Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ 241
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: картотека "Игры по ФЭМП"для средней группы
Раздел: дошкольное образование
Карточка №1
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образца-
ми.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямо-
угольник, овал).
Содержание. Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика:
на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель
рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится об-
руч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я по-
кажу". Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель пока-
зывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный
предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в
ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предла-
гает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут,
подобраны к образцам.
Карточка №2
Дидактическая игра «Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых ка-
честв величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные
полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. Содержание.
Воспитатель раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического
материала (разноцветные ленточки, полоски), достает две игрушки - плюшевого
мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть
нарядными, а для этого им нужны пояски. Дает двум детям свернутые в трубоч-
ку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для
мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игруш-
кам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает по-
менять их. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для
куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и
расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длин-
ную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название
качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две
картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно срав-
нить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них ко-
роткая, какая – длинная.
Карточка №3
Игра «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои ри-
сунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на
другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка,
минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-чело-
вечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчиш-
ка». Дети рассматриваю рисунки».
Карточка №4
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упраж-
нять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямо-
угольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание. Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую
пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Раз-
ложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей
обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает
(«прятать») ее на начерченную фигуру.
Карточка №5
Дидактическая игра «Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить
их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый
большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3
квадрата, фланелеграф.
Содержание. Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (пока-
зывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький
(показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квад-
раты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите сред-
ние. Теперь - самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям по-
строит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на
фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом ма-
ленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, го-
ворит воспитатель
Карточка №6
Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником,
треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры:
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.
Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Содержание. Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям
квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Полу-
чив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследова-
ние путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у
треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники
и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кру-
гом.
Карточка №7
Дидактическая игра «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свой-
ствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие
закономерности в чередовании фигур.
Материал. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном
чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный
треугольник и т. д. Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными гео-
метрическими фигурами.
Содержание. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Пока-
зывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «По-
смотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила состав-
лять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же
фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выклады-
вают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем
воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладыва-
ет на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигу-
ра должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и
раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Карточка №8
Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети
учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки од-
ной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать
следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные по-
лоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (до-
рожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или
можно проиграть сюжет с двумя машинами
Карточка №9
Дидактическая игра «Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять
слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ;
картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит
различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла
встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем
воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ре-
бенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию
(утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной: Кук-
ла Валя хочет спать. Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засы-
пала Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель по-
казывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую
часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с
детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают
свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.
Карточка №10
Дидактическая игра «Узнай и запомни»
Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по пред-
ставлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометриче-
ских форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор
мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на
больших карточках.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педа-
гог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы.
Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки.
После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображени-
ем вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и пока-
зать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для
проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения
игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).
Карточка №11
Дидактическая игра «Украсим платок»
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предме-
тов, упражнять в ориентировке на плоскости.
Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей),
набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает,
как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). За-
тем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я
буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми
листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой
рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим ниж-
ний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим
еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков
стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и
их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка ли-
стьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же ли-
стьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все сто-
роны платка по-своему и рассказывают об этом.
Карточка №12
Дидактическая игра «Доползи до игрушки»
Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат
действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание
на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это
направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу
на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игруш-
кам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные на-
блюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и под-
нимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми,
почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна иг-
рушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой, 2-й ва-
риант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в
разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагона-
ли, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на
то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в кото-
ром надо ползти.
Карточка №13
Дидактическая игра «Красивый узор»
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, разви-
вать внимание; формировать положительное отношение к полученному результа-
ту -ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические
формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, ше-
стиугольники и др. ); подносики, наборное полотно.
Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с
геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать краси-
вый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и
вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат».
(Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать фор-
мы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием ве-
личин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинако-
вое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают
другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматри-
вает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Карточка №14
«В лес за грибами» (количество)
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один
- много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов
на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого
ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку.
Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало
грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)
.
Карточка №15
«Малина для медвежат»
Цель: формировать у детей представление равенства на основе сопостав-
ления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько –
сколько, поровну», «одинаково».
Ход игры. Воспитатель говорит: - Ребята, медвежонок очень любит ма-
лину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. По-
смотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой
слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод ма-
лины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат?
(много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат
ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы
принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно
сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медве-
жат, а медвежат столько, сколько ягод.
Карточка №16
«Угости зайчат»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопостав-
ления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько –
сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли
зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками.
Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного,
еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат
мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько
морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат?
(много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще
можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с
вами играть».
Карточка №17
«Угостим белочек грибочками»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопостав-
ления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько –
сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости.
Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Да-
вайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю
одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну.
Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке
дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков?
Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков
поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам
очень понравилось с вами играть».
Карточка №18
«Жучки на листиках»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на
основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух мно-
жеств.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые
жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки жи-
вут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете
летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жуч-
ки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жуч-
ков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам
очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая
отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества пу-
тем добавления и убавления.
Карточка №19
«Бабочки и цветы»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на
основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух мно-
жеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «оди-
наково».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые ба-
бочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши
бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.
Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе до-
мик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хвати-
ло домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще
можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».
Карточка №20
«Украсим коврик» (величина)
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он
хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их укра-
сить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем укра-
шать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или
разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите ма-
ленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились
ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».
Карточка №21
«Домики для медвежат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интерес-
ную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили
построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не
поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. По-
смотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по
величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик?
Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять
крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать
домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле до-
миков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где
мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата
очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».
Карточка №22
«Угости мышек чаем»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости,
серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите,
мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим
чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка
по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим? » За-
тем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и
сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и
угостить их фруктами.
Карточка №23
«Подбери дорожки к домикам»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активи-
зировать в речи детей слова «длинный, короткий».
Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе до-
мики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики
зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сде-
лаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к до-
мику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.
Карточка №24
«Почини коврик»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам прине-
сли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки те-
перь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить
коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на
большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они
цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».
Карточка №25
«Мостики для зайчат»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, ко-
роткий».
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и
решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, толь-
ко никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики
одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положи-
те их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведи-
те пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зай-
чику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Ка-
кая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим
возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».
Карточка №26
«Сбор урожая»
Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, ак-
тивизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень
большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на
грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать
овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие
овощи мы в нее положим? » В конце игры обобщаем, что в большой кор-
зине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.