Автор: Помазуновская Светлана Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Тогучинского района "Центр развития творчества"
Населённый пункт: Тогучин
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Моделирование изделий"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Тогучинского района «Центр развития творчества»
Тема: «Моделирование изделий»
(план-конспект занятия)
1-ой год обучения
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Помазуновская Светлана Анатольевна
г. Тогучин, 2019год
Раздел: Конструирование и моделирование коллекционных изделий
Тема: Моделирование изделий
Цели:
Создать условия для формирования знаний о моделировании.
Способствовать воспитанию интереса к предмету, аккуратности, внимательности.
Способствовать
развитию
познавательных
интересов,
логического
мышления,
наблюдательности.
Перечень оборудования: ножницы, линейки, лекала, шаблоны деталей, клей.
Технологические сведения: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования,
правила
безопасности
труда.
Понятие
моделирования,
способы
моделирования.
Последовательность выполнения моделирования.
Наглядные пособия: Видеоряд плечевых изделий, инструкционные карты, карточки – задание.
Межпредметные связи: Математика (работа с линейкой), изобразительное искусство, биология,
черчение.
Практическая работа: Выполнение моделирования по образцам изделий.
Методы обучения: Объяснение, инструктаж по выполнению моделирования, работа по плану,
взаимоконтроль.
Форма
организации
познавательной
деятельности
учащихся:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
Тип занятия: комбинированный.
План занятия:
1.Оргмомент. Проверка готовности к уроку, создание рабочего настроения. Сообщение
темы и целей урока.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Формирование новых знаний.
4.Закрепление нового материала, практическая работа.
5.Инструктаж, самостоятельная работа.
6.Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.
Ход занятия:
Время 3 часа
Беседа:
Проверка присутствующий и готовности учащихся к занятию, настрой на работу.
Тема занятия: Моделирование изделий в коллекции.
Цель нашегозанятия - научиться моделировать плечевое изделие по выбранной модели, учитывая
потребности человека.
Актуализация опорных знаний Беседа:
Дать определение понятия «одежда»
Дать определение понятия «конструирование»
Какие мерки необходимы для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеными
рукавами.
Какой план работы по выполнению проекта «Изготовление плечевого изделия?»
Одежда – это один из элементов материальной культуры человека.
Конструирование – это построение чертежа деталей одежды.
СШ, СГ2, ОП, ДИ
1.Конструирование
2.Моделирование
3.Раскрой
4.Технология изготовления
Формирование новых знаний.
Рассказ:
Коллекция
модной
одежды
–
это
несколько
экземпляров
или
десятков
предметов
гардероба,
объединенные
общей
стилистической
идеей.
Чтобы
создать
художественную
и
концептуальную гармонию коллекции, дизайнерам приходится прикладывать массу усилий и
учитывать множество нюансов.
Этапы создания коллекции модной одежды
Вопреки общепринятому мнению, эстетический баланс коллекции одежды – лишь одна из задач,
которые решают дизайнер и его команда. Не менее важными моментами являются рентабельность
и востребованность линейки предметов гардероба, что оценивается буквально на каждом этапе
работ.
1. Постановка цели создания коллекции.
В самом начале работ дизайнер отвечает на вопрос – для кого предназначается будущая коллекция?
Важно как можно точнее определить пол, возраст, социально-финансовое положение целевой
аудитории, чтобы оценивать степень популярности линейки одежды.
2. Выбор основной идеи коллекции и изучение трендов.
На
данном
этапе
дизайнер
выбирает
основную,
вдохновляющую
его
концепцию
будущей
коллекции. Это может быть ретро-реплика или особое видение моды будущего, или какой-либо
авангардный образ – важно, чтобы основная концепция отражалась в каждой модели, делая
коллекцию стилистически цельной.
Показ Dasha Gauser "Organic" в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia S/S 2018
Одновременно
нужно
провести
анализ
модных
трендов,
и
соотнести
их
как
с
вариантами
вдохновляющих
дизайнера
идей,
так
и
с
ожиданиями
целевой
аудитории,
чтобы
будущая
коллекция была благосклонно воспринята.
3. Подбор тканей.
При выборе тканей основное внимание уделяется расцветкам и текстуре – они должны быть
модными, практичными и полностью соответствовать выбранной идее коллекции.
4. Создание эскизов.
Эскизов должно быть очень много. Например, для коллекции, состоящей из 20 предметов одежды,
потребуется
отрисовать
не
менее
100
эскизов.
На
этом
этапе
нужно
представлять
готовый
ансамбль максимально реалистично. Важно понять, как предмет одежды будет сидеть на фигуре,
какие ткани и фурнитура понадобятся, и насколько сложно их достать.
5. Выбор лучших экземпляров.
После
отрисовки
происходит
строгий
отбор
лучших
эскизов.
При
выборе
дизайнер
руководствуется
не
только
эстетическими
предпочтениями,
но
еще
и
практическими
рекомендациями байеров, технологов, конструкторов и закройщиков. Выбранные модели должны
быть
без
технически
сложных
деталей,
иметь
минимальную
себестоимость,
отшиваться
из
доступных материалов и соответствовать актуальным направлениям в моде.
6. Детальное конструирование.
После
утверждения
перечня
моделей
будущей
коллекции
эскизы
обрастают
окончательными
деталями и направляются к конструкторам, закройщикам и технологам. Предстоит разработать для
моделей лекала и технологию пошива (с учетом выбранной ткани, наличия подкладки и других
нюансов).
