Автор: Качура Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 12"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: Развитие самоуправления в коллективе учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование
Качура Галина Владимировна
Учитель начальных классов
МАОУ гимназия №12
«Школа – наш общий дом»
Так
называется
мой
педагогический
проект
по
организации
самоуправления в начальной школе. Стандарты второго поколения
ставят
перед школой основную задачу - создание условий для
формирования
современно
образованных,
нравственных,
умеющих
самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные последствия,
способные к сотрудничеству. Школа становится
учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и
самовоспитания. По
требованию
стандартов
второго
поколения
нача льное
образование
выступает
важнейшим
с р е д с т в ом
самореализации и самоутверждения ребёнка.
Школа
–
в
широком
смысле
слова
–
это
ступень
духовного
и
физического развития ребенка, а образование в начальной школе является
базой,
фундаментом
всего
последующего
обучения.
Сегодня
начальное
образование
закладывает
основу
формирования
учебной
деятельности
ребенка - систему познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,
реализовывать
учебные
цели,
планировать,
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
и
их
результат.
Именно
начальная
ступень
школьного
обучения
должна
обеспечить
познавательную
мотивацию
и
интересы
учащихся,
готовность
и
способность
к
сотрудничеству
и
совместной
деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом
и окружающими людьми.
Фундаментальные
характеристики
ребенка
начального
образования
остаются
константными.
Но
социальные
ситуации
развития
человека
меняются. И современный младший школьник не может быть таким, каким
был его ровесник десять лет назад, потому что он живет в другом обществе,
вокруг совершенно другие люди, другие нравы и понятия. Исследования
последних
лет
показали,
что
современный
ребенок
стал
намного
осведомленнее, но у него проявляется и полярность в облике: доброта и
эгоизм
одновременно,
коллективное
и
индивидуальное,
бравада
и
страх
одновременно.
Начальная
школа
была
и
остается
истинным
началом
развития
гуманизации
человеческих
отношений,
место,
где
формируются
новые жизненные установки личности.
2010
год
стал
знаковым
для
успешного
решения
этих
проблем
в
системе начального общего образования, так как во всех российских школах
был введен в действие стандарт начального общего образования второго
поколения. Сегодня
именно
от
школы
в
огромной
степени
зависит,
приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций», станут
ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к
жизни в обществе. Это обуславливает ориентацию современного образования
на
раскрытие
способностей
каждого,
даже
самого
маленького
человека,
начинающего первые шаги в обучении.
К решению этих жизненно важных задач наша гимназия приступила
уже несколько лет назад, когда она стала пилотной площадкой по апробации
учебно-методических комплектов для стандартов нового поколения.
Роль учителя начальных классов в становлении личности невозможно
переоценить. Во многом именно от учителя зависит то, какие ценности
станут для ребёнка наиболее важными. Своё предназначение, как классного
руководителя, я вижу в том, чтобы помочь ребёнку стать личностью, успешно
найти своё место в жизни. Поэтому свою миссию как учителя и классного
руководителя я вижу в создании условий для раскрытия способностей и
возможностей каждого ученика, в организации такой образовательной
среды, где учащиеся смогут постичь азы сотрудничества и проявить
активность, творческий подход к делу, к самообразованию, научатся
решать
проблемы личностного и профессионального самоопределения, сформируют
в себе навыки здорового образа жизни, социальной адаптации.
Я считаю, что для решения этих вопросов у нас в гимназии есть все
необходимые
условия.
Основой
этого
является
использование
в
моей
педагогической деятельности концептуальных основ системы Л.В. Занкова.
Необходимую
среду
создает
и
современная
оснащённость
классных
кабинетов, включая необходимую компьютерную технику.
О д н и м
и з важнейших направлений
в
обучении
и
воспитании,
формирующим у
младшего школьника активное познание, на мой взгляд,
является работа над развитием у учащихся навыков самоуправления. Полезная,
интересная
и
правильно
организованная
деятельность
учащихся
создаёт
условия
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей,
обеспечивает
их
благополучие в процессе обучения, их психически комфортное каждодневное
состояние,
счастливое
проживание
ими
своего
детства.
Содержание
образования при этом из модели превращается в «живое» знание, которое
принадлежит индивидуальности ученика и способствует формированию его
потребностей и мотивов, а также развитию эмоциональной сферы ребёнка.
Но создание условий психологической комфортности школьника носит
комплексный
характер
и
осуществляется
не
только
через
учебную
деятельность,
диагностику
мотивации
и
социализации
учащихся.
Особое
значение
ФГОС
придает
внеурочной
деятельности,
способствующей
развитию способностей и возможностей ребенка, с привлечением родителей.
Новое
качество
образования
предъявляет
высокие
требования
к
условиям
организации
процесса.
Одной
из
особенностей
стандартов
я в л я е т с я д
еятельностный
подход.
Если
в
традиционной
системе
успешность обучения достигалась многократным повторением упражнений,
запоминанием,
то
в
новых
условиях
учебная
деятельность
ребёнка
организуется как поисковая, самостоятельная. Особым методом реализации
этих направлений в развитии ребенка выступает проектная деятельность.
Именно
поэтому
для
развития
интеллектуальных,
социальных
и
коммуникативных компетенций у учащихся,
я создала и апробировала
педагогический проект «Школа – наш общий дом», реализация которого
рассчитана на 4 года.
Считаю, что от проявления интереса каждого ребёнка к общественной
жизни
класса,
от
умения
найти
своё
место
и
реализоваться
в
классном
коллективе, от того
насколько интересной будет
жизнь ребёнка в школе
зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и
желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Я верю
в
каждого
ребёнка,
стремлюсь
сохранить
и
вырастить
в
нём
его
индивидуальность, непохожесть на других.
Реализация
педагогического
проекта
позволила
уделить
большое
внимание
вопросам
воспитания
у
учащихся основных
жизненных
ценностей, так как педагога всегда волнуют вопросы: «Как затронуть нотки
человеческой души?», «Как воспитать в детях чувство прекрасного?», «Как
научить их быть неравнодушными к общественной жизни, и
к ближнему
своему – человеку?».
На все эти вопросы мои малыши находят ответы,
активно участвуя в делах класса. Считаю, что в проектной деятельности все
способствует
воспитанию
–
от
формы
до
содержания.
Кроме
того,
я
убеждена,
что
в
проекте
можно
развивать
идею
сохранения
семейных
традиций
с
учётом
современных
возможностей
идею
совместного
воспитания гармоничности в моих учениках.
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся,
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живет
С.Я.Маршак.
Поэтому основной целью педагогического проекта я считаю создание
условий для формирования у учащихся базовых навыков самоорганизации,
самоопределения, самовоспитания через создание для каждого ребенка
условий, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои
склонности,
способности,
задатки
при
постоянном
стимулировании
творческой активности.
Моей
принципиальной
позицией
является
понимание
того,
что
обучение – это в первую очередь учебная деятельность ребенка, то, что
делает сам ученик, а не то, что делается за него и для него. Поэтому задачи
педагогического проекта исходят именно из этого.
Задачи
классного
руководителя
в
реализации
проекта
связаны
с
поэтапной подготовкой детей к личностной самоорганизации:
развивать умение выбирать свой путь при решении любого вопроса;
быть самостоятельным;
развивать коммуникативные качества личности;
ориентироваться в информационном пространстве;
развивать те умения и черты своего характера, которые помогут им
реализовать себя и быть успешным;
развивать
навыки
исследовательской
культуры
как
одного
из
эффективных способов познавания окружающего мира;
обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья.
Система воспитательной работы в школе - открытая система. Она
не может существовать сама по себе. На воспитательный процесс
оказывает влияние учебная деятельность ребёнка, социальная среда, сфера
свободного общения, семья и множество других факторов. Поэтому я
считаю, что воспитательная работа каждым классным руководителем должна
быть
хорошо
продумана
и
грамотно
организована. Развитие
таких
личностных
качеств
ребёнка,
как
способность
к
самообразованию,
самоопределение,
самооценка
могут
быть
только
в
условиях
детского
самоуправления, поэтому учебная деятельность и внеклассная работа в моём
классе направлены на создание эмоционально и психологически комфортной
среды и сохранение здоровья каждого субъекта учебного процесса.
В младшем школьном возрасте преобладает эгоцентрическая позиция в
межличностных
и
пространственных
отношениях,
поэтому
организация
работы
в
малых
группах
способствует
развитию
сотрудничества.
Преимущества
использования
технологии
сотрудничества
на
различных
уроках и внеурочной деятельности, начиная с 1 года обучения, проявляется в
том, что учащиеся, применяя общеучебные умения, посредством речевого
общения
приобретают
навыки
взаимодействия;
участвуя
в
коллективной
работе,
развивают
личные,
регулятивные
и
социальные
навыки,
информационную компетентность, мотивы учения.
Объединение учащихся в
малые группы с определением для каждого конкретной
роли
позволяет
решать не только специфические задачи, но и задачи продвижения ребёнка в
общем развитии, в процессе взаимодействия с учителем; классом, в целом с его
окружением. В основе проекта «Школа – наш общий дом»
лежит ролевая
игра, которая разделяется на конкретные этапы.
Проект реализуются через
четыре основных этапа, каждый из
которых осуществляется целый год.
1.
«Радость общения» - 1 класс
2.
«Маленькая страна» - 2 класс
3.
«Дорогою добра» - 3 класс
4.
«Мы открыты для всех» - 4 класс
На каждом этапе логика ролевой игры реализуется через следующие
направления деятельности:
a)
Подготовка к ролевой игре и создание классного государства «Планета
друзей»
b)
Организация деятельности по выбору главы города
c)
Формирование структуры классного самоуправления
d)
Вовлечение родителей в совместную работу
e)
Планирование, организация и проведение полезных акций
f)
Подведение
итогов,
рефлексия
проделанных
дел
и
достижений
школьников
Направление деятельности a. Первые дни пребывания ребенка в школе
– это осмысление себя в новом мире, обретение новых друзей, стремление
справиться
со
своими
страхами.
Поэтому
период
до
посвящения
в
гимназисты
–
это
период
адаптации
школьника.
После
посвящения
в
гимназисты, в первый год обучения,
класс принимает статус «отдельного
государства» - «ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ». Ученики делятся на группы, образуя
«города» во главе с «мэром», учитель - президент «Классного государства»,
родительский комитет – парламент. Президент правит в государстве 4 года.
Депутаты парламента и мэры городов переизбираются 1 раз в год, тайным
голосованием после проведения предвыборной программы. В предвыборной
кампании могут участвовать как обладатели знака «Надежда гимназии», так и
любой участник ролевой игры. 1 раз в месяц депутаты парламента, мэры
городов и президент собираются на сессию, на которой выдвигается план
действий
и
обсуждается
эффективность
реализации
принятых
ранее
«законов».
Стартовой
площадкой
ролевой
игры
в
самоуправление
является
ежегодное обращение «президента» к жителям государства, на котором «он»
в
торжественной
обстановке
вручает
каждому
«жителю»
государства
важный документ-дневник «Мои достижения». Важным элементом работы с
классом является рефлексия. Каждый житель государства за участие в акции
или
мероприятии,
проводимом
в
рамках
его
города,
в
дневник
«Мои
достижения»
ученик
получает
отметку-наклейку.
Поощрительный
знак-
печать также может поставить член парламента или президент.
Все дети условно являются жителями страны «ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ».
Жители
великой
страны
выбрали
для
себя
«проживание»
в
различных
городах:
город
математиков;
город
лингвистов;
город
мастеров;
город
искусство; город исследователей. Таким образом, класс делится на группы по
6 человек (с учетом взаимных интересов и симпатий учащихся).
Направление
деятельности b. Работой каждого города руководит и
направляет
мэр
с
возможным
участием
членов
парламента.
Поэтому
следующим этапом является выборы мэра каждого города. С этой целью в
классе была организована и проведена предвыборная кампания. В процессе
которой каждый ученик класса - «житель страны» мог принять участие в
дебатах, выступив с предвыборной программой, предложив одноклассникам
ряд
мероприятий,
которые
он
мог
провести
и
осуществить
либо
самостоятельно, либо вместе с группой друзей.
Выборы были проведены тайным голосованием. С этой целью
был
назначен
определённый
день
голосования,
подготовлены
бюллетени
для
тайного голосования и даже с помощью родителей были установлены кабины
и урна для голосования.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение
имеет
не
изобилие
знаний,
а
тип
их
усвоения,
определяемый
типом
деятельности, в которой знания приобретаются. Участие в выборах позволяет
детям учится ставить цель, вести дискуссию, слушать и слышать друг друга,
решать
проблемы,
выдвигать
гипотезы
и
проверять
их
опытным
путем,
делать выводы. После таких дискуссий у большинства детей появлялось
чувство удовлетворения от проделанной работы.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытали от своих
маленьких и больших «открытий» своих способностей. А мне было радостно
наблюдать:
как дети
крепнут
психологически и социально, подражая
взрослым,
как
они
приобретают
свой
первый
опыт
социальных
взаимоотношений, навыки самостоятельности. Каждому ребёнку хотелось
поиграть
в
роль
руководителя,
но
тут
же
приходило
осознание
меры
ответственности, и поэтому в дебатах осмелились участвовать не все дети, а
только часть. А вот наказ избранному мэру, каждый ребёнок класса посчитал
написать своим гражданским долгом.
Направление деятельности c. После того как прошли выборы, каждый
мэр провёл в своём «городе» формирование команды. С этой целью ребятам
лидерам
необходимо
было,
учитывая
интересы
своих
«жителей»
распределить
функциональные
обязанности
в
соответствии
с
принятой
структурой классного совета самоуправления.
Структура классного совета самоуправления
поручения
Функциональные обязанности
Министр культуры
организация культурной жизни класса
Министр образования
помощник учителя в организации и проведении в
классе НПК, в организации и проведении мини
уроков
Пресс-центр
организация деятельности классной типографии по
выпуску «Классной» газеты, отражение классных
дел в уголке класса, ведение летописи класса
Управдом
организация деятельности по пропаганде здорового
образа жизни ( тематические классные часы,
встречи с интересными людьми, организация и
проведение спортивных праздников),
Менеджер по уюту
наблюдение за чистотой в классе и отвечает за
организацию дежурства в классе
Инспектор ГИБДД
организация игр на переменах и минут отдыха на
уроке, профилактика нарушения дисциплины во
внеурочное время
Магистр
проверка готовности к урокам, ведет учет Труда
каждого жителя города при работе в группе
Направление
деятельности d.
Работа
с
родителями.
Процесс
становления личности – процесс сложный. Считаю, что основным фактором
создания
единого
воспитательного
коллектива
как
гармонично
сбалансированной целостной системы
является совместная деятельность
педагога,
детей
и
родителей.
Значение
родителей
для
ребёнка
трудно
переоценить. Поэтому понятно, что без союза с родителями не обойтись. Их
считаю,
своими
помощниками
и
стимулирую,
поощряю
взаимосвязь
родителей и детей в различных формах. Поэтому в нашем проекте родители
вошли в парламент класса, и активно принимают участие в ролевой игре.
Они
осуществляют
помощь
в
проведении
традиционных
классных
праздников,
в
организации
экскурсий,
в
организации
и
проведении
исследовательских работ учащихся, а также в проектной деятельности класса.
Это позволяет наладить в классном коллективе отношения конструктивного
сотрудничества. И я с радостью наблюдаю, как с каждым годом всё большее
количество родителей проявляют интерес к делам класса, а значит и своего
ребёнка.
Свой опыт общения, сотрудничества, первые шаги в самоопределении
и
самовыражении,
умение
договариваться
и
находить
пути
решения
возникающей проблемы, дети приобретают во внеурочной деятельности во
время проведения акции.
Направление
деятельности f.
Подведение
итогов,
рефлексия
проделанных дел.
Итоги
подводятся
на
заключительном
празднике
«Классный
день».
Президент и парламент проводят праздник и подводят итоги, вручаются
благодарности, призы, 5 детей получают отличительные знаки «Надежда
гимназии».
Обладатель
такого
знака
имеют
право
на
следующий
год
участвовать с предвыборной программой «мэра города».
Оценка эффективности проекта. Проект позволяет детям проживать
жизнь в ролевой игре как во время проведения урока, так и во внеучебной
деятельности.
Мне
в
проведении
учебных
и
внеучебных
занятий,
соответствующих требованиям новых стандартов, помогают концептуальные
основы проекта «Школа – наш общий дом». В проведении любого урока я
активно использую работу «городов», а значит, технологию сотрудничества.
Работа
в группах позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков,
умений;
добиваться
глубинного
личностного
осознания изучаемого
материала;
в
г р у п п е значительно
легче
преодолеваются
трудности,
препятствия, психологические барьеры. Причем при групповой деятельности
результат
воспринимается
учеником
через
призму
общего
успеха,
отождествляя успех группы, команды как собственный. Организация работы
в группах на уроке позволяет мне повысить объём выполняемой работы на
уроке
в
1,5
–
2
раза;
обеспечивает
высокую
степень
дифференциации
обучения,
позволяет
мне
вести
обучение
ребенка
в
зоне
ближайшего
развития, организовать учение без принуждения. Не все ученики готовы
задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При работе в группе,
при совместной деятельности дети выясняют друг у друга неясные моменты,
в случае необходимости не боятся, все вместе, обратится к учителю. Каждый
со временем понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых
сведений
из
учебника,
но
и
от
способности
самостоятельно
приобретать знания и умения и их применять в конкретных заданиях. У
учащихся
формируется
собственная
точка
зрения,
они
учатся
ее
аргументировать, отстаивать свое мнение. Ребята учатся общаться между
собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями. Развивается
чувство
товарищества
и
взаимопомощи.
Владение
передовыми
педагогическими
технологиями
помогли
мне
качественно
организовывать
учебный процесс с учётом новых требований стандарта. Важными чертами
урока стали: системно–деятельностный подход; целенаправленное развитие
универсальных учебных действий, а дети овладели искусством вариативного
выбора, определения метода работы для достижения цели.
Таким
образом,
можно
сделать
обобщенные
выводы
использования
методики проектной деятельности в начальном образовании: Проект «Школа
-
наш
общий
дом»
позволяет
достичь
следующих
результатов
в
формировании
у
школьников
социальных,
ком м у н и кат и в н ы х ,
интеллектуальных и других компетенций:
работать в коллективе
строить отношения при выполнении коллективного задания
помогать друг другу
«проживать» различные роли и менять их
добровольно участвовать в общественной деятельности
понять структуру и систему взаимоотношений в обществе.
Преимущества педагогического проекта:
Для учителя:
уникальная возможность в образовательном процессе в единое целое
объединить учебную деятельность и воспитательный процесс;
учитель проводник и наблюдатель, создает возможность для учеников
применить полученные навыки для построения нового знания; новых
навыков
ученик и учитель делят ответственность за результаты;
Для учащихся:
появляется
повседневная
постоянная возможность выбора в разных
видах деятельности;
обучение становится творческим процессом;
ученик
воспринимает
учителя
проводником
и
наблюдателем,
видит
свои
возможности
для
применения
полученных
навыков
и
превращения их в компетентность;
ученик и учитель делят ответственность за результаты;
ученик
получает
первичные
навыки
социализации
в
современном
обществе.
Ожидаемые результаты:
развитие
социальных
и
коммуникативных
компетенций
учащихся, через ролевые игры «Планета друзей»;
достижение
уровня
образованности,
соответствующего
потенциалу учащихся, через развитие интереса к определённому предмету,
повышения мотивации;
формирование
у
каждого
учащегося
опыта
индивидуальных
достижений в реализации своих способностей:
развитие навыков особой самостоятельности каждого учащегося,
способствующих приобретению не столько самих знаний, сколько способов
и приёмов добывания знаний, овладения ими;
развитие
навыков
исследовательской
культуры
каждого
учащегося;
создание
условий
для
эмоционального
и
психологического
комфорта каждого учащегося
.
Таким образом, можно отметить, что участие школьников в ролевой
игре позволило нашему классу стать отличным от других школьных групп.
Моих
учеников
отличает
атмосфера
поиска,
особый
эмоциональный
микроклимат
класса,
чувство
веры
в
свои
силы
и
способности,
взаимовыручка друг друга, внимательное отношение к товарищу. И, наконец,
то, что сама жизнь класса
для ребёнка стала особо значимой, так как в
подготовке и проведении мероприятий обязательно участвуют сами дети.
Поэтому каждый ребёнок нашего класса вновь и вновь каждое утро спешит в
класс поделиться своими открытиями, своими минутками радости. И вновь,
при наступлении каникул ждёт с нетерпением встречи с oдноклассниками.