и практический материал:

- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- интерактивные и видеоматериалы:

- демонстрационный и раздаточный материал по духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста;

- игры, иллюстрации, иконы, альбомы памятных мест Православной России; макеты

храмов;

- памятки и рекомендации для родителей (или законных представителей);

- по «Золотому кольцу России» и т.д.

Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку

формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает

малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения

становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, к

миру, к другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью

члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Так первые 5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его

потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности – быть

любимым, быть нужным в этом мире.

Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно родители и

первые

воспитатели

закладывают

основу

духовно-нравственного

воспитания

маленького

человека.

Следовательно,

духовно-нравственное

развитие,

невозможно

без

участия

семьи,

потому что только в семье может осуществляться постоянная духовная жизнь. «А для этого

сама семья должна быть тем, чем она и должна быть – малой церковью». По этой причине

необходима такая организация работы, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют

друг друга.

Всему

этому

способствует

проведение

в

дошкольной

организации

семейных

театрализованных постановок, семейных вечеров, совместных мероприятий. В течение года

часть занятий, а также такие праздники

как Новый год, Рождество, Масленица, Светлое

Христово

Воскресение,

проводятся

совместно

с

участием

родителей

(законных

представителей).

Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение

родителей

осуществляется

на

специально

организованных

занятиях

или

в

семейной

гостиной

по

вопросам

традиционного

воспитания

как

способа

передачи

ценностно-

значимого содержания отечественной культуры, жизни, семьи и общества.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, стараемся строить по

принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

В

целях

получения

высокого

результата

по

формированию

системы

духовно-

нравственного развития и воспитания, опираясь на положительный опыт Центра «Духовное

просвещение», при апробации «Азбуки Православия» рекомендуются следующие формы

работы с родителями: родительские лектории и всеобуч, родительские собрания на духовно-

нравственные

темы,

встречи

со

священнослужителями,

вечера

вопросов

и

ответов

(индивидуальные

консультации

с

привлечением

специалистов

различного

профиля),

функционирование консультативного центра для родителей, создание родительских клубов

по

интересам,

кружков

дополнительного

образования,

возглавляемых

родителями,

собеседование

об

удовлетворенности

родителей

жизнедеятельностью

дошкольного

учреждения, проведение совместных мероприятий, в том числе посвященных православным

и народным праздникам.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения, родителей

и

педагогов

Центра

Дополнительного

образования

позволяет

заметно

поддержать

становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-

нравственной культуры педагогов и семей, укрепить сотрудничество семьи и детского

сада

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный,

предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение

не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих

ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии

зла.

Список использованной литературы:

1.Александрова

Е.Ю.

Система

патриотического

воспитания

в

ДОУ:

планирование,

педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт.-

составитель Е.Ю. Александрова и др. Волгоград:Учитель, 2007.

2.Александрова

Е.Ю.

С

чего

начинается

Роджина?

Опыт

работы

по

патриотическому

воспитанию в ДОУ.под редакцией Л.А. Кондрыкинской. М., ТЦ Сфера, 2005.

3.Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6лет.Методическое пособие.М., ТЦ

Сфера., 2007.

4.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитавнию в ДОУ. М., ТЦ Сфера, 2010.



В раздел образования