Напоминание

Развитие самоуправления в коллективе учащихся начальной школы


Автор: Качура Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 12"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: Развитие самоуправления в коллективе учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Качура Галина Владимировна

Учитель начальных классов

МАОУ гимназия №12

«Школа – наш общий дом»

Так

называется

мой

педагогический

проект

по

организации

самоуправления в начальной школе. Стандарты второго поколения

ставят

перед школой основную задачу - создание условий для

формирования

современно

образованных,

нравственных,

умеющих

самостоятельно

принимать ответственные решения в ситуации

выбора,

прогнозируя

их

возможные последствия,

способные к сотрудничеству. Школа становится

учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и

самовоспитания. По

требованию

стандартов

второго

поколения

нача льное

образование

выступает

важнейшим

с р е д с т в ом

самореализации и самоутверждения ребёнка.

Школа

в

широком

смысле

слова

это

ступень

духовного

и

физического развития ребенка, а образование в начальной школе является

базой,

фундаментом

всего

последующего

обучения.

Сегодня

начальное

образование

закладывает

основу

формирования

учебной

деятельности

ребенка - систему познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,

реализовывать

учебные

цели,

планировать,

контролировать

и

оценивать

учебные

действия

и

их

результат.

Именно

начальная

ступень

школьного

обучения

должна

обеспечить

познавательную

мотивацию

и

интересы

учащихся,

готовность

и

способность

к

сотрудничеству

и

совместной

деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы

нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом

и окружающими людьми.

Фундаментальные

характеристики

ребенка

начального

образования

остаются

константными.

Но

социальные

ситуации

развития

человека

меняются. И современный младший школьник не может быть таким, каким

был его ровесник десять лет назад, потому что он живет в другом обществе,

вокруг совершенно другие люди, другие нравы и понятия. Исследования

последних

лет

показали,

что

современный

ребенок

стал

намного

осведомленнее, но у него проявляется и полярность в облике: доброта и

эгоизм

одновременно,

коллективное

и

индивидуальное,

бравада

и

страх

одновременно.

Начальная

школа

была

и

остается

истинным

началом

развития

гуманизации

человеческих

отношений,

место,

где

формируются

новые жизненные установки личности.

2010

год

стал

знаковым

для

успешного

решения

этих

проблем

в

системе начального общего образования, так как во всех российских школах

был введен в действие стандарт начального общего образования второго

поколения. Сегодня

именно

от

школы

в

огромной

степени

зависит,

приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций», станут

ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к

жизни в обществе. Это обуславливает ориентацию современного образования

на

раскрытие

способностей

каждого,

даже

самого

маленького

человека,

начинающего первые шаги в обучении.

К решению этих жизненно важных задач наша гимназия приступила

уже несколько лет назад, когда она стала пилотной площадкой по апробации

учебно-методических комплектов для стандартов нового поколения.

Роль учителя начальных классов в становлении личности невозможно

переоценить. Во многом именно от учителя зависит то, какие ценности

станут для ребёнка наиболее важными. Своё предназначение, как классного

руководителя, я вижу в том, чтобы помочь ребёнку стать личностью, успешно

найти своё место в жизни. Поэтому свою миссию как учителя и классного

руководителя я вижу в создании условий для раскрытия способностей и

возможностей каждого ученика, в организации такой образовательной

среды, где учащиеся смогут постичь азы сотрудничества и проявить

активность, творческий подход к делу, к самообразованию, научатся

решать

проблемы личностного и профессионального самоопределения, сформируют

в себе навыки здорового образа жизни, социальной адаптации.

Я считаю, что для решения этих вопросов у нас в гимназии есть все

необходимые

условия.

Основой

этого

является

использование

в

моей

педагогической деятельности концептуальных основ системы Л.В. Занкова.

Необходимую

среду

создает

и

современная

оснащённость

классных

кабинетов, включая необходимую компьютерную технику.

О д н и м

и з важнейших направлений

в

обучении

и

воспитании,

формирующим у

младшего школьника активное познание, на мой взгляд,

является работа над развитием у учащихся навыков самоуправления. Полезная,

интересная

и

правильно

организованная

деятельность

учащихся

создаёт

условия

для

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей,

обеспечивает

их

благополучие в процессе обучения, их психически комфортное каждодневное

состояние,

счастливое

проживание

ими

своего

детства.

Содержание

образования при этом из модели превращается в «живое» знание, которое

принадлежит индивидуальности ученика и способствует формированию его

потребностей и мотивов, а также развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Но создание условий психологической комфортности школьника носит

комплексный

характер

и

осуществляется

не

только

через

учебную

деятельность,

диагностику

мотивации

и

социализации

учащихся.

Особое

значение

ФГОС

придает

внеурочной

деятельности,

способствующей

развитию способностей и возможностей ребенка, с привлечением родителей.

Новое

качество

образования

предъявляет

высокие

требования

к

условиям

организации

процесса.

Одной

из

особенностей

стандартов

я в л я е т с я д

еятельностный

подход.

Если

в

традиционной

системе

успешность обучения достигалась многократным повторением упражнений,

запоминанием,

то

в

новых

условиях

учебная

деятельность

ребёнка

организуется как поисковая, самостоятельная. Особым методом реализации

этих направлений в развитии ребенка выступает проектная деятельность.

Именно

поэтому

для

развития

интеллектуальных,

социальных

и

коммуникативных компетенций у учащихся,

я создала и апробировала

педагогический проект «Школа – наш общий дом», реализация которого

рассчитана на 4 года.

Считаю, что от проявления интереса каждого ребёнка к общественной

жизни

класса,

от

умения

найти

своё

место

и

реализоваться

в

классном

коллективе, от того

насколько интересной будет

жизнь ребёнка в школе

зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и

желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Я верю

в

каждого

ребёнка,

стремлюсь

сохранить

и

вырастить

в

нём

его

индивидуальность, непохожесть на других.

Реализация

педагогического

проекта

позволила

уделить

большое

внимание

вопросам

воспитания

у

учащихся основных

жизненных

ценностей, так как педагога всегда волнуют вопросы: «Как затронуть нотки

человеческой души?», «Как воспитать в детях чувство прекрасного?», «Как

научить их быть неравнодушными к общественной жизни, и

к ближнему

своему – человеку?».

На все эти вопросы мои малыши находят ответы,

активно участвуя в делах класса. Считаю, что в проектной деятельности все

способствует

воспитанию

от

формы

до

содержания.

Кроме

того,

я

убеждена,

что

в

проекте

можно

развивать

идею

сохранения

семейных

традиций

с

учётом

современных

возможностей

идею

совместного

воспитания гармоничности в моих учениках.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет

С.Я.Маршак.

Поэтому основной целью педагогического проекта я считаю создание

условий для формирования у учащихся базовых навыков самоорганизации,

самоопределения, самовоспитания через создание для каждого ребенка

условий, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои

склонности,

способности,

задатки

при

постоянном

стимулировании

творческой активности.

Моей

принципиальной

позицией

является

понимание

того,

что

обучение – это в первую очередь учебная деятельность ребенка, то, что

делает сам ученик, а не то, что делается за него и для него. Поэтому задачи

педагогического проекта исходят именно из этого.

Задачи

классного

руководителя

в

реализации

проекта

связаны

с

поэтапной подготовкой детей к личностной самоорганизации:

развивать умение выбирать свой путь при решении любого вопроса;

быть самостоятельным;

развивать коммуникативные качества личности;

ориентироваться в информационном пространстве;

развивать те умения и черты своего характера, которые помогут им

реализовать себя и быть успешным;

развивать

навыки

исследовательской

культуры

как

одного

из

эффективных способов познавания окружающего мира;

обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья.

Система воспитательной работы в школе - открытая система. Она

не может существовать сама по себе. На воспитательный процесс

оказывает влияние учебная деятельность ребёнка, социальная среда, сфера

свободного общения, семья и множество других факторов. Поэтому я

считаю, что воспитательная работа каждым классным руководителем должна

быть

хорошо

продумана

и

грамотно

организована. Развитие

таких

личностных

качеств

ребёнка,

как

способность

к

самообразованию,

самоопределение,

самооценка

могут

быть

только

в

условиях

детского

самоуправления, поэтому учебная деятельность и внеклассная работа в моём

классе направлены на создание эмоционально и психологически комфортной

среды и сохранение здоровья каждого субъекта учебного процесса.

В младшем школьном возрасте преобладает эгоцентрическая позиция в

межличностных

и

пространственных

отношениях,

поэтому

организация

работы

в

малых

группах

способствует

развитию

сотрудничества.

Преимущества

использования

технологии

сотрудничества

на

различных

уроках и внеурочной деятельности, начиная с 1 года обучения, проявляется в

том, что учащиеся, применяя общеучебные умения, посредством речевого

общения

приобретают

навыки

взаимодействия;

участвуя

в

коллективной

работе,

развивают

личные,

регулятивные

и

социальные

навыки,

информационную компетентность, мотивы учения.

Объединение учащихся в

малые группы с определением для каждого конкретной

роли

позволяет

решать не только специфические задачи, но и задачи продвижения ребёнка в

общем развитии, в процессе взаимодействия с учителем; классом, в целом с его

окружением. В основе проекта «Школа – наш общий дом»

лежит ролевая

игра, которая разделяется на конкретные этапы.

Проект реализуются через

четыре основных этапа, каждый из

которых осуществляется целый год.

1.

«Радость общения» - 1 класс

2.

«Маленькая страна» - 2 класс

3.

«Дорогою добра» - 3 класс

4.

«Мы открыты для всех» - 4 класс

На каждом этапе логика ролевой игры реализуется через следующие

направления деятельности:

a)

Подготовка к ролевой игре и создание классного государства «Планета

друзей»

b)

Организация деятельности по выбору главы города

c)

Формирование структуры классного самоуправления

d)

Вовлечение родителей в совместную работу

e)

Планирование, организация и проведение полезных акций

f)

Подведение

итогов,

рефлексия

проделанных

дел

и

достижений

школьников

Направление деятельности a. Первые дни пребывания ребенка в школе

– это осмысление себя в новом мире, обретение новых друзей, стремление

справиться

со

своими

страхами.

Поэтому

период

до

посвящения

в

гимназисты

это

период

адаптации

школьника.

После

посвящения

в

гимназисты, в первый год обучения,

класс принимает статус «отдельного

государства» - «ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ». Ученики делятся на группы, образуя

«города» во главе с «мэром», учитель - президент «Классного государства»,

родительский комитет – парламент. Президент правит в государстве 4 года.

Депутаты парламента и мэры городов переизбираются 1 раз в год, тайным

голосованием после проведения предвыборной программы. В предвыборной

кампании могут участвовать как обладатели знака «Надежда гимназии», так и

любой участник ролевой игры. 1 раз в месяц депутаты парламента, мэры

городов и президент собираются на сессию, на которой выдвигается план

действий

и

обсуждается

эффективность

реализации

принятых

ранее

«законов».

Стартовой

площадкой

ролевой

игры

в

самоуправление

является

ежегодное обращение «президента» к жителям государства, на котором «он»

в

торжественной

обстановке

вручает

каждому

«жителю»

государства

важный документ-дневник «Мои достижения». Важным элементом работы с

классом является рефлексия. Каждый житель государства за участие в акции

или

мероприятии,

проводимом

в

рамках

его

города,

в

дневник

«Мои

достижения»

ученик

получает

отметку-наклейку.

Поощрительный

знак-

печать также может поставить член парламента или президент.

Все дети условно являются жителями страны «ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ».

Жители

великой

страны

выбрали

для

себя

«проживание»

в

различных

городах:

город

математиков;

город

лингвистов;

город

мастеров;

город

искусство; город исследователей. Таким образом, класс делится на группы по

6 человек (с учетом взаимных интересов и симпатий учащихся).

Направление

деятельности b. Работой каждого города руководит и

направляет

мэр

с

возможным

участием

членов

парламента.

Поэтому

следующим этапом является выборы мэра каждого города. С этой целью в

классе была организована и проведена предвыборная кампания. В процессе

которой каждый ученик класса - «житель страны» мог принять участие в

дебатах, выступив с предвыборной программой, предложив одноклассникам

ряд

мероприятий,

которые

он

мог

провести

и

осуществить

либо

самостоятельно, либо вместе с группой друзей.

Выборы были проведены тайным голосованием. С этой целью

был

назначен

определённый

день

голосования,

подготовлены

бюллетени

для

тайного голосования и даже с помощью родителей были установлены кабины

и урна для голосования.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение

имеет

не

изобилие

знаний,

а

тип

их

усвоения,

определяемый

типом

деятельности, в которой знания приобретаются. Участие в выборах позволяет

детям учится ставить цель, вести дискуссию, слушать и слышать друг друга,

решать

проблемы,

выдвигать

гипотезы

и

проверять

их

опытным

путем,

делать выводы. После таких дискуссий у большинства детей появлялось

чувство удовлетворения от проделанной работы.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытали от своих

маленьких и больших «открытий» своих способностей. А мне было радостно

наблюдать:

как дети

крепнут

психологически и социально, подражая

взрослым,

как

они

приобретают

свой

первый

опыт

социальных

взаимоотношений, навыки самостоятельности. Каждому ребёнку хотелось

поиграть

в

роль

руководителя,

но

тут

же

приходило

осознание

меры

ответственности, и поэтому в дебатах осмелились участвовать не все дети, а

только часть. А вот наказ избранному мэру, каждый ребёнок класса посчитал

написать своим гражданским долгом.

Направление деятельности c. После того как прошли выборы, каждый

мэр провёл в своём «городе» формирование команды. С этой целью ребятам

лидерам

необходимо

было,

учитывая

интересы

своих

«жителей»

распределить

функциональные

обязанности

в

соответствии

с

принятой

структурой классного совета самоуправления.

Структура классного совета самоуправления

поручения

Функциональные обязанности

Министр культуры

организация культурной жизни класса

Министр образования

помощник учителя в организации и проведении в

классе НПК, в организации и проведении мини

уроков

Пресс-центр

организация деятельности классной типографии по

выпуску «Классной» газеты, отражение классных

дел в уголке класса, ведение летописи класса

Управдом

организация деятельности по пропаганде здорового

образа жизни ( тематические классные часы,

встречи с интересными людьми, организация и

проведение спортивных праздников),

Менеджер по уюту

наблюдение за чистотой в классе и отвечает за

организацию дежурства в классе

Инспектор ГИБДД

организация игр на переменах и минут отдыха на

уроке, профилактика нарушения дисциплины во

внеурочное время

Магистр

проверка готовности к урокам, ведет учет Труда

каждого жителя города при работе в группе

Направление

деятельности d.

Работа

с

родителями.

Процесс

становления личности – процесс сложный. Считаю, что основным фактором

создания

единого

воспитательного

коллектива

как

гармонично

сбалансированной целостной системы

является совместная деятельность

педагога,

детей

и

родителей.

Значение

родителей

для

ребёнка

трудно

переоценить. Поэтому понятно, что без союза с родителями не обойтись. Их

считаю,

своими

помощниками

и

стимулирую,

поощряю

взаимосвязь

родителей и детей в различных формах. Поэтому в нашем проекте родители

вошли в парламент класса, и активно принимают участие в ролевой игре.

Они

осуществляют

помощь

в

проведении

традиционных

классных

праздников,

в

организации

экскурсий,

в

организации

и

проведении

исследовательских работ учащихся, а также в проектной деятельности класса.

Это позволяет наладить в классном коллективе отношения конструктивного

сотрудничества. И я с радостью наблюдаю, как с каждым годом всё большее

количество родителей проявляют интерес к делам класса, а значит и своего

ребёнка.

Свой опыт общения, сотрудничества, первые шаги в самоопределении

и

самовыражении,

умение

договариваться

и

находить

пути

решения

возникающей проблемы, дети приобретают во внеурочной деятельности во

время проведения акции.

Направление

деятельности f.

Подведение

итогов,

рефлексия

проделанных дел.

Итоги

подводятся

на

заключительном

празднике

«Классный

день».

Президент и парламент проводят праздник и подводят итоги, вручаются

благодарности, призы, 5 детей получают отличительные знаки «Надежда

гимназии».

Обладатель

такого

знака

имеют

право

на

следующий

год

участвовать с предвыборной программой «мэра города».

Оценка эффективности проекта. Проект позволяет детям проживать

жизнь в ролевой игре как во время проведения урока, так и во внеучебной

деятельности.

Мне

в

проведении

учебных

и

внеучебных

занятий,

соответствующих требованиям новых стандартов, помогают концептуальные

основы проекта «Школа – наш общий дом». В проведении любого урока я

активно использую работу «городов», а значит, технологию сотрудничества.

Работа

в группах позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков,

умений;

добиваться

глубинного

личностного

осознания изучаемого

материала;

в

г р у п п е значительно

легче

преодолеваются

трудности,

препятствия, психологические барьеры. Причем при групповой деятельности

результат

воспринимается

учеником

через

призму

общего

успеха,

отождествляя успех группы, команды как собственный. Организация работы

в группах на уроке позволяет мне повысить объём выполняемой работы на

уроке

в

1,5

2

раза;

обеспечивает

высокую

степень

дифференциации

обучения,

позволяет

мне

вести

обучение

ребенка

в

зоне

ближайшего

развития, организовать учение без принуждения. Не все ученики готовы

задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При работе в группе,

при совместной деятельности дети выясняют друг у друга неясные моменты,

в случае необходимости не боятся, все вместе, обратится к учителю. Каждый

со временем понимает, что успех группы зависит не только от запоминания

готовых

сведений

из

учебника,

но

и

от

способности

самостоятельно

приобретать знания и умения и их применять в конкретных заданиях. У

учащихся

формируется

собственная

точка

зрения,

они

учатся

ее

аргументировать, отстаивать свое мнение. Ребята учатся общаться между

собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями. Развивается

чувство

товарищества

и

взаимопомощи.

Владение

передовыми

педагогическими

технологиями

помогли

мне

качественно

организовывать

учебный процесс с учётом новых требований стандарта. Важными чертами

урока стали: системно–деятельностный подход; целенаправленное развитие

универсальных учебных действий, а дети овладели искусством вариативного

выбора, определения метода работы для достижения цели.

Таким

образом,

можно

сделать

обобщенные

выводы

использования

методики проектной деятельности в начальном образовании: Проект «Школа

-

наш

общий

дом»

позволяет

достичь

следующих

результатов

в

формировании

у

школьников

социальных,

ком м у н и кат и в н ы х ,

интеллектуальных и других компетенций:

работать в коллективе

строить отношения при выполнении коллективного задания

помогать друг другу

«проживать» различные роли и менять их

добровольно участвовать в общественной деятельности

понять структуру и систему взаимоотношений в обществе.

Преимущества педагогического проекта:

Для учителя:

уникальная возможность в образовательном процессе в единое целое

объединить учебную деятельность и воспитательный процесс;

учитель проводник и наблюдатель, создает возможность для учеников

применить полученные навыки для построения нового знания; новых

навыков

ученик и учитель делят ответственность за результаты;

Для учащихся:

появляется

повседневная

постоянная возможность выбора в разных

видах деятельности;

обучение становится творческим процессом;

ученик

воспринимает

учителя

проводником

и

наблюдателем,

видит

свои

возможности

для

применения

полученных

навыков

и

превращения их в компетентность;

ученик и учитель делят ответственность за результаты;

ученик

получает

первичные

навыки

социализации

в

современном

обществе.

Ожидаемые результаты:

развитие

социальных

и

коммуникативных

компетенций

учащихся, через ролевые игры «Планета друзей»;

достижение

уровня

образованности,

соответствующего

потенциалу учащихся, через развитие интереса к определённому предмету,

повышения мотивации;

формирование

у

каждого

учащегося

опыта

индивидуальных

достижений в реализации своих способностей:

развитие навыков особой самостоятельности каждого учащегося,

способствующих приобретению не столько самих знаний, сколько способов

и приёмов добывания знаний, овладения ими;

развитие

навыков

исследовательской

культуры

каждого

учащегося;

создание

условий

для

эмоционального

и

психологического

комфорта каждого учащегося

.

Таким образом, можно отметить, что участие школьников в ролевой

игре позволило нашему классу стать отличным от других школьных групп.

Моих

учеников

отличает

атмосфера

поиска,

особый

эмоциональный

микроклимат

класса,

чувство

веры

в

свои

силы

и

способности,

взаимовыручка друг друга, внимательное отношение к товарищу. И, наконец,

то, что сама жизнь класса

для ребёнка стала особо значимой, так как в

подготовке и проведении мероприятий обязательно участвуют сами дети.

Поэтому каждый ребёнок нашего класса вновь и вновь каждое утро спешит в

класс поделиться своими открытиями, своими минутками радости. И вновь,

при наступлении каникул ждёт с нетерпением встречи с oдноклассниками.



В раздел образования