7. Создание «эталонов».
Далее
отшиваются
пробные
модели
–
«эталоны»,
а
затем
примеряются
на
реальных
людях
(желательно разного размера и комплекции). Это позволит понять все возможные недостатки
моделей и внести необходимые поправки.
8. Создание чистовых лекал и градирование по размерам.
С
учетом
поправок
лекала
моделей
усовершенствуются
и
проходят
градирование
согласно
утвержденной размерной линейке.
9. Производство моделей одежды.
На этом этапе осуществляется итоговое производство коллекции одежды по утвержденному плану,
в котором отражено конкретное количество каждого предмета гардероба и размерная линейка.
Последующие
действия
зависят
от
дальнейших
планов
дизайнера
или
модного
дома.
Если
коллекция будет участвовать в показе, организуется работа по его подготовке – поиск манекенщиц,
создание образов и т.д. Если коллекция сразу будет направлена на продажу, готовится лукбук и
презентационные материалы. Создание коллекции модной одежды – достаточно непростой и
кропотливый процесс, требующий опыта и слаженной работы целой команды. Но лишь благодаря
максимальному вниманию к деталям и творческой самоотдаче эти усилия окупаются сторицей,
делая готовую линейку одежды оригинальной и востребованной у покупателей.
Моделированием называется изменение чертежа изделия в соответствии с выбранным фасоном.
Существует техническое и художественное моделирование.
Специалист, занимающийся техническим моделированием – модельер-конструктор. Специалист,
который предлагает новые идеи, создает новые фасоны одежды – художник-модельер.
При
моделировании
одежды
необходимо
учитывать
ее
назначение
(для
какого
сезона),
особенности
фигуры
человека
и
его
возраст.
Вспомните,
пожалуйста,
какие
требования
предъявляются к одежде?
Существует такое понятие как зрительные иллюзии, которые помогают зрительно уменьшить или
увеличить рост и объем человека. Например, известно, что горизонтальные линии зрительно
расширяют фигуру, делают ее короче, вертикальные – удлиняют, делают ее выше; вырез горловины
может зрительно укоротить или удлинить шею.
Моделирование основано на соответствии:
Одежды внешнему и внутреннему облику человека;
Одежды ее назначению;
Использованного материала назначению одежды и ее форме.
Моделирование позволяет с помощью одного чертежа сделать несколько моделей изделия за счет
изменения длины (показать на примере), выреза горловины (показать на примере), карманов,
оборок, художественной отделки изделия (вышивка, аппликация, кружева и т. д.).
Посмотрите, как искусстно оформлена национальная одежда (Показать рисунки одежды коренных
народов Севера) вышивкой, аппликацией, бисером. Каждый рисунок имеет свое значение, по
которому
можно
определить
семейное
положение
человека,
его
возраст,
какому
роду
он
принадлежит.
Объяснение:
Моделирование выполняется в строгой последовательности (инструкционные карты):
1.Шаблон изделия переводят на чистый лист бумаги;
2.Наносят новые точки и линии нового изделия;
3.Переносят новую модель на кальку или чистый лист бумаги.
Показ:
Выполнить моделирование нескольких образцов изделия (изменение горловины, длины изделия,
кокетки)
Гигиенические - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность, сохранять тепло,
пропускать воздух.
Эксплуатационные – одежда должна быть удобной, прочной.
Эстетические –
одежда
должна
быть
модной,
современной,
соответствовать
возрасту
и
назначению.
Экономические требования – одежда должна быть недорогой и доступной в цене.
Закрепление нового материала, практическая работа.
Беседа, практическая работа:
Назовите, какие изменения можно внести в чертеж.
Сегодня мы будем работать с ножницами, перечислите правила безопасности при работе с
ножницами.
Выполнение моделирования совместно с учащимися (инструкционные карты).
Текущее инструктирование: проверка правильности выполнения работы;
Оказание практической помощи.
Изменение длины изделия;
Изменение формы горловины;
Оформление дополнительными элементами (вышивка, аппликация, кружева, оборки).
Перечисляют правила безопасности при работе с ножницами.
Выполняют практическую работу, оформляют лист моделирования в тетради (инструкционные
карты).
Инструктаж, самостоятельная работа. Мы подробно рассмотрели с вами моделирование плечевого
изделия. Далее мы продолжим с вами работу в форме взаимообучения:
Шаг 1. Разбить группу на подгруппы и распределить материал. Каждой группе достается разный
материал для изучения и последующей презентации друг другу.
Шаг 2. Группы изучают материал, выполняют практическую работу – моделирование заданной
модели, готовят презентацию.
Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки.
Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность. Вся группа отвечает за то, чтобы каждый ее член
овладел всем материалом.
Распределяются на подгруппы по цветным карточкам.
Изучают материал, выполняют практическую работу по инструкционным картам.
Возвращаются в первоначальные группы, рассказывают выполнение моделирования по заданным
эскизам.
Сигнал о готовности – цветная карточка на столе. Отвечают, какие изменения использованы при
моделировании заданной модели.
Заключительная часть.итог.
Подведение итогов занятия:
Достижение учебных целей и задач.
Анализ выполнения практических работ.
Д.з. Принести чертежи плечевого изделия в М1:1, линейки, карандаш, тетради